ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

Обществознание 11 класс - Поурочные разработки

ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— понимание значения и роли государства в регулировании экономической жизни общества, социальной ответственности участников экономической деятельности;

— сформированность экономических ценностных ориентаций;

метапредметных:

— критическое осмысление социально-экономической информации, отражающей различные подходы в освещении и интерпретации социально-экономических изменений;

— совершенствование умения сравнивать различные точки зрения на роль государства в экономике;

— способность анализировать реальные экономические ситуации и определять собственное отношение к ним, оценивать их последствия;

— развитие способностей выполнять познавательные и практические задания на исследование несложных реальных экономических связей и зависимостей;

предметных:

— владение понятиями «фискальная политика», «монетарная политика»;

— знание важнейших механизмов государственного регулирования экономики;

— сформированность представления о различных экономических функциях государства и формах вмешательства в рыночные отношения;

— совершенствование умений поиска информации для характеристики проявлений государственной экономической политики.

Задачи занятия:

1) расширить представления учащихся о государстве как одном из основных регуляторов экономической жизни общества;

2) охарактеризовать экономические функции государства, пути и методы государственного регулирования экономики;

3) представить различные взгляды учёных на масштабы и способы вмешательства государства в экономику;

4) раскрыть цели и методы осуществления государством фискальной и монетарной политики;

5) помочь учащимся осмыслить значение государства для эффективного функционирования рыночной системы хозяйствования.

II. Место темы в системе учебных занятий

Тема позволяет изучить роль государства как важнейшего субъекта экономических отношений. Её содержание охватывает широкий круг проблем, связанных с выполнением государством основных экономических функций. На занятии следует активно использовать межпредметные (история, география, экономика) и внутрикурсовые связи. Так, содержание уроков, отведённых на изучение темы, опирается на знания из обществоведческого курса основной школы о главных вопросах экономики, особенностях функционирования рыночной экономики, роли государства в экономике (8 класс), предыдущие темы 11 класса, раскрывающие роль экономики в жизни общества, макроэкономические вопросы (экономический рост и развитие, рыночные отношения, экономическая деятельность и её измерители). Тема создаёт основу для изучения последующих проблем главы, связанных с выполнением государством таких экономических функций, как обеспечение занятости населения, регулирование финансовой сферы, внешнеэкономическая деятельность.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: учеб, пособие. — М., 2002. — Разд. 5.

Калачева Е.Н. Материал к теме «Экономическая политика государства» в курсе обществознания: задания формата ЕГЭ // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2010. — № 4.

Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов. — М., 2009. — Гл. 22, 23.

Носова С. С. Экономическая теория: краткий курс: учеб, пособие для студентов вузов. — М., 2003. — Гл. 6, 21, 22, 24.

Оборудование

Раздаточный материал с текстом заданий для практических занятий, с текстами документов из пособия «Дидактические материалы», карточки с тестовыми заданиями, компьютер.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й час: изучаются первые два пункта плана, целесообразно использовать беседу по основным фрагментам содержания, составление учащимися развёрнутого плана по учебному тексту, работу с документами, выполнение практических заданий. 2-й час: изучаются третий и четвёртый пункты плана, рекомендуется использование таких видов учебной деятельности, как словарная работа, выполнение упражнений на закрепление понятий, постановка и обсуждение проблемных вопросов, анализ результатов выполнения опережающего домашнего задания (социологический опрос), организация решения практических задач. 3-й час: изучение пятого пункта плана, целесообразна работа с источниками.

Ход занятия

Мотивационный этап

Начать работу можно с обсуждения вопросов, поставленных в начале параграфа. Первый вопрос побуждает учащихся вспомнить материалы предыдущих параграфов, раскрывающие особенности функционирования рыночной экономики. Следующие два вопроса могут стать основой для дискуссии, выводы которой полезно будет использовать при знакомстве с понятиями «общественное благо» и «внешние эффекты».

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Экономические функции государства.

2. Какой инструмент регулирования экономики выбрать.

3. Денежно-кредитная (монетарная) политика.

4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

5. Нужна ли рынку помощь государства.

