Массовая культура - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Массовая культура - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Цели и задачи: 1) познакомить с формами культуры, показать основные черты массовой культуры, причины ее появления, проанализировать современный этап массовой культуры; 2) развивать умения осуществлять информационный поиск, сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к массовой культуре, «человеку массы».

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-исследование.

Ход уроков

I. Организационный момент

Массовая культура стала неотъемлемой частью жизни общества. Ее продукты вошли в нашу повседневную жизнь. У нее много сторонников и противников. А ученые-обществоведы ведут острые диалоги о ее сущности и предназначении.

Задумаемся и мы над этими проблемами.

Тема урока: «Массовая культура».

План уроков

1. Культурное многообразие.

2. Массовое общество и «человек массы».

3. Сущность и особенности массовой культуры.

4. Массовая культура в России.

5. СМИ и массовая культура.

6. Симптом вырождения общества или условие его здоровья?


II. Изучение нового материала

1. Культурное многообразие

Широкое распространение получило разделение культуры на народную, элитарную и массовую.

Рассмотрим их более подробно. Для эффективности в работе разделимся на две группы.

Первая группа - работая с пунктом 1 § 35, охарактеризовать и проанализировать народную культуру. Работу представить наглядно.

Вторая группа - работая с пунктом 1 § 35, охарактеризовать и проанализировать элитарную культуру. Работу представить наглядно.


Презентация работы первой группы



Презентация работы второй группы



- Определите положительные и отрицательные черты народной и элитарной культуры.


2-4. Массовое общество и «человек массы». Сущность и особенности массовой культуры. Массовая культура в России

Массовая культура возникает при переходе к индустриальному обществу, на рубеже XIX-XX вв. Исследуем ее структуру и сущность.

Первая группа работает с пунктом 2 § 35 и отвечает на вопросы.

Вторая группа работает с пунктом 3 § 35 и отвечает на вопросы.

Третья группа работает с пунктом 4 § 35 и отвечает на вопросы.


Вопросы для первой группы

1. Почему массовая культура возникает на рубеже XIX- XX вв.?

2. Что вы понимаете под стандартизацией духовной культуры?

3. Какие две сферы достаточно четка обозначились в жизни работающего человека?

4. Как ответил рынок на запрос работающего человека?

5. Почему и как возникла массовая литература?

6. Что породило массовое общество?

7. Какую характеристику давали «человеку массы» философы без лица?

8. Нарисуйте портрет «человека массы», опираясь на характеристику X. Ортега-и-Гасета.

9. Как стали воспринимать «человека массы» в середине XX в.?

10. Нарисуйте портрет «массового среднего класса».

11. Что собой представляет теория демассификации?

12. Выразите свое отношение к «человеку массы».


Вопросы для второй группы

1. Что охватывает термин «массовая культура»?

2. Назовите и охарактеризуйте основные особенности массовой культуры.

3. Охарактеризуйте и проанализируйте общедоступность массовой культуры.

4. Чем вызвана общедоступность?

5. Можно ли напрямую связывать произведения массовой культуры с их низким уровнем?

6. Можно ли проводить аналогию между понятиями «массовая культура» и «плохая культура»? Почему?

7. Охарактеризуйте и проанализируйте занимательность массовой культуры.

8. Чем она вызвана?

9. К каким последствиям она приводит?

10. Охарактеризуйте и проанализируйте серийность и тиражируемость.

11. В чем проявляется эта черта?

12. Охарактеризуйте и проанализируйте пассивность восприятия.

13. Охарактеризуйте и проанализируйте ее коммерческий характер.

14. На что ориентируются производители продукции?

15. Как и где создаются произведения массовой культуры?

16. Что является показателями спроса?


Вопросы для третьей группы

1. Когда в России зародилось массовое общество?

2. Поясните на примерах процесс его зарождения.

3. Какой факт зафиксировали литературные и художественные критики?

4. Как менялась социальная ориентация искусства?

5. Что произошло в 1920-1930 гг.?

6. Какие обстоятельства стали решающими в этом процессе?

7. На что была ориентирована массовая культура в Советской России?

8. Какие ценности вобрала в себя массовая культура?

9. Приведите примеры массового искусства в эти годы.

10. Дайте характеристику эволюции массовой культуры в 60-е гг. XX в.

11. Какие ценности господствуют в массовом сознании в наши дни?

12. Какие особенности имеет массовая культура в России по сравнению с Западом?


5. СМИ и массовая культура

Итак, телевидение, газеты и радио приобщают нас к массовой культуре. Эти каналы получили название средств массовой информации.

Проведите исследование роли и влияния газет, журналов и телевидения на массовое сознание. При ответе проанализируйте роль и значение «желтой» прессы.

Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.

- Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух предположений.

- Вы стали руководителем известного всем телевизионного канала. Представьте свое видение работы канала.


6. Симптом вырождения общества или условие его здоровья?

Работая с пунктом 6 § 35, заполните таблицу «Массовая культура: “за”и“против”».


Массовая культура «за» и «против»


«За»

«Против»

1. В массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией, есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.

2. В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма.

3. Массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение.

4. Массовая культура способна знакомить опосредованно с произведениями элитарной культуры

5. Массовая культура создает высокую эмоциональную атмосферу

1. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность.

2. Благодаря огромным возможностям СМИ массовая культура агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества.

3. Массовая культура нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта.

4. Массовая культура насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства.

5. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности


III. Итог уроков

Н. А. Бердяев в работе «Философия неравенства» отмечал, что давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя качеством той культуры, которую она несет с собой в мир. Демократизация, по мнению философа, всюду способствует снижению качества и ценности культуры. Она делается более дешевой, доступной, но вместе с теми более плоской, лишенной стилистического своеобразия.

- Какими еще чертами характеризуется массовое общество? Кто из исследователей занимался изучением этой проблемы?

- Почему, по мнению многих исследователей, массовая культура имеет наркотический характер?

- Почему некоторые исследователи считают, что массовая культура «проста как мычание» и «сноподобна»?


Домашнее задание

Выучите § 35, выполните задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]