ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - КОММЕНТАРИИ К МЕТОДИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ ПОСОБИЯ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Обществознание 11 класс - Глобальный мир в XXI веке - Методическое пособие

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - КОММЕНТАРИИ К МЕТОДИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ ПОСОБИЯ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Представленные в пособии тематическое планирование и другие методические материалы дают возможность преподавателям рационально и эффективно организовать изучение курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для 11 класса, определить методические подходы к преподаванию. Материал пособия построен на следующих основных принципах:

1. Названия тем уроков и их планы соотносятся с содержанием учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для 11 класса под редакцией Л. В. Полякова.

2. Изложение носит проблемный характер, фактический материал не является доминантой изучения. Особое внимание уделяется умению учащихся сравнивать различные подходы и взгляды, рассматривать проблемные ситуации, участвовать в дискуссиях.

3. Задача учителя заключается не в передаче определенного набора готовых истин, а в помощи при осмыслении происходящих в мире событий.

4. Широкое использование знаний учащихся по другим школьным предметам, эффективное использование межпредметных связей.

5. Практическая направленность материала, опора на социальный опыт учащихся при глубокой научной составляющей.

6. Потенциал развития внеклассной воспитательной работы.

7. Вариативность материала — наличие у преподавателей выбора для акцентирования внимания на определенные вопросы и темы (ряд материалов позволяет углубить знания, но не является обязательным для рассмотрения на занятии).

8. В планировании на 70 часов на преподавание одного параграфа обычно отводится 2 часа (за исключением глав V и X), а в планировании на 35 часов на изучение параграфа отводится 1 час.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА НА 70 ЧАСОВ


Номер урока

Название урока

План занятия

Материал учебника

1

Вводное занятие

а) Знакомство с курсом и его основными особенностями;
б) структура учебника и его построение;
в) современное человечество на рубеже XX—XXI вв.

Введение

Тематический блок I. Общество и общественное сознание (5 ч)

2

Человек и общество. Основные функции и подсистемы общества

а) Происхождение и особенности человека;
б) человек — существо общественное;
в) функции общества;
г) подсистемы общества

§ 1

3

Эволюция человеческих обществ, типы обществ и их характеристики

а) Три основных типа обществ;
б) традиционные (аграрные) общества и их характеристики;
в) индустриальные общества и их характеристики;
г) постиндустриальные (информационные) общества

§ 1

4

Сознание и отношение к миру

а) Индивидуальное и общественное в сознании;
б) формы общественного сознания: искусство, религия, мораль, наука, право, идеология;
в) отношение к миру в каждой из форм общественного сознания

§ 2

5

Общественное сознание и типы обществ

а) Единство форм общественного сознания в традиционных обществах;
б) автономия форм общественного сознания в индустриальных обществах;
в) новое отношение к миру в постиндустриальную эпоху;
г) глобальные и локальные элементы в постиндустриальном обществе

§ 2

6

Итоговое занятие

а) История человечества — история обществ разных видов;
б) роль сознания в общественной жизни;
в) формы общественного сознания и типы обществ

Краткие выводы к главе

Тематический блок II. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (7 ч)

7

Российская государственность и цивилизация от Древней Руси до империи Петра I

а) Споры норманистов и антинорманистов о становлении государственности в России;
б) влияние принятия христианства на цивилизационные особенности нашей страны;
в) русские земли: от раздробленности к централизации;
г) православие в России: от споров с нестяжателями до раскола;
д) базовые характеристики российской государственности к XVIII в.

§ 3

8

Российская государственность и цивилизация от империи XVIII в. до СССР

а) Россия при Петре I;
б) споры западников и славянофилов;
в) Богочеловечество В. С. Соловьева;
г) основные положения теории Л. Н. Толстого;
д) коммунистический эксперимент большевиков

§ 3

9

Теории общественного развития в Индии, Китае и Латинской Америке

а) Движение ненасильственного сопротивления М. Ганди;
б) принципы построения современной внешней политики Индии;
в) факторы формирования китайской цивилизации;
г) коммунистическое развитие Китая;
д) «теология освобождения» в Латинской Америке

§ 4

10

Понимание единства человечества в исламе и христианстве

а) Возникновение исламской цивилизации;
б) конфликт ислама и христианства;
в) истоки западной цивилизации;
г) роль протестантизма в экономическом развитии;
д) западный универсализм

§ 4

11

Марксистский взгляд на закономерности развития человечества

а) Основные положения теории К. Маркса и Ф. Энгельса;
б) строительство социализма в России на основе марксизма-ленинизма;
в) концепция И. Валлерстайна

§ 5

12

Западные теории развития человечества второй половины ХХ в.

