Мир как единое целое - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Мир как единое целое - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Цели и задачи: познакомить учащихся с мировым сообществом, процессом глобализации, законом ускорения развития общества; воспитывать гуманизм и толерантность; познакомить с терминами и понятиями: мировое сообщество, глобализация.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать мировое сообщество, процесс глобализации; понимать причины необходимости формирования мирового сообщества; объяснять сущность закона ускорения развития общества; приводить примеры глобализации; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: проблемный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Один пожилой человек учил сыновей жить дружно. Но дети не слушались, и он однажды собрал их всех, положил перед ними веник и сказал: “Сломайте веник”. Каждый из сыновей приложил много усилий, чтобы сломать веник, но никто из них не смог этого сделать. Тогда отец развязал веник и сказал: “Ломайте по одному прутику”. Все прутики по одному легко переломились. “Вот так и вы, как эти прутья: пока будете дружны между собой, вас никто не одолеет, а если будете ссориться, жить врозь, вас легко можно будет одолеть и погубить”, - сказал отец.

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этой притчи?

— Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

Тема урока: “Мир как единое целое”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Всегда ли мир был единым?

2. Современный мир как единое целое.

3. Ускорение мирового общественного развития.

4. Численность населения Земли и единство мира.

III. Введение в новый материал

Часто мы видим по телевизору, читаем в Интернете материалы, в которых ведущие ученые и политики высказывают самые различные взгляды относительно будущего человечества, мира людей. Одни из них видят будущую перспективу человечества в его объединении, другие опасаются этого.

Итак, одни утверждают: единство человечества только кажущееся. Люди говорят на тысячах языков, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.

Другие верят: современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир. Каково же наше будущее? Обсудим этот вопрос на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Всегда ли мир был единым?

— Посмотрите друг на друга. Похожи ли мы?

(Ответы учеников.)

В своих ответах вы отметили, что мы все очень разные: физически, умственно, психологически. А ведь на нашей планете насчитывается около 6 млрд жителей. Можно ли говорить о единстве мира?

Задание: представьте, что мы оказались в музее и осматриваем экспозицию “Взгляды ученых на проблему единства мира”. Внимательно слушая экскурсовода, кратко, в виде тезисов, в тетради запишите эти взгляды.

Слайд 1. Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и другие. Поскольку их взгляды на мир, материю были наивны, они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том, что единство мира в его материальности.

Слайд 2. Философ Платон рассматривал мир как единое целое. Он считал, что все явления мира, в том числе и социальные, находятся во взаимной связи, в непрерывном движении и развитии.

Слайд 3. В Средневековье, когда господствовали религиозное мышление и верования, философы утверждали, что в мире все взаимосвязано. Бог создал Вселенную и человека, а все явления, происходящие на Земле, проистекают по замыслу Божьему.

(Проверка выполнения задания.)

А теперь попробуем, разделившись на группы, используя полученные знания на уроках истории, дополнительный материал, материал учебника, воспроизвести процесс взаимодействия среди людей на разных этапах развития человечества.

Задание для первой группы: приведите конкретные примеры особенностей совместной жизни людей в глубокой древности.

Задание для второй группы: приведите конкретные примеры особенностей совместной жизни людей в Средневековье.

Дополнительный материал

Феодальная лестница — порядок взаимного подчинения феодалов. Король являлся сюзереном для крупных феодалов, крупные — для средних, а те, в свою очередь, - для мелких. Формула феодальной зависимости: “Вассал моего вассала — не мой вассал”.

(Проверка выполнения задания.)

— Как вы думаете, почему люди на ранних стадиях развития жили раздробленно? При ответе используйте иллюстрации на с. 108 учебника.

(Ученики выдвигают предположения и на доске записываются причины.)

• Торговые связи были достаточно редкими.

• Отсутствовали автомобильные дороги и железнодорожные пути.

• Отсутствовали средства передвижения.

• Не существовало современных способов связи (телефон, Интернет и т. п.).

2. Современный мир как единое целое

— Что такое мир?

Задание: придумайте предложения со словом “мир”. (Проверка выполнения задания и составление схемы.)

— А что же происходит с современным миром?

Задание: работая в парах, попытайтесь найти примеры, которые доказывают, насколько жители разных уголков Земли стали зависимы друг от друга.

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)

Таким образом, люди в конце XX — начале XXI в. все больше осознают общность человечества. В наши дни понятие “общество” стало более широким, чем просто определенная группа людей. Речь идет о мировом сообществе.

Задание: историки убеждают нас в том, что именно XX в. уничтожил перегородки между континентами и регионами. Используя метод мозгового штурма, назовите причины образования мирового сообщества.

