ФИРМА В ЭКОНОМИКЕ - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

Обществознание 11 класс - Поурочные разработки

ФИРМА В ЭКОНОМИКЕ - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— способность и готовность к выполнению ключевых социальных ролей (труженика, производителя);

— понимание важности активного и ответственного отношения к экономической деятельности, ориентированность на посильное участие в ней;

метапредметных:

— совершенствование умения подкреплять изученные положения конкретными примерами из экономической действительности;

— развитие способности анализировать реальные экономические ситуации, определять собственное отношение к явлениям общественно-экономической жизни, формулировать свою точку зрения;

— способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении социально-экономических проблем;

предметных:

— владение понятиями «фирма», «факторы производства», «издержки производства», «прибыль»;

— сформированность целостного представления об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе;

— развитие умения моделировать практические ситуации, связанные с расчётами показателей экономической деятельности;

— сформированность умений использовать экономическую информацию для оценки конкретных ситуаций и выбора стратегии эффективного экономического поведения.

Задачи занятия:

1) раскрыть составляющие эффективного производства;

2) охарактеризовать доходы собственников факторов производства и издержки производителя, пути обеспечения прибыли;

3) объяснить зависимость между изменениями объёмов производства и его издержками в целях рационального управления последними;

4) показать влияние налогообложения предприятия на его развитие.

II. Место темы в системе учебных занятий

Материалы данной темы являются своеобразным рубежом при изучении различных частей экономической теории. Они позволяют перейти от рассмотренных на предыдущих уроках макроэкономических проблем (экономика как наука и хозяйство, экономический рост и развитие, рыночное хозяйство) к вопросам, относящимся к микроэкономике (деятельность отдельных хозяйствующих субъектов — потребителей и производителей, фирм, различных видов рынков).

Параграф посвящён изучению жизнедеятельности основной структурной единицы рыночной экономической системы — фирмы.

Содержание темы опирается на знания, полученные учащимися в основной школе. В 7 классе они узнали о производстве, его показателях (затраты, выручка, прибыль), видах и формах бизнеса, в 8 классе — о производстве как основе экономики, предпринимательской деятельности. Могут быть использованы также знания из курсов истории, географии и технологии. Тема создаёт основу для изучения в дальнейшем частных вопросов деятельности коммерческих предприятий в рыночных условиях (правовые основы деятельности, источники финансирования бизнеса и др.).

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Королёва Г. Э. Методический материал к уроку «Экономика фирмы» // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2012. — № 2.

Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов. — М., 2009. — Гл. 5—8. Экономика: учеб, для 10—11 кл. / под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной. — М., 2007. — Гл. 4, 5.

Экономическая теория: учеб, для студентов вузов / под ред. В. Д. Камаева. — М., 2006. — Разд. II. — Гл. 7, 10, 11.

Оборудование

Компьютер, схема «Виды налогов», карточки с тестовыми заданиями, ватман, фломастеры.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Комбинированные уроки, включающие самостоятельное изучение учащимися всех основных положений учебного текста наряду с организацией беседы по ключевым проблемам темы, анализом предложенных учителем практических ситуаций, работой с документом.

2-й вариант. Практикум, предполагающий организацию лабораторно-практической работы учащихся с целью углубления знаний, овладения опытом их применения в практической деятельности и итоговое закрепление.

Ход занятия

Мотивационный этап

Изучение темы желательно начать с обсуждения основной проблемы параграфа: как производителю добиться эффективности производства и обеспечить жизнеспособность своего предприятия? Обсуждение вопросов, сформулированных в начале параграфа, активизация уже имеющихся у учащихся знаний об экономической деятельности и одном из её видов — производстве, использование социального опыта школьников позволят учителю направить их самостоятельную познавательную работу с учебным текстом на поиск ответа на поставленный проблемный вопрос.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Факторы производства и факторные доходы.

2. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.

3. Постоянные и переменные издержки производства.

4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

1. Вначале можно напомнить учащимся о понятии «факторы производства», с которым они знакомы из курса основной школы. Целесообразно предложить старшеклассникам, опираясь на пример из учебного текста, проиллюстрировать собственными примерами каждый из факторов производства.