а) Ф. Фукуяма о «конце истории»;
б) универсальные ценности западной демократии;
в) теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона;
г) цивилизационные конфликты;
д) разнообразие культур и взаимодействие цивилизаций

§ 5

13

Итоговое занятие

а) Сравнение теорий
общественного развития;
б) основные факторы формирования цивилизаций;
в) идеи универсализма в различных традициях;
г) религия и общественное развитие

Краткие выводы к главе

Тематический блок III. Что нас разделяет (5 ч)

14

Культурное многообразие

а) Значение социализации;
б) виды культуры;
в) политическая культура;
г) культурная унификация в эпоху глобализации

§ 6

15

Государство и нация

а) Государство и суверенитет;
б) нация и национальность;
в) роль национального фактора в развитии государства;
г) национализм и патриотизм

§ 6

16

Религии в культурах мира

а) Распространение религиозных убеждений среди людей;
б) земное и потустороннее в религиях;
в) религиозный фундаментализм;
г) духовная и светская власть

§ 7

17

Роль языка в многообразии культур

а) Языковые сообщества и их границы;
б) языковая политика;
в) причины современных «культурных» конфликтов;
г) миграция населения и ее последствия

§ 7

18

Итоговое занятие

а) Влияние культурных различий на современные конфликты;
б) экстремизм и терроризм в современном мире;
в) религия и язык как факторы взаимодействия народов

Краткие выводы к главе

Тематический блок IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы ХХ в. (5 ч)

19

«Холодная война»

а) Ялтинская система мироустройства;
б) противостояние блоков;
в) фактор ядерного оружия;
г) страны «третьего мира» и их роль в «холодной войне»

§ 8

20

От «холодной войны» к новому миропорядку

а) Роль энергетического сырья в развитии СССР;
б) политика перестройки и ее последствия;
в) распад СССР и изменение картины мира;
г) факторы складывания нового миропорядка

§ 8

21

Демократия в глобальном мире

а) Распад СССР и новая геополитическая ситуация;
б) новые «центры силы»;
в) характеристики демократической системы;
г) испытания демократии в современном мире;
д) демократические ценности в глобальном мире

§ 9

22

Рынок в глобальной перспективе

а) Глобальная экономика;
б) транснациональные корпорации и их деятельность;
в) глобализация рынка и современные проблемы;
г) противоречия современного рынка

§ 9

23

Итоговое занятие

а) «Холодная война»: ее итоги и последствия для мирового сообщества;
б) новые «центры силы» в современном мире;
в) демократия в современном мире;
г) рыночная экономика в условиях глобализации

Краткие выводы к главе

Тематический блок V. Учитесь мыслить глобально (8 ч)

24

Феномен мирового лидерства США

а) США после «холодной войны»;
б) борьба США с международным терроризмом;
в) стратегия национальной безопасности;
г) США и Киотский протокол

§ 10

25

Приоритеты внешней политики США

а) Основные направления внешней политики США;
б) геополитические конкуренты и союзники США;
в) зоны особого внимания во внешней политике США;
г) демократические ценности и национальные интересы

§ 10

26

Россия в глобальной конкуренции

а) Понимание национальной безопасности и интересы России;
б) основные задачи внутреннего развития;
в) современные угрозы национальной безопасности России;
г) ответы на возможные угрозы

§ 11

27

Приоритеты внешней политики России

а) Понимание суверенной демократии;
б) видение многополярности современного мира;
в) политика на постсоветском пространстве;
г) Россия как энергетическая сверхдержава;
д) Россия на мировом энергетическом рынке

§ 11

28

Миссия Европейского союза

а) Цели создания Евросоюза;
б) управление в Евросоюзе;
в) страны «старой» и «новой» Европы;
г) поиск энергетической безопасности

§ 11

29

Противоречивость процессов европейской интеграции

а) Потенциал стратегического партнерства России и Евросоюза;
б) стратегии обеспечения энергетическим сырьем;
в) демографическая проблема и миграционные процессы;
г) единая валюта и экономическое развитие

