Социальная мобильность - МОДУЛЬ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА»

Обществознание 11 класс - поурочные разработки

Социальная мобильность - МОДУЛЬ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА»

Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается непреходящим явлением.

Р. Дарендорф


Цели: сформировать у учащихся представления о социальной мобильности и ее видах, закрепить знания о социальном статусе; закрепить умение работать с обучающими текстами.

Ход уроков

I. Организационный момент


II. Изучение нового материала

План

1. Виды социальной мобильности.

2. Каналы мобильности.


1. Виды социальной мобильности

Учащиеся самостоятельно читают текст учебника и заполняют следующую таблицу.


Социальная мобильность и ее виды


Социальная мобильность

Вертикальная мобильность - движение вверх (социальный карьеризм) или вниз (форма деклассирования, люмпены) по социально- экономической шкале

Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую без изменения статуса на одном социально- экономическом статусе (профессиональный карьеризм)

Собственно горизонтальная мобильность

Географическая мобильность - перемещение из одного места в другое (мобильность при сохранении прежнего статуса)


Вопросы для беседы:

1. Что понимается под социальной мобильностью?

2. В чем различие между горизонтальной и социальной мобильностью?

3. Приведите примеры обществ:

• с низкой социальной мобильностью;

• с высокой социальной мобильностью.

4. Перечислите виды социальной мобильности.

5. Каковы факторы групповой мобильности?

6. Каковы факторы индивидуальной мобильности?


2. Каналы мобильности

Пути и механизмы, позволяющие людям подниматься наверх, называются каналами вертикальной мобильности. Известный философ Питирим Сорокин выделил несколько таких каналов и дал их подробное описание:

• образование;

• армия или участие в военных действиях;

• фаворитизм - близость к тем, кто имеет власть и влияние;

• церковь;

• семья;

• собственность;

• удачный брак, т. е. брак с представителем более высокой социальной группы.

В современном обществе к таким каналам можно отнести участие в политических движениях и партиях, некоторые нелегальные каналы, например, организованная преступность. Значительную роль играют средства массовой информации.

(Можно предложить ученикам прочитать текст П. Сорокина «Выскочки и монархи». Учащиеся должны определить, какие социальные лифты выделяет П. Сорокин, и подобрать примеры ко всем каналам социальной мобильности. Через 10-15 минут проводится беседа, ответы учащихся уточняются и корректируются учителем.)


III. Практическая работа

Учитель предлагает выполнить познавательные задания проблемного характера.

1. Возможно ли существование абсолютно закрытых и абсолютно открытых обществ? (Примерный ответ. Абсолютно закрытые общества лишены вертикальной социальной мобильности. Абсолютно открытые общества не имеют ограничений для восхождения вверх. Таких обществ в истории не было и не может быть. Перемещение людей и групп является необходимым условием общественного развития. Если этого движения нет, в высших стратах накапливается определенная часть так называемого общественного балласта - инертных, малоспособных к продуктивной деятельности людей, обломовых и маниловых. Значительная группа энергичных, способных людей в низших стратах, не имея возможности себя реализовать, подняться по социальной лестнице, становится источником нестабильности в обществе — нигилисты базаровы объединяются с революционерами.)

2. Проанализируйте поведение известных сказочных героев: почему эти сказки популярны; какие каналы мобильности они используют.

3. Как в современном обществе действуют социальные лифты, о которых писал П. Сорокин? (Изменилось содержание образования. Более века назад главным в образовании было овладеть суммой знаний. В эпоху информационного общества главное в образовании - овладеть приемами самостоятельного получения информации и воспитать потребность в непрерывном самообразовании.)

4. В какой класс - бедный или богатый - легче войти или выйти из него?


Домашнее задание

1. § 6 (Кравченко).

2. § 20 (Боголюбов).






Для любых предложений по сайту: [email protected]