Учимся творчеству - ТРУД

Обществознание 5 класс - поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год

Учимся творчеству - ТРУД

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Труд”; развивать творческое начало с помощью тренировочных упражнений.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся выявлять характерные особенности процесса творчества в науке и искусстве; приводить примеры проявления творчества в науке и искусстве; оформлять и презентовать проделанную работу; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; словари; дополнительный материал (в том числе иллюстративный), материалы Интернета; листы бумаги, карандаши; проектор; мультимедийная презентация.

Тип уроков: развивающего контроля.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Учитель принес сундук и сказал ученикам:

— Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.

Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

— Учитель, может, начнем учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

Учитель обнял ученика и сказал:

— Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.

— О чем эта притча?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

— Используя знания, полученные при изучении темы “Труд”, ответьте на следующие вопросы.

— Каким бывает труд человека?

— Почему труд по-разному оценивается?

— Кто такие меценаты?

— Какие правила помогают успешно трудиться?

— Какое значение имеет слово ремесленник?

(Ответы учеников.)

План уроков

1. Проблемные задания.

2. Практикум.

3. Работа над проектом.

III. Работа по теме уроков

1. Проблемные задания

— Как вы понимаете английскую пословицу: “Цена работника — его зарплата”?

— Люди стремятся к богатству для того, чтобы улучшить свое благосостояние, удовлетворить свои потребности, быть независимыми. Дополните этот перечень.

— Кого называют людьми творческих профессий?

— Известна поговорка “бить баклуши”. Поработайте со словарем или с материалами Интернета и узнайте ее историю. Выскажите свое мнение: человек, который бил баклуши, был ремесленником или творцом?

(Проверка выполнения заданий.)

2. Практикум

Ученые доказали, что развивать творческие способности необходимо. Фантазию и образное мышление можно тренировать. Они как мышцы: чтобы были большими и хорошо функционировали, их нужно нагружать. Давайте выполним упражнения на развитие фантазии.

Упражнение 1. Стул

Инструкция. Выберите какой-нибудь предмет, например, стул. Придумайте как минимум 30 способов, с помощью которых можно сделать стул. Например, его можно:

• сложить из книг;

• вылепить из глины;

• выпилить из дерева;

• вырезать из гигантского арбуза и т. д.

Чем необычнее будут ваши варианты, тем лучше.

Упражнение 2. Ощущения

Инструкция. Вам необходимо:

• посидеть на стуле так, как сидит царь на троне, как пчела на цветке, как побитая собака, наказанный ребенок, бабочка, которая сейчас взлетит, наездник на лошади, космонавт в скафандре;

• показать, как двигается младенец, который только что научился ходить, старый человек, гордец, артист балета;

• улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец, Жан- Поль Бельмондо, кот на солнышке, как собака улыбается своему хозяину, мать — младенцу, ребенок — матери;

• нахмуриться, как ребенок, у которого отняли игрушку, как человек, желающий скрыть смех.

Упражнение 3. По кругу

(Инструкция. Класс рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает игрокам предмет (палка, линейка, банка, книга, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет). Ребята должны передавать друг другу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает представить линейку как скрипку. Он передает ее следующему ученику именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй игрок изображает эту же линейку, например, как ружье или кисть и т. д. Важно, чтобы дети не просто делали какие-то жесты или производили формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы изобразить линейку как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, “увиденный” предмет на предложенный, тем лучше игрок справился с заданием. Кроме того, это упражнение ориентировано на взаимодействие ребят, ведь ученик должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.)

Упражнение 4. Несуществующее животное

Инструкция. Если существование рыбы-молота или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пофантазируйте: как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы? Как можно использовать рыбу-магнит?

Упражнение 5. Сочиняем сказки сами

(Инструкция. Ученики делятся на несколько команд. Ведущий раздает командам листы бумаги и карандаши. Задача игроков — за 5—6 мин придумать веселую юмористическую сказку, начинающуюся словами: “Жили-были...” — и заканчивающуюся словами: “Ну надо же!” По истечении установленного времени ребята от каждой команды по очереди зачитывают свои сказки, используя звуковое или какое-либо другое оформление, при этом и остальные члены команды участвуют в представлении. Игроки могут не только зачитать и разыграть сказку, но и перевести ее на язык жестов или придумать что-то еще.)

Упражнение 6. Два случайных слова

Инструкция. Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите два слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами: сопоставьте их, сравните, проанализируйте, найдите взаимосвязь между ними. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Упражнение 7. Безумства архитектора

Инструкция. Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное — процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на листе десять любых существительных: мандарин, стакан, луг, вода, помидор и т. д. — все, что приходит в голову. Эти десять слов — десять обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, мандарин означает — сделайте стены дома оранжевого цвета, вода — пусть перед домом будет фонтан или прудик, помидор — запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т. д. Дайте волю своей фантазии. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Упражнение 8. Ассоциации

Инструкция. Окиньте взглядом класс, в котором вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой — за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок бумаги и ручку и напишите пять прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький, вкусный, бельгийский, натуральный, развесной шоколад (в голову приходит еще импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный и др.).

Написали? А теперь самое интересное: напишите еще пять прилагательных, которые абсолютно не подходят к данному предмету. Сделать это ощутимо сложнее, но попробуем: стеклянный, плюшевый, летний, загадочный, жареный шоколад. Итак, теперь ваша очередь.

Упражнение 9. Развитие актерской фантазии

Инструкция. Это упражнение вы можете выполнить во время поездки в общественном транспорте. Попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Обращайте внимание даже на самые незначительные мелочи и старайтесь придумать обоснование каждой детали внешнего вида человека.

3. Работа над проектом

Тематика нашего проекта: “Творчество в науке и искусстве”.

— Выберите тему из предложенных:

• Автомобиль будущего: каким он будет?

• Как дом “вышел” из-под земли.

• От печатной до интернет-книги.

— А теперь: 1) составьте план сообщения (доклада) и презентации; 2) подберите информацию по выбранной теме (для этого обратитесь к дополнительному материалу или загляните в Интернет); 3) подберите иллюстративный материал; 4) выполните презентацию и подготовьте текст сообщения (доклада).

IV. Подведение итогов уроков

Учитель задал ученикам вопрос:

— Если бы все хорошие люди были белыми, а все плохие — черными, какой бы цвет вы выбрали?

Маленькая девочка ответила:

— Я была бы полосатой.

— О чем свидетельствует ответ девочки?

(Ответы учеников.)

Домашнее задание

Подготовить собственный творческий проект по изученной теме.






Для любых предложений по сайту: [email protected]