Нравственные основы жизни - НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ

Обществознание 6 класс поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год

Нравственные основы жизни - НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ

Цели и задачи: повторить и обобщить полученные знания и умения по теме «Нравственные основы жизни»; исследовать проявления человечности; на практике подтвердить эффективность золотого правила морали; выработать методы борьбы со злом.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать нравственные основы жизни; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД: предметные: применять освоенный понятийный аппарат пройденной темы; объяснять роль морали и нравственности в жизни человека; определять сущностные характеристики изучаемого объекта; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления; искать и находить нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; метапредметные — 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; выслушивать и извлекать информацию из мнений и взглядов других людей; 4) личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; анализ собственных поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.

Тип уроков: развивающего контроля.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»

— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.

— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.

— Так поступают люди: вместо того чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этой притчи?

— Как вы думаете, почему человек ведет себя правильно?

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Нравственные основы жизни».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

1. Нравственное развитие личности.

2. Гуманное отношение к людям.

3. Правила нравственного поведения.

Проблемный вопрос уроков

— Почему так важно человеку иметь нравственные основы?

III. Введение в новый материал

Самоутверждение в нравственной сфере — одна из важнейших ступеней личностного развития. Человеку необходимо осознание того, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы — как некоторой внутренней опоры — личность не обладает цельностью, не может осмыслить логику своего существования, является жертвой ситуации и в конце концов деградирует.

— Как же понять и узнать свою нравственную основу?

Об этом мы и поговорим на наших занятиях.

IV. Работа по теме уроков

1. Нравственное развитие личности

Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.

Задание: изучите и прокомментируйте предложенную схему (см. с. 216).

Это уровни нравственного поведения, где самому высокому соответствуют высшие общечеловеческие ценности.

— А на какой ступени этой лестницы стоите вы? Свой выбор объясните.

(Проверка выполнения задания.)

— Какие идеалы нравственности, сложившиеся в веках, вы знаете? Приведите примеры из книг, кинофильмов.

(Ответы учеников.)

Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня неактуальны, несовременны.

Проблемное задание. Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, на котором обсуждается следующая проблема: «Может ли нравственность быть современна или несовременна?» Вам предоставляется возможность высказать свое мнение по данной проблеме. Свой ответ аргументируйте.

(Проверка выполнения задания.)

А сейчас выполним упражнение.

Упражнение «Юности честное зерцало». Перед вами список из 16 нравственных качеств. Они представлены шкалой, включающей полярно-противоположные проявления этих качеств. Отметьте выраженность каждого качества у себя. Для этого обведите кружочком соответствующую цифру. Цифра 10 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 1 — максимальную степень проявления качества, указанного в правом столбце. В итоге вы получите свой нравственный профиль — определите свои слабые и сильные стороны в нравственной сфере.

Общительность, открытость, коллективизм

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Замкнутость, скрытность, индивидуализм

Доброта, альтруизм

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Злоба, эгоизм, чувство собственности

Эмоциональная устойчивость, постоянство

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Эмоциональная неустойчивость, влюбчивость, стремление к разнообразию

Твердость, самостоятельность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Уступчивость, склонность к подчинению, покорность

Восторженность, импульсивность, азартность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Сдержанность, рассудительность, серьезность

Честность, высокая нормативность поведения

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Недобросовестность, игнорирование общественных норм

Раскованность, склонность к риску, смелость

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Скромность, стыдливость, застенчивость

Мягкость, сострадание, милосердие

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Жесткость, суровость, безжалостность

Бдительность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Доверчивость

Непрактичность, доверие к людям

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Практичность, цинизм, недоверие

Прямолинейность, правдивость

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дипломатичность, расчетливость

Спокойствие, уверенность в себе

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Тревожность, неуверенность, чувство вины

Склонность к новому

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Склонность к традиционному

Независимость мнения, стремление действовать, исходя из собственных убеждений

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Зависимость от группы, ориентировка на социальное одобрение

Высокий самоконтроль, самодисциплина

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Низкий самоконтроль, недисциплинированность

Собранность, возбужденность, вызванная большим стремлением к успеху

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Расслабленность, отсутствие стремления выделиться

Вопрос к классу

— Как вы полагаете, насколько ваш профиль соответствует «современным» нормам нравственности?

(Ответы учеников.)