1. Учащиеся начинают самостоятельное знакомство с текстом «Экономические функции государства». Глубже осмыслить содержание функций современного государства в рыночной экономике им поможет организация работы с документами: Л. И. Абалкин. «О роли государства в экономике» (Дидактические материалы, с. 121 —122); Л. М. Григорьев. «Роль государства в экономической политике» (Дидактические материалы, 8—9 кл., с. 64—66).

Уяснить проблему места и роли государства в различных экономических системах, поиска методов регулирования экономики поможет обсуждение следующих вопросов: как различаются решения экономических и социальных проблем' в условиях рыночной и командной экономических систем? Существуют ли проблемы, которые решаются наилучшим способом в одной из экономических систем, а в другой решаются неудачно? Какая позиция государства в экономике наиболее соответствует современному этапу развития страны: снижение роли в регулировании экономических процессов, уменьшение числа его функций или возрастание этой роли?

Учитель подводит итоги беседы, акцентируя внимание учащихся на следующих выводах: современное государство является необходимой частью любой хозяйственной системы; без активной регулирующей роли государства не может быть эффективной экономики; экономическая политика государства направлена на реализацию его экономических функций и задач.

2. Содержание второго пункта плана тесно связано с содержанием первого, что позволяет организовать их изучение в единстве. Логический переход к новой позиции можно осуществить в результате постановки и обсуждения следующих вопросов: 1) На что направлена экономическая политика государства? 2) В чём проявляются ограниченные возможности и негативные последствия рыночной саморегуляции экономики? 3) Может ли рыночная экономика эффективно функционировать без помощи государства?

Результатом анализа ответов учащихся может стать вывод о необходимости выбора и использования государством определённого инструментария для реализации своей экономической политики.

Следующий шаг — анализ путей и методов государственного регулирования экономики. Целесообразно отметить, что исторически государство регулировало экономику с первых дней своего возникновения. Современная система государственного экономического регулирования начала складываться в 30-х гг. XX в. под влиянием мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. В ходе формирования смешанной экономики произошло существенное расширение и усложнение экономических функций государства. И для современной смешанной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования.

Необходимо обратить внимание учащихся на существующие различия между административными (прямыми) и косвенными методами регулирования экономики. Эти различия будут глубже усвоены, если учитель проиллюстрирует каждый метод конкретными примерами.

Так, к административным методам можно отнести, например, выдачу лицензий на какую-либо деятельность, контроль над ценами и качеством продукции, прямой контроль над доходами. Примером прямого экономического регулирования могут быть различные формы государственного финансирования секторов экономики, отраслей и отдельных предприятий (дотации, доплаты из специальных бюджетных фондов, льготные кредиты и налоговые льготы).

Косвенными формами регулирования экономики считаются регулирование объёма денег в обращении, определение условий предоставления централизованных кредитов, политика в области налогообложения, таможенных пошлин и др.

В итоге обсуждения важно подвести учащихся к следующим выводам:

— прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных хозяйств, но искажают реальное соотношение цен, реальную конкурентоспособность предприятий, снижают тем самым действенность рыночных регуляторов;

— косвенные экономические формы регулирования активизируют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования.

В завершение разговора о способах и масштабах вмешательства государства в экономику учащиеся самостоятельно знакомятся с фрагментом учебного текста, раскрывающим различные взгляды на этот вопрос учёных-экономистов. Поможет лучшему усвоению рассматриваемого вопроса и выполнение следующего задания: сравнить две позиции, два приоритета в экономической политике государства:

1) Вытеснение государства из сферы экономики, уменьшение числа его функций в условиях рынка не соответствуют глобальным мировым тенденциям. Ни одна экономическая система, даже свободная рыночная экономика, не может работать без вмешательства государства. Ведь именно оно должно нести ответственность за ликвидацию отрицательных последствий поведения участников рынка и действия рыночных законов (безработица, диктат монополий, чрезмерное неравенство в доходах и др.). Роль государства в регулировании экономических и социальных процессов должна возрастать.

