Мы - многонациональный народ - РОДИНА

Обществознание 5 класс - поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год

Мы - многонациональный народ - РОДИНА

Цели: дать представление о многонациональном характере нашего государства как результате объективного исторического развития; познакомить с многонациональной культурой нашей страны, ролью русского языка как средства межнационального общения; раскрыть значение понятий национальность, многонациональная культура, нация.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся понимать богатство и неповторимость многонациональной культуры России; обсуждать необходимость выстраивания диалога между представителями различных национальностей; овладеют различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия); выполнять познавательные и практические задания;метапредметные УУД: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с целью осознания культурного богатства и своеобразия различных народов; проводить мини-исследования; личностные УУД: формирование уважительного отношения к представителям разных национальностей; развитие стремления быть терпимым; формирование способности к волевому усилию при преодолении трудностей.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; ватман; проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Давным-давно люди на нашей планете говорили на одном языке. Земля у них была необыкновенно плодородная, так что с годами им жилось все лучше и лучше. Возгордились от этого люди, решили оставить память о себе на все времена - построить башню до самого неба.

Выбрали высокую гору, и закипела работа. Башня строилась много лет. Тридцать пять миллионов кирпичей понадобилось строителям. Вокруг горы, где строилась башня, вырос целый город — Вавилон.

Башня была уже почти готова, но вдруг к людям сошел сам Бог. Не понравилось ему их желание добраться до самого неба. Гнев вызвала у него человеческая гордыня.

И наслал Бог на Землю великую бурю. Ветер унес все слова, которые люди привыкли говорить, и все жители Вавилона перестали понимать друг друга. Никак не могли они договориться между собой. Строительство башни прекратилось, и она стала постепенно разрушаться.

Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять? Стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться рядом. И вместо одного народа получилось множество. Разошлись люди в разные концы Земли, каждый народ в свою сторону — строить города.

Поговаривают, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от Вавилонской башни, потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на Земле был мир и люди понимали друг друга.

Легенду о недостроенной Вавилонской башне рассказывают на всех языках мира по сей день.

— В чем смысл этой легенды?

— Как вы думаете, почему до сих пор на всех языках мира люди рассказывают легенду о Вавилонской башне?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

— Используя знания, полученные в начальной школе, ответьте на вопрос: почему говорят, что нет больших и малых народов?

(Ответы учеников.)

Тема нашего урока: “Мы — многонациональный народ”.

— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Что говорит закон.

2. Мы — дети разных народов, мы — один народ.

3. Многонациональная культура России.

Проблемный вопрос. Почему важно научиться уважительно относиться к людям другой национальности?

III. Работа по теме урока

Итак, мы выяснили, что Россия является многонациональной страной. Как выстраиваются отношения между народами, населяющими ее? Поговорим об этом на нашем уроке.

1. Что говорит закон

Нашу страну населяет более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех живущих в России можно назвать россиянами. Все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом сказано в ст. 19 Конституции Российской Федерации: “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям”.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации “носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”.

В соответствии с п. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации “не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства”.

— Пользуясь картой Российской Федерации на с. 94—95 учебника, ответьте на следующие вопросы.

— Что означают слова многонациональный народ?

— Чем можно подтвердить тот факт, что наша страна многонациональная?

— Какие выводы вы можете сделать, изучив карту Российской Федерации?

— Какой народ был основателем нашего огромного государства?

(Ответы учеников.)

Итак, в России много национальностей, но все они составляют один народ. В ходе ответов вы употребляли два слова: народ и нация.

— Работая с текстом учебника на с. 117, составьте схему, отражающую два значения этих понятий.

(Проверка выполнения задания.)

2. Мы - дети разных народов, мы - один народ

— Послушайте отрывок из стихотворения Л. Ивановой.

Нам предки дружбу завещали,

Хранить земли родной покой,

В труде и правде закаляться

И не махать на все рукой.

Как многолик народ России!

Богатства мудрости не счесть:

По долгу — слава и бесславье,

А по делам — почет и честь!

