Труд и образ жизни людей - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Труд и образ жизни людей - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цели и задачи: познакомить учащихся с видами трудовой деятельности человека и юридическими основами труда; проследить взаимосвязь труда и образа жизни людей; воспитывать уважение к труду; сориентировать учеников в выборе профессии; дать представление о сущности юридического аспекта трудовой деятельности; познакомить с терминами и понятиями: труд, работа, профессия, образ жизни.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать виды труда; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; выявлять характерные черты трудовой деятельности человека, взаимосвязь между трудовой деятельностью и образом жизни человека; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: проблемный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Встретились два путника на дороге и пошли вместе. Один был добрым и трудолюбивым, другой — злым и ленивым. Добрый радовался солнцу, журчанию ручья, наслаждался пением птиц и красотой леса, стоявшего по обе стороны дороги. Злой тем временем шел и ворчал недовольно, жаловался на жизнь. В сердцах бранился на солнце, которое поздно садится и рано встает, жарко греет и светит прямо в глаза. Сердился на птиц, которые мешали спать в послеобеденное время.

Долго шли они, коротко ли, неизвестно, но однажды закончилась у них пища. Доели они последние крохи и двинулись дальше. К вечеру оказались у огромной горы. А надо сказать, что за горой была оживленная дорога, которая вела в большой город, где можно было найти кров и пищу. Вокруг же горы шла узкая проселочная дорога, которая проходила по местам, где лютовали разбойники и дикие звери.

Трудолюбивый путник сказал, что передохнет и пойдет через гору. Ленивый же стал его уговаривать идти по проселку, мол, так будет легче. В конце концов каждый остался при своем мнении. Когда проснулись, уже поднималось солнце. Договорились, что каждый будет ждать другого с обратной стороны горы на дороге к вечеру следующего дня. Встали и двинулись в путь.

Добрый двинулся в гору, злой, сделав дубину, пошел по проселку. Трудолюбивый лез и карабкался в гору, царапая руки и ноги колючим кустарником, изнемогал от жажды и голода. Дважды чуть не сорвался в пропасть. Однажды большой камень, упавший со склона, едва не разбил ему голову. Медленно, но верно с каждой минутой приближался он к вершине. В расщелинах рвал цветы, ел их, а с камней слизывал оставшуюся воду. К вечеру он добрался до небольшого красивого озера, возле которого стояла маленькая сторожка. Здесь был ночлег и немного провианта.

С радостью он искупался в озере, поел и уснул глубоким сном. А надо сказать, что озеро то было лечебное и раны его за ночь зажили. Утром, проснувшись, путник позавтракал, поблагодарив мысленно добрых людей, обустроивших это место, и двинулся в путь по извилистой утоптанной дорожке. К обеду он добрался до назначенного места, но там никого не оказалось. Через некоторое время возле него остановилась повозка с мужчиной, женщиной и двумя детьми. Сойдя с нее, они разложили продукты и попросили путника разделить с ними трапезу. За едой он рассказал о своих приключениях и товарище, который пошел обходной дорогой. Добрые люди предложили незнакомцу поехать с ними, так как они тоже ехали в город и могли его подвезти. Однако он отказался, ибо до вечера еще было время. Поблагодарив их, остался ждать.

В город добрый человек вошел, когда на небе уже блестели звезды. Он прибыл один, так и не дождавшись своего товарища. Здесь путник нашел пищу и кров. Набравшись сил, устроился на работу и прожил свою жизнь в трудах и заботах. А о ленивом и злом человеке никто и не вспоминал. Сгинул он в лесной чаще без следа. Поговаривали, что съели его дикие звери. Может, и так, никто точно не знает.

Вопросы к классу

— О чем эта притча?

— Как вы поняли ее смысл?

— Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

Тема урока: “Труд и образ жизни людей”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Что такое труд и каким он бывает?

2. Разнообразный мир профессий.

3. Труд и образ жизни людей.

III. Введение в новый материал

Философ Вольтер писал: “Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды”. Так ли это? Какую роль играет работа в нашей жизни? Только ли труд составляет основу нашей жизни? Задумаемся над этими вопросами на уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Что такое труд и каким он бывает?

Как часто мы слышим фразу: “Труд создал человека”.

— Так ли это?

— А что такое труд?

— Какие ассоциации возникают у вас при слове “труд”? (Ответы учеников.)

— А какой смысл вкладывают в понятие “труд” обществоведы?

