Справочный материал для учителя

Обществознание 6 класс - поурочные разработки

Справочный материал для учителя

Из комментариев к Конституции Российской Федерации

В главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», сказано, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1).

Определение — федеративное государство — относится к форме государственного устройства. Под ней понимается способ распределения государственной власти между ее центральными органами и органами власти отдельных территорий страны. Выделяются две формы: унитарная и федеративная. В федеративных государствах, в отличие от унитарных, субъекты федерации имеют свои собственные полномочия, которые могут быть изменены центральной властью в одностороннем порядке.

Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, автономную область, 10 автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъектов Федерации в пределах, представленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативно-правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.

В ст. 5 Конституции РФ закрепляется принцип равноправия субъектов Российской Федерации. При этом следует отметить, что республика (как государство) имеет свою конституцию и законодательство, в то время как край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ — свой устав и законодательство. По всем другим характеристикам, согласно Конституции, республики не отличаются от других субъектов Федерации.

Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности. Принцип целостности и неприкосновенности территории РФ, установленный в ст. 4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.

Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти ее субъектов, означает, что Российская Федерация берет на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на им принадлежащие и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.

Масштабы нашей страны и разнообразие условий в ней столь велики, что управление ею только из единого центра не представляется возможным. Она занимает 17 млн. кв. км, расположена в нескольких природных зонах с различными климатическими условиями. На ее территории проживает более 140 народов, находится более тысячи городов и несколько тысяч поселков. Потому важным фактором, оказывающим решающее воздействие на распределение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, является необходимость учета органами государственной власти и управления условий, в которых проживает население субъекта Федерации.

Для того чтобы не допустить какого-либо нарушения законных прав и интересов Российской Федерации и ее многонационального народа, Конституция закрепила принцип, согласно которому законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Федерации, причем в случае противоречий между ними действует федеральный закон.

Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.

Право на самоопределение оправдано, когда конкретный народ или народы подвергаются угнетению или дискриминации по национальному признаку, вследствие чего граждане не имеют возможности реализовывать свои права и пользоваться свободами, принадлежащими им в соответствии с общепризнанными нормами международного права, в том числе если нарушается право каждого гражданина участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей.

Очевидно также, что реализация права на самоопределение не должна приводить к нарушению правовых норм, соблюдение которых предусмотрено международным правом.

Как указано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., при реализации права народа на самоопределение ничто не должно толковаться как «санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расширению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи».

Все сказанное нисколько не ущемляет права народов на самоопределение. Оно признается и может быть реализовано в различных формах, в числе которых и вхождение в состав другого государства, однако только при соблюдении указанных выше условий.

Закрепленный статьей 5 принцип равноправия народов Российской Федерации означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Глава 3. Федеративное устройство

Субъекты РФ перечислены в ст. 65. Это перечисление не случайно. Включение названия субъекта Федерации в эту статью является правовым основанием для использования им своих конституционных прав, таких, например, как право законодательной инициативы, право на вхождение в Совет Федерации двух представителей.

Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу. Так, если сравнительно небольшие территории — Калининградская область и Республика Адыгея — занимают 15,1 и 7,6 тыс. кв. км соответственно, то Республика Саха (Якутия) — 3 млн. 102 тыс. кв. км, Красноярский край — 2 млн. 401 тыс. кв. км. Такие субъекты по своей территории превосходят многие иностранные государства. Республика Саха (Якутия) почти равна Индии и в два раза больше Индонезии; Республика Коми (415,9 тыс. кв. км) больше вместе взятых Великобритании, Греции и Бельгии.

Самые крупные по численности населения субъекты Российской Федерации — города федерального значения Москва (более 9 млн человек) и Санкт-Петербург (более 5 млн. человек), а также Московская область (почти 7 млн. человек) — входят в состав Российской Федерации наряду с такими относительно малочисленными субъектами, как Республика Тыва — 307 тыс. человек, Республика Калмыкия — Пальм Таню — 328 тыс. человек, Камчатская область — 437 тыс. человек.

Субъекты Федерации различаются и по ряду других признаков — уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческому прошлому, национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Ст. 66 посвящена правовому статусу субъектов РФ.

Ст. 67 касается территории РФ и ее субъектов.

Территория — неотъемлемый признак государственности, пространственный предел государственной власти.

Территория Российской Федерации включает в себя сушу, недра воды (внутренние воды и территориальное море), воздушное пространство над ними. Территория Российской Федерации одновременно является территорией ее субъектов.

Россия — самое крупное государство мира. Ее территория 17,1 млн. кв. км, а протяженность границ составляет более 58 тыс. км, из них примерно 20 тыс. км — сухопутный участок и 38 тыс. км — морской. Сухопутная граница отделяет Россию от Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Китая, Кореи, Латвии, Литвы, Монголии, Норвегии, Украины, Финляндии, Эстонии. С Японией у России морская граница.