Давайте обсудим конкретные ситуации, с помощью которых вы сможете проверить свои нравственные качества.

Проблемное задание. Предлагаются ситуации, содержащие сложные социальные проблемы морального порядка. Вам необходимо разделиться на три группы, дать оценку поступкам героев и обосновать свои суждения.

Ситуация для первой группы: «Наказание или преступление?» Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее — побить.

Нравственная дилемма: как вы поступите: присоединитесь, не будете вмешиваться, расскажете об этом кому-нибудь?

Ситуация для второй группы: «Уличная мораль». В вашем классе жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели, кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов промолчали.

Нравственная дилемма: что вы сделаете дальше?

Ситуация для третьей группы: «Находка». Вы случайно в магазине нашли чек на приобретение дорогой вещи.

Нравственная дилемма: ваш выбор:

1) попытаетесь найти того, кто потерял чек;

2) бежите к прилавку — вы столько о ней мечтали;

3) сомневаетесь в подлинности чека, боитесь неприятностей;

4) в растерянности не знаете, что с ним делать.

(Проверка выполнения задания.)

2. Гуманное отношение к людям

На прошлых уроках мы говорили о гуманности и гуманизме.

— Вспомните, что это такое. Приведите примеры.

(Ответы учеников.)

Мы говорили о том, что степень развития общества определяется его отношением к слабым. Давайте с помощью следующего задания, еще раз исследуем эту проблему.

Проблемное задание. На ваших столах представлен раздаточный материал, в котором текст разделен на части. Сначала прочитайте первую часть, затем вторую, потом окончание рассказа (аналогичный текст дан на слайдах 1, 2 и 3 соответственно). Ответьте на вопросы.

Случай на железнодорожном вокзале

Слайд 1. В кассу железнодорожного вокзала стояла огромная очередь. Было тесно, душно. Какая-то старушка стала объяснять очереди, что ей тяжело стоять и попросила разрешения взять билет без очереди. И чуть слышно добавила, что она участница войны, но, к сожалению, в спешке во время сборов уложила удостоверение на дно огромной сумки.

(Чтение прерывается.)

Вопросы к классу

— Как вы думаете, какова будет реакция людей в очереди на просьбу старушки? (Возмущение, несогласие или, наоборот, без разговора пропустили бы без очереди.)

— Как бы вы поступили, услышав подобную просьбу? (Ответы учеников.)

Слайд 2. В очереди поднялся недовольный ропот: «Сидела бы ты, бабуся, дома!», «Подумаешь, война — да когда это было, пора и забыть!» Голоса были молодые, раздраженно-дерзкие.

— Есть удостоверение — покажи! — крикнул дюжий парень.

Вдруг послышался голос: «Пропустите меня, я с удостоверением». И к окошку кассы двинулся высокий молодой человек. В руке он держал красную книжечку. Верхняя пуговица его куртки расстегнулась, и стоящие рядом люди увидели звезду Героя Советского Союза.

— До какой станции тебе, мать? — участливо спросил он женщину. И через минуту протянул ей билет.

Вопросы к классу

— Как вы оцените поведение людей в очереди?

— Чем продиктован поступок молодого человека, предложившего помочь старушке взять билет? (Состраданием, чуткостью, уважением к пожилым, добротой.)

— Почему он не воспользовался своим правом внеочередного получения билета? (Неудобно перед людьми старше себя по возрасту.)

— Предположите, как будут вести себя люди в очереди после случившегося. (Они изменятся, станут более чуткими, отзывчивыми.)

(Ответы учеников.)

Слайд 3. Когда старая женщина ушла, этот человек вернулся на свое место в очереди. Все молчали. Никто в эту минуту не смел посмотреть друг другу в глаза...

Вопросы к классу

— Какой урок преподнес молодой человек людям? (Им стало стыдно.)

— В чем красота его поступка? (В благородстве, чуткости, добросердечности.)

(Ответы учеников.)

Познание добра — вот нравственность моя.

Уметь его творить, желать творить и делать.

Живи и радуйся, не причиняя зла,

Ты — человек и докажи все это делом.

Способность мыслить — вот достоинство твое.

Мысли существенны, а не пространство, время.

Достойно мыслить постарайся, чтоб житье

Не превратилось бы в безнравственное бремя.

Вопрос к классу

— Согласны ли вы с этими строчками? Почему?