§ 12

30

Внутренние проблемы Китая на пути к глобальному лидерству

а) Экономические ограничения; б) социальные проблемы;
в) территориальное единство страны и угрозы сепаратизма;
г) воплощение принципа «одна страна — две системы»

§ 13

31

Лидерские амбиции и внешняя политика Китая

а) Основные задачи стратегии национальной безопасности;
б) «ресурсная ловушка»;
в) экологическая ситуация и экономическое развитие;
г) приоритеты внешней политики Китая

§ 13

Тематический блок VI. Глобальная экономика (5 ч)

32

Экономические эксперименты в XX в.

а) Научно-техническая революция в XX в. и тенденции экономического развития;
б) экономические эксперименты в XX в.;
в) общество массового потребления;
г) неолиберализм и его экономические основы;
д) экономические перемены эпохи глобализации

§ 14

33

Модель глобальной экономики

а) Новые формы капитала в современном мире;
б) «штабная экономика»;
в) геоэкономическая конструкция;
г) уровни экономических отношений в конструкции геокона, их характеристика

§ 14

34

Россия в глобальной экономике

а) Противоречивость глобализации в экономической сфере;
б) альтернативы экономического развития России;
в) потенциал инновационного вектора экономического развития России;
г) место России в структуре геокона

§ 15

35

Перспективы экономического развития России

а) Потенциал реализации высокотехнологичных проектов;
б) интеллектуальная экономика;
в) охрана интеллектуальной собственности;
г) задачи и опасности экономического развития России;
д) необходимость развития человеческого потенциала

§ 15

36

Итоговое занятие

а) Индустриальная и глобальная экономика;
б) технология глобального управления;
в) сравнительная характеристика геоэкономических регионов;
г) прогнозирование экономического развития России: возможные альтернативы

Краткие выводы к главе

Тематический блок VII. Глобальная безопасность: кто и почему угрожает в современном мире (7 ч)

37

Глобальные противоречия в современном мире

а) Угрозы существованию человечества;
б) гонка вооружений в современном мире;
в) борьба за лидерство между странами

§ 16

38

Ядерное оружие — реальная опасность

а) Проблема распространения ядерного оружия;
б) современные конфликты и их характер;
в) альтернативы развертывания цивилизационных конфликтов;
г) миротворчество в глобальном мире

§ 16

39

Современные экологические проблемы

а) Промышленность как угроза окружающей среде;
б) экологическая ситуация в индустриальном и постиндустриальном (информационном) обществах;
в) экологическая ответственность и экологическая культура;
г) глобальный характер экологических проблем

§ 17

40

Экология и бизнес

а) Прогнозы динамики экологической ситуации;
б) баланс между экономическими интересами и экологической необходимостью;
в) экология и здоровье человека;
г) экологические программы

§ 17

41

Экономическое развитие и ресурсное обеспечение в XXI в.

а) Опасность масштабных техногенных катастроф;
б) энергетические сбои и их последствия;
в) технические достижения и повседневная жизнь человека;
г) теория «мирового миллиарда»;
д) основные типы современных ресурсов;
е) пути решения проблемы ограниченности ресурсов

§ 18

42

Угроза международного терроризма и ее последствия

а) Международный терроризм как глобальная угроза;
б) структура террористических организаций в глобальном мире;
в) новые виды терроризма;
г) меры по борьбе с терроризмом;
д) опасность глобального диктаторского режима

§ 18

43

Итоговое занятие

а) Угроза войны в современном мире;
б) технический прогресс и проблемы человечества в глобальном мире;
в) характер экологических проблем в индустриальную и постиндустриальную эпоху;
г) отличительные характеристики терроризма в глобальном мире

Краткие выводы к главе

Тематический блок VIII. Власть в информационном сообществе (7 ч)

44

Социальное своеобразие информационного общества

а) Социальное своеобразие информационного общества;
б) средний класс и его роль;
в) власть в информационную эпоху;
г) источник социальных различий в информационном обществе;
д) роль когнитариата;
е) ценность образования в информационную эпоху

§ 19

45

Политическое своеобразие информационного общества

а) Информация и демократия;
б) значение общественного мнения в информационном обществе;
в) потенциал манипулирования общественным сознанием в современном мире;
г) технологии «жесткой» и «мягкой» силы

