Человек славен добрыми делами - Добродетели

Обществознание 6 класс - поурочные разработки

Человек славен добрыми делами - Добродетели

Задача урока: на доступном возрасту уровне подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым человеком.

В коротком вводном сообщении учитель может отметить, что слова «добро», «добрый», «доброта» связаны между собой, потому что являются однокоренными.


План изучения нового материала

1. Что такое добро. Кого называют добрым.

2. Доброе — значит, хорошее.

3. Главное правило доброго человека.

О добре в русском языке существует много поговорок и пословиц. Многие из них учащимся, конечно, известны. Учитель предлагает ученикам их вспомнить.

После того как ребята назовут пословицы, учитель может дополнить перечень следующими: «От добра добра не ищут»; «Кто добро творит, тому Бог отплатит»; «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Час в добре побудешь, все горе забудешь»; «Кто живет в добре, тот ходит в серебре»; «Много желать — добра не видать»; «За худом пойдешь, добра не найдешь»; «В ком добра нет, в том и правды мало»; «Бедного обижать, себе добра не желать»; «Доброе имя дороже богатства» и т. д.

Важно не ограничиваться перечислением пословиц и предложить ребятам раскрыть смысл хотя бы нескольких из них. Это и станет прологом более основательного разговора о добре.

Начать изучение раздела «Что такое добро. Кого называют добрым» следует с чтения фрагмента сказки О. Уайльда «Счастливый Принц», помещенного в рубрике «Поэтическое слово». Учитель может прочитать его сам и затем провести беседу или попросить кого-нибудь из учеников зачитать фрагмент сказки и обсудить его в классе. Смысловой идеей сказки является признание Ласточки (после того как она отнесла драгоценность для больного ребенка) и ответ Принца: «Это потому, что ты сделала доброе дело».

Здесь заключен основной смысл не только сказки, но и всего урока: добро — это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим. Добро — это конкретное дело. К тому же добро делать приятно, это согревает душу.

К этому выводу учащиеся подходят постепенно, путем беседы, которая строится на основе вопросов, поставленных в конце раздела.

Ход рассуждений должен быть примерно следующим: «Принц заплакал потому, что ему наконец-то открылась правда. Раньше, при жизни, он наслаждался привычными дворцовыми развлечениями и был вполне счастлив, но счастье оказалось иллюзорным. Он ничего не знал о подлинной жизни своего королевства, скорби и нищете народа. Картина, которая открылась ему сверху, когда он уже стал статуей, потрясла его, пронзила его сердце: в нем родилось сострадание, а вместе с ним и искреннее желание помочь людям. Может быть, именно теперь он стал по-настоящему счастливым.

Чувство сострадания испытала и Ласточка. Она преисполнилась жалости, увидев, что Принц плачет, и, поняв причину его страданий, стала искренне помогать ему, хотя, безусловно, рисковала жизнью. Сделав доброе дело, она ощутила тепло».

Важно подчеркнуть, что это примерный ход рассуждений: каждый учитель может выстроить свой вариант. К тому же смысл сказки на самом деле сложнее и глубже, и нам удалось передать лишь небольшую его часть. Учителю рекомендуется прочитать всю сказку.

В качестве альтернативного варианта работы можно разыграть небольшую сценку, где в роли Принца выступит мальчик, а в роли Ласточки — девочка. Ведущим может быть сам учитель. Но сценку нужно подготовить заранее, может быть, сделать рисунки. Затем провести общую беседу на тему добра.

Беседа позволяет сделать некоторые обобщения и углубления представлений о добре. Учителю следует обратить внимание класса на то, что добрыми могут быть чувства. Можно задать вопрос: «Какие добрые чувства вы можете назвать?»

Выслушав ответы (любовь, сочувствие, сострадание, благодарность, симпатия и т. д.), учитель далее подчеркивает, что добрыми могут быть дела. Важно предложить классу привести свои примеры добрых дел, а затем спросить, почему утверждают, что от хороших чувств следует переходить к хорошим делам.

