Духовная сфера общества - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Духовная сфера общества - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цели и задачи: познакомить учащихся с духовной сферой жизни общества; дать представление о сущности культуры; познакомить с терминами и понятиями: духовная сфера общества, культура, нравы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать виды культуры; проводить сравнительный анализ; высказывать суждения на обществоведческие темы; понимать роль культуры в жизни человека; анализировать собственные поступки с точки зрения духовного развития человека; воспитывать культуру поведения; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность; анализировать результаты исследований, фиксировать их;личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в духовной жизни страны.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: проблемный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Существует древняя притча.

Люди сооружают высочайшую башню. Наблюдатель спрашивает у рабочего, который тащит кирпичи: “Чем ты занят?” Тот отвечает: “Я строю высочайшую башню”. А ведь он мог ответить: “Вот тащу кирпичи”. Но такой ответ был бы слишком простым и неполным. Ощущать собственное участие в великих делах, понимать свою причастность к общему смыслу — вот в чем сущность культуры.

Так ли это? Попробуем найти ответ на этот вопрос.

Тема урока: “Духовная сфера общества”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Духовная сфера.

2. Что такое культура?

3. Из чего складывается духовная культура.

III. Введение в новый материал

Мы с вами уже познакомились с экономической, политической и социальной сферами жизни общества. Сегодня мы познакомимся с духовной сферой. Чем она отличается от других сфер? Каковы ее характерные черты и виды? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Духовная сфера

Задание: изучите предложенную схему и прокомментируйте ее.

(Проверка выполнения задания.)

Вы совершенно правильно определили, что ключевыми словами данного определения являются “духовные ценности”.

— Что же такое духовные ценности?

Задание: предлагаю провести небольшой эксперимент.

1. На листочке бумаги напишите о самом дорогом, что у вас есть, о том, что приносит вам радость, дарит смысл жизни.

2. Сомните листочки.

3. Вновь их разверните.

Вопросы к классу

— Что вы почувствовали, когда смяли листок?

— Что вы почувствовали, когда вновь развернули?

(Ответы учеников.)

Это и есть ваши ценности! То, что вы боялись потерять, но не потеряли!

Но наш эксперимент демонстрирует взгляд на достаточно сложное понятие “духовные ценности”.

— А как трактуют ученые этот термин?

Задание: работая с текстом п. 1 § 9 учебника и дополнительным материалом, дайте характеристику понятия “духовные ценности”.

Дополнительный материал

Фрагмент из Декларации прав культуры, разработанной филологом, искусствоведом Д. С. Лихачевым.

Под культурными ценностями подразумеваются не только отдельные объекты - памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т. п., но и явления, такие, как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.

Духовные ценности отличаются от ценностей материальных особой долговечностью. Пусть не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передается из поколения в поколение через легенды, предания, воспоминания и т. п. Так, например, давно утрачены первоначальные списки “Слова о полку Игореве”, но само произведение живет в мировой литературе.

Потребности людей в духовных ценностях поистине безграничны. Нет предела “насыщения” знаниями, впечатлениями от произведений искусства и стремления человека понять суть явлений окружающего мира.

Духовные ценности в большей степени, чем материальные, запечатлевают особенности личности их создателей.

(Проверка выполнения задания.)

2. Что такое культура?

Духовная сфера общества является важной частью культуры. Первоначально слово культура означало изменение природы в интересах человека, точнее, возделывание земли. Латинское словоcultura происходит от глагола colo, что означает “возделывать землю”.

Задание: почему слово “культура” так переводится? С чем это связано?

(Проверка выполнения задания.)

Давайте сыграем в игру “Цепочка высказываний”, в ходе которой каждый должен назвать определенное выражение и сказать, как в нем понимается слово “культура”.

(Проверка выполнения задания.)

Совершим небольшой экскурс в историю. Цицерон ввел в оборот метафору “культура (совершенствование) души”, “духовная культура”. В XVIII в. появилось и другое значение термина “культура” — “совершенствовать”, “почитать”. В современной науке существует множество определений понятия “культура”:

• система норм и ценностей;

• память человечества;

• способ жизни человека.

По мнению известного социолога XX в. М. Вебера, культура — это совокупность материальных и духовных ценностей. Большинство философов согласны с тем, что культура — это то, что создано руками и разумом человека, “вторая природа”.

Культура — живая система. Она отличается от природы, мира естественного, который рождается и умирает сам по себе, тем, что является миром искусственным, существует благодаря заботе, влиянию, вмешательству человека. Культура очеловечивает природу. С ее помощью человек вписывает себя в мир, воздействует на окружающую природу и на себя. Культура немыслима без своего создателя — человека.

— Прочитайте отрывок из рассказа американского фантаста Р. Шекли “Абсолютное оружие” и ответьте на вопросы.

Они вошли в огромную комнату, где грудами лежало сверкающее легендарное марсианское оружие, остатки марсианской цивилизации. Люди стояли и молча смотрели по сторонам. Перед ними лежало сокровище, от поисков которого все давно отказались. С того времени, когда человек высадился на Марсе, развалины великих городов были тщательно изучены. По всей равнине лежали сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы — все говорило о титанической цивилизации, на тысячу лет опередившей земную. Кропотливо расшифрованные письмена рассказали о жестоких войнах, бушевавших на этой планете. Однако в них не говорилось, что произошло с марсианами. Уже несколько тысячелетий на Марсе не было ни одного разумного существа, не осталось даже животных.

Вопросы к классу

— В чем смысл этого рассказа?

— Как можно связать мысль фантаста с содержанием темы?