Не все заветы нынче в моде,

Но правда жизни только в том,

Что род у каждого отдельный,

А вот Россия — общий дом!

Издавна на территории России вместе с русскими живут украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, адыгейцы, коми и др.

Проблемные вопросы. Что объединяет все эти народы? Что отличает?

(Ответы учеников.)

Среди народов, населяющих Россию, нет малых или больших, есть многочисленные и малочисленные. Как сложилось наше государство? Хотите совершить путешествие сквозь время? Тогда вперед!

— Работая со слайдами, расскажите о том, как создавалось наше многонациональное государство.

Слайд 1. ВIX в. в Восточной Европе сложилось Древнерусское государство (Киевская Русь). В IX—XIII вв. из многочисленных славянских племен образовалась единая древнерусская народность, на основе которой после распада Древнерусского государства (начало XII в.) начали формироваться три родственных народности — русская, украинская и белорусская.

Слайд 2. Русская народность складывалась в XIV—XV вв. в области Великого Новгорода и Волго-Окского междуречья в процессе ожесточенной борьбы против монгольского владычества. С начала XIV в. происходит постепенное возвышение Москвы и сплочение вокруг нее населения северо-востока и севера Руси. С образованием единого Русского государства происходит непрерывное расширение этнической территории русских за счет слабозаселенных восточных, северных и южных районов.

Слайд 3. Особенно значительно расширились границы Русского государства в XVI—XVII вв., когда русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал, Северный Кавказ и Сибирь. В XVIII—XIX вв. расширение границ России сопровождалось расселением русских в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане и на Дальнем Востоке. Русские вступали в тесный контакт с жившими здесь народами, оказывали на них большое влияние и в хозяйственном, и в культурном отношении и в то же время воспринимали достижения культуры и хозяйственные навыки местных этносов. Многонациональная семья народов России становилась все больше и больше.

(Проверка выполнения задания.)

Вы убедились, что и сегодня русский народ составляет основу России. Особую роль в сплочении народов играет великая русская культура. Произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, труды М. В. Ломоносова, С. П. Королева, музыка М. И. Глинки, П. И. Чайковского, картины И. Е. Репина, В. И. Сурикова известны народам не только нашей страны, они являются мировым достоянием. Вот почему мы говорим, что русская культура способствует сплочению народов нашей многонациональной страны.

На прошлых уроках мы выясняли, почему именно русский язык является государственным в Российской Федерации.

Проблемные вопросы. Означает ли это, что все остальные народы России находятся в подчиненном положении? Можно ли вообще так ставить вопрос?

(Ответы учеников.)

— Послушайте древнюю притчу.

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он ни старался, ничего не получилось. Такая же неудача постигла среднего и младшего. Тогда отец развязал веник и попросил каждого сына разломать по несколько прутьев. Это, конечно же, им с легкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот так же и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас так же легко победить, как и сломать пару прутьев.

— Как вы понимаете смысл притчи?

— Какое отношение она имеет к изучаемому нами вопросу?

(Ответы учеников.)

Восхвалять свою национальность так же смешно, как гордиться тем, что ты родился во вторник или в четверг. Национальность не может быть чьей-то заслугой. Только невежественные люди обращают внимание на цвет кожи или разрез глаз, т. е. на то, что не определяет ни характер человека, ни его нравственные качества. Опасайтесь тех, кто сеет вражду между людьми, а тем более между народами. На почве национальной ненависти начинались многие войны. Помните: не бывает плохих народов, бывают плохие поступки людей. Главное не то, какая национальность у тебя или твоего приятеля, а то, что все мы — люди.

У народов, которые нас окружают, есть много качеств, которые нам стоит перенять. Давайте убедимся в этом.

— Изучите и проанализируйте обычаи и традиции народов России.

1. У нивхов и чукчей есть такой обычай. Если охотник подкрался к нерпе (животное из семейства тюленьих) и увидел, что она спит, он не станет ее убивать. Как можно убивать того, кто беззащитен?

2. Мальчикам-эвенкам уже в три года доверяют нож, в пять лет — весло. В этом возрасте дети воспитывают младших братьев. Из них вырастают замечательные охотники, оленеводы, рыболовы. Уже в детстве они выполняют работу настоящих мужчин.