Учитывая особенности развития современной экономики, важно подчеркнуть значение такого фактора производства, как труд. Полезно будет привести некоторые данные и предложить учащимся проанализировать их. Экономическая наука, начиная с А. Смита, неизменно признавала три источника богатства нации: землю, труд и капитал. При этом в XIX—XX вв. западные экономисты наибольшее внимание уделяли проблеме накопления капитала (запас машин, оборудования, сырья для производства). Однако эксперты Всемирного банка установили, что произведённый капитал — не основная форма богатства большинства стран мира. Важнейший компонент национального богатства — так называемые человеческие ресурсы. В наиболее развитых странах (например, в Западной Европе) роль человеческих ресурсов особенно велика, а на долю природного капитала приходится всего 2—5% суммы национального богатства. В то же время в одном из беднейших регионов мира, Западной Африке, значение природного и произведённого капитала заметно превышает значение человеческих ресурсов, несмотря на большую численность населения.

Следующий элемент содержания первого пункта плана — факторные доходы. Учитель помогает разобраться в них, систематизируя изучаемую информацию. Так, в процессе знакомства с учебным текстом желательно предложить школьникам заполнить в тетрадях таблицу.

Факторы производства

Факторные доходы

Труд


Земля


Капитал


Предпринимательские способности


Обсудить в классе данные таблицы и закрепить изученный материал помогут следующие вопросы: 1) Какими факторами производства владеют члены вашей семьи?

2) Каковы вид и размер дохода, получаемого владельцами того или иного фактора производства? 3) Как образуются эти доходы?

В завершение изучения раздела важно подвести учащихся к значимому выводу о том, что эффективность деятельности фирмы (предприятия) в условиях рыночной экономики во многом определяется рациональным использованием привлекаемых (например, труд, земля) и собственных (например, капитал, предпринимательские способности) факторов (ресурсов) производства. Для экономически грамотного выбора способов и условий использования последних производителю важно овладеть умениями сравнивать предстоящие издержки и возможную результативность (доходность) своей деятельности.

2. Следующий шаг в изучении темы — анализ экономических и бухгалтерских издержек производства, выбор способов расчёта и получения прибыли производителем.

Это наиболее сложная часть учебного текста. Школьникам предстоит не только усвоить ряд новых экономических понятий и показателей (экономические и бухгалтерские издержки, экономическая и бухгалтерская прибыль), но и овладеть различными подходами к их исчислению. Здесь особенно необходимо внимание учителя и активное совместное обсуждение учебного материала.

Путём самостоятельного анализа текста «Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль» учащиеся выделяют основные характеристики издержек производства и осмысливают различные подходы к формированию экономической и бухгалтерской прибыли. Усвоить и закрепить изученный материал поможет обсуждение следующих вопросов: 1) Как определить экономическую эффективность деятельности фирмы? 2) Чем внутренние издержки (неявные) отличаются от внешних издержек (явных)? 3) Что отражает экономическая прибыль предприятия и на что ориентирует предпринимателя бухгалтерская прибыль? 4) Какой метод подсчёта издержек помогает сделать рациональный выбор использования производителем имеющихся ресурсов?

Учитель помогает учащимся обобщить результаты беседы и организует выполнение задания 1 к параграфу.

3. Содержание текста «Постоянные и переменные издержки производства» опирается на сформированное в курсе 7 класса представление о понятии «затраты производства». Здесь расширяются характеристики этого понятия (например, изучаются различные виды издержек, их влияние на производственную деятельность и её результаты). При осмыслении учебного материала важно выявить экономические закономерности: связь между объёмом производства и размерами его издержек, между способами рационального управления издержками и эффективностью производственной деятельности.

Разобраться в этих связях и зависимостях учащимся поможет выполнение практических заданий 2 и 3. При организации их выполнения можно использовать такие методические приёмы, как коллективное обсуждение (задание 3), работа в группах с последующим обсуждением результатов и необходимыми обобщениями (задание 2).

Особого внимания заслуживает работа по овладению такими ключевыми для рассматриваемой темы экономическими понятиями и показателями, как эффективность и рентабельность производственной деятельности фирмы (в учебном тексте даны наиболее общие определения).

Проблема экономической эффективности предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, имеет важный аспект — зависимость этого показателя от того, кто является собственником фирмы. Обращение учителя к этому аспекту позволит связать изучаемые теоретические положения с реальными процессами экономических преобразований, происходящих в обществе.

Каких предприятий в стране должно быть больше — государственных или частных? Хорошо или плохо, если в стране относительно много государственных предприятий? Опыт многих стран показал, что государственные предприятия оказываются, как правило, менее эффективными, чем частные.