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)

Центральным органом, который координирует действия мирового сообщества, является Организация Объединенных Наций (ООН), куда входят 186 стран. Эта организация:

• поддерживает международный мир и безопасность;

• улаживает конфликты мирными способами;

• участвует в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

• поощряет и развивает уважение к правам человека;

• посылает миротворческие силы в “горячие точки”.

Задание: работая с текстом рубрики “Дополнительное чтение” на с. 110 учебника, дайте характеристику международной организации — Совета Европы и ответьте на вопросы.

— Для чего был создан Совет Европы?

— Почему именно в то время остро встал вопрос о создании такой организации?

(Проверка выполнения задания.)

Когда говорят о мировом сообществе, подразумевают процесс глобализации.

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!”, познакомьтесь с понятием “глобализация”.

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)

Представьте себе, что вы стали участником дискуссионного клуба на тему “Глобализация — “за” и “против””. Вам предстоит определить свою позицию по данной проблеме. Свой выбор вы должны аргументировать.

(Проходит дискуссия и подводятся итоги.)

3. Ускорение мирового общественного развития

— Каким вам представляется развитие человечества?

Задание: графически изобразите путь развития человечества и объясните свой выбор.

(Проверка выполнения задания.)

Сравнивая эволюцию общества, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей, тенденций.

Первую из них можно назвать законом ускорения истории. Он гласит, что каждая последующая стадия длится меньшее количество, времени, чем предыдущая. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет, эпоха капитализма короче эпохи феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладельческого строя. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3—4 раза.

Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.

— Как вы думаете, что является первопричиной закона ускорения истории? Обсудите это, работая в парах.

(Ученики выполняют задание.)

Отличие человеческой истории от истории природы в том, что между человеком и природой есть промежуточное звено — орудия труда, которые являются причиной ускорения. Чем многообразнее и совершеннее орудия труда, тем больше ускорение истории. Технический и культурный прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу.

Задание: изучите и проанализируйте дополнительный материал.

Дополнительный материал

Около 2 млн лет назад появились первые орудия труда, с которых берет начало технический прогресс.

Примерно 15 тыс. лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры.

Около 8—10 тыс. лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Приблизительно 6 тыс. лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы.

250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.

Новейшая история составляет всего одну тысячную часть всемирной истории. Но это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период. Поток информации удваивается каждые 20 месяцев. Резко сокращается интервал времени между заметными изменениями в социуме. Так, люди, родившиеся в нашей стране в начале XX в., пережили практически три типа цивилизации (аграрную, индустриальную и постиндустриальную).

Об ускорении темпов развития общества свидетельствуют такие данные. Человечество, начиная с кроманьонца — человека современного типа, насчитывает всего 1600 поколений, если считать, что новое поколение появляется каждые 25 лет. 1200 поколений жили в пещерах, 240 — в условиях существования письменности, 22 — имели напечатанные книги. При электрическом освещении живет лишь пятое поколение. Автомобили, самолеты, радио, кинематограф начали входить в нашу жизнь всего лишь около 100 лет назад, телевидение существует 60 лет, а компьютеры — менее 50. Время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло:

• бумага — 1000 лет;

• паровая машина — 80 лет;

• телефон - 50 лет;

• самолет - 20 лет;

• транзисторная техника — 3 года;

• волновые передачи — 20 лет;

• лазер — 6 месяцев;

• факс — 3 месяца.

(Ученики выполняют задание.)

Итак, мы пришли к выводу, что каждый последующий этап охватывает гораздо меньший промежуток времени, чем предыдущий. Однако уровень развития общества, наоборот, становится выше. Весьма впечатляют данные социологов о том, что каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 34 раза. Однако орудия труда, технологии усовершенствуются гораздо быстрее.

4. Численность населения Земли и единство мира

Давайте познакомимся еще с одной закономерностью, которую определили ученые.

Задание: работая с текстом п. 4 § 13 учебника, ответьте на вопросы.

— Какую закономерность установил российский ученый С. П. Капица?

— Сформулируйте открытый им закон.

— Используя приведенные статистические данные, проанализируйте закономерности изменения численности населения Земли.

— Каковы прогнозы специалистов относительно численности населения Земли?

— Какова взаимосвязь между численностью населения Земли и единством мира?

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Закончите предложения.

1. Средневековое общество нельзя считать единым, потому что...

2. Современный мир можно считать единым, потому что...

Домашнее задание

1. Прочитать § 13 учебника.

2. Задание на выбор.

• Выполнить задания рубрики “Практикум”.

• Написать 5—6 предложение на тему “Как вы лично в своей жизни ощущаете единство мира?”.

• Подготовить компьютерную презентацию о деятельности какой-либо международной организации.






Для любых предложений по сайту: [email protected]