§ 19

46

Роль средств массовой информации в современном мире

а) Роль СМИ в процессе социализации;
б) СМИ и формирование мировоззрения современного человека;
в) создатели смыслов, идеологий и образов;
г) функции СМИ — теория и практика

§ 20

47

Свобода средств массовой информации

а) Свобода средств массовой информации;
б) формы контроля деятельности СМИ;
в) политическое влияние СМИ;
г) самоорганизация сферы массовой информации

§ 20

48

Интернет — Всемирная паутина

а) Информация в современном мире;
б) общество открытой коммуникации и его структура;
в) формы человеческой деятельности и Интернет;
г) Интернет в политической и экономической сферах жизни

§ 21

49

Нетократия

а) Общество-сеть;
б) секторная структура информационного общества;
в) иерархия в информационном мире;
г) политические институты индустриального общества и нетократы

§ 21

50

Итоговое занятие

а) Власть и доминирование в информационном обществе;
б) способы манипулирования общественным и индивидуальным сознанием;
в) роль гражданина в различных типах обществ;
г) эффективный контроль современных СМИ со стороны общества

Краткие выводы к главе

Тематический блок IX. Россия и «русский мир» (9 ч)

51

Политическая культура России от начала государственности до ХХ в.

а) Демократическая политическая культура в России;
б) собирание русских земель и изменение политической культуры;
в) авторитарная политическая культура;
г) патриархальная политическая культура;
д) формы самоуправления и самоорганизации народа в истории России

§ 22

52

Революции и политическая культура в нашей стране

а) Место революционной политической культуры в России;
б) Советский Союз и традиции политической культуры;
в) мессианская политическая культура;
г) политическая преемственность в российской истории;
д) политическая культура современной России

§ 22

53

Политическая система современной России и институт президентства

а) Структура политической системы;
б) конституционные основы государственного устройства России;
в) федеративное устройство и федерализм;
г) республиканское правление;
д) Президент РФ и его функции

§ 23

54

Разделение властей в современной России

а) Необходимость разделения властей в демократическом государстве;
б) российский парламент и парламентаризм;
в) исполнительная власть в РФ;
г) судебная власть в России;
д) система местного самоуправления

§ 23

55

Развитие гражданского общества в современной России

а) Понимание места и роли гражданского общества;
б) составные элементы гражданского общества;
в) Общественная палата и ее роль в жизни страны;
г) гражданское общество и местное самоуправление

§ 24

56

Современная российская государственность

а) Переход от социалистической экономики к рыночной;
б) олигархия;
в) опасность коррупции для государственного развития;
г) «суверенная демократия»

§ 24

57

Россия и постсоветское пространство

а) Распад СССР и формирование новых государств;
б) интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье;
в) интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве;
г) конфликты на постсоветском пространстве;
д) программа возвращения соотечественников в Россию

§ 25

58

Россия и страны СНГ

а) Мигранты из ближнего зарубежья в России;
б) экономическое сотрудничество России со странами СНГ;
в) принцип разноскоростной интеграции;
г) приоритеты внешней политики России

§ 25

59

Итоговое занятие

а) Сравнительная характеристика типов политической культуры;
б) институты самоуправления на различных этапах исторического развития;
в) конституционные основы РФ — теоретические положения и практическое воплощение;
г) взаимодействие государства и гражданского общества;
д) успехи и трудности сотрудничества в рамках СНГ

Краткие выводы к главе

Тематический блок Х. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (4 ч)

60

Угрозы и вызовы для России в XXI в.

а) Факторы, влияющие на будущее России;
б) угрозы и вызовы;
в) демографический вызов;
г) экологический вызов

§ 26

61

Экономические, социальные и военные риски

а) Экономический
вызов;
б) социальный вызов;
в) военный вызов;
г) террористический вызов

§ 27

62

Решение национальных задач на основе эффективной демократии

а) Общенациональные приоритеты России;
б) бедность — это несправедливость;
в) ответственность национальной элиты;
г) эффективная государственность;
д) укрепление институтов гражданского общества

§ 28

63

Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в.

