ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

Обществознание 11 класс - Поурочные разработки

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— осознание необходимости самоопределения в политической сфере;

— осознание важности совершенствования своей политической культуры на основе ценностей демократического типа;

— становление готовности и способности к политическому участию по правилам и нормам демократии;

метапредметных:

— умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности, направленные на применение знаний о политическом процессе и компетентном участии в нём;

— умение ориентироваться в различных источниках политической информации, критически оценивать и интерпретировать её;

— умение участвовать в коллективном обсуждении проблем политического процесса и политической культуры личности;

предметных:

— владение понятиями «политический процесс», «политическое участие», «политическая культура»;

— овладение знаниями о политической сфере как целостной динамичной и развивающейся системе, тесно связанной с окружающей средой;

— умение выявлять связи между политическим процессом, участием в нём граждан и уровнем их политической культуры;

— умение применять знания о культуре политического участия, оценивать и прогнозировать его последствия в ситуациях повседневной жизни;

— умение применять знания о возможных формах участия гражданина в политическом процессе для выбора адекватных целей и средств собственных политических действий.

Задачи занятия:

1) раскрыть сущность и этапы политического процесса;

2) подвести учащихся к пониманию сути политического участия как индивидуальных и групповых действий с целью влияния на государственную власть;

3) охарактеризовать типы политической культуры;

4) показать, что эффективное влияние на политический процесс во многом зависит от степени сформированности у гражданина демократической политической культуры.

II. Место темы в системе учебных занятий

Тема завершает изучение главы «Политическая жизнь общества». В ней обобщаются и углубляются изученные в разделе знания о структурных компонентах политической системы, в частности культурно-идеологическом компоненте, о политическом сознании и поведении, политической деятельности и её субъектах. Вводятся новые понятия «политический процесс», «политическое участие», «политическая культура». Наряду с этим завершается также изучение демократических политических ценностей — характеризуются демократический тип политического процесса и демократическая политическая культура, что придаёт учебному материалу ярко выраженное личностное измерение.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Василенко И. А. Политология: учеб, для бакалавров. — М., 2013. — Гл. 8, 12.

Исаев Б. А., Баранов Н.А. Современная российская политика: учеб, пособие для бакалавров. — СПб., 2013. — Гл. 16—18.

Оборудование

Схемы «Структурные компоненты политического процесса», «Структура политической культуры личности»; Конституция Российской Федерации (ст. 30—33); школьный словарь «Обществознание»; раздаточный материал для обсуждения с учебно-познавательными задачами и тестовыми заданиями.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Комбинированные уроки, включающие изложение материала учителем, беседу, самостоятельную работу учащихся с источниками и выполнение заданий, решение познавательных задач и обсуждение.

2-й вариант. 1-й час: школьная лекция, где рассматривается основное содержание темы, акцентируется внимание на наиболее сложных и малознакомых учащимся вопросах. 2-й и 3-й часы: семинарское занятие по обсуждению актуальных проблем политического процесса в России, российской политической культуры и путей её совершенствования.

Ниже приведены рекомендации согласно первому варианту, а также общие рекомендации по организации работы по второму варианту.

Ход занятия

Мотивационный этап

Можно обратиться к вопросам, поставленным во вводной части параграфа. Выслушав предположения учащихся, следует подчеркнуть, что ответить на эти вопросы помогут знания о политическом процессе и культуре политического участия.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Сущность и этапы политического процесса.

2. Политическое участие.

3. Политическая культура. Типы политических культур.

1. В начале урока учитель может привлечь внимание класса к уже известной учащимся схеме «Структурные компоненты политической системы» (§ 21) и провести беседу с классом по вопросам: что такое политическая система? Каковы её структурные компоненты? В чём особенности каждого из субъектов политики? Кого мы называем политической элитой? Что представляет собой политическое сознание и политическое поведение? В целях экономии времени на уроке учитель может сам воспроизвести изученный материал, подчёркивая динамичность и изменчивость политической жизни, разнообразие частных политических процессов.

Сущность российского базового политического процесса может быть раскрыта учителем в рамках материала учебника. Учащимся даётся задание: в процессе изложения выделить и записать основные этапы политического процесса. Результаты работы могут быть оформлены следующим образом. Этапы политического процесса: 1) представление интересов (требований) властным структурам; 2) принятие политических решений; 3) реализация политических решений; 4) контроль над исполнением решений и оценка результатов.

В ходе работы учителю следует не только характеризовать каждый из этапов политического процесса, но и акцентировать внимание класса на его структурных элементах: цель-объект; субъекты (инициаторы и исполнители); средства, методы, ресурсы; результаты. Указанные элементы целесообразно оформить в виде приведённой ниже схемы. Она заранее воспроизводится на плакате или на экране компьютера.

