Россия в современном мире - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Россия в современном мире - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Цели и задачи: познакомить учащихся с положением России в современном мире; обсудить факторы, обеспечивающие величие нашего государства; познакомить с терминами и понятиями: великая держава, Нобелевская премия.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать факторы, обеспечивающие величие нашей страны; приводить примеры могущества и величия страны; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: осуществлять планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурировать полученные знания; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование способности анализировать собственные поступки; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: проблемный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Когда-то великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин писал: “Я далек от того, чтобы восхищаться всем, что вижу вокруг себя; как писатель я огорчен... но клянусь честью — ни за что в мире я не хотел бы переменить Родину или иметь иную историю, чем история наших предков, как ее нам дал Бог”. Как вы поняли смысл этого высказывания? В конце урока мы вернемся к его обсуждению.

Тема урока: “Россия в современном мире”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Место России среди других государств мира.

2. Что помогает усилению авторитета и влияния нашей страны в мире.

3. Россия как часть мирового сообщества.

III. Введение в новый материал

Какое же место занимает Россия в мире? Никто не будет спорить с тем фактом, что мы действительно обладаем огромными природными богатствами. Но французский экономист У. Петти утверждал: “Природа — мать богатства, а труд — его отец”. Насколько справедливо его утверждение? Какие факторы приумножают величие страны?

1. Место России среди других государств мира

— Как вы думаете, по каким показателям можно определить место, которое занимает страна в мире?

(Ответы учеников.)

Действительно, место страны в современном мире определяют по совокупности политических, экономических, социальных и культурных показателей. Следовательно, для того чтобы определить место России среди других государств мира, нам необходимо исследовать и проанализировать следующие факторы:

• военные победы;

• достижения в области искусства;

• экономические достижения;

• научные достижения;

• спортивные победы.

Задание: работая с текстом п. 1 § 25 учебника и дополнительным материалом, определите, какое место занимает Россия в мировом сообществе, подготовив своеобразную “визитную карточку России”.

Дополнительный материал

Россия — страна спортивная

Наша страна всегда славилась большими спортивными достижениями. Отечественные борцы, фигуристы, гимнасты и представители других видов спорта занимали пьедесталы почета на самых престижных соревнованиях, на чемпионатах мира, Европы, поставили сотни олимпийских рекордов. Это внушает гордость за нашу страну.

Современная Россия приумножает эти достижения. Мы вернули себе титул сильнейших в хоккее, за последнее время достойно проявили себя в футболе, показали отличные результаты в прыжках с шестом, в теннисе, в спортивной ходьбе, во многих других видах спорта.

Чемпионат мира по хоккею стал для россиян поистине триумфальным: победы во всех матчах турнира, большое количество забитых шайб, эффектная победа над Словакией в финале со счетом шесть — два и, конечно, титул лучшего бомбардира, присвоенный Евгению Малкину.

Теннисистка Мария Шарапова завоевала “карьерный Большой Шлем”, выиграв все четыре турнира. Результаты сборной по дзюдо на Олимпиаде превзошли все ожидания: ребята завоевали пять медалей, из которых три золотые.

Гимнастка Алия Мустафина среди россиян набрала наибольшее количество медалей на Олимпийских Играх в Лондоне: девушка принесла стране одну золотую, одну серебряную и две бронзовые награды. Баскетболисты в Лондоне взяли первую со времен СССР медаль. Сергей Кирдяпкин установил рекорд спортивной ходьбе.

Для россиян спортивные достижения, особенно на международных соревнованиях и на Олимпийских играх, - предмет особого переживания и гордости. Неподдельной радостью всех россиян и гордостью за нашу страну было встречено решение Международного олимпийского комитета о проведении XXII зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи. Кстати, очень символично: XXII летние Олимпийские игры проводились у нас в Москве в 1980 г.