а) Суверенитет и геополитика справедливости;
б) природные ресурсы и экономическая мощь России;
в) сохранение, распространение и развитие русской культуры;
г) уникальное природное многообразие России

§ 29

Итоговое повторение (2 ч)

64

Общественное многообразие современного мира

а) Типы обществ;
б) попытки осмысления единства человечества в истории;
в) многообразие культур;
г) роль религии в общественной жизни


65

Геополитическое лидерство

а) Стратегии национальной безопасности;
б) современная глобальная экономика;
в) политическая культура;
г) единое информационное пространство;
д) социальные изменения эпохи глобализации


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА НА 35 ЧАСОВ


Номер урока

Название урока

План занятия

Материал учебника

1

Вводное занятие

а) Знакомство с курсом и его основными особенностями;
б) структура учебника и его построение;
в) современное человечество на рубеже XX—XXI вв.

Введение

Тематический блок I. Общество и общественное сознание (2 ч)

2

Основные функции и подсистемы общества

а) Человек — существо общественное;
б) функции и подсистемы общества;
в) основные типы обществ

§ 1

3

Общественное сознание и его формы

а) Индивидуальное и общественное в сознании;
б) формы общественного сознания;
в) общественное сознание в обществах разных типов;
г) глобальные и локальные элементы в постиндустриальном обществе

§ 2

Тематический блок II. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (3 ч)

4

Российская государственность и российская цивилизация

а) Влияние принятия христианства на цивилизационные особенности нашей страны;
б) русские земли: от раздробленности к централизации;
в) православие в России: от споров с нестяжателями до раскола;
г) Россия при Петре I;
д) споры западников и славянофилов;
е) теории единства человечества в российской традиции

§ 3

5

Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству

а) Принципы ненасильственного сопротивления М. Ганди;
б) факторы формирования китайской цивилизации;
в) «теология освобождения» в Латинской Америке;
г) возникновение исламской цивилизации;
д) истоки западной цивилизации

§ 4

6

Западные теории мироустройства

а) Основные положения теории К. Маркса и Ф. Энгельса;
б) концепция И. Валлерстайна;
в) Ф. Фукуяма о «конце истории»;
г) теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона

§ 5

Тематический блок III. Что нас разделяет (2 ч)

7

Культура: понятие, многообразие, формы

а) Виды культуры;
б) культурная унификация в эпоху глобализации;
в) государство и суверенитет;
г) роль национального фактора в развитии государства

§ 6

8

Религия и язык как явления культуры

а) Распространение религиозных убеждений среди людей;
б) духовная и светская власть;
в) языковые сообщества и их границы;
г) языковая политика;
д) причины современных «культурных» конфликтов

§ 7

Тематический блок IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в. (2 ч)

9

Мировое сообщество после «холодной войны»

а) Ялтинская система мироустройства;
б) фактор ядерного оружия;
в) страны «третьего мира» и их роль в «холодной войне»;
г) факторы складывания нового миропорядка

§ 8

10

Демократия и рынок в глобальной перспективе

а) Распад СССР и новая геополитическая ситуация;
б) испытания демократии в современном мире;
в) глобальная экономика;
г) противоречия современного рынка;
д) новые «центры силы» в современном мире

§ 9

Тематический блок V. Учитесь мыслить глобально (4 ч)

11

Феномен мирового лидерства

а) США после «холодной войны»;
б) стратегия национальной безопасности;
в) основные направления внешней политики США;
г) геополитические конкуренты и союзники США

§ 10

12

Россия в глобальной конкуренции

а) Понимание национальной безопасности и интересы России;
б) основные задачи внутреннего развития;
в) видение многополярности современного мира;
г) политика на постсоветском пространстве;
д) Россия как энергетическая сверхдержава

§ 11

13

Европейский союз и его миссия

а) Цели создания Евросоюза;
б) страны «старой» и «новой» Европы;
в) потенциал стратегического партнерства России и Евросоюза;
г) демографическая проблема и миграционные процессы

§ 12

14

Китай на пути к глобальной державе

а) Экономические ограничения и социальные проблемы;
б) территориальное единство страны и угрозы сепаратизма;
в) основные задачи стратегии национальной безопасности;
г) экологическая ситуация и экономическое развитие;
д) приоритеты внешней политики Китая

§ 13

Тематический блок VI. Глобальная экономика (2 ч)

15

Становление единого мирового хозяйства

а) Экономические эксперименты XX в.;
б) общество массового потребления;
в) экономические перемены эпохи глобализации;
г) «штабная экономика»;
д) геоэкономическая конструкция

