Обществознание 6 класс - поурочные разработки
С какими обществоведческими знаниями приходит школьник в основную школу
В соответствии с базисным учебным планом в начальной школе выделен образовательный компонент «Обществознание». Его изучение предусматривает расширение и систематизацию социальных, правовых, обществоведческих представлений младших школьников, предварительное (пропедевтическое) ознакомление их с историей Отечества и родного края. На доступном детям этого возраста материале формируются образные представления о прошлом и настоящем нашей страны.
Сегодня в начальной школе существует несколько вариативных курсов «Окружающий мир», которые интегрируют знания природоведческого и обществоведческого содержания. Каждый автор (или авторский коллектив) предлагает свои подходы к отбору содержания, построению уроков «Окружающего мира», в соответствии с авторской концепцией выделяет те или иные приоритетные цели. Можно назвать таких авторов по курсу «Окружающий мир» для начальной школы, как З. А. Клепинина, Н. И. Ворожейкина, А. А. Вахрушев, Н. Ф. Виноградова и др. Вместе с тем каждый автор этого предмета начальной школы должен реализовать в своем учебно-методическом комплекте минимум содержания образования, раскрывающий государственный уровень требований к обществоведческому образованию младших школьников.
Каково же содержание минимума начального образования по образовательному компоненту «Обществознание»?
Минимум включает два раздела: «Общество» и «История Отечества».
В разделе «Общество» содержание представлено следующими компонентами:
— Общие представления о Родине. Ориентировка в понятиях «Родина», «страна», «столица», «Конституция», «гражданин России»; предварительное ознакомление с правами и обязанностями гражданина России; осознание своих прав (прав ребенка); формирование представлений о государственной символике и российских праздниках. Младшие школьники (3—4 классы) знакомятся с исторической картой своей страны, получают общее представление о карте мира и многообразии народов и стран, живущих на Земле.
Дети узнают о малой родине: изучают родной край, его природные особенности, труд людей, достопримечательности. Школьники начинают оперировать понятиями «город», «село», «поселок», «столица», знают их место на карте страны.
— Россия — многонациональное государство. На конкретных примерах младшим школьникам раскрывается особенность Российского государства как объединения многих народов. Дети знакомятся с национальным искусством, бытом, трудом людей разных национальностей, на основе чего воспитываются дружеские чувства к представителям разных народов. Школьники подходят к пониманию общего между разными людьми, живущими в одной стране (государственный язык, территория, столица и пр.), осознают особенности отдельных народностей России (язык, культура, малая родина, природа края и пр.).
— Человек и другие люди. Объединяет знания о первом коллективе, членом которого является ребенок (семья), об основных нормах морали (доброта, трудолюбие, смелость, гостеприимство и др.) и культуры общения (доброжелательность, взаимопомощь, внимание к старшим и младшим и др.).
В начальной школе дети получают первые систематические представления об истории Отечества. Это пропедевтический курс. Он не ставит задачи изучения полной истории России с древнейших времен до современности. Вместе с тем на доступных наглядных примерах учащиеся 3—4 классов знакомятся с отдельными наиболее важными темами по истории нашей страны. В минимальном количестве представлен следующий их перечень: восточные славяне. Древняя Русь. Крещение Руси. Культура Древней Руси. Русские земли XIII—XV вв. Куликовская битва. Московская Русь. Культура Руси в XIII—XVII вв. Преобразования Петра I. Российская империя. Отечественная война 1812 г. Изменения в России во второй половине XIX—XX вв. Советская страна. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Современная Россия.
В настоящее время исторический компонент курса «Окружающий мир» реализуется двумя подходами. Одни авторы дают последовательный рассказ об истории России с древнейших времен до современности, сразу раскрывая особенности данной эпохи. Например, в учебнике авторов Н. И. Ворожейкиной и др. «Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России» есть темы «Древняя Русь», «Московская Русь», «Россия», «Российская империя». Другие авторы раскрывают в историческом плане развитие конкретной идеи. В учебнике «Окружающий мир» авторов Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой — темы «Человек в разные исторические времена», «Труд людей в разные исторические времена», «Человек и общество, в котором он живет». В учебнике авторов Е. В. Саплиной, А. И. Саплина «Введение в историю» даны темы «Моя родословная», «Я и мое имя», «Родословная вещей».
В результате обучения в начальной школе дети к моменту перехода в среднее звено должны владеть следующими умениями и навыками:
— воспроизводить знания, т. е. называть основной закон страны, народы, населяющие Россию; перечислять права ребенка;
— различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро — зло, трудолюбие — леность, красиво — некрасиво); государственную символику современной России;
— приводить примеры исторических и культурных памятников страны, достопримечательностей родного края, государственных праздников Российской Федерации;
— решать учебные и практические задачи, т. е. определять последовательность исторических событий (раньше — позже); соотносить год с веком;
— находить на исторической и современной картах России территорию государства, крупные города, места исторических событий; рассказывать о родной стране, столице, о наиболее важных событиях в истории Отечества.
Конечно, большинство детей будут владеть значительно большим объемом знаний и умений, что и предполагается каждым автором курса «Окружающий мир» или «История», но в соответствии с минимумом содержания начального образования проверка готовности детей к изучению обществоведческих дисциплин в среднем звене осуществляется в указанном выше объеме.