Роль религии в жизни общества - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Роль религии в жизни общества - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Цели и задачи: 1) познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести; 2) развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к религии, религиозному сознанию.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-исследование.

Ход уроков

I. Организационный момент

Одной из древнейших форм культуры является религия. Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. В одной из телевизионных передач «Вечер с Познером» состоялась встреча с религиозными деятелями, на которой обсуждалась роль религии в современном обществе. Ведущий задал служителям культа вопрос: «10 заповедей Моисея существуют 2000 лет. Стало ли человечество меньше убивать, воровать?» В конце урока попробуем ответить на этот вопрос, определив место религии в духовной жизни человека.

Тема урока: «Роль религии в жизни общества».

План уроков

1. Религия как одна из форм культуры.

2. Роль религии в жизни общества.

3. Мировые религии.

4. Принцип свободы совести.


II. Изучение нового материала

1. Религия как одна из форм культуры

Слушая рассказ учителя, составьте план-тезисы.

Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное.

Структура религии:

• религиозное сознание;

• религиозный культ;

• религиозная организация.

Сущностью религиозного сознания является иллюзорное удвоение мира, т. е. признание, наряду с реальными природным и социальным бытием, второго, потустороннего мира, в котором находят свое идеальное разрешение все противоречия земного бытия.

Атрибутом религиозного сознания выступает специально культивируемый нравственно-эмоциональный акт - акт веры.

Религиозная вера складывается:

1) из убеждения (веры) в истинности основ религиозного учения;

2) знания религиозных догматов;

3) признания и следования религиозным нормам нравственности;

4) обязательного соблюдения религиозных обрядов и предписаний.

Вера - свойство человеческого сознания, проявляющееся не только в религиозной, но и во многих других формах сознания.

Спецификой религиозной веры является ее объект - идея Бога, главная и самоценная идея, из которой выводятся все остальные. Трудно найти в истории человечества другую идею, которая могла бы сравниться с идеей Бога по продолжительности воздействия и комплексу ощущений, чувств и побуждений, которые с нею связаны.

Выделяют два уровня религиозного сознания:

• религиозную идеологию (систематизированное изложение религиозных догматов);

• религиозную психологию (религиозные представления и чувства верующих).

Главным признаком религиозного сознания является вера в реальность сверхъестественного.

Религиозный культ - это система символических действий, с помощью которых верующие стремятся воздействовать

на сверхъестественное. Для объединения верующих существуют религиозные организации и особая группа людей, духовенство, которая руководит культовыми действиями.

Основными организационными формами религии являются церковь и секты.

Церковь - иерархическая религиозная организация духовенства и верующих, основанная на общности религиозных догматов и культовой системы.

Секты - относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, не разделяющие взгляды господствующей церкви.


2. Роль религии в жизни общества

- Проведем небольшой эксперимент. Ответьте на вопрос: что такое религия лично для вас?

Как видно из ваших ответов, религия - один из способов найти ответы на философские вопросы: «Есть ли душа?», «Что лежит в основе поступков человека?», «В чем разница между добром и злом?»



Некоторые утверждают, что дополнительные силы человеку придавала уверенность в том, что он не один, что у него есть божественные покровители, которые приходят к нему в трудную минуту. Другие считают, что в мире остается множество непознанных вещей, тайну которых человек жаждет раскрыть, но не может этого сделать, а когда нет научных ответов на вопросы, их находят в религиозных представлениях и т. д.

Что же говорят обществоведы, рассматривая роль религии в жизни общества? Изучите и прокомментируйте схему.


3. Мировые религии

Религиозные нормы возникли в глубокой древности. Человек, полностью завися от природы, приписывал ее силам божественное происхождение. Первоначально объектом поклонения был реально существующий предмет - фетиш. Затем появляется тотем - растение или животное, которое человек считал своим предком и защитником. Тотемизм сменяется анимизмом - верой во всеобщую одушевленность природы. Затем среди сверхъестественных существ люди выделяют особенно могущественных богов. Появляются первые политеистические религии.

Таким образом, в своем развитии религия проходит четыре этапа:

1) вера в духов;

2) многобожие (политеизм) - вера в богов, высших существ, похожих на человека, но отличающихся от него могуществом и бессмертием, олицетворяющих все силы окружающей природы и осуществляющих высшее руководство различными видами деятельности;

3) переход от политеизма к монотеизму (единобожию);

4) выход религиозного культа за пределы одного народа.

Религии делят на три большие группы:

• родоплеменные верования;

• национальные религии (иудаизм, синтоизм, индуизм и др.);

• мировые религии: христианство, ислам, буддизм.

Признаки мировых религий:

1) громадное число последователей (христианство - около 1,4 млрд., ислам - около 1 млрд., буддизм - около 350 млн.);

2) космополитичный характер: эти религии выходят за рамки отдельных национальностей и государств;

3) эгалитаризм, проповедь национального и социального равенства;

4) пропагандистская активность.

Разбейтесь на три творческие группы, работая с пунктом 3 § 33, дайте характеристику-анализ мировых религий. Представьте свою работу.

Первая группа - буддизм.

Вторая группа - христианство.

Третья группа - ислам.


Презентация работы первой группы

Самой древней из мировых религий является буддизм. Он возник на рубеже VI-V вв. до н. э. в Индии, а затем распространился в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

Основы буддийского вероучения:

• страдания правят миром;

• причиной страданий является сама жизнь с ее страстями и желаниями;

• уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану;

• существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны. Два пути спасения: хинаяна («узкая колесница») и махаяма («широкая колесница»).