Структурные элементы политического процесса

Для более глубокого осмысления сущности политического процесса можно организовать коллективную работу класса по выполнению задания 2.

В заключение работы по первому пункту плана школьникам предлагается, опираясь на изученный материал, подумать, какие мыслительные операции (шаги) необходимо предпринять, чтобы понять тот или иной политический процесс. Задание ориентировано на подведение учащихся к практическому выводу 1.

2. При изучении второй позиции плана внимание класса целесообразно привлечь к определению понятия политического участия в учебнике и предложить школьникам прокомментировать его.

В процессе работы следует отметить, что некоторые учёные трактуют политическое участие как действия в политике двух социальных групп: политической элиты и рядовых граждан. Большинство же политологов связывают данное понятие только с действиями рядовых граждан, отмечая при этом подвижность и условность грани между двумя группами.

Далее организуется работа по решению учебно-познавательной задачи. Некий тридцатилетний россиянин, известный как автор коллективного обращения врачей в государственный орган, во время избирательной кампании в городскую думу проводил агитацию среди жителей своего микрорайона за одну из политических партий, а затем на избирательном участке проголосовал за её партийный список. Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения. Опираясь на статьи 30-33 Конституции РФ и учитывая возраст россиянина, подумайте, какие ещё политические роли он мог бы осуществлять.

Вначале выявляются приведённые в условии задачи виды политической активности гражданина: деятельность в качестве автора коллективного обращения врачей в государственный орган, агитатора в период избирательной кампании в городскую думу, избирателя. Затем выясняется правовая основа этих видов активности: право обращаться коллективно или индивидуально в органы государственной власти и местного самоуправления, право на публичные мирные мероприятия, право избирать и быть избранным. В заключение с учётом возраста гражданина выясняется, что он мог воздействовать на власть, будучи участником или организатором демонстрации, пикетирования, непосредственным участником референдума (например, по поводу принятия или отклонения определённого закона Российской Федерации), быть депутатом Государственной думы, губернатором, присяжным заседателем, судьёй и пр. Вместе с тем данный гражданин не мог быть избран президентом страны, так как возрастной ценз на эту выборную должность — 35 лет.

Подводя итог, следует отметить, что политическое участие может быть непосредственным (голосование на выборах и референдумах, посещение митингов, обращения и письма в государственные органы, встреча с политиками и пр.), а также опосредованным (через избранных представителей от партий, движений, заинтересованных групп, которым передаются полномочия для принятия решений).

Можно предложить учащимся прокомментировать афоризм А. Хайека: «Наибольшее благо обеспечивают совокупные действия индивидов, преследующих свои частные цели». Отмечается, что политическое участие имеет определённую цель: сделать что-либо (изменить ситуацию, избрать новый состав одной из палат парламента) или не допустить чего-либо (например, ухудшения социальных условий людей). От степени осознанности целей, выбора адекватных средств и способов их достижения во многом зависит эффективность политического участия. В этой связи можно предложить учащимся выполнить следующее задание. Вообразите, что вы участник митинга. Какие из названных ниже действий вы сочли бы конструктивными и почему? 1) Встал бы ближе к трибуне; 2) пришёл бы в строго установленное время; 3) постарался бы сдерживать свои отрицательные эмоции; 4) отошёл бы подальше от трибуны; 5) постарался бы расшевелить толпу своими эмоциональными громкими возгласами; 6) пришёл бы намного раньше установленного времени.

В задании требуется с опорой на предшествующие знания определить конструктивные (нормативные) политические действия, а также спрогнозировать последствия деструктивных форм поведения его участников. Важно, чтобы школьники в качестве конструктивных действий отметили те, которые указаны в перечне (пп. 2, 3, 4).

После обсуждения результатов выполнения задания может быть поставлен обобщающий вопрос: как должен действовать гражданин, чтобы эффективно влиять на государственную власть? Вопрос направлен на подведение учащихся к практическим выводам по пунктам 2, 3, 4.

Подчёркивается, что демократия как власть большинства народа без развитой политической культуры граждан способна превратиться в свою противоположность — власть толпы (охлократию).

3. Понятие политической культуры может быть рассмотрено на основе статьи «Политическая культура» из школьного словаря и соответствующей схемы учебника.

Вначале учащимся предлагается прочитать словарную статью и, опираясь на её текст, а также ранее полученные знания, пояснить структурные элементы политической культуры личности, их взаимосвязь и взаимодействие. Затем ответить на вопрос: как связана политическая культура личности с политической культурой общества?

В процессе работы следует подчеркнуть единство трёх составляющих политической культуры личности: знаний о мире политики, политических ценностных ориентаций, способов практических политических действий. Целесообразно, чтобы учащиеся проиллюстрировали эту связь на конкретном примере.

