Обществознание 11 класс - поурочные разработки
Духовные ценности современной цивилизации - МОДУЛЬ «ДУХОВНАЯ СФЕРА»
Истина ничуть не страдает от того, что кто-либо ее не признает.
И. Шиллер
Цели: расширять кругозор учащихся, систематизировать знания; формировать навыки работы с обучающими текстами.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Изучение материала
План
1. Наука и образование XXI в.
2. Общая характеристика современной культуры.
3. Художественная культура современности.
4. Постсоветская культура.
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
Изучение новой темы проходит в форме семинара. Учащиеся должны быть предупреждены, что в своих выступлениях они должны использовать краеведческий материал.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
Изучение новой темы проходит в форме круглого стола. Его проведение требует большой подготовительной работы, так как нужно пригласить соответствующих специалистов или интересных собеседников. Возможны предварительные экскурсии, в ходе которых учащиеся выполняют пропедевтические задания по тематике круглого стола.
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ
Изучение новой темы проходит в рамках комбинированного урока, на котором учащиеся выступают с сообщениями, проводят мини-дискуссии.
Какой бы вариант ни избрал учитель, учащиеся должны усвоить, вспомнить и систематизировать следующий материал.
1. Наука и образование XXI в.
Понятие «наука» используют в трех аспектах:
• как особую систему знаний, основанную на законах и закономерностях;
• как систему специфических организаций и учреждений с работающими там научными сотрудниками, которые вырабатывают, хранят и распространяют научные знания;
• как особый вид деятельности, систему научных исследований.
Цели науки: теоретическое отражение окружающей действительности (описание, объяснение, предсказание процессов и явлений), определение практической значимости научных открытий.
Функции науки: культурно-мировоззренческая; совершенствование производства (техники и технологий).
Процесс научного познания: формулировка проблемы - выдвижение гипотезы - определение и использование методов и средств исследований - оформление и осмысление результатов - выдвижение на их основе концепций и теорий.
На современном этапе наука активно участвует во всех процессах общественного развития и управления ими. Научные методы и данные используются для разработки различных программ, например национальных проектов современной России.
В науке существуют свои этические нормы, определяющие степень дозволенности д ля ученых. Где заканчивается эта дозволенность, каждый ученый определяет исходя прежде всего из своих нравственных представлений. Условно эти нормы делятся на три группы:
• общечеловеческие требования и запреты;
• защита специфических научных ценностей;
• нравственные правила (взаимосвязь свободы научного поиска и социальной ответственности ученого).
Переустройство общества всегда связано с переустройством системы образования. Сущность этих изменений зависит от тех задач, которые решает в данный момент общество. Процесс социализации человека продолжается всю жизнь по двум направлениям: в ходе стихийного влияния на человека жизненных обстоятельств и в ходе целенаправленного воздействия на него общества в процессе воспитания и образования.
Современная система образования ставит своей целью повышение качества образования. Разработаны соответствующей комиссией ЮНЕСКО показатели образовательной компетентности, ключевых компетенций. Проводится гуманизация (повышенное внимание к личности, нравственному воспитанию человека), гуманитаризация (усиление внимания к изучению общественных дисциплин), интернационализация (создание единой системы образования для разных стран).
2. Общая характеристика современной культуры
XX в. и начало XXI в. - наиболее динамичный период в истории цивилизации. Для него характерны торжество науки, человеческого интеллекта; утверждение идеалов любви к человеку, принципов равенства и демократии и одновременно социальные потрясения, две смертоносные мировые войны и рост терроризма; усиление социального неравенства людей.
Техногенная цивилизация существует более 300 лет, но она оказалась не только очень динамичной, но очень и очень агрессивной. Она подчиняет себе, подавляет традиционные общества и культуры. В ней совершается генерация новых идей и образцов, различных концепций, возникновение новых ценностных ориентаций. Все большее число ученых особую роль отводит идеям как регуляторам жизни общества.
Техника все чаще начинает выходить из-под контроля человека и превращается в стихию «нового типа». Необратимый характер приобретает кризис экосистемы, происходящие изменения на социальном и природном уровне стали превышать адаптивные способности человека и природы. Развитие техногенной цивилизации подходит к критическим рубежам.
Для культуры современной цивилизации характерны следующие черты:
1. Широкое распространение гуманистических принципов и идеалов.
2. Наука стала мировой, объединяя усилия разных стран в условиях глобализации.
3. Космизм.
4. Необходимость решения глобальных проблем.
5. Расширение сфер воздействия культуры на людей в условиях информационного общества.
6. Массовая культура доминирует в современной культуре.
7. Современные концепции развития культуры ориентированы на повседневную жизнь человека, признают невозможность познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем, все чаще проявляются идеи пессимизма и абсурдности.
3. Художественная культура современности
1. Модернизм. Направления модернизма в искусстве: кубизм (объекты как сумма геометрических фигур), футуризм (протест против театров, музеев, изображение человека в движении, в быстром ритме жизни много рук и ног), экспрессионизм (фантастические образы), абстракционизм (из-за игры цвета изображаемые предметы нельзя узнать), сюрреализм (запись грез, сновидений, свободных ассоциаций). Провозглашает главным субъективистское видение мира, воображение и фантазию при создании художественных произведений.
2. Авангардизм (протестует против всего на свете). Поп-арт - одно из направлений.
3. Неореализм.
4. Постсоветская культура
В развитии постсоветской культуры ярко проявляется плюрализм. Однако на рубеже веков отечественная культура находилась в кризисном состоянии. Это был системный кризис; проявлялись девальвация образования, духовных ценностей; коммерциализация учреждений культуры; разрушалась материальная база и инфраструктура сферы культуры. Экспансия западной и прежде всего американской культуры, формирует психологию человека-потребителя.
Однако в последнее время предпринимаются определенные меры для преодоления кризиса и благодаря изменяющейся государственной политике в области культуры происходит возвращение российской культуры на прежние позиции в мире.
Составной частью современной российской культуры является культура русского зарубежья.
Домашнее задание
1. Выбрать одно из высказываний как тему эссе:
• «Наука - это истина, помноженная на сомнение» (П. Валери).
• «Старайтесь присоединить к красоте прочные качества» (Эзоп).
• «Красота спасет мир» (Ф.М. Достоевский).
2. С. 369-371 (Боголюбов).