(Ответы учеников.)

3. Правила нравственного поведения

Нашему внешнему и внутреннему миру присуща двойственность: добро — зло, прекрасное — безобразное, истина — ложь, здоровье — болезнь и т. д. Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение золотой середины: уметь, не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.

Задание: изучите краткие нравственные правила и прокомментируйте их.

Рабочий материал

Чистота рук — не брать лишнего и того, что тебе не принадлежит.

Чистота слуха — не слушать людей напуганных, озлобленных, суетливых, сквернословящих, не воспринимать сплетни, пустые разговоры.

Чистота взгляда на мир — не смотреть на мир с ненавистью, злостью и завистью.

Чистота слов — не быть излишне многословным, не сквернословить. Молчание - золото.

Чистота мыслей — прогнать негативные мысли и злые помыслы. Не проявлять к себе жалости. Зачем жалеть себя? Не лучше ли подбодрить себя за светлые начинания?

Чистота души и сердца — беречь и охранять свои душевные порывы и не игнорировать их. Любить и не требовать ничего взамен. Любовь уже сама по себе счастье.

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Класс делится на три группы, каждая из которых получает дополнительный материал (свод житейских законов и правил и притчу), после знакомства с которым должна ответить на несколько вопросов.

Дополнительный материал для первой группы

Что посеешь, то и пожнешь

Издавна существуют мудрые пословицы: «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь», «Добро всегда добром возвращается, а зло — наказанием». Если вы поступаете плохо и некрасиво, то через некоторое время и другие по отношению к вам будут вести себя точно так же. Если же вы хотите, чтобы люди были добры к вам, то и вы сами должны делать добро другим.

В жизни существует очень важный закон воздаяния (закон бумеранга), он не всегда проявляется сразу, но обязательно через какое-то время человеку возвращается все сделанное им ранее добро или зло. Обычно человек, поступая плохо, не знает и не ведает, что творит, не думает, что совершенное им когда-нибудь сполна к нему вернется и он не избежит наказания.

Как Кактус свое получил

Растут в Мексике на улицах огромные колючие кактусы высотой в два человеческих роста. Это у нас вдоль улицы деревья сажают, а там и кактусы сойдут за дерево. Но один Кактус с большим оранжевым цветком на самой макушке, трудно было назвать колючим. Скорее, он был кусачим, потому что все кактусы кололись непреднамеренно, а когда нарочно, то это все равно, что укусить. Так вот, вокруг своего красивого цветка Кактус всегда держал наготове тысячи длинных и острых иголок. Нет, он не охранял этот цветок и не хотел его красотой мир порадовать. Цветок Кактусу нужен был лишь для того, чтобы его красотой кого-нибудь приманить, а потом неожиданно больно уколоть.

Только кто-нибудь приблизится к самому цветку, чтобы вдохнуть в себя его великолепный аромат, как тут же Кактус ему больно сделает. Много раз бабочки и мотыльки прокалывали крылышки, птицы до крови кололись, а Кактус радовался тому, как ловко заманивает он всех своим красивым цветком. Никого он не боялся — на целом свете не было никого, кто бы мог проучить злого Кактуса. Уж очень хорошо его иголки охраняли, ни с какой стороны даже и близко не подобраться. Обнаглел Кактус и стал верить, что зло можно всегда безнаказанно творить.

И вот как-то раз увидел Кактус, что люди рядом с ним вкопали в землю странное дерево, ровное и совсем без веток. Сверху к нему белый круглый цветок прикрутили, а вдоль ствола, от цветка до самой земли, веревку черную прикрепили. Не понравился Кактусу его новый высокий сосед. Только вечер наступает и на улице темнеет, как цветок у дерева зажигается и улицу освещает. Мотыльки, комары и мошки на его свет собираются, а на оранжевый цветок Кактуса никто и внимания не обращает.

Разозлился Кактус на нового соседа и решил его что есть силы своими колючими лапами схватить. Но до дерева нужно было еще дотянуться, и тогда Кактус кое-что придумал: стал расти не вверх, а в сторону ровного дерева. Через месяц смог Кактус накинуться на дерево, что есть силы обхватил его своими колючими лапами.

— Ага, будешь знать, как со мной связываться и мешать мне мотыльков колоть, — злорадствовал Кактус.

