ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ - Человек в социальном измерении

Обществознание 6 класс - Поурочные разработки

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ - Человек в социальном измерении

Задачи уроков

1. Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности.

2. Создать условия для отработки умений характеризовать сущность понятий «личность», «индивидуальность», «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов деятельности человека, его потребности, внутренний мир и понимание жизненного успеха.

3. Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности.

Оборудование уроков

Ранее выполненные проектные работы учащихся по теме «Человек в социальном измерении».

План проведения практикума

1. Человек — личность.

2. Учимся узнавать и оценивать себя.

3. Учимся правильно организовывать свою деятельность.

4. Учимся размышлять.

Варианты организации учебной деятельности

Работа с материалами практикума (с. 47) и заданиями в рабочей тетради; групповая проектная работа; беседа по вопросам и работа с заданиями в рабочей тетради; первый урок — собеседование, второй — работа с практическими заданиями.

Работу с материалами практикума целесообразно начать с предложения учащимся продолжить фразы «Я такой, как все, потому что...» и «Я не такой, как все, потому что...».

После того как выскажутся все желающие, можно попросить шестиклассников сделать общий вывод о причинах сходства и различия людей. Очевидно, что в таком выводе найдёт отражение идея о том, что, с одной стороны, ряд существенных признаков, присущих человеку, имеется у всех людей, поскольку они живут в обществе. С другой стороны, у каждого человека есть ярко выраженные индивидуальные признаки. Многообразие человеческих индивидуальностей обогащает жизнь общества.

Далее необходимо познакомить подростков с правилами самопознания (с. 24 учебника) и устно прорецензировать их. Для этого на классной доске можно заранее написать или вывесить памятку «Как рецензировать письменные высказывания» (вывести на экран с помощью мультимедиапроектора):

Рецензия (от лат. recensio — пересмотр) — критический отзыв о каком-либо объекте (тексте, событии, явлении и пр.).

1. Внимательно прочитай текст, который тебе предстоит оценить и прорецензировать.

2. Определи основную мысль каждого высказывания.

3. Оцени, насколько твоё мнение совпадает с основной мыслью высказывания.

4. Какие аргументы ты можешь привести в дополнение к приведённым в тексте или для опровержения высказанной мысли.

5. Сформулируй своё мнение по поводу изложенного в тексте положения (главной мысли).

Полезно выслушать несколько рецензий учащихся и обсудить их в классе. При этом учителю важно отметить удачные рецензии учащихся, наиболее интересные аргументы, приведённые ими для обоснования своего отношения к высказанным правилам.

Аналогично может быть организована на данном уроке работа с материалами других рубрик «Учимся...».

В разделе «Учимся правильно организовывать свою деятельность» (с. 33 учебника) дан ряд правил. Рекомендуем остановиться отдельно на каждом правиле, рассмотрев его на примере любого из названных видов деятельности (игра, учение, труд). По каждому правилу могут высказаться несколько учащихся. После выполнения этого задания следует подчеркнуть взаимосвязанный характер этих правил; объяснить, что умение правильно организовывать свои занятия предполагает соблюдение каждого из них.

В разделе «Учимся размышлять» (с. 40 учебника) также дан ряд правил. Можно предложить высказаться по каждому из них нескольким учащимся. Важно определить отношение каждого учащегося к тому или иному правилу. Полезно в завершение этой работы выделить особо актуальные правила — те, важность которых отметило большинство ребят, и порекомендовать взять их на вооружение в первую очередь.

Дополнить работу с текстом учебника можно выполнением и обсуждением заданий в рабочей тетради, которые учитель сочтёт необходимыми для систематизации и обобщения знаний и совершенствования умений по теме.

Проектная работа. Вариантом организации учебной деятельности может стать проектная работа учащихся по следующим темам:

1. «Человек — личность». Составить сборник мудрых мыслей на заданную тему. Дополнительным заданием может быть работа с информационными источниками по плану:

— Какими источниками информации ты воспользовался?

— Какие высказывания тебя удивили? Чем именно?

— Чьё мнение тебе показалось наиболее близким к твоему мнению?

— Какие трудности встретились тебе при выполнении практического задания?

— Как тебе удалось с ними справиться?

— Чему тебя научила эта работа?

2. «Человек и его деятельность». Создать наглядное пособие по данной теме.

3. «Что человеку нужно». Провести исследование, посвящённое потребностям, желаниям и мечтам школьников твоего возраста. После сбора анкет проанализируйте, какие потребности преобладают у ребят в вашем классе. Ответы ребят представьте в виде круговой диаграммы на ватмане или в виде компьютерной презентации. Такая работа должна включать следующие этапы:

1) разработку анкеты;

2) опрос;

3) анализ собранной информации;

4) представление результатов.

4. «Чем опасны вредные привычки». Провести исследование на данную тему согласно вышеизложенному плану.

Урок-практикум можно провести и в форме беседы, при этом построить вопросы и ответы на них так, чтобы они составляли логическую цепочку, позволяющую осознать связь между основными понятиями и проблемами изученной темы. В ходе фронтального опроса учащимся предоставляется возможность дополнять и уточнять ответы друг друга.

Учителю целесообразно предложить шестиклассникам для подготовки следующие вопросы:

1. Какие качества позволяют характеризовать человека как личность?

2. Какого человека можно назвать личностью?

3. Какие условия способствуют формированию личности?

4. Как связаны между собой понятия «личность» и «самостоятельность»?

5. Что такое самопознание?

6. Почему говорят, что внешность человека обманчива?

7. Что такое самооценка и от чего она зависит?

8. Как можно изменить самооценку?

9. Каковы слагаемые внутреннего мира человека?

10. Какое место во внутреннем мире подростка занимают мечты, жизненные планы?

11. Какие чувства характерны для оптимистически настроенной личности?

12. Что такое потребности? Как они меняются в разные исторические времена?

13. Чем различаются потребности биологические, социальные и духовные?

14. Что такое деятельность? Какие виды деятельности свойственны человеку?

15. Какую роль в деятельности человека играет способность к творчеству?

16. Что отличает труд от других видов деятельности? Что общего у игры и учёбы, чем они различаются?

17. Каковы слагаемые жизненного успеха?

18. Какую роль в достижении жизненных целей играет характер и сила воли?

19. От чего зависит успех в выборе профессии?

Домашнее задание. Выполнить задания практикума и в рабочей тетради (по усмотрению учителя).

Второй час практикума может быть посвящён разбору выполненных заданий практикума и в рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]