Рассуждения о добре помогут перейти к разговору о творцах добра. Учитель предлагает классу подумать над вопросом: «Кого мы называем добрым?»

Но с ответом советуем не торопиться и вначале предлагаем учителю привести пример такого человека.

В качестве примера можно рассказать об академике А. Д. Сахарове. В учебнике достаточно материала, чтобы провести беседу по тем пяти вопросам, которые даны в конце рубрики «Жил на свете человек». Беседа позволит выявить главные черты доброго человека: совестливость, добрая воля, сострадание и, конечно, добрые дела, конкретная помощь людям, защита тех, кто в этом нуждается. В ходе беседы ученики могут рассказать о тех добрых людях, которых они встречали в жизни. Важно не забыть спросить детей: «Почему у них сложилось такое мнение?» Пусть анализируют собственные впечатления.


Дополнительный материал

Андрей Дмитриевич Сахаров (1921—1989), физик-теоретик, общественный деятель, академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда (1953, 1956, 1962), лауреат Государственной (1953) и Ленинской (1956) премий, Нобелевской премии мира (1975), народный депутат СССР (1989).

Родился в 1921 году в Москве. Его мать, Екатерина Алексеевна, дворянского рода, получила образование в привилегированном московском Дворянском институте. Отец, Дмитрий Иванович, был известным преподавателем физики, автором учебников, задачников, научно-популярных книг, увлекался искусством, прекрасно играл на рояле.

Школу и физический факультет МГУ Андрей Дмитриевич окончил с отличием. Было это в 1942 году, шла Великая Отечественная война. Сахарова отправили инженером-изобретателем на военный завод. Там он сделал целый ряд изобретений и написал свои первые научные работы. После войны, в 1945 году, стал аспирантом Физического института Академии наук. Его научным руководителем, а позже и близким другом был крупнейший русский физик И. Е. Тамм, впоследствии академик и лауреат Нобелевской премии по физике. Вместе с Таммом Сахаров стал одним из ведущих разработчиков управляемой термоядерной реакции. За выдающиеся научные достижения в возрасте 32 лет (1953) был избран академиком АН СССР.

Как ученый он продолжает активно трудиться и делает выдающиеся научные открытия в области элементарных частиц, гравитации и космологии. Наряду с научной активизируется и его общественная деятельность. К середине 1960-х годов относятся его первые обращения в защиту репрессированных советской властью людей. В эти же годы он выступает с получившими всемирную известность работами «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968), нобелевская лекция «Мир, прогресс и права человека» (1975).

Полученную в 1975 году Нобелевскую премию мира Сахаров считал огромной для себя честью.

Портрет Сахарова будет неполным, если не рассказать о его жене и друге Елене Георгиевне Боннэр, которая оказывала мужу огромную постоянную поддержку. Участница Великой Отечественной войны, награжденная орденами и медалями, она вместе с мужем примкнула к правозащитному движению и вместе с ним подвергалась преследованиям и травле. Мужество этой женщины помогало им выстоять в самые мрачные годы общественного остракизма и гонений. Стоит подумать, ради каких целей шли эти люди на жертвы. Ведь не корысти или тщеславия ради. Их цели всегда были высокими — мир, справедливость, законность.

В 1986 году Сахаров и Боннэр получили возможность вернуться из ссылки и продолжили свою многогранную общественную деятельность. В 1989 году Андрей Дмитриевич стал народным депутатом СССР. И вокруг него сплотились передовые силы нашего общества. Сахаровым был предложен проект новой Конституции страны, который оказал большое влияние на всенародно принятую в 1993 году Конституцию Российской Федерации. Но Сахаров уже не дожил до этого момента: он скончался 14 декабря 1989 года.


