Обществознание 11 класс - технологические карты уроков по учебнику Л. Н. Боголюбова - 2015 год
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО: УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС - ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН
Тема урока |
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО: УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС |
|||||||
Тип урока |
Изучение нового материала |
|||||||
Дата урока |
||||||||
Образовательные ресурсы |
• Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. • Боголюбов, Л. Н Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы [Текст] / Л. Н. Боголюбов. - М.: Просвещение, 2013. • Презентация “Уголовно-процессуальное право” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/222683 |
|||||||
План урока |
1. Основные принципы и участники процесса. 2. Досудебное производство. 3. Судебное производство. 4. Особенности уголовного процесса. 5. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. 6. Конституционное судопроизводство. 7. Меры процессуального принуждения. 8. Суд присяжных заседателей |
|||||||
Цель урока |
Способствовать формированию представлений об уголовном процессе |
|||||||
Методы и формы обучения |
Методы: частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная |
|||||||
Основные понятия |
Уголовное преследование, уголовное судопроизводство, присяжные заседатели |
|||||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями |
Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность |
|||||||
Научатся: определять меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными; использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное |
Учебно-познавательная компетенция Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод |
|||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||||||||
Этапы урока |
Время (мин) |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
|
I. Мотивация к учебной деятельности |
4 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их формулируют |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
Записи в тетради |
|
II. Актуализация знаний |
7 |
Беседа по теме “Уголовный процесс” |
Вопросы: - Должны ли полицейские, задержавшие подростка, сообщить об этом его родителям? - Имеет ли право задержанный требовать адвоката? - Что такое уголовное преследование? - Кто такой присяжный заседатель? |
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение |
Фронтальная работа |
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи |
Устный опрос |
|
III. Изучение нового материала |
17 |
1. Презентация “Уголовно-процессуальное право”. |
1. Показывает и комментирует слайды презентации, отвечает на вопросы учащихся. |
1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь, задают уточняющие вопросы. |
1. Индивидуальная работа. |
Познавательные: ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об уголовном праве. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу |
1. Записи в тетради. |
|
2. Работа с текстом учебника, с. 273-281; заполнение рабочего листа (см. Приложение на с. 107— 109). |
2. Организует самостоятельную работу, нацеливает учащихся на анализ новой информации: а) познакомиться с новым материалом; б) заполнить рабочий лист. Проводит оценку выполненных работ. |
2. Самостоятельно знакомятся с новым материалом. Заполняют рабочие листы. |
2. Индивидуальная работа. |
2. Письменная работа. |
||||
3. Работа с документом, с. 309. |
3. Создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует дискуссию по вопросам к документу. |
3. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы. |
3. Фронтальная работа. |
3. Устные ответы. |
||||
4. Творческая работа |
4. Нацеливает учащихся на творческое самостоятельное мышление. Написание эссе на тему: “Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон” (Солон) |
4. Пишут эссе |
4. Индивидуальная работа |
4. Творческие индивидуальные работы |
||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
5 |
1. Анализ творческих работ (эссе). 2. Выполнение заданий, с. 310 |
1. Создает условия для обсуждения письменных, творческих работ. 2. Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника |
1. Зачитывают и анализируют письменные работы (эссе). 2. Выполняют задания, отвечают на вопросы |
Фронтальная работа |
Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений |
1. Устные ответы. 2. Устные ответы |
|
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщающая беседа |
Вопросы: - В каком законодательном акте собраны правила уголовного судопроизводства? - Какие вы знаете меры процессуального принуждения? - Какие права имеет задержанный? |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная работа |
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
|
Домашнее задание |
2 |
§ 25, вопросы 5-8, с. 309 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная |
|||
Приложение
Рабочий лист по теме “Процессуальное право: уголовный процесс”
1. Уголовный процесс (уголовное производство) - это деятельность по...
2. УПК - это...
3. Принципы уголовного судопроизводства:
Принципы |
Пояснение |
Отсутствие обвинительного уклона |
|
Законность |
|
Правосудие осуществляется только судом |
|
Уважение чести и достоинства личности |
|
Неприкосновенность личности |
|
Неприкосновенность жилища |
|
Презумпция невиновности |
|
Состязательность сторон в судебном процессе |
|
Право на защиту |
|
Право на обжалование процессуальных действий суда и должностных лиц |
4. Участники (субъекты) процесса:
Группа участников |
Кто? |
Участники со стороны обвинения |
|
Участники со стороны защиты |
|
Лица, способствующие проведению процесса |
5. Что относится к доказательствам, на основании которых выносится приговор?
6. Меры процессуального принуждения:
Мера принуждения |
Содержание |
Задержание |
Условия для задержания - ? Санкция прокурора - ? Протокол задержания - ? Уведомление семьи - ? Допрос - ? Срок задержания - ? |
Меры пресечения, применяемые к обвиняемому |
Подписка о невыезде - ? Личное поручительство - ? Залог - ? Домашний арест — ? Заключение под стражу - ? |
7. Досудебное производство:
Стадия производства |
Содержание |
Возбуждение уголовного дела |
Повод Основание Оформление дела |
Предварительное расследование - следственные действия |
По постановлению следователя – На основе судебного решения - |
Вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого |
|
Предсудебное обвинение |
|
Ознакомление с материалами уголовного дела |
|
Обвинительное заключение |
|
Проверка дела прокурором |
Возможные действия - |
Дело направляется в суд |
8. Судебное производство:
Этапы прохождения дела в суде |
Содержание |
Подготовительная стадия |
30 дней - ? 14 дней - ? |
Судебное разбирательство |
14 дней - ? Обвинитель – Защитник – Состав суда - |
Судебное следствие |
Как оцениваются свидетельские показания - ? |
Прения сторон |
|
Реплики сторон |
|
Последнее слово подсудимого |
|
Приговор |
10 суток - ? |
9. Что рассматривают кассационные инстанции и надзорные инстанции?
10. Суд присяжных заседателей:
1) Количество судей -
2) Право отвода кандидатов в присяжные заседатели -
3) Коллегию составляют __________, запасных __________
4) Вердикт _______________________________________________
5) Решение должно быть _______________________________________________
6) Права заседателей _______________________________________________
7) Старшина присяжных заседателей делает следующее _______________________________________________
8) Если вердикт оправдательный _______________________________________________
9) Если вердикт обвинительный _______________________________________________