Легендарный основатель этой религии Сиддхарта Гаутама, названный Буддой (Просветленный), разработал восьмиступенчатый путь достижения истины и приближения к нирване:

1) праведная вера;

2) истинная решимость;

3) праведная речь;

4) праведные дела;

5) праведная жизнь;

6) праведная мысль;

7) праведные помыслы;

8) истинное созерцание.

Цель буддизма - не обрести бессмертие, а избавиться от перерождения своей души (от кармы).


Презентация работы второй группы

Христианство появляется в I—II вв. в условиях развитого общества с острыми социальными противоречиями. Благодаря доступности своих догматов христианство получило самое широкое распространение в мире.

Основные положения вероучения:

• изначальная греховность человеческого рода (первородный грех Адама и Евы);

• божественная троица: Бог Отец (творец), Бог Сын (Иисус Христос, Спаситель) и Бог Дух Святой (личный опыт удостоверения в существовании Бога), существующие «нераздельно, неразлучно, но неслиянно»;

• богочеловеческая природа Иисуса Христа (сын смертной женщины и Бога);

• страдания Иисуса и его смерть на кресте как искупление грехов человеческих;

• воскресение Иисуса как залог спасения бессмертных душ праведников;

• вера в существование рая для праведников и ада - для грешников;

• вера во второе пришествие Иисуса Христа для суда над живыми и мертвыми, поощрения праведников и наказания грешников, установления Царства Божьего на Земле;

• культ страданий как повторение Страстей Господних;

• заповедь любви ко всему человечеству, полнейшее духовное смирение и самоуничижение.

Основными ветвями христианства являются:

1) православие;

2) католицизм;

3) протестантизм.


Презентация работы третьей группы

Ислам - самая молодая из мировых религий, возник в VII в.

Основателем является Мухаммед, лицо историческое.

Основные положения религии:

• нет Бога, кроме Аллаха, единобожие;

• человек не способен влиять на ход событий, все в руках Аллаха (идея предопределенности), вера в справедливость Аллаха;

• пророческая миссия Мухаммеда;

• молитва (намаз) пять раз в день;

• обязательный пост;

• хадж - паломничество в Мекку;

• обязательная милостыня бедным;

• джихад - борьба с неверными, сам пророк понимал джихад как духовную борьбу, а не войну с помощью оружия;

• вера в воскресение, Страшный суд, существование рая и ада;

• установление не только моральных, но и правовых норм (шариат - мусульманское право, основанное на Коране и Сунне).

- Что объединяет все эти мировые религии?

- Какие отличия между ними вы увидели?


4. Принцип свободы совести

Мы говорили о том, что в нашей стране происходит формирование гражданского общества. А значит, на первый план должна выйти проблема взаимодействия, диалога различных религиозных конфессий. Но религии отличаются друг от друга.

- Как найти общий язык?

Правовой основой разрешения всех противоречий может стать соблюдение принципа свободы совести.

- Что мы подразумеваем под понятием «свобода совести»?

Под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной жизни.

Работая с текстом Конституции РФ и материалом параграфа на с. 343-344, рассмотрите аспекты законодательства России по осуществлению свободы совести.

Итак, основные аспекты принципа свободы совести:

1. Принцип отделения религиозных организаций от государства предусматривает невмешательство государства во внутреннюю жизни религиозных организаций.

2. Светский характер государственного образования предполагает:

• равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования;

• запрещение любых форм религиозной и атеистической пропаганды в образовательных учреждениях;

• воспитание подрастающего поколения в духе толерантности к проявлениям инакомыслия.

3. Возможность свободно отправлять свой культ.


III. Итог уроков

- В чем вы видите причины особой популярности ранних форм религии в наши дни? Почему люди стали чаще обращаться к магам, хиромантам, астрологам?

- Существует мнение, что повышение процента верующих среди молодежи в нашей стране связано не столько с верой в Бога, сколько с привлекательностью обрядов венчания, крещения, причастия и т. д. А как думаете вы?

Прочитайте притчу.

У одной бедной женщины умер единственный сын. Убитая горем, она не смогла смириться с утратой и во что бы то ни стало хотела вернуть к жизни свое чадо. Соседи посоветовали ей обратиться к Будде, который вместе со своими последователями остановился в это время возле их деревни. Будда, выслушав историю женщины, обещал вернуть ей сына в том случае, если она принесет ему зерно из дома, где никто не умирал.

- Чем, на ваш взгляд, закончилась эта история? Какие выводы можно из нее сделать?

- Основатель какой религии произнес эту заповедь: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»?

- Какие положения данной религии можно выделить из приведенного отрывка? Какова основная мысль этого высказывания?

Прочитайте фрагмент из религиозного источника:

Хвала Аллаху, Господу миров;

Всемилостив и Милосерден Он один,

Дня судного один Он властелин.

Лишь пред Тобой колени преклоняем

И лишь к Тебе о помощи взываем:

«Направь прямой стезею нас,

Что Ты избрал для тех,

Кто милостью Твоею одарен,

Но не для тех, на ком Твой гнев

И кто в неверии блуждает».

- О какой религии идет речь? Какие мысли заключены в этом тексте? С чем могут согласиться люди, исповедующие другие мировые религии?


Домашнее задание

Выучите § 33, выполните задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]