Правосудие в современной России - МОДУЛЬ «ПРАВО»

Обществознание 11 класс - поурочные разработки

Правосудие в современной России - МОДУЛЬ «ПРАВО»

Пусть свершится справедливость, даже если погибнет мир.

Латинский афоризм


Цели: ознакомить с основными понятиями уроков: назначение суда как государственной ветви власти, основные функции суда в разрешении конфликтов, действие судебных механизмов и основные роли участников судебного процесса; закрепить знания по основам правовой культуры.

Ход уроков

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

Двое учащихся у доски записывают по пять изученных терминов и их определения.

В это время учитель беседует с классом по вопросам:

• Структура нормы права.

• Два типа взаимоотношений права и государства.

• Признаки правовой нормы.

• Источники права.

Нескольким учащимся (до восьми человек) предлагается письменно ответить на следующие вопросы:

• Основные теории происхождения права.

• Основные правовые семьи и их особенности.

При ответе учащиеся должны перечислить основные теории или правовые семьи, одну из них описать подробно и привести соответствующие примеры.


III. Изучение нового материала

План

1. Из истории правосудия в России.

2. Принципы правосудия в Российской Федерации.

3. Судебная система современной России.


1. Из истории правосудия в России

(Учитель напоминает о способах решения спорных вопросов в древности, а по настенной картине «Суд во времена Русской Правды» рассказывает о некоторых обычаях рассмотрения спора в Киевской Руси.

Далее можно предложить фронтальную беседу с целью актуализации исторических знаний. Учитель заостряет внимание на следующих моментах.)

1. Русская Правда как первый письменный сборник законов на Руси,

Это сложный юридический памятник, основанный на нормах обычного права и княжеском законодательстве. Слово «правда» означает и правила, и соответствие истине. Русская Правда состоит из трех частей:

1). Правда Ярослава, которая регламентирует отношения между свободными людьми, прежде всего в княжеской дружине. Основана на обычном праве. Например, обвиняемый должен доказать свою невиновность, подвергаясь испытанию огнем и водой; обычай кровной мести.

2). Правда Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого), которая уделяет большее внимание отношениям внутри княжеской или боярской вотчины с зависимым населением.

3). Устав Владимира Мономаха, в котором упорядочены проценты, взимаемые ростовщиками, регламентирована запись в холопство, определено правовое положение закупов.

2. Судебники 1497 и 1550 гг. как законодательство централизованного Российского государства.

Судебник Ивана III, созданный в 1497 г., имел своей целью объединить судебные системы разных земель, чтобы иметь свод законов для объединенного государства. Судебник еще во многом базируется на правовых нормах Русской Правды, но в него уже вводятся нормы права, необходимые для реалий единого государства. В частности, преступлением считается любое нарушение установленных властью норм; появляется новое преступление - крамола (преступление против государства и государя) и должностное преступление (вынесение судьей заведомо несправедливого решения), казнокрадство, посул (дача взятки должностному лицу); ужесточаются и систематизируются наказания, смертная казнь могла быть заменена другим наказанием только помилованием государя. Законодатель определяет стадии судебного процесса, в частности ордалии (доказательства своей правоты путем поединка) и пытки как способы доказательства виновности или невиновности. В Судебнике указывается трехзвенная судебная система.

Судебник Ивана Грозного, созданный в 1550 г., значительно расширен и лучше систематизирован Судебника 1497 г. В частности, упорядочен сбор налогов и таможенных пошлин, которые полностью перешли в руки правительства; установлена единая мера обложения; дополнена правовыми нормами глава «О государьском здоровьи и как его оберегати».

3. Судебная реформа 1864 г. как самая прогрессивная из реформ Александра II, предопределившая основные черты современной судебной системы.

По реформе 1864 г. вводились две системы судебных органов: выборные (мировые судьи и съезды мировых судей) и назначенные (окружные суды и судебные палаты).

Мировые суды должны были разгрузить юстицию от малозначительных головных дел. Апелляционной инстанцией для дел, рассмотренных мировыми судьями, был съезд мировых судей.

Основное звено судебной системы - окружные суды. Окружной суд состоит из двух отделений - гражданского и уголовного. Вводится суд с участием присяжных заседателей при рассмотрении преступлений, за которые полагалось лишение прав состояния (разбой, убийство). Присяжным заседателем мог быть человек в возрасте от 25 до 70 лет, имеющий ценз оседлости в 2 года. Постановление суда с участием присяжных заседателей являлось окончательным.

Верховный кассационный суд - Сенат.

Введены новые принципы судопроизводства и судоустройства:

• отделение суда от администрации;

• всесословный суд;

• равенство всех перед судом;

• несменяемость судей и следователей;

• выборность мировых судей;

• вводились присяжные заседатели;

• гласность и состязательность суда.


2. Принципы правосудия в Российской Федерации

(Учащиеся самостоятельно читают текст учебника и выписывают основные принципы правосудия:

• законность;

• гласность;

• равноправие и состязательность;

• право на судопроизводство на национальном языке;

• презумпция невиновности.

Учитель акцентирует внимание учащихся на осмысленном восприятии каждого принципа и приводит соответствующие примеры из СМИ.)


3. Судебная система современной России

(Учитель рассказывает об особенностях судебной системы в России, опираясь на схему «Судебная система России».

Кроме того, при изучении принципов правосудия и судебной системы Российской Федерации (РФ) можно проанализировать соответствующие статьи действующей Конституции РФ.)

- Прочитайте статьи Конституции РФ и выполните задания:

1. Какие принципы правосудия определяет действующая Конституция РФ?

2. Нарисуйте схему высших судов РФ и сформулируйте их главное назначение.

3. Используя текст, выполните контрольные задания «Проверьте ваши знания».

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

Статья 20

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решение и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 47

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 48

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 49

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 50

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 51

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральные законы могут устанавливать иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Статья 52

Право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняется законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 53

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 54

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.


Тест

1. Помощью адвоката можно воспользоваться с момента:

а) задержания;

б) заключения под стражу;

в) предъявления обвинения;

г) во всех перечисленных случаях.

2. Правосудие в РФ осуществляется:

а) только судами;

б) Президентом РФ;

в) судами и Президентом РФ;

г) судами и органами власти.

3. Обвиняемый считается виновным:

а) по фактам, представленным следователем;

б) показанию свидетелей преступления;

в) решению общественного суда;

г) решению суда.

4. Заключение под стражу допускается по решению:

а) следователя;

б) прокурора;

в) суда;

г) администрации.

5. Смертная казнь устанавливается в качестве:

а) вынужденной меры наказания;

б) временного средства наказания;

в) исключительной меры наказания;

г) справедливого наказания.

6. В число органов судебной власти не входит:

а) Конституционный Суд РФ;

б) прокуратура;

в) окружные арбитражные суды;

г) военные суды.

7. Какой принцип правосудия не предусмотрен Конституцией РФ?

а) правосудие осуществляется в интересах государства;

б) создание чрезвычайных судов недопустимо;

в) судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны;

г) судьи подчиняются только Конституции РФ Федеральным законам.

8. Основная деятельность Конституционного Суда РФ заключается:

а) в надзоре за деятельностью Генеральной Прокуратуры РФ;

б) надзоре за деятельностью Федерального Собрания РФ;

в) надзоре за деятельностью всех других судов РФ;

г) разрешении дел о соответствии федеральных законов, нормативных актов высших органов государственной власти Конституции РФ.

9. Какой суд является высшим судебным органом по экономическим вопросам?

а) Конституционный Суд РФ;

б) Верховный Суд РФ;

в) Высший Арбитражный Суд РФ;

г) все перечисленные.

10. Судебная власть характеризуется:

а) независимостью;

б) особым статусом судей;

в) наличием властных полномочий;

г) всем перечисленным.

Правильные ответы: 1г, 2а, 3г, 4в, 5в, 6б, 7а, 8г, 9в, 10г.


IV. Закрепление изученного материала

- Почему законодатель определил, что присяжными заседателями не могут быть военнослужащие, священники и судьи?

- Для чего необходима независимость судей?

- Чем отличается суд присяжных от других судов?


Домашнее задание

§ 2 (Кравченко). Подобрать материал из СМИ о правосудии в Российской Федерации.


