Символика России - Родина

Обществознание 6 класс - поурочные разработки

Символика России - Родина

В процессе изучения данной темы продолжается знакомство учащихся с государственной символикой Российской Федерации. Из курса начальной школы они уже знают, что символами государства являются герб, флаг, гимн. Знакомы учащимся и слова Государственного гимна в его новой редакции. В курсе 6 класса сведения о государственной символике расширяются и подкрепляются историческим очерком о ее происхождении, дополняются сведения о значении тех или иных символов, продолжается знакомство учащихся с правилами использования государственных символов.


План изучения нового материала

1. Герб России.

2. Флаг.

3. Гимн.

Урок целесообразно начать с обсуждения ответов на вопросы, помещенные в рубрике «Вспомни».

Изучение параграфа предлагаем начать с выполнения учащимися следующего задания: выскажите мнение о том, какое значение для государства имеют государственные символы: герб, флаг, гимн.

Вероятно, учащиеся отметят, что эти символы государства олицетворяют его независимость, дают представление о ценностях, которых оно придерживается. Каждый из государственных символов имеет свое толкование, поскольку их происхождение довольно древнее.

Для того чтобы перейти к непосредственному изучению темы, рекомендуем обсудить вопрос, помещенный в рубрике «Обсудим вместе». После обсуждения следует пояснить учащимся, что слово «суверенное» означает «обладающее суверенитетом», а слово «суверенитет», в свою очередь, означает полную независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях.

Рассказ о российском гербе включает толкование самого понятия «герб» — изображение щита со знаками, присвоенными государству, городу, знатной семье и т. д.

Также в тексте приводится фрагмент ст. 1 Федерального конституционного закона РФ «О Государственном гербе Российской Федерации».

Текст содержит новые для учащихся слова: геральдический, скипетр, держава, толкование которых есть в словаре в учебнике.

Для наглядного усвоения материала рекомендуется рассмотреть изображение современного Государственного российского герба, данного в учебнике, и найти на нем все обозначенные в тексте элементы.

Для углубления знаний учащихся о происхождении современной государственной символики служит материал рубрики «Путешествие в прошлое». Целесообразно предложить учащимся прочитать этот материал (возможно чтение вслух) и рассмотреть соответствующие изображения.

Определенную сложность может вызвать фрагмент указа царя Алексея Михайловича 1667 г. о толковании герба. Этот фрагмент полезно прочитать самому учителю и объяснить, что короны большого государственного герба означали присоединенные к России некогда самостоятельные государства.

Следует обратить внимание учащихся на тот факт, что выбор символов и цветов государственной символики носит не случайный характер, а подчинен определенным сложившимся традициям. В конце данного параграфа имеется задание 3 рубрики «В классе и дома», в котором приводятся некоторые правила составления гербов, символическое значение геральдических цветов, фигур.

Рубрика «Жил на свете человек» содержит сведения об укреплении Русского государства при великом князе Иване III. При нем двуглавый орел окончательно стал геральдическим символом Русского государства.

Далее целесообразно объяснить учащимся, в каких случаях предусмотрено использование герба, и об ответственности за нарушение установленных законом правил отношения к государственному символу.

Материал о Государственном флаге не представляет большой сложности для школьников. В дополнение к тексту учебника советуем учителю познакомиться с текстом Федерального конституционного закона «О Государственном флаге Российской Федерации».

Как и в рассказе о гербе, в текст включены сведения из истории российских флагов. Полезно обратить внимание учащихся на символику цветов Государственного флага. (Возможно выборочное чтение соответствующего фрагмента текста.)

Отдельный раздел параграфа посвящен Государственному гимну Российской Федерации.

Учителю предлагается ознакомиться с информацией о гимне Российской Федерации, содержащейся в соответствующем Федеральном законе РФ.

История российского гимна также насчитывает уже более двух веков. Коротко история российских гимнов представлена в рубрике «Путешествие в прошлое».

В рубрике «Поэтическое слово» приведены строки из стихотворения Федора Сологуба «Гимны Родине». После прочтения учителю следует задать вопрос: «Почему это стихотворение имеет такое название?» Учащиеся при этом должны вспомнить, что гимн — это торжественная, хвалебная песнь. В стихах Ф. Сологуба именно такое торжественное прославление красот природы России. Стоит обратить внимание учащихся, что поэт воспевает вовсе не громкую славу, а тихую и светлую красоту родного края, ее просторы и свое отношение к ней.


Дополнительный материал

В. А. Жуковский. «Молитва русских» (1815—1833)

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!

Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю —

Все ниспошли!


Перводержавную,

Русь Православную

Боже, храни!

Царство ей стройное,

В силе спокойное, —

Все ж недостойное,

Прочь отжени!


О, провидение!

Благословение

Нам ниспошли!

К благу стремление,

В счастьи смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!


В. А. Жуковский. «Боже, Царя храни» (1833—1917)

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.

Боже, Царя, Царя храни.


С. В. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации (с 2000 г.)

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твое достоянье на все времена!


Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!


От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля!


Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!


Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!


Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!


Закрепление изученного материала возможно с помощью вопросов рубрики «Проверь себя» и выполнения заданий 1—6 § 16 в рабочей тетради.

Задание 2 рубрики «В классе и дома» помогает уяснить, что при составлении герба применяются определенные правила и в этом деле нет места произвольному использованию тех или иных символов. Обсуждение точек зрения, изложенных в задании, важно провести так, чтобы у ребят возникло желание самим познакомиться с существующими правилами и, возможно, провести конкурс на лучший проект семейного герба.

Задания 1 и 3 рубрики «В классе и дома» могут быть использованы на втором уроке по данной теме.

При проверке выполнения задания 1 фактически проводится конкурс на знание и понимание текста Государственного гимна.

Другой конкурс, как отмечалось выше, может быть посвящен защите проекта герба своего рода. Возможно, что кто-то из учеников имеет такой герб в прошлом своей семьи. В этом случае они могут рассказать о нем. Те, кто такого символа своей семьи не имеют, могут его разработать.

Условиями конкурса могут быть:

• соответствие предложенного проекта принятым правилам составления герба;

• умение объяснить выбор тех или иных геральдических символов (цвет и форма щита, растения или животные и т. д.);

• знание семейных корней, традиций, которые могут найти отражение в рассказе о гербе;

• качество выполнения рисунка герба и его описание;

• участие в совместной работе родителей или их мнение о предложенном варианте семейного герба.






Для любых предложений по сайту: [email protected]