Ст. 68 посвящена государственному языку Российской Федерации.

Русский язык признан в соответствии с ч. 1. ст. 68 государственным на всей территории Российской Федерации. Что же понимается под государственным языком? Обычно это родной язык большинства или значительной части населения государства и потому наиболее употребимый в нем. Это язык (или языки), на котором государственная власть общается с населением. На нем публикуются законы и другие правовые акты, пишутся официальные документы, протоколы и стенограммы заседаний, осуществляется работа органов государственной власти, делопроизводство и официальная переписка. Это язык официальных вывесок и объявлений, печатей и штампов, маркировки отечественных товаров, дорожных знаков и наименований улиц и площадей. Это и основной язык воспитания и обучения в школах и других учебных заведениях. Государственный язык преимущественно используется на телевидении и радио, при издании газет и журналов. Государственная власть гарантирует заботу о всемерном его развитии, обеспечивает активное употребление в политической, культурной и научной сферах.

Русский язык — это родной язык большинства населения Российской Федерации — русского народа. Русский язык знает и им активно пользуется подавляющее большинство граждан России независимо от национальности. Это эффективное средство консолидации общества, укрепления его единства. Важно подчеркнуть конституционное положение о том, что русский язык является государственным на всей территории Российской Федерации, т. е. и в тех местностях, где проживает преимущественно русское население, и там, где основная масса жителей — это представители других национальностей, компактно проживающие малочисленные народы.

При этом существенно, что провозглашение русского языка государственным ни в коей мере не противополагается демократическому принципу равноправия всех языков народов России, не ущемляет права народов и отдельных граждан, не препятствует развитию двуязычия и многоязычия в субъектах Федерации. В ст. 26 Конституции четко определяется, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

В соответствии с ч. 2 ст. 68 республики в составе Российской Федерации самостоятельно устанавливают свои государственные языки.

Провозглашение национальных языков государственными в республиках идет весьма интенсивно. Государственными в основном были провозглашены языки народов, давших название республике. Однако процесс принятия законов о языках в республиках еще не завершен и перечень всех государственных языков республик дать пока нельзя.

В ряде республик государственными провозглашено несколько языков. Так, в Кабардино-Балкарской Республике государственными, кроме русского, являются кабардинский и балкарский, а в Республике Марий Эл — марийский луговой и марийский горный языки. Во многих республиках наряду с национальным (национальными) в качестве государственного определен также русский язык — в Бурятии, Хакасии, Республике Саха (Якутии) и др.

В республиканских законах о языках, так же как и в федеральном законе, предусматривается положение о том, что придание статуса государственных тем или иным языкам не должно ущемлять права иных наций и народностей, проживающих на территории республики, в употреблении ими своих языков.

В некоторых республиках устанавливается статус местных официальных языков. Так, в Законе Республики Саха (Якутия) о языках определяется, что эвенкийский, эвенкский, юкагирский, чукотский языки в местах компактного проживания соответствующих народностей признаны местными официальными языками и используются наравне с государственными.

Российское государство признает равные права всех языков на их сохранение и развитие, гарантирует каждому из них государственную поддержку и защиту независимо от его статуса и численности населения, говорящего на нем.

Ст. 69 касается гарантий прав коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Коренными малочисленными народами современная наука признает народы, считающие себя самостоятельными этносами, проживающими на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни и традиционный способ хозяйствования.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 60 малочисленных народов, из которых почти 35 не имеют каких-либо национально-территориальных образований. Среди них алеуты, ительмены, кеты, нганасаны, юкагиры и др.

Ст. 70 определяет государственные символы России как суверенного государства.

Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов рассматривается в ст. 71 Конституции РФ. В ст. 72 определены предметы совместного ведения РФ и ее субъектов.

Ст. 73 определяет полномочия субъектов Российской Федерации.

К ведению РФ отнесено лишь то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства Российской Федерации, распространяемого на всю ее территорию, и для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал и где бы ни находился.

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено то, что, исходя из объективных условий существования нашего Российского государства, не может решаться только Федерацией без участия государственных органов ее субъектов.

Ст. 74 конкретизирует положение ст. 8 о единстве экономического пространства в условиях свободного рынка.

Ст. 75 определяет единое финансовое валютное регулирование, единую денежную систему РФ.

Ст. 76 устанавливает порядок и пределы действия федеральных законов, их основные виды и их соотношение между собой, а также регламентирует взаимодействие федеральных законов, с одной стороны, и законодательных и иных актов субъектов Российской Федерации — с другой.

Ст. 77 определяет систему органов власти субъектов РФ и принципы их организации и функционирования.

Ст. 78 раскрывает механизм взаимоотношений органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере их собственного ведения.

Ст. 79 определяет полномочия РФ участвовать в межгосударственных объединениях.

(Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М., 1994.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]