Обществознание 11 класс - поурочные разработки
Повторение и обобщение знаний - ПОВТОРЕНИЕ
Цели: повторить, обобщить и закрепить учебный материал курса «Обществознание»; формировать навыки выполнения заданий части В Единого государственного экзамена.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Фронтальная работа
Учащиеся самостоятельно выполняют работу по карточкам в течение 10 минут. Затем учитель вызывает к доске одного или двух учеников для проверки выполнения заданий.
Карточка 1
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
(Ответ: общее.)
2. Основные сферы экономической деятельности составляют производство, обмен, потребление и...
(Ответ: распределение.)
3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбика. Запишите выбранные буквы по порядку от 1 до 6.
Отдельные социальные статусы личности Виды статусов
1) маргинал А) приобретенный
2) англичанин Б) предписанный
3) председатель приемной комиссии
4) мужчина
5) 18-летний человек
6) бабушка
(Ответ: 1-А, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-Б, 6-А.)
4. Найдите в приведенном ниже списке виды деятельности политической партии и запишите цифры в порядке возрастания.
1) формирование определенной идеологии;
2) организация выборов в избирательном округе;
3) представительство разнообразных общественных интересов;
4) деятельность по охране правопорядка;
5) пропаганда предвыборной программы;
6) назначение руководителей министерств и ведомств.
(Ответ: 1, 3, 5.)
Карточка 2
Выберите правильный вариант ответа.
1. Подчеркивая многообразие, сложность и неоднородность общества, ученые характеризуют его как:
а) систему;
б) часть природы;
в) материальный мир;
г) цивилизацию.
2. Глобальная проблема в области экологий:
а) бедность некоторых регионов планеты;
б) угроза ядерной войны;
в) сокращение разнообразия биологических видов;
г) увеличение доли пожилых людей в структуре населения.
3. Верны ли суждения?
А. В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные качества личности, поощряются инициатива и предприимчивость.
Б. В индустриальном обществе коллективные начала преобладают над частными интересами.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
4. Отличие человека от животного состоит в наличии:
а) инстинкта самосохранения;
б) органов чувств;
в) заботы о потомстве;
г) способности трудиться.
5. И общение, и игру как виды человеческой деятельности характеризует:
а) использование определенных правил или норм;
б) обязательное наличие партнера;
в) условный характер;
г) обязательное соблюдение ритуалов.
6. Верны ли суждения?
А. Поведение человека в обществе полностью предопределено природными условиями.
Б. Поведение человека в обществе полностью подчинено воле и желаниям других людей.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
Правильные ответы: 1а, 2в, 3а, 4г, 5а, 6г.
III. Контрольное выполнение заданий
Время выполнения - 5 минут на каждый тест. Затем учащиеся сверяют ответы по методу взаимопроверки.
Тест 1
1. Воздействие общества на природу отражает пример:
а) обнаружение ранее неизвестной древней народности;
б) дебаты кандидатов в парламент страны;
в) захоронение радиоактивных отходов;
г) реформа аграрного сектора экономики.
2. Индустриальное общество характеризует признак:
а) ведущая роль средств информации;
б) преобладание промышленности;
в) отсутствие разделения труда;
г) решающее значение сферы услуг в экономике.
3. Верны ли суждения?
А. Понятие «общество» может иметь несколько значений.
Б. Изменения в обществе всегда приводят к его совершенствованию.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
4. Игру как вид деятельности от труда отличает:
а) обязательное использование инструментов;
б) наличие воображаемой обстановки;
в) осуществление коллективом людей;
г) стремление к поставленной цели.
5. Верны ли суждения?
А. Человека формирует как природная среда, так и социальные отношения и взаимодействия.
Б. Человека формирует культурная среда.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
Тест 2
1. Какую сферу общества характеризуют понятия «маргиналы», «люмпены», «белые воротнички»?
а) экономическую;
б) социальную;
в) политическую;
г) духовную.
2. Постиндустриальное общество характеризует признак:
а) ведущая роль информационных технологий;
б) появление элитарной культуры;
в) начало промышленного переворота;
г) преобладание коллективных интересов над личными.