Но дерево почему-то молчало, и тогда Кактус решил его не отпускать до тех пор, пока оно не заплачет. Наступил вечер. И как только белый цветок дерева засветился, Кактуса стало вовсю трясти. Отовсюду треск слышался, искры электрические с иголок сыпались, и даже едким дымом от Кактуса запахло. Всю ночь до самого рассвета трясся Кактус рядом с деревом. А наутро, когда цветок на дереве потух, Кактус совсем другим сделался: тихим, спокойным и некусачим. Да и от дерева, которое было обыкновенным уличным электрическим фонарем, стал подальше держаться.

Многому научился Кактус за эту ночь. На горьком опыте понял он, что значит больно и плохо другим делать. Жаль, что не слышал он раньше поговорку: «На каждую силу еще большая сила найдется».

Вопросы для первой группы

— О каком законе нравственности вы узнали?

— Для чего необходим закон воздаяния?

— Что помогло злому Кактусу стать лучше? Почему?

— Из-за каких своих качеств Кактус получил по заслугам?

— Можно ли сказать, что зло Кактуса к нему же и возвратилось в виде наказания?

— Справедлив ли закон воздаяния?

Дополнительный материал для второй группы

Старайся видеть хорошее в других

Существуют выражения «злой глаз» и «добрый глаз». Люди обладающие «добрым глазом», т. е. добрым взглядом на окружающий мир, стараются по-доброму смотреть на других, больше замечать красивое и хорошее вокруг себя и не обращать внимание на плохое. Но есть люди со злым взглядом на окружающее. Они с удовольствием высматривают все плохое и отрицательное. Человек со «злым глазом» часто недоброжелателен и эгоистичен, он старается найти в других недостатки и все нехорошее, чтобы потом дразнить (критиковать) и ругать (осуждать). При этом человек хорошо видит и замечает в других то, что свойственно ему самому, т. е. всех судит по себе. Добрый человек думает, что вокруг него много добрых, а злому кажется, что вокруг него много злых, жадный думает, что кругом много жадин и т. д. Поэтому нужно стараться видеть достоинства, положительные качества в других людях, замечать все красивое в людях.

Непредсказуемый Страус

Страус не только самая большая, но и самая непредсказуемая птица на свете. Никто в Африке не мог понять, какой он на самом деле, ведь Страус то добрый и ласковый, то вдруг неожиданно становится злым и драчливым. А Страус был таким разным из-за того, что у него были совершенно разные глаза. Левый глаз всегда видел в других одно только плохое, а правый — все доброе и хорошее. Везло тем, кто подходил к Страусу с правой стороны, тогда, глядя на все добрым правым глазом, Страус вел себя дружелюбно и доброжелательно. А вот с левой стороны лучше было совсем не приближаться. Страус сразу же делался нетерпимым, насмешливым, злым и грубым.

Как-то раз пошел Страус на реку попить воды. Идет по дороге и видит справа от себя своим добрым правым глазом Сурка, который землю копает, нору себе новую делает.

— Какой ты молодец, Сурок, хорошее дело делаешь, — поздоровавшись, сказал Страус. — Скоро долгие дожди начнутся, а ты к этому времени как раз успеешь новым домом для своей семьи обзавестись. Может быть, помочь тебе чем-нибудь?

— Спасибо, Страус, я сам постараюсь справиться, — ответил Сурок.

Идет Страус дальше и добрым глазом заметил Антилопу. Подошел он к ней, поздоровался и спросил, где она сегодня воду пила.

— Я на озеро ходила пить, там сегодня вода чище, чем в реке.

Вежливо поблагодарил Страус Антилопу, подумал и решил вместо реки отправиться к озеру. Подошел он к озеру и правым хорошим глазом увидел Слона. Слон тоже его заметил, подошел и говорит:

— Будь осторожен, Страус, сегодня возле берега под водой Крокодил голодный лежит и поджидает свою жертву. Если хочешь, то я тебе воды сам принесу и между камнями налью.

Вежливо поблагодарил Страус Слона и согласился с его предложением. Напившись воды, которую принес Слон, Страус уже повернулся, чтобы идти обратно, и тут увидел Слона своим левым злым глазом. Слон в это время еще воды нес. И вдруг вместо благодарности услышал:

— Эй, большеухий, не нужна мне противная вода из твоего хобота, я и так без тебя обойдусь, сам могу напиться. Что мне этот Крокодил — я его ногой лягну и убежать успею.