Дадим ряд объяснений: управленческий персонал государственных предприятий недостаточно заинтересован в обеспечении их прибыльности. Возможность получения государственной финансовой помощи (субсидий) или льготных кредитов делает угрозу разорения для них практически нереальной, а прибыльность предприятия если и желательной, то, во всяком случае, необязательной. Да и экономическая несамостоятельность этих предприятий часто делает невозможным достижение прибыльности вследствие диктуемого государством заниженного уровня цен на продукцию или в связи с правительственными запретами на увольнение лишних работников. Сравнительно низкая эффективность таких предприятий оказывает негативное влияние на экономический рост, так как правительству приходится покрывать убытки низкоэффективных государственных предприятий, снижая расходы бюджетных средств на социальные программы и создавая угрозу дефицита госбюджета.

Эти пояснения помогают учителю обосновать необходимость произошедшей в начале 1990-х гг. беспрецедентной по своим масштабам приватизации большинства государственных предприятий в бывших социалистических странах, и в первую очередь в России. Так, показателем масштабов приватизации в нашей стране могут служить данные о росте доли продукции, создаваемой частными предприятиями, в валовом внутреннем продукте: в 1990 г. доля продукции частного сектора составляла 8%, а в 1995 г. — уже 58%. Процесс приватизации осуществлялся и в последующие годы. В 2011 г. из 4823 тыс. предприятий государственных стало 119 тыс. (2,5%), а частных — 4104 тыс. (85,1%).

Учитывая знания учащихся о законах и принципах функционирования рыночной экономики, целесообразно предложить им самостоятельно найти доказательства большей эффективности частных предприятий по сравнению с государственными в рыночных условиях.

Практическому закреплению представлений о таких показателях производства, как эффективность и рентабельность, будет способствовать выполнение задания 4 к параграфу. Полезно также знакомство с материалами рубрики «Посчитаем — подумаем», предложенными автором известного учебника экономики (см.: Липсиц И. В. Экономика: базовый курс: Учеб, для 10—11 кл. — М., 2003. — С. 203).

Логическим завершением самостоятельного изучения первых трёх пунктов плана может быть организация работы учащихся с представленным в параграфе фрагментом из книги В. И. Данилова-Данильяна «Бегство к рынку». Автор не только раскрывает причины и следствия действия рыночного механизма регулирования издержек и результатов производственной деятельности, но и подводит читателей к пониманию необходимости рационального поведения производителей, стремящихся в условиях рыночной конкуренции сделать своё производство эффективным.

Полезно предложить учащимся выполнить задание: дописать свои варианты фразы, написанной учителем на доске: «Эффективное предприятие — это...»

4. Знакомство учащихся с содержанием текста «Налоги, уплачиваемые предприятием» убеждает их в том, что существует тесная связь между общим объёмом издержек производства и налоговыми расходами производителя, а последние в значительной степени могут влиять на экономический выбор предпринимателя и должны учитываться при расчётах рентабельности фирмы.

Изучение данного пункта полезно начать с обращения к имеющимся у учащихся знаниям из основной школы о видах налогов и налоговой системе. Рекомендуем совместно с учащимися заполнить схему и предложить, используя её содержание, охарактеризовать основные налоги.

Учитель напоминает характерные различия между двумя видами налогов, что позволяет учащимся лучше разобраться в значении различных видов налогов, уплачиваемых предприятиями. Усвоению знаний поможет организация беседы по следующим вопросам: 1) Все ли предприятия должны платить налог на прибыль? 2) От чего зависит величина ставки налога на прибыль для различных предприятий? 3) Какие доходы фирмы облагаются налогом на добавленную стоимость (далее — НДС)? 4) Почему ставка НДС различается в зависимости от вида товара?

В учебнике есть данные о показателях НДС в различных странах. Желательно помочь учащимся проанализировать эти данные и сделать необходимые выводы (например, о влиянии состояния и уровня развития российской экономики на ставку НДС). Учитель может помочь охарактеризовать причины, повлиявшие на этот показатель: длительный период спада производства и дефицита государственного бюджета, недостаток средств для финансирования реформируемых бюджетной и социальной сфер, низкие темпы роста ВВП и др. Можно предложить учащимся, опираясь на знания, полученные на уроках истории, назвать другие факторы, влияющие на уровень налогообложения предприятий.

Имеющийся мировой опыт налогообложения доказывает, что, чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем быстрее она развивается. Это утверждение учитель может проиллюстрировать, используя схему-рисунок «Влияние уровня налогообложения на темпы экономического роста различных стран» из вышеупомянутой книги И. В. Липсица «Экономика: базовый курс» (гл. 15, с. 276).

Необходимо отметить, что проблема налогообложения остро стоит и в России. Начиная с 1994 г. постепенно проводится налоговая реформа с целью снижения налогового бремени, отмены малоэффективных налогов, упорядочения республиканских и местных налогов. Так, ставка НДС в 1992 г. равнялась 28% практически для всех товаров и услуг. В 2004 г. ставка была установлена уже на уровне 18%.