Важно обратить внимание школьников на состав политических знаний и отметить, что они могут как иметь научный характер, так и бытовать на уровне житейских представлений. Можно предложить учащимся привести примеры наиболее распространённых житейских представлений, искажающих суть политических явлений, и дать им научную интерпретацию.

Не менее важно отметить центральное место ценностных ориентаций в структуре политической культуры личности. При этом может быть проведена беседа с классом по вопросам: что представляют собой политические ценностные ориентации людей? Как, по вашему мнению, они формируются? Как проявляются? Какую роль выполняют в политической культуре личности? Какие политические ценности в России относятся к базовым (конституционным) ценностям?

При рассмотрении способов практических политических действий можно пояснить, что они представляют собой образцы и правила политического поведения, которые определяют, как следует поступать. Многие политологи называют их моделями политического поведения, так как исполнение гражданином какой-либо политической роли предполагает соблюдение не одного, а ряда последовательных правил. В этой связи имеет смысл предложить учащимся воспроизвести модель политического поведения избирателя на выборах, скажем, в Государственную думу РФ.

В завершение работы учащимся предлагается прочитать документ и ответить на вопросы к нему.

Типы политической культуры могут быть изучены на основе самостоятельной работы учащихся с учебником (со слов «Политическая культура, будучи...» до конца страницы). Старшеклассникам предлагается в процессе работы заполнить таблицу.

Типология политических культур

Основания типологии: типы политических систем

Типы политических культур

Характеристика типов

1. Тоталитарная



2.



3.



Для более глубокого осмысления учащимися сути демократической политической культуры можно предложить им выполнить следующее задание. Ряд учёных и публицистов считают, что в нашей стране не изжит ещё тоталитарный тип политической культуры многих людей. Выражается это, в частности, в подмене научных знаний житейскими представлениями о политической действительности (свободе, праве, демократии, гражданине и пр.), в ориентациях на конфронтацию, поиск врага, борьбу как универсальный метод решения основных политических проблем, а также в противоречащих установленным правилам способах политических действий. Вопрос классу: согласны ли вы с этим утверждением? Поделитесь своими соображениями и впечатлениями. Опираясь на изученный материал, охарактеризуйте демократический тип политической культуры и его значимость для личности и общества.

Подчёркивается, что демократический тип политической культуры предполагает наличие таких личностных качеств, как критичность, не позволяющая знаниям превратиться в догмы; инициативность и творчество; миролюбие; справедливость; толерантность; гражданская ответственность. Демократическая политическая культура способствует эффективному и созидательному участию граждан, утверждению в стране конституционных ценностей и норм.

В заключение заслушивается сообщение по результатам выполнения опережающего к данному уроку задания 4 (см. домашнее задание к § 24).

Этап закрепления

Учащимся предлагается выполнить задание. На семинарском занятии прозвучала мысль о том, что активное участие граждан в политике является нормальным явлением и показателем зрелости гражданского общества. В ответ была высказана иная точка зрения, которая состояла в том, что нормальным является такое положение, когда гражданам не приходится волноваться за своё будущее и включаться в политическую борьбу нет необходимости. Какую точку зрения вы высказали бы в возникшей дискуссии? Аргументируйте ответ.

Закреплению знаний поможет выполнение заданий.

1. Верны ли следующие суждения о политическом процессе?

А. Инициатором любого политического процесса является глава государства.

Б. Участие рядового гражданина в политическом процессе неизбежно приводит к положительному результату (итогу).

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. В стране Z осуществляется открытый и стабильный политический процесс. Какая дополнительная информация подтверждает демократический характер этого процесса?

1) безграничное доверие граждан к власти

2) несогласованность целей и средств их достижения

3) склонность участников к анархии

4) конструктивный диалог политических сил

3. Ниже приведён ряд положений. Все они, за исключением двух, являются характеристиками демократической политической культуры личности.

1) Приверженность законам; 2) толерантность; 3) ориентация на утверждение принципов парламентаризма; 4) ориентация на политическое участие; 5) непримиримая борьба с инакомыслящими людьми; 6) ориентация на конфронтацию; 7) гражданская ответственность.

Найдите два термина, выпадающие из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ: [ ] [ ]

При проведении школьной лекции учитель может использовать схемы, вопросы и задания, рекомендованные для организации работы по первому варианту. Семинарское занятие можно провести по следующим вопросам: 1) Что понимается под политическим процессом? Каковы особенности политического процесса в современной России? 2) Как связаны явления: политическая система, политический процесс, политическое участие, политическая культура? В чём особенности политической культуры современной России? 3) Что представляет собой политическая культура старшеклассников вашей школы? (По результатам выполнения опережающего домашнего задания 4 к § 28.) Каковы пути её совершенствования?

Домашнее задание

Учебник, § 28. Задания 1, 2, 3.






Для любых предложений по сайту: [email protected]