Россия — великая космическая держава

“Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околоземное пространство”, — писал выдающийся российский ученый, основоположник теоретической космонавтики К. Э. Циолковский. Мечту Циолковского осуществили его соотечественники и ученики: С. П. Королев, В. П. Глушко, М. В. Келдыш, Ю. А. Гагарин, В. В. Терешкова, А. А. Леонов. Мы были первыми! Начало пути человечества в космос было положено 4 октября 1957 г. В этот памятный день вышел на орбиту запущенный СССР первый в истории человечества искусственный спутник Земли.

2 января 1959 г. умчалась в сторону Луны и вышла на околосолнечную орбиту советская космическая ракета “Луна-1”, а в годовщину запуска первого искусственного спутника Земли (4 октября 1959 г.) “Луна-3” сфотографировала обратную сторону Луны.

В исторический день 12 апреля 1961 г. ушел в космос корабль “Восток” с первым в истории человечества летчиком-космонавтом на борту Юрием Алексеевичем Гагариным. Облетев земной шар, он через 1 ч 48 мин благополучно приземлился в заданном районе Советского Союза. Весть о новом беспримерном подвиге советского народа в деле освоения космического пространства громовым эхом прокатилась по всему миру. Она вызвала радость и восхищение в сердцах всего человечества.

14 июня 1963 г. вышел на орбиту космический корабль “Восток-5”, а вслед за ним корабль-спутник “Восток-6”, пилотируемый первой в мире женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой.

Принципиально новый шаг в освоении космоса был сделан в марте 1965 г., когда на орбиту спутника Земли мощной ракетой-носителем был выведен советский корабль “Восход-2” с космонавтами П. Беляевым и А. Леоновым на борту. На втором витке полета Алексей Леонов в специальном скафандре впервые в истории космонавтики осуществил выход в космическое пространство.

В последующие десятилетия были луноход и “Союз-Аполлон”, выход в открытый космос Светланы Савицкой и орбитальная станция “Мир”, полет “Бурана” и МКС. Рассматривая свои достижения в изучении и освоении космоса как достояние всего человечества, наша страна всегда стремилась, чтобы космос был ареной мира и международного сотрудничества. Россия осуществляет широкие международные связи в области исследования и использования космического пространства.

Нобелевский лауреат — Жорес Иванович Алферов

Едва ли не каждый житель планеты ежедневно пользуется научными разработками Жореса Алферова. Во всех мобильных телефонах есть гетероструктурные полупроводники, созданные Алферовым. Вся оптико-волоконная связь работает на полупроводниках и лазере Алферова. Без этого изобретения были бы невозможны проигрыватели компакт-дисков и дисководы современных компьютеров. Открытия ученого используются и в фарах автомобилей, и в светофорах, и в оборудовании супермаркетов — декодерах товарных ярлыков, они разрушают миф о том, что всю электронику придумали в Америке или Японии — где угодно, только не у нас. Да, сейчас эти страны нас намного опередили. Но все началось с открытий ленинградского ученого, которые он сделал в 1962—1974 гг. и которые привели к качественным изменениям в развитии всей электронной техники. Нобелевской премией отмечены как его былые заслуги, так и современные — создание сверхбыстрых суперкомпьютеров.

Россия — держава с большим экономическим потенциалом

Россия имеет мощные запасы угля, железной руды, газа, нефти (второе место в мире после Саудовской Аравии), цветных и драгоценных металлов, алмазов, сырья для производства минеральных удобрений и других полезных ископаемых. Общая стоимость разведанных природных ресурсов составляет 28—30 трлн долл., а с учетом прогнозов — 140 трлн долл.

Наша страна обладает мощным научно-техническим потенциалом. Россия обладает при этом и квалифицированными трудовыми ресурсами, имеет развитый промышленный потенциал, представленный всеми отраслями промышленности. С таким огромным производством, ресурсным, научно-трудовым потенциалом наша страна способна участвовать в решении многих глобальных проблем. Прежде всего, это касается развития международной торговли. Для этого необходимо устранить монополизм ряда западных стран на товарных и финансовых рынках и создать систему объективной и конкурентной среды с разными возможностями для торговли.