— Какие черты в человеке воспитывает обычай нивхов и чукчей?

— Как характеризует эвенков приведенный обычай?

— Чему вы можете научиться у этих народов?

(Ответы учеников.)

— У казахского народа есть замечательная притча. Послушайте ее и сделайте общий вывод.

Давным-давно, в те времена, когда еще было совсем мало людей на свете, жил премудрый старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец, коз и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу и с великим усердием пасли и охраняли его стада, табуны и отары.

Вскоре совсем одряхлел старик. Призвал он как-то к себе сыновей и сказал им:

— Скоро умру, дети. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равные части, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Изберите лучшие пути для кочевок, любите и умножайте скотину, живите дружно и учите добру свое потомство...

Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:

— Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?

Умирающий ответил:

— Четвертую часть своего скота я оставляю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля.

Миновали века. Расселились люди по степи. Род старшего сына образовал Старшую орду, среднего — Среднюю, младшего — Меньшую. Многое переменилось в жизни с тех пор. Но во все века, годы и дни крепок был в степи обычай гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня или ночи в жилище казаха, каждого ждали привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство — конакасы.

(Ученики делают выводы.)

3. Многонациональная культура России

Среди народов России есть многочисленные и малочисленные, даже такие, которые насчитывают несколько тысяч или даже сотен человек. Однако даже самый малочисленный народ имеет свою культуру.

— Изучите иллюстрации и текст на с. 114—116 учебника и проанализируйте полученную информацию.

(Проверка выполнения задания.)

— Давайте все вместе придумаем символ праздника дружбы народов. В чем может быть его неповторимость, отличительная особенность? Как назовем наш символ? Где его можно разместить?

(Проводится экспресс-опрос, предложения записываются одним из учеников на ватмане.)

Символ праздника — ...

Особенность символа —...

Название или слоган — ...

Размещение — ...

(Называется один из символов — венок дружбы.)

— Сейчас вы разделитесь на несколько групп, каждая из которых примет участие в составлении макета венка дружбы. Основной принцип — участие каждого члена группы. Итак, задания следующие:

1) распределение обязанностей в группе;

2) выбор черты национального характера;

3) выбор символа;

4) выбор элементов для символа;

5) творческая защита задания (слоганы, стихи, пословицы, поговорки);

6) коллективная презентация макета венка дружбы.

(Работа над проектом и презентация работы.)

IV. Закрепление изученного материала

— Вы часто слышите выражение: “Я по национальности русский”. Что люди подразумевают под этим понятием?

— Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.

(Проверка выполнения задания.)

Мы уже говорили, что национальность не является заслугой человека. Заслугой являются его труд на благо Родины, его личные достижения, вклад в общую копилку национальной культуры.

— Обратимся к рубрике “Жил на свете человек” на с. 116—117. Внимательно прочитайте текст и докажите, что предок А. С. Пушкина Ганнибал был выдающимся человеком, имевшим заслуги перед новым отечеством.

А кто и как определяет национальность? Конечно, это делают родители и сам человек. Люди должны знать, к какой национальности они принадлежат, а подсказать им может тот язык, на котором они говорят и думают, и, конечно, культура.

Национальный характер — очень интересное явление. У разных народов есть свои особые, характерные черты.

— О каких особенностях народов, проживающих в России, вы знаете?

(Ответы учеников.)

V. Подведение итогов урока

— Продолжите фразы.

• Нация — это...

• Национальный характер — это...

• Культура межнационального общения заключается в...

• Для того чтобы народы не враждовали друг с другом, я предлагаю...

— Поступки некоторых людей оскорбляют национальные чувства других. Что такое национальные чувства?

— Основным документом, удостоверяющим личность человека, в нашей стране является паспорт. С 1998 г. в нем отсутствует графа “национальность”. Правильно это или нет? Свое мнение объясните.

— Придумайте текст рекламного ролика или агитационного плаката, призывающих к дружбе между людьми разных национальностей.

(Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание

Прочитать § 14, с. 112—118 учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]