Удивился Слон. Только что Страус был вежливым и доброжелательным, а теперь вдруг грубым и дерзким стал.

Страус подошел к воде, чтобы показать Слону, как без его помощи обойтись можно. Только он голову наклонил, как из воды выскочил Крокодил, схватил Страуса и стал тянуть его в озеро. Еле-еле Страус вырвался, оставив в крокодильей пасти половину своих перьев.

Домой Страус возвращался по той же самой дороге. Увидел он Антилопу, но только уже другим, злым глазом.

— Лучше бы ты молчала, — сердито стал кричать он на Антилопу. — Из-за тебя я половины перьев лишился и чуть было на обед Крокодилу не достался. Это ты меня подговорила на озеро идти.

Удивилась Антилопа тому, что Страус так быстро изменился, и отвечает:

— Я тебя не подговаривала идти на озеро. Я только сказала, где вода чище, а уж куда идти, ты сам выбирал.

Вскоре Страус заметил того самого Сурка, который нору себе копал. Только теперь увидел его левым глазом. Подбежал Страус к Сурку и ни с того ни с сего сильно рассердился:

— Копают тут всякие землю под ногами, а когда придется убегать от врагов, споткнешься, упадешь и в чьих-нибудь зубах окажешься.

Отогнал он от норы Сурка и стал ее закапывать.

Ничего не может понять Сурок. Что это со Страусом случилось? Утром он его за работу хвалил, предлагал помочь, а теперь, наоборот, ругает его и нору закапывает.

Долго Страус был то добрым, то злым. Но вот однажды его левый глаз покраснел, распух и перестал видеть. Заметили звери, что Страус сильно подобрел и стал дружелюбным, а понять ничего не могут. С тех самых пор у Страуса появилось много друзей, ведь на всех он по-доброму теперь смотрит, в каждом хорошее видит, а плохого не замечает.

Вопросы для второй группы

— Получал ли пользу Страус от своего злого глаза, помогал ли злой глаз ему в жизни?

— Много ли друзей у того, кто в других замечает только плохое?

— Каким Страус стал после того, как перестал видеть своим левым глазом? (Добрее, доброжелательнее, дружелюбнее.)

— Почему злой глаз страуса заболел и перестал видеть? (Рано или поздно зло будет наказано.)

— Вы хотите, чтобы другие люди в вас замечали только плохие качества или видели побольше хорошего?

— Будет ли добрый и дружелюбный человек искать в другом что-нибудь плохое?

Дополнительный материал для третьей группы

Доброжелательность настоящая и избирательная

Доброжелательность — редкое качество в человеке. Даже плохой человек может желать добра своим знакомым и близким. Однако, как говорится в Бибилии «И если любите любящих вас, какая вам за-это благодарность?» Быть доброжелательным к людям чужим, неприятным, плохим очень трудно. Желать добра только тем, кто нравится, или тому, кто вас любит, — это только половина доброжелательности. Вы же не хотите наполовину радоваться, наполовину дружить и любить, наполовину быть смелым. Настоящая доброжелательность также не должна быть наполовину. Именно полноценная доброжелательность побеждает злость. Даже чтобы успокоить лающую и кидающуюся на вас собаку, не нужно палок и камней, а нужно дружелюбно позвать ее...

Как доброжелательность и дружелюбие злость и силу побеждали

Ранним утром, два брата отправились в страну счастья, о которой когда-то давно им рассказывал отец. Страна эта была далеко-предалеко, в той стороне, где каждое утро встает солнце. Она была спрятана среди высоких снежных гор, добраться до нее, преодолев все препятствия на пути, мог только тот, в ком много доброжелательности и дружелюбия. Братья пошли навстречу солнцу, навстречу неизвестному, но интересному будущему. А чтобы в долгой дороге было веселее, взяли они с собой книгу, гармошку и увлекательную игру.

Никто не понимал, зачем столь трудный и долгий путь странствий выбрали для себя братья. Убеждали их соседи, что жить удобнее под крышей дома, что кушать лучше за столом, а спать приятнее в мягкой постели. Но хорошо наесться и побольше выспаться им не хотелось, а хотелось найти красоту и счастье, скрытые