Многие предприниматели, политики считают, что уровень налогов на предприятия непомерно высок и это убивает стимул к труду, предпринимательской деятельности. Однако общество и правительство должны учитывать не только интересы производителей, но и необходимость решения других экономических задач государства, особенно значимых в условиях мирового экономического кризиса. Здесь учителю очень важно подвести старшеклассников к выводу: система налогообложения всегда формируется как компромисс между интересами различных социальных слоёв и интересами общества в целом. При поиске этого компромисса следует учитывать особенности страны, стадию экономического развития, на которой находится общество.

При выборе второго варианта организации работы после самостоятельного знакомства учащихся с учебным текстом рекомендуем провести лабораторно-практическое занятие «Создаём эффективную фирму». Работа может быть выполнена несколькими группами учащихся (не более 3—4). Перед началом работы групп рекомендуем обратить внимание школьников на практические выводы в учебном тексте, чтобы воспользоваться предложенными советами в процессе выполнения практического задания.

Группам предлагается разработать бизнес-план своей фирмы (с понятием «бизнес-план» учащиеся знакомятся на уроках технологии). Учащиеся могут воспользоваться консультацией учителя, направленной на уточнение требований к бизнес-плану, ходу работы, отбору необходимой информации и правильности производимых экономических расчётов. Полезно включить в бизнес-план следующее: цель деятельности фирмы; продукт или услугу, производимые фирмой; данные о возможных потребителях продукции; используемые факторы производства; постоянные и переменные издержки производства; предполагаемые объёмы продукции (в расчёте на год); возможную рыночную цену продукции; налоги, уплачиваемые фирмой; доход фирмы (за год); прибыль и рентабельность фирмы; факторы, влияющие на получение прибыли и условия её максимизации.

На работу групп можно отвести 20 мин. Каждая группа представляет результат работы в виде публичного выступления (презентации фирмы) по 5-7 мин. Учитель помогает обсудить ход и результаты работы групп, подводит итоги презентации. Желательно обобщить и выделить те приёмы, которые помогли снизить риск предпринимателей при организации производства и добиться экономической эффективности (прибыльности) фирмы. Такими приёмами могут быть, например, комбинация факторов производства (преимущественно труда и капитала), обеспечивающая максимальный выпуск продукции или наименьшие издержки для каждого возможного объёма продукции; максимизация рыночной информации о выбранной сфере деятельности; финансовая и экономическая привлекательность предполагаемой продукции; использование новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной, и др.

Учитель помогает подвести итоги работы и дать оценку выполнения задания группами.

При наличии компьютера в классе можно предложить выполнение следующего задания: на сайте Министерства экономического развития и торговли России (www.economy.gov.ru) в разделе «Новости компаний» узнайте о достижениях отдельных российских компаний, обсудите информацию в классе.

Этап закрепления

Предложите учащимся выполнить следующие задания.

1. Обсудите в классе смысл следующих высказываний и объясните, с какими идеями урока они связаны: «Лучшего результата достигает тот, кто лучше рассчитывает» (Еврипид), «Оптимизм предпринимателя — это движущая сила хозяйственной предприимчивости, расчётливость — это сила самосохранения его» (Г. К. Гинс). Возможен вариант написания эссе.

2. Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «предприятие». Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда и относящийся к другому понятию.

Специализация, конкуренция, прибыль, технологическая дисциплина, уровень жизни, инвестиции, амортизация.

3. Найдите в приведённом ниже списке примеры факторов производства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) методы управления предприятием

2) квалификация главного технолога

3) подсобные помещения и склады

4) способы распределения прибыли

5) линия конвейера

6) техническая документация

Домашнее задание

Учебник, § 5. Задания: 1) Представьте, что вы хотите устроиться на работу в фирму. Составьте список вопросов, ответы на которые дадут вам представление об экономике фирмы, условиях и результатах труда, эффективности экономической деятельности предприятия. 2) Представить для обсуждения в классе результаты социологического мини-исследования (среди учащихся, родителей, знакомых) «Что можно сделать для поддержки малых предприятий в нашем регионе?».

Хорошо подготовленные учащиеся могут сделать устное сообщение по теме «Отечественный бизнес и ВТО». Они могут также поработать (индивидуально или в группах) над проектами «Как повысить производительность труда в экономике?» (описание рекомендаций), «Сделано в России» (компьютерная презентация о конкурентоспособной продукции отечественных производителей).






Для любых предложений по сайту: [email protected]