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 32 учебника, познакомьтесь с понятием “труд”.

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)

Ученые подразделяют труд на два вида:

• физический;

• умственный.

Задание: работая с текстом п. 1 § 4, заполните таблицу.

Физический труд

Умственный труд

Преимущественно ручной труд, который осуществляется главным образом с помощью физической силы

Преимущественно интеллектуальный труд, который осуществляется главным образом с помощью умственных усилий человека

(Проверка выполнения задания.)

Для того чтобы понять, насколько хорошо вы поняли разновидности труда, давайте сыграем в игру “Путаница”. Перед вами список профессий людей, которые заняты умственным и физическим трудом. Вам необходимо правильно классифицировать профессии.

Профессии: врач, шахтер, машинист, пианист, хлебороб, оперный артист, плотник, токарь, учитель, сталевар, животновод, швея, летчик, менеджер, ученый, шофер, военный, химик, газосварщик, физик.

(Побеждает тот, кто быстрее всех и без ошибок выполнит задание.)

Проблемное задание. К какой категории, по вашему мнению, можно отнести профессию парикмахера?

(Ответы учеников.)

Действительно, в большинстве современных профессий соединяются умственный и физический труд.

— Какой труд, с вашей точки зрения, является более важным? Приведите аргументы в защиту своей позиции. Свой ответ обоснуйте, используя шаблон.

Я считаю, что________________________ .

Потому что__________________________ .

(Проверка выполнения задания.)

Конкретным воплощением труда служит работа.

— Как вы думаете, в чем разница между понятиями “труд” и “работа”?

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 33, познакомьтесь с понятием “работа”. Найдите черты сходства и различия этих двух понятий.

(Ответы учеников.)

Главные различия:

• за работу полагается вознаграждение;

• при оформлении на работу необходимо заключить трудовой договор.

Прочитайте п. 1 § 4 учебника. Помните, что проверка выполнения задания будет необычной. Мы с вами проведем ролевую игру “На приеме у юриста”.

Задание для первой группы: вы будете адвокатами-консультантами, которые проводят прием граждан по трудовым вопросам. Поэтому внимательно изучите материал учебника.

Задание для второй группы: вы будет гражданами, которые пришли к юристам за помощью. Вам необходимо продумать вопросы, с которыми вы можете обратиться в юридическую консультацию.

Вопросы

1. Какой документ заключает работодатель с работником?

2. Какие вопросы обсуждаются между работником и работодателем накануне заключения трудового договора?

3. Что такое трудовая дисциплина?

4. Что можно отнести к нарушениям трудовой дисциплины?

5. Что такое заработная плата?

6. От чего зависит размер вознаграждения?

7. При каких условиях возможен труд несовершеннолетних?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов работы над вопросом.)

2. Разнообразный мир профессий

Профессия (от лат. professio — официально указанное занятие, специальность и profitero — объявляю своим делом) — это деятельность, которой занимаются, получив соответствующую подготовку.

Каждое утро вы приходите в школу учиться — это ваш главный труд, а ваши родители идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные обязанности или, как говорят еще, разные профессии.

— Кем работают ваши мамы или папы?

(Ответы учеников.)

Мир профессий огромен, их насчитывается более 50 тыс., причем ежегодно появляется около 500 новых и столько же исчезает и видоизменяется. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? Некоторые профессии меняют названия на современные. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий.

Сегодня мы с вами не только познакомимся с конкретными профессиями, но и постараемся узнать и выявить ваши склонности к тем или иным профессиям. Но для начала проведем игровую разминку.

Игра “Угадай профессию”

Перед вами русские пословицы и поговорки. Познакомьтесь с ними и угадайте, о каких профессиях идет речь.

1. Куй железо, пока горячо. (Кузнец.)

2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак.)

3. Не игла шьет, а руки. (Портной, швея.)

4. Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник.)

5. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. (Пахарь.)

6. Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх.)

(Проверка выполнения задания.)

Выбор профессии — важный шаг.

Задание: внимательно изучите текст рубрики “Дополнительное чтение” на с. 35 учебника и ответьте на вопросы.

— Согласны ли вы с выводами, сделанными древнеегипетским писцом Хети? Свой ответ объясните.

— Какие профессии, распространенные в Древнем Египте, продолжают существовать в современной России?

— Почему?

(Проверка выполнения задания.)

— Почему выбор профессии — это действительно важный шаг? Используя прием мозгового штурма, выдвините версии.