2) Рыночные силы и свободное предпринимательство — основа жизнеспособности рыночной экономической системы. Рынок регулируется с помощью механизма свободного ценообразования. Этот механизм работает с большей эффективностью в экономике, чем государственное регулирование. Вмешательство государства необходимо свести к минимуму. Например, функция государства должна сводиться лишь к поддержанию правил «рыночной игры». Приоритетом экономической политики современного государства должно быть максимально полное вытеснение государства из сферы регулирования рыночных отношений, полная либерализация рынка и цен.

Какую позицию вы поддержали бы? Можно ли сочетать обе? Аргументируйте свой ответ.

Возможные варианты ответа и комментарий учителя: «Если вы поддерживаете первую позицию, ответ частично правильный; если вы поддерживаете вторую позицию, ответ частично правильный; если вы пытаетесь добиться компромисса и поддерживаете обе позиции, ответ правильный».

Можно предположить, что учащиеся выскажут следующие аргументы: нельзя преувеличивать роль одного из инструментов регулирования экономики, недооценивая роль другого. Следует вести поиск путей рационального соотношения этих двух подходов. Мировая практика развитых стран подтверждает успешное функционирование смешанной экономической системы, в которой одновременно действует невидимый рыночный механизм и государственное регулирование.

Завершить изучение разделов полезно выполнением задания 4.

3—4. Следующие два пункта плана раскрывают два основных механизма косвенного регулирования государством экономики: бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику. Первому механизму уделяется больше внимания, так как второй подробно рассматривается на последующих уроках.

Учителю рекомендуется начать изложение материала с разъяснения ключевых понятий. Полезно дополнительно организовать словарную работу учащихся (см.: Обществознание. Школьный словарь. Статьи «Денежно-кредитная политика», «Налоговая политика»). Учитель помогает сравнить эти понятия: найти общее (например, цели этих политик — стабилизация экономики), различное (например, объекты и способы регулирования экономики).

Усвоению понятий будет способствовать выполнение упражнений.

1. Сгруппируйте перечисленные слова по признаку их связи с понятиями «фискальная политика» и «монетарная политика».

Банковский резерв, социальный налог, государственные расходы, инфляция, государственный долг, денежная масса, кредит, коммерческий банк, бюджет.

Ответ: 1) монетарная политика — банковский резерв, инфляция, денежная масса, коммерческий банк, кредит; 2) фискальная политика — социальный налог, государственный долг, бюджет, государственные расходы.

2. Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите выпадающее понятие, относящееся к другому смысловому ряду.

Финансы, кредит, облигация, предложение, банковский процент, дефицит бюджета, налог на прибыль, инфляция.

Ответ: предложение.

Оценить степень усвоения знаний учащимися поможет организация выполнения ряда практических заданий. Так, по содержанию раздела «Денежно-кредитная (монетарная) политика» целесообразно провести практическое занятие с использованием следующей игровой ситуации.

Государство Н. переживает период экономического спада. Правительству необходимо принять меры по выходу из кризиса. Представьте себя руководителем Центрального банка страны. Какие инструменты денежно-кредитной политики и как вы использовали бы для улучшения экономической ситуации? У вас есть варианты, попробуйте выбрать правильный.

Действие 1. Учащиеся выбрали инструментом денежно- кредитной политики установление учётной ставки процента за кредит.

Вариант 1. Повысить учётную ставку процента за банковский кредит, сделав его дорогим.

Вариант 2. Понизить учётную ставку процента за кредит, сделав его дешёвым.

Возможный комментарий учителя: «Если вы выбрали вариант 1, то выбор неправильный. Более дорогой кредит понизит число заёмщиков и усилит спад производства, так как фирмы лишатся возможности получить кредит. Если вы выбрали вариант 2, то выбор правильный. Дешёвые кредиты позволяют увеличить число заёмщиков, стимулируя их экономическую активность и способствуя подъёму производства».

Действие 2. Учащиеся выбрали инструментом денежно- кредитной политики установление нормы обязательных резервов коммерческих банков в Центральном банке.

Вариант 1. Уменьшить норму резервирования.

Вариант 2. Увеличить норму обязательного резерва.

