Обществознание 11 класс - технологические карты уроков по учебнику Л. Н. Боголюбова - 2015 год
ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО - ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА
Тема урока |
ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО |
|||||||||
Тип урока |
Изучение нового материала |
|||||||||
Дата урока |
||||||||||
Образовательные ресурсы |
• Боголюбов, Л. Н. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы [Текст] / Л. Н. Боголюбов. - М.: Просвещение, 2013. • Презентация “Экономика: наука и хозяйство” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusedu.ru/detail_10492.html |
|||||||||
План урока |
1. Что изучает экономическая наука. 2. Экономика и экономическая деятельность. 3. Измерители экономической деятельности |
|||||||||
Цели урока |
Создать условия для формирования представлений об особенностях, содержании и значении понятий “экономика как хозяйство” и “экономика как наука” и раскрыть сущность их составляющих; объяснить роль экономики в жизни общества |
|||||||||
Методы и формы обучения |
Методы: частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа |
|||||||||
Основные понятия |
ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт), макроэкономика, микроэкономика |
|||||||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями |
Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность |
|||||||||
Научатся: определять тенденции развития важнейших социальных институтов; раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное |
Целостно-смысловая компетенция Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение; работать с книгой; определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предметам и сферам деятельности |
|||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||||||||||
Этапы урока |
Время (мин) |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
|||
I. Мотивация к учебной деятельности |
4 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их формулируют |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
Записи в тетради |
|||
II. Актуализация знаний |
7 |
Беседа по теме “Экономика” |
Организует беседу по вопросам: - Способна ли экономика удовлетворить все потребности людей? - Можно ли измерить экономическую деятельность? - Как развивается экономика - стихийно или по своим законам? |
Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают свое мнение |
Фронтальная работа |
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: выявляют особенности и признаки экономики; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений |
Устный опрос |
|||
III. Изучение нового материала |
17 |
1. Презентация “Экономика: наука и хозяйство”*. |
1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию, отвечает на вопросы учащихся. |
1. Знакомятся с новой информацией, делают необходимые записи, задают уточняющие вопросы. |
1. Индивидуальная работа. |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об экономике как науке и хозяйстве; строят логические цепочки |
1. Записи в тетради, устные ответы. |
|||
2. Работа с текстом учебника, с. 6-13. |
2. Формулирует задания, определяет группы учащихся: 1-я группа - “Что изучает экономическая наука”; 2-я группа - “Экономика и экономическая деятельность”; 3-я группа - “Измерители экономической деятельности”. |
2. Читают текст, делают записи в тетради, отвечают на вопросы. |
2. Групповая работа. |
рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти). Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, |
2. Устные ответы. |
|||||
3. Работа с документом, с. 14-15. |
3. Формулирует задание, организует самостоятельную работу по изучению документа, проводит беседу по вопросам, с. 15. |
3. Знакомятся с документом, анализируют его, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. |
3. Индивидуальная работа, фронтальная работа. |
согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности |
3. Письменное задание, устные ответы. |
|||||
4. Работа по заданиям учебника, с. 27. |
4. Поясняет задания, организует дискуссионную беседу по вопросам учебника. |
4. Самостоятельно заполняют таблицу, аргументированно отвечают на вопросы, выбирают определения предмета экономики. |
4. Фронтальная. |
4. Устные ответы. |
||||||
5. Устное рассуждение по теме: “Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов” (Л. Питер) |
5. Готовит учащихся к обсуждению сложных дискуссионных вопросов, организует обсуждение высказывания об экономике, создает условия для подготовки к ЕГЭ (написание эссе) |
5. Знакомятся с высказыванием, анализируют его, высказывают собственное мнение, строят логическое рассуждение по теме |
5. Фронтальная работа |
5. Устные ответы |
||||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
5 |
Вопросы для самопроверки, с. 15 |
Поясняет задание, проводит выборочный контроль |
Письменно отвечают на вопросы |
Индивидуальная работа |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти) |
Письменное задание |
|||
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщающая беседа |
Вопросы: - Какие определения экономики вы знаете? - Что изучает экономическая наука? - Что такое ВВП и ВНП? |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная |
Личностные: определяют границы собственного знания и незнания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
|||
Домашнее задание |
2 |
§ 1, вопросы для самопроверки. Распределение индивидуальных заданий к уроку-семинару по экономике, с. 139 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная |
* На этом уроке и на всех последующих учитель может использовать как всю презентацию по ходу урока, так и отдельные слайды, необходимые для раскрытия новой темы урока.