(Проверка выполнения задания.)

Выбирая профессию, человек очень часто исходит из своих представлений о ней, не задумываясь о тех скрытых моментах, из которых складывается та или иная профессиональная деятельность. В будущем это может стать причиной определенных сложностей в профессиональном становлении его как специалиста. Для того чтобы проверить уровень вашей осведомленности о действиях, связанных с профессиями, давайте проведем тестирование, составленное на основе профориентационной диагностики “Будь готов”, разработанной Н. С. Пряжниковым.

Задание: оцените, насколько вы уже сейчас готовы выполнять следующие трудовые требования.

1. Работать с текстами (много читать, изучать что-либо).

2. Много говорить, выступать перед аудиторией, беседовать с людьми.

3. Быть услужливым, уметь нравиться, угождать.

4. Много запоминать по ходу работы.

5. Выполнять грязную работу, связанную с неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом и т. п.

6. Переносить моральные нагрузки (насмешки, грубость и т. п.).

7. Переносить длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять разнообразные движения и т. п.).

8. Часто работать по вечерам, без выходных.

9. Уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе и так зарабатывать себе на жизнь.

10. Постоянно придумывать что-то новое и необычное.

11. Выполнять однообразную, монотонную работу.

Ключ

Артист должен уметь выполнять действия п. 1, 2, 6, 8.

Врач-терапевт — п. 2, 3, 4, 5, 6, 9.

Инженер — п. 12.

Коммерсант — п. 3, 6.

Учитель — п. 1, 2, 6.

Уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать должен художник, ученый, священнослужитель, писатель.

Переносить длительные физические нагрузки — представители рабочих профессий, спортсмен-профессионал, летчик, офицер армии, пожарный, продавец.

Постоянно придумывать что-то новое и необычное — конструктор, воспитатель детского сада, парикмахер, психолог, программист, ученый.

Существует много разных профессий и специальностей, и найти для себя работу по душе довольно сложно. Что же нужно учитывать при выборе профессии?

1. Интерес. Одному интересно путешествовать, другому — программировать на компьютере, третьему — исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была в тягость, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов. Интересы могут меняться.

2. Склонности. Они зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Существуют специальные методики для их определения.

3. Выявить непригодность к определенной профессии. Например, отклонения в здоровье, несовместимые с данной профессией (человек, имеющий аллергию на пыльцу растений, вряд ли должен становиться цветоводом).

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, будет ли эта профессия пользоваться популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10—20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Наряду с “вечными” профессиями — строитель, врач, учитель и т. п. — актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, управление экономикой, социальная сфера. Одновременно для профессионального успеха на современном этапе развития общества приобретают большее значение личностные качества, умения, трудолюбие человека, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма.

Условно эти составляющие формулы профессии можно обозначить как хочу, могу, надо.

Задание: внимательно изучите и прокомментируйте предложенную схему.

XXI в. подарил миру много новых профессий. Познакомьтесь с дополнительным материалом и узнайте о новых профессиях.

Дополнительный материал

Новые профессии XXI в.

Андеррайтер — 1) гарант, поручитель, берущий на себя обязательство разместить определенное количество вновь выпущенных акций, облигаций и ценных бумаг путем их покупки для последующей распродажи инвесторам; 2) в страховании — лицо, уполномоченное страховой компанией принимать все виды риска.

Девелопер — специалист по операциям с недвижимостью, занимается покупкой недвижимости, разработкой проекта (например, строительства здания) и дальнейшей продажей или сдачей в аренду данного объекта. Эта профессия требует глубоких экономических и юридических знаний, а также организаторских способностей.

Джоббер — специалист-посредник на фондовой бирже. Основные задачи — покупка и продажа акций (за свой счет, в отличие от брокера). Необходимы экономические знания, а также умение рисковать.

Копирайтер — в его задачи входят создание идеи рекламной кампании, рекламных текстов, слоганов, пресс-релизов и т. д. Требования к данной профессии — высокий уровень творческих способностей, неординарность мышления и хорошее знание языков.

Коучер — специалист, раскрывающий потенциал личности сотрудников компании: увеличивает производительность и эффективность их работы, помогает развитию способности осуществлять движение в нужном темпе и направлении, приводит в действие системы мотиваций человека. Основные требования — коммуникативные навыки, глубокие знания психологии.