Возможный комментарий учителя: «Если вы выбрали вариант 1, то этот выбор правильный, так как объёмы кредитования фирм увеличатся, а их активная экономическая деятельность будет способствовать подъёму производства. Если вы выбрали вариант 2, то выбор неправильный. У банков уменьшится количество денег для кредитования фирм, кредиты станут дорогими и малодоступными для производителей. Эта ситуация будет способствовать продолжению спада производства».

По содержанию раздела «Бюджетно-налоговая (фискальная) политика» возможно занятие, включающее обсуждение результатов выполнения опережающего домашнего задания: «Проведите социологическое микроисследование (опрос): как вы считаете, какие статьи государственного бюджета должны быть приоритетными в нашем государстве в сложившихся социально-экономических условиях?» Возможно также выполнение заданий 2 и 3 к параграфу.

Изучение учащимися действия механизма налоговой политики полезно сопроводить информацией о том, что человечество долго шло к идее и механизму налогообложения, искало способы взимания налогов. Например, в Римской империи взималось более 200 различных налогов: налог на владение рабами, сбор на воздвижение статуй, квартирный налог, сбор со скота и т. д. Американский учёный-экономист Г. Джордж в XIX в. для процветания нации обосновал идею отмены всех налогов, кроме налога на землю.

«Искусство налогообложения заключается в том, чтобы ощипать гуся так, чтобы получить максимальное количество перьев при минимально возможном его шипении», — делился опытом министр финансов Франции Ж. Кольбер (1663). Каждая страна с учётом особенностей экономического развития, обычаев граждан овладевает этим искусством и ведёт свой поиск идеальной системы налогообложения.

5. Данный пункт плана целесообразно изучить с опорой на организацию работы с документами: А. Н. Пороховский. «Российская рыночная модель: путь реализации» (в конце параграфа), Б. Э. Мильнер. «Государство и рынок» (Дидактические материалы, 8—9 кл., с. 66).

Этап закрепления

Целесообразно обсуждение рубрики «Практические выводы». Опираясь на материалы параграфа, учащиеся могут самостоятельно прийти к выводам 1 и 2, если ответят на вопросы: зачем необходимо анализировать причины и последствия экономической политики правительства, текущие факты экономической действительности? Какие практические выводы следуют из этих знаний?

Вывод 3 старшеклассники должны сделать из того факта, что человек может правильно осуществить выбор формы влияния на экономическую политику и методы её осуществления только на основе сформированной собственной позиции по волнующим его экономическим вопросам.

Полученные учащимися знания о выполнении государством социально-экономических функций в обществе позволят сделать последний вывод о прямой зависимости между добросовестным выполнением гражданами своих обязанностей как налогоплательщиков и возможностью пользоваться предоставляемыми государством общественными благами.

Следует выполнить несколько заданий в формате ЕГЭ.

1. Найдите в списке примеры государственной поддержки рыночной системы хозяйствования.

1) юридическая защита прав собственности

2) обеспечение равенства доходов производителей

3) установление фиксированных цен на ценные бумаги

4) финансирование органов государственного управления

5) регулирование доходов населения от собственности

2. Верны ли следующие суждения?

А. Усиление монополизации экономики приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ.

Б. Государство в условиях рыночной экономики заинтересовано в развитии и поддержке конкурентного рынка.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Домашнее задание

Учебник, § 8. Задание 5.

Хорошо подготовленным учащимся: реферат по теме «Основные ориентиры социально-экономического развития России» (по материалам сайта www.ekonomy.gov.ru — экономическая ситуация в России, аналитические материалы и обзоры) или по материалам документа «Повестка дня для России на XXI век». Проекты (индивидуально или в группах): «Россия на распутье: частный бизнес или доминирующий госсектор», «Инвестиционный климат современной России: проблемы и пути их решения», «Государство и бизнес в условиях экономического кризиса: поиск путей эффективного взаимодействия и партнёрства».

Наиболее подготовленным учащимся: самостоятельное исследование «Понимание термина «свободная рыночная экономика» философами, экономистами, политологами»; разработать вопросы для дискуссии или круглого стола.






Для любых предложений по сайту: [email protected]