§ 14

16

Россия в глобальной экономике

а) Противоречивость глобализации в экономической сфере;
б) альтернативы экономического развития России;
в) место России в структуре геокона;
г) интеллектуальная экономика;
д) задачи и опасности экономического развития России

§ 15

Тематический блок VII. Глобальная безопасность: кто кому и почему угрожает в современном мире (3 ч)

17

Сила оружия в современном мире

а) Гонка вооружений в современном мире;
б) борьба за лидерство между странами;
в) современные конфликты и их характер;
г) миротворчество в глобальном мире

§ 16

18

Экономика и экология: поиски равновесия

а) Экологическая ситуация в индустриальном и постиндустриальном (информационном) обществах;
б) экологическая ответственность и экологическая культура;
в) глобальный характер экологических проблем;
г) опасность масштабных техногенных катастроф;
д) основные типы современных ресурсов

§ 17

19

XXI век и новые угрозы для человечества

а) Международный терроризм как глобальная угроза;
б) новые виды терроризма;
в) опасность глобального диктаторского режима;
г) угроза войны в современном мире;
д) отличительные характеристики терроризма в глобальном мире

§ 18

Тематический блок VIII. Власть в информационном обществе (3 ч)

20

Информационное общество: политическое и социальное своеобразие

а) Социальное своеобразие информационного общества;
б) власть в информационную эпоху;
в) источник социальных различий в информационном обществе;
г) информация и демократия;
д) технологии «жесткой» и «мягкой» силы

§ 19

21

Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом

а) СМИ и формирование мировоззрения современного человека;
б) функции СМИ — теория и практика;
в) формы контроля деятельности СМИ;
г) информация в современном мире;
д) Интернет в политической и экономической сферах жизни

§ 20

22

Нетократия

а) Секторная структура информационного общества;
б) политические институты индустриального общества и нетократы;
в) власть и доминирование в информационном обществе;
г) способы манипулирования общественным и индивидуальным сознанием

§ 21

Тематический блок IX. Россия и «русский мир» (4 ч)

23

Особенности русской политической культуры

а) Демократическая политическая культура в России;
б) собирание русских земель и изменение политической культуры;
в) авторитарная и патриархальная политическая культура;
г) место революционной политической культуры в России;
д) мессианская политическая культура;
е) политическая культура современной России

§ 22

24

Политическая система современной России

а) Структура политической системы;
б) конституционные основы государственного устройства России;
в) необходимость разделения властей в демократическом государстве;
г) система местного самоуправления

§ 23

25

Развитие гражданского общества в современной России

а) Составные элементы гражданского общества;
б) Общественная палата и ее роль в жизни страны;
в) гражданское общество и местное самоуправление;
г) суверенная демократия

§ 24

26

Россия — «ближний круг» и «русский мир»

а) Интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье;
б) интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве;
в) конфликты на постсоветском пространстве;
г) экономическое сотрудничество России со странами СНГ;
д) приоритеты внешней политики России

§ 25

Тематический блок Х. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (4 ч)

27

Угрозы и вызовы для России в XXI в.

а) Факторы, влияющие на будущее России;
б) угрозы и вызовы;
в) демографический вызов;
г) экологический вызов

§ 26

28

Экономические, социальные и военные риски

а) Экономический вызов;
б) социальный вызов;
в) военный вызов;
г) террористический вызов

§ 27

29

Решение национальных задач на основе эффективной демократии

а) Общенациональные приоритеты России;
б) бедность — это несправедливость;
в) ответственность национальной элиты;
г) эффективная государственность;
д) укрепление институтов гражданского общества

§ 28

30

Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в.

а) Суверенитет и геополитика справедливости;
б) природные ресурсы и экономическая мощь России;
в) сохранение, распространение и развитие русской культуры;
г) уникальное природное многообразие России

§ 29

Итоговое повторение (2 ч)

31

Общественное многообразие современного мира

а) Типы обществ;
б) попытки осмысления единства человечества в истории;
в) многообразие культур;
г) роль религии в общественной жизни


32

Геополитическое лидерство

а) Стратегии национальной безопасности;
б) современная глобальная экономика;
в) политическая культура;
г) единое информационное пространство;
д) социальные изменения эпохи глобализации








Для любых предложений по сайту: [email protected]