Лоббист — посредник между финансовыми, политическими или профессиональными группами и госчиновниками, депутатами. Используя налаженные деловые контакты, он влияет на принятие решений в пользу интересов своей группы. Лоббисту необходимы серьезные знания в экономике, юриспруденции. Он должен хорошо разбираться в специфике рынка, на котором действуют его клиенты. Чтобы заниматься этим делом, нужно иметь налаженные связи, опыт, авторитет и безупречную репутацию.

Логистик - специалист, занимающийся оптимизацией поставок и перевозок сырья, товаров, средств производства. Задачи логистика — разработка схемы товародвижения, поставок, расчет наиболее экономичных путей, координация основных подразделений. Главное требование — аналитические способности, оперативность мышления, коммуникабельность, самостоятельность, мобильность.

Медиабайер — в его обязанности входит работа со средствами массовой информации. Он занимается закупкой рекламных площадей в газетах или эфирного времени на радио и телевидении.

Медиапланер — в его задачи входит стратегическое планирование рекламной кампании и рекламной деятельности фирмы в целом. Это невозможно без серьезных познаний в области маркетинга, социологии и пр.

— Послушайте стихотворение и задумайтесь над его смыслом.

Тысячи тропок готовит судьба,

Сотни загадок в запасе хранит.

Какой она будет, тропинка твоя,

Это тебе предсказать предстоит.

Будешь ли ты водить корабли

Или секреты веков узнавать,

Построишь ли мост от Луны до Земли,

Может, ты станешь железо ковать.

Вырастешь клоуном — самым смешным —

И улыбками мир расцветет.

Клоуны тоже на свете нужны –

Они отправляют наши души в полет.

Выбрать какую тропинку себе —

Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по тропе,

Поверь в свои силы, в победу поверь.

3. Труд и образ жизни людей

Обществоведы употребляют следующее утверждение: “Досуг — зеркало работы”. Правы ли они? Труд неразрывно связан с историей и традициями того общества, в котором живет человек.

Задание: в 5 классе при изучении истории Древнего мира вы говорили о том, что рабы полностью удовлетворяли потребности рабовладельцев. И в Древней Греции расцвела наука. Было открыто множество философских школ и направлений.

— Установите взаимосвязь труда и образа жизни рабовладельцев Греции.

(Проверка выполнения задания.)

Таким образом, именно труд определяет образ жизни людей и уровень их материального благополучия.

Задание: работая с текстом п. 3 § 4, составьте план ответа на вопрос “Труд и образ жизни людей”.

(Примерный план.)

1. Связь труда с историей и традициями того общества, в котором живет человек.

2. Труд определяет образ жизни людей и уровень их материального благополучия.

3. Образ жизни — способ жизнедеятельности, поведения человека.

4. Люди, преданные своему делу, и на досуге о нем мечтают.

5. Люди, избегающие работу, ведут иной образ жизни.

6. Досуг — зеркало работы.

7. Труд — ценности трудового общества.

8. В труде человек видит смысл и цель своей жизни. (Проверка выполнения задания.)

Задание: работая в парах, опишите досуг:

1. Человека, занятого умственным трудом.

2. Человека, занятого однообразной, повторяющейся работой. Исследования выявили, что стиль досуга тесно связан с характером и содержанием труда:

• люди, занятые однообразной повторяющейся работой, в свободное время предпочитают бывать в людных местах — в парках, на концертах и т. д.;

• люди, чья работа связана с творчеством, предпочитают бывать в уединенных местах, там, где меньше шума и суеты.

Таким образом, действует принцип зеркального соответствия.

V. Подведение итогов урока

Сегодня мы познакомились с некоторыми профессиями. Предлагаю шуточный конкурс “Назовите профессию”.

1. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...).

2. Самая денежная (банкир, модель...).

3. Самая смешная (клоун, пародист, юморист...).

4. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод...).

5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...).

6. Самая серьезная (сапер, хирург, психолог...).

Представьте себе, что мы оказались на заседании дискуссионного клуба по теме “Молодежный досуг”. Одни из вас должны предложить аргументы в защиту молодежного досуга, вторые — выделить отрицательные стороны молодежного досуга.

(Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 4 учебника.

2. Выполнить задание на выбор.

• Подготовить компьютерную презентацию на тему “Моя будущая профессия”.

• Подготовить сообщение для устного журнала “В мире профессий”.

• Составить письмо-совет современного школьника своему товарищу о выборе профессии.






Для любых предложений по сайту: [email protected]