3. Верны ли суждения?
А. Развитие средств массовых коммуникаций способствует укреплению целостности современного мира.
Б. Все современные глобальные проблемы являются следствием международной интеграции.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
4. В отличие от животного человек способен:
а) действовать сообща с себе подобными;
б) видеть цель своих действий;
в) обучать потомство;
г) защищаться от опасности.
5. Верны ли суждения?
А. Период времени биологической эволюции человека продолжался неизмеримо дольше культурной.
Б. Эволюционный процесс всех млекопитающих тесно связан с социальными изменениями.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
Правильные ответы;
Тест 1: 1в, 2б, 3а, 4б 5в.
Тест 2: 1б, 2а, 3а, 4б, 5а.
Тест 3
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
(Ответ: духовная.)
2. Осознание человеком нужды в чем-либо, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности, называется...
(Ответ: потребности.)
3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбика.
Характерные черты Уровень научного познания
1) выдвижение и обоснование гипотез А) теоретический
2) проведение научного эксперимента Б) эмпирический
3) ведение наблюдений над явлениями общественной жизни
4) фиксация обобщений в виде теории
(Ответ: 1-А, 2-Б, 3-Б, 4-А.)
4. Найдите в приведенном списке средства массовой информации и соответствующие им цифры запишите в порядке возрастания.
1) аналитический сборник статей;
2) телеграфная станция;
3) телевизионный канал;
4) проведение театрального фестиваля;
5) концерт эстрадной музыки;
6) ежедневная радиопередача.
(Ответ: 1, 3, 6.)
Тест 4
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
(Ответ: таможенная.)
2. Социальным контролем называется социальный институт, который обеспечивает регуляцию и соответствие поведения личности социальным...
(Ответ: нормам.)
3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбика.
Характеристика партий Принцип классификации
1) легальные А) по составу
2) консервативные Б) по отношению к закону
3) оппозиционные В) по отношению к власти
4) кадровые Г) по методам отстаивания интересов
Д) по охвату территории
(Ответ: 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А.)
4. Найдите в приведенном ниже списке ситуации, которые связаны с трудовыми правоотношениями. Соответствующие им цифры запишите в порядке возрастания.
1) водитель троллейбуса опоздал с выходом в рейс;
2) преподаватель опоздал на лекцию;
3) юбиляр опоздал на торжество;
4) начальник опоздал на совещание;
5) пассажир опоздал на поезд;
6) покупатель опоздал к открытию магазина.
(Ответ: 1, 2, 4.)
Тест 5
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
(Ответ: престижные (идеальные).)
2. Если знание не зависит от мнения отдельных людей, то оно по своему содержанию является...
(Ответ: объективным.)
3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбика.
Явление духовной жизни Формы культуры
1) концерт этнографического ансамбля А) народная
2) компьютерная игра Б) элитарная
3) мифы о Геракле В) экранная
4) концерт симфонической музыки
5) выставка авангардной живописи
(Ответ: 1-А, 2-В, 3-А, 4-Б, 5-Б.)
4. Найдите в приведенном ниже списке предметы купли-продажи на рынке капитала. Соответствующие им цифры запишите в порядке возрастания.
1) компьютеры;
2) автомобили;
3) ценные бумаги;
4) недвижимость;
5) информационные технологии;
6) валюта.
(Ответ: 3, 6.)
Домашнее задание
1. Подготовиться к выступлениям.
2. Продумать текст выступления по следующим проблемам.
• «Кто научился размышлять, тому трудно веровать» (А. Н. Толстой).
- В чем сходство и в чем различие науки и религии?
- Нуждаются ли вера и разум друг в друге?
• «Право - это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения закона свободы» (И. Кант).
- Как, по вашему мнению, соотносятся идея права и идея свободы?
- Можно ли сказать, что право ограничивает свободу человека?
• «Отвергать прогресс - такая же нелепость, как отвергать силу падения» (Н. Чернышевский).
- Какие критерии прогресса вы можете указать?
- Всегда ли, с вашей точки зрения, прогресс оказывается положительным явлением?
- Как соотносятся технический прогресс и мораль?