Майя Плисецкая — гордость России

Майя Михайловна Плисецкая — великая балерина XX столетия, являющая собой уникальный пример творческого долголетия. Ей присвоено звание народной артистки СССР (1959), Героя Социалистического Труда (1985). Она награждена первой премией и золотой медалью на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949), премией имени Анны Павловой Парижской академии танца (1962), Ленинской премией (1964), медалью “Про Финляндия” (1968), итальянской премией “Виа Кондотти” (1989), золотой медалью Испании за заслуги в области изящных искусств (1990), премией “Триумф” (2000), премией “Российский Национальный Олимп” (2000) и др. Является кавалером трех орденов Ленина, ордена Франции “За заслуги в литературе и искусстве”, российских орденов “За заслуги перед Отечеством” I, II и III степени. Майя Плисецкая — почетный доктор Сорбонны и почетный профессор Московского государственного университета. В 1994 г. Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете 4626.

Важно танцевать музыку, а не под музыку. Творческий девиз Плисецкой: “Никому не подражай и превращай в движение музыку”. Она умела реагировать на соло любого музыкального инструмента в оркестре, подчеркивала музыкальные акценты не то что поворотом корпуса или взмахом руки — даже взглядом или движением брови. Характер Плисецкой сосуществовал в редкостной гармонии с характером ее артистического дарования. Смелость она превращала в эстетическую категорию. Не боялась нарушать канон, верила в себя и всегда была современной, потому что побеждала в споре со временем, заставляя его убыстрять свой ход. Самыми лучшими и точными определениями сути ее искусства стали такие найденные для нее критиками амплуа, как актриса идеи и балерина-стихия. Известный французский балетный критик Андре Филипп Эрсен считал, что для ее характеристики достаточно трех слов: гений, мужество и авангард. Природа наградила Плисецкую уникальными данными: большим шагом, высоким прыжком, великолепным вращением, мощным артистическим темпераментом и необыкновенной восприимчивостью к музыке. Ее талант был замечен, когда она еще училась в балетной школе.

Однако ей пришлось выдерживать ожесточенные бои, отстаивая право своего таланта на самоопределение. После того как президент Франции Франсуа Миттеран вручил ей орден Почетного легиона, один из советских чиновников выразил свое недоумение: “Я думал, что этот орден дают только борцам Сопротивления”. Плисецкая, всегда славившаяся находчивостью и умением афористично излагать свои мысли, ответила: “А я всю жизнь и сопротивляюсь”.

Майя Михайловна писала: “Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую — как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Только так”.

(Проверка выполнения задания.)

2. Что помогает усилению авторитета и влияния нашей страны в мире

— Нынешнее поколение россиян, продолжая традиции предков, укрепляет мировой престиж страны.

Задание: работая с текстом п. 2 § 25 учебника, приведите примеры, подтверждающие это утверждение.

Вопросы

— Каких выдающихся оперных певцов подарила Россия миру?

— Назовите известные всему миру имена выдающихся дирижеров и музыкантов России XX — начала XXI в.

— Постановки каких российских театральных режиссеров вошли в сокровищницу мирового искусства?

— Почему на весь мир знаменит русский балет?

— Какими спортивными достижениями России мы гордимся?

— Назовите достижения российской медицины.

(Проверка выполнения задания и внесение дополнений в “визитную карточку России”.)

3. Россия как часть мирового сообщества.

— Что такое мировое сообщество?

(Ответы учеников.)

Задание: работая с текстом п. 3 § 25 учебника, составьте кластер “Россия как часть мирового сообщества”.

(Проверка выполнения задания.)

IV. Подведение итогов урока

Когда-то великий русский поэт А. С. Пушкин писал: “Я далек от того, чтобы восхищаться всем, что вижу вокруг себя; как писатель я огорчен... но клянусь честью — ни за что в мире я не хотел бы переменить Родину или иметь иную историю, чем история наших предков, как ее нам дал Бог”.

— Как вы поняли смысл этого высказывания?

(Ответы учеников.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 25 учебника.

2. Выполнить задания раздела “Практикум”.

3. Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.






Для любых предложений по сайту: [email protected]