Работа над рубрикой «Картинная галерея» непосредственно обращена к эмоционально-образной сфере познания, и учителю придется выступить в роли искусствоведа. В рубрике дана репродукция картины Рембрандта (1606—1669) «Возвращение блудного сына». По своей глубине эта картина — целый роман. Чтобы учащиеся хотя бы отчасти могли ее понять, необходимо тщательно разъяснить, в чем суть изображенного момента.

Сюжет взят из Нового Завета. В Евангелии от Луки (глава 15, стих 11) изложена «Притча о блудном сыне».

Нецелесообразно зачитывать текст притчи в классе, поскольку она включает несколько сюжетных линий, и это может отвлечь шестиклассников от основной задачи. А задача состоит в том, чтобы вызвать у детей состояние сопереживания, помочь проникнуться чувствами, которые охватили героев картины — отца и сына — в момент их встречи.

Учитель объясняет, что человек, стоящий на коленях перед стариком, это и есть блудный сын, слово «блудный» здесь означает «заблудший, сбившийся с пути». Далее учитель читает притчу.

После чтения учителю рекомендуется предложить школьникам рассмотреть репродукцию картины и постараться ответить на вопросы: «Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец?», «Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын?».

Очень важно ввести в вопросы выражение «кроме радости встречи», чтобы не провоцировать однозначные ответы. Важно побудить учащихся к более глубоким размышлениям. Учитель помогает им разобраться в чувствах героев: «Безусловно, сын испытывает радость встречи. Но вместе с тем его мучают угрызения совести, стыд. Он раскаивается, он сожалеет о том, что сделал, просит простить его, готов исправиться, загладить свою вину и т. д. Отец жалеет сына, его сердце полно сострадания, он готов забыть его поступок и простить».

Делается вывод: все это и есть добрые чувства и они открывают путь к добрым поступкам.

В хорошо подготовленном классе можно «озвучить» роль отца. В библейской притче рассказано, что, встретив сына, отец воскликнул: «...Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся...»

Важно обдумать сказанное отцом. «Пропадал и нашелся» — это понятно. Но что значит «был мертв и ожил»?

Помогая классу, учитель должен объяснить, что отец имел в виду не физическую смерть сына. Значит, речь идет о духовной, моральной смерти сына, который погряз в разгульной жизни и растратил состояние, нажитое отцом. Но в конце концов он понял, что вел себя подло, раскаялся, просил прощения. И душа его ожила.

В рубрике «Поэтическое слово» приводится фрагмент текста песни «Грузинская песнь» Б. Окуджавы. Рекомендуется прочитать его и ответить на вопросы после рубрики. Учащиеся должны охарактеризовать лирического героя как человека с доброй душой.

Альтернативный вариант. Послушать песню в исполнении самого Булата Шалвовича или в исполнении группы бардов, выступающих вместе в рамках популярного проекта «Песни нашего века». Конечно, к этому варианту нужно заранее подготовиться. Можно попросить кого-нибудь из учеников или группу учеников: подготовить аудиозапись песни, а в заключение провести беседу.

После эмоциональной паузы уместно перейти к размышлению о золотом правиле морали. Если учитель четко объяснит, в чем содержание и основной смысл правила, почему люди так высоко ценят его и почему это правило живет много веков (весь этот материал имеется в учебнике), то класс будет вполне подготовлен к выполнению домашнего задания по вопросам рубрики «В классе и дома».

Итог занятия подводит рубрика «Учимся делать добро». Учитель может написать эти слова на доске, а затем задать классу вопрос: «С чего начинается доброта?» Выслушав учащихся, учитель должен сказать, что на этот вопрос есть только один правильный ответ — с заботы о близких (следует обязательно похвалить тех, кто дал такой же или близкий к этому ответ).

А в заключение с опорой на текст учебника формулируются «Три правила заботы о близких». Правила записываются на доске. Школьникам предлагается их запомнить и постараться выполнять. Учитель отметит, что правил может быть и больше, но с этих трех надо начинать свои добрые дела.






Для любых предложений по сайту: [email protected]