(Выслушиваются ответы учеников и подводятся итоги.)

Таким образом, культура — сложная система, которую создавали в течение долгих веков. В нее входят:

• культура народов (образ жизни, одежда, жилище, кухня, фольклор, верования, язык и др.);

• социально-бытовые правила, принятые в обществе, жесты вежливости и приветствия, этикет, гигиенические привычки;

• деятельность библиотек, музеев и выставок, клубных учреждений, парков культуры, телевидения и радиовещания.

Весь общественно-исторический опыт человечества можно рассматривать как соединение духовного и материального творчества. Поэтому культура подразделяется на:

• материальную;

• духовную.

Задание: работая с текстом п. 1 § 9 учебника, заполните таблицу.

Материальная культура

Духовная культура

Включает все созданное человеческими руками: паровую машину, книги, орудия труда, жилые дома, церковные здания, украшения и многое другое

Нематериальную культуру образуют: нормы и правила поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, мифы, знания, идеи, верования, обычаи, традиции, язык и т. д. Это результат деятельности людей, но сотворена она не руками, а скорее разумом и существует в нашем сознании, поддерживается обществом.

Духовная культура может воплощаться в явлениях материальной культуры: книгах, картинах, скульптуре, архитектуре и т. д.

(Проверка выполнения задания.)

3. Из чего складывается духовная культура

— Из чего складывается духовная культура?

Задание: изучите предложенную схему и прокомментируйте ее.

Класс делится на четыре творческие группы, каждая из которых характеризует сущность и роль составных частей духовной культуры.

Задание для первой группы: используя материал п. 2 § 9 учебника, охарактеризуйте сущность и роль искусства.

Задание для второй группы: используя материал п. 2 § 9 учебника, охарактеризуйте сущность и роль науки.

Задание для третьей группы: используя материал п. 2 § 9 учебника, охарактеризуйте сущность и роль образования.

Задание для четвертой группы: используя материал п. 2 § 9 учебника, охарактеризуйте сущность и роль религии.

(Проверка выполнения задания.)

— Как же человек приобщается к духовной культуре?

Задание: слушая рассказ учителя и участвуя в обсуждении, определите пути формирования и развития духовной культуры.

Древнее предание повествует о том, как к великому греческому математику Евклиду обратился один из властелинов, пожелавший овладеть геометрией с наименьшими затратами времени. Ученый ответил ему, что в науке нет “царского” пути.

— Объясните смысл слов Евклида.

(Проверка выполнения задания.)

Другая история, тоже относящаяся к далекому прошлому, гласит, что некий римский богач, желая прослыть образованным, купил себе десяток грамотных рабов. Каждого из них он заставил выучить наизусть стихи Гомера и других великих поэтов. Затем на различных празднествах и пирах в присутствии гостей хозяин по подсказке обученных рабов читал стихи. При этом он полагал, что знания и образованность каждого из рабов — это его собственность.

— Как вы считаете, приведет ли подобный путь человека к освоению духовной культуры? Свой ответ обоснуйте.

(Ответы учеников.)

Стоит помнить, что подлинную культуру нельзя ни взять напрокат, ни купить. Исторический опыт показывает, что без труда и борьбы с собственной ленью восхождение к вершинам культуры невозможно. Подлинный путь к постижению культуры — это путь радостных открытий, путь самостоятельного глубокого проникновения в гуманистический смысл великих произведений культуры.

Духовная культура является результатом деятельности всех людей. Без читателей, слушателей, зрителей произведения духовной культуры перестанут существовать. Кроме того, в развитии духовной культуры огромную роль сыграло возникновение письменности и появление книгопечатания.

Проблемный вопрос. Как появление книгопечатания повлияло на развитие духовной сферы общества?

(Ответы учеников.)

Важную роль в формировании духовной культуры играют морально-нравственные принципы и нормы.

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 76, познакомьтесь с понятием “нравы”.

— Обсудите высказывание римского поэта Публия Сира, который утверждал: “Нравы говорящего убеждают больше, чем его речи”.

— Согласны ли вы с ним? Свой ответ обоснуйте.

(Проверка выполнения задания.)

— Послушайте притчу и объясните ее смысл.

Купец решил пожертвовать 500 слитков золота на строительство более просторной школы. Эти деньги он принес учителю.

Учитель сказал:

— Хорошо, я возьму их.

Купец отдал учителю сумку с золотом, но остался недоволен отношением учителя к себе. Один человек на эти деньги может прожить целый год, а его даже не поблагодарили за это!

— В этой сумке 500 слитков золота, — как бы невзначай сказал купец.

— Ты мне уже сказал, — ответил учитель.

— Хоть я и богач, но 500 слитков золота для меня большие деньги, — снова заговорил купец.

— Ты хочешь, чтобы я поблагодарил тебя за них? — спросил учитель.

— Ты должен это сделать, — ответил купец.

— Почему должен я? — спросил учитель. — Дающий должен благодарить.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: представьте себе, что вам необходимо составить портрет высокоморального человека. Какими чертами вы бы его наделили? Используя прием мозгового штурма, назовите его черты. (Ответы учеников.)

— У вас было общее задание: назвать и охарактеризовать пути формирования духовной культуры. К каким выводам вы пришли?

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Как вы понимаете главную мысль отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого?

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

— Как вы поняли смысл высказывания французского писателя Ж. Дюамеля, который говорил: “Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше ее быть не может”?

— Согласны ли вы с ним?

(Ответы учеников.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 9 учебника.

2. Задание на выбор.

• Выполнить задания рубрики “Практикум”.

• Подготовить проект на тему “Памятник книге”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]