ВТОРОЙ ВАРИАНТ

На первом уроке изучается теоретический материал, второй урок отводится под ролевую игру.


Ролевая игра «Для чего нужен суд»

Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон.

Солон


Оформление класса: стулья и столы расставлены как в зале судебных заседаний. Перед доской стол и стул. Это место для судьи. Слева от судьи - место для прокурора, справа - для подсудимого и его адвоката. Перед судейским столом - место для свидетелей. Остальная часть аудитории отводится для публики, которая имеет право свободно посещать судебные процессы.

Оформление доски: судебный процесс, судья, адвокат, прокурор, подсудимый, секретарь суда, пострадавший, родители и друзья пострадавшего и обвиняемого, свидетели, эксперты, оправдательный приговор, обвинительный приговор, представители прессы (должны быть представлены разной направленности периодические издания).

Распределение ролей: учитель для темы судебного заседания предлагает конкретный случай, взятый из криминальных местных сообщений. Каждый участник имеет бэйдж с указанием своей роли и имени (в соответствии с правилами делового этикета). Роли распределяются заранее, чтобы учащиеся могли продумать стратегию своего поведения в соответствии с ролью.

Техническое обеспечение урока: порядок судебного заседания, карточки-инструкции с напоминанием ролевых действий, листы для ведения протокола суда секретарем суда, записывающие устройства (например, диктофоны, мобильные телефоны с соответствующими функциями, «фирменные блокноты» для письменных записей) для представителей прессы.

Порядок судебного заседания

1. Все занимают места в соответствии с ролями.

2. Секретарь объявляет: «Встать, суд идет!», все присутствующие встают и присаживаются после слов секретаря: «Прошу всех сесть».

3. Судья объявляет, какое дело будет рассматриваться, и представляет прокурора и адвоката. Затем просит секретаря сообщить, все ли свидетели явились. После оглашения секретарем этой справки судья ударяет судебным молотком по столу и начинает судебное разбирательство.

4. Выступление прокурора с обвинениями.

5. Опрос пострадавшего.

6. Опрос свидетелей.

7. Заключительное обвинительное выступление прокурора с требованием о наказании.

8. Защитная речь адвоката, доказывающего невиновность подсудимого и просящего в зависимости от хода судебного разбирательства и степени доказанности вины об освобождении от наказания или смягчении наказания.

9. Последнее слово подсудимого.

10. Секретарь объявляет об уходе суда на совещание (не более 5 минут).

11. В это время представители прессы задают вопросы публике по сути рассматриваемого дела. Эти материалы будут использованы для написания репортажа «Из зала суда». После вынесения приговора можно будет задать вопросы прокурору и адвокату.

12. Секретарь вновь объявляет: «Встать, суд идет!».

13. Судья зачитывает приговор, который выслушивается всеми присутствующими стоя и напоминает право на апелляцию, которое есть у потерпевшего и осужденного или оправданного (в зависимости от решения суда).

14. Судья комментирует свой приговор.

15. После ухода суда подсудимый или освобождается, или его под охраной выводят из зала суда.

Для лучшего исполнения роли учащимся предлагается посмотреть хотя бы одну телевизионную передачу из цикла «Федеральный судья» (1 канал), «Суд идет» (канал «Россия»).

По окончании игры проводится анализ занятия. Выслушиваются оценки и самооценки участников, учитель дает оценку исполнителям ролей и в целом игре.

Учитываются грамотность и аргументированность выступлений, художественное исполнение роли, импровизация. Представители прессы должны проявить объективность, умение обосновать справедливость или несправедливость вынесенного судебного решения, грамотное использование терминологии, умение кратко и точно формулировать вопросы. Текст репортажа будут оценивать учащиеся на следующем уроке.


Оценка результативности игры

1. Ясна ли была цель игры и твоя роль?

2. Удалось ли добиться игрового состояния?

3. Оцени роль с точки зрения владения материалом, приемами игры, стилем общения.

4. Оправдала ли игра твои ожидания?

5. Что показалось наиболее интересным и запомнилось?

6. Хотел бы ты еще участвовать в игре?

7. Твои предложения: как сделать последующие игры более интересными?






Для любых предложений по сайту: [email protected]