Дополнительные тексты для подготовки к ЕГЭ - ПРИЛОЖЕНИЯ

Обществознание 11 класс - поурочные разработки

Дополнительные тексты для подготовки к ЕГЭ - ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Истина сама по себе - соответствие между нашей мыслью и действительностью. .. Ложь в отличие от заблуждения и ошибки обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиной, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося...

Наука объясняет существующее. Данная действительность еще не есть истина. Ум не удовлетворяется действительностью, находя ее неясною, и ищет того, что не дано, чтобы объяснить то, что дано. Наука постоянно восстанавливает подлинный вид вещей, когда объясняет их...

Чтобы ум признал факт ясным, прозрачным, нужно коренное его изменение; нужно, чтобы он перестал быть только фактом, а сделался истиной. Таким образом, деятельность нашего ума определяется: 1) фактическим бытием как данным и 2) истиной, которая есть предмет и цель ума...

Если бы ум ограничивался восприятием данного, ему нечего было бы делать; он не осознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмысленного животного. Если бы ум уже владел полнотою истины, задача была бы выполнена и для человечества не было бы иного состояния, кроме абсолютного покоя божества.

B. C. Соловьев


Задания:

1. Как философ трактует понятие «истина»? Какое выражение отражает позицию автора: «эти факты истинны» или «наши знания об этих фактах истинны»?

2. Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем оно?

3. В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной (умственной) деятельности человека, направленной на постижение мира? Соответствуют ли эти положения современным взглядам на роль рационального мышления в познании? Свой вывод обоснуйте.

4. Как автор характеризует роль науки в процессе познания? Какие методы помогают науке добывать истинное знание?


2. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.

Человек отходит с миром, когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдает сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зерна...

Так от поколения к поколению передается жизнь - медленно, как растет дерево, - а с нею передается и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы - люди - и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.

Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение, - скромный запас преданий, понятий, верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря.

Антуан де Сент-Экзюпери


Задания:

1. Озаглавьте текст.

2. Что, по мнению автора, отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря?

3. Каков смысл выражения: «Человек умирает лишь наполовину»?

4. Что, по мнению автора, дает смысл и жизни, и смерти? Разделяете ли вы точку зрения автора? Свою позицию мотивируйте.


3. Примеры тем краткого письменного сочинения

• «Есть три различных вида лжи. Иной лжет мыслью, другой лжет словом, а третий лжет самой жизнью» (Дорофей Авва).

• « Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного - научиться жить на Земле как люди» (Б. Шоу).

• «Человек, победивший себя, становится непобедим» (Конфуций).

• «Человек - единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, которую он должен решать и от которой он не может убежать» (Э. Фромм).

• «Копернику победить Птоломея было чрезвычайно трудно не потому, что логика Птоломея была сильна, а доводы его были серьезны. Логика Птоломея была слаба, а его доводы не соответствовали реальной действительности. Копернику победить Птоломея было трудно потому, что Птоломей спекулировал (очевидно, чистосердечно веря в свои доводы) на всечеловеческом примитивном эмпиризме. Каждый обыватель своими глазами видел, что Земля неподвижна, а небесные светила покорно движутся по небу, служа Земле» (Н. Е. Щуркова).






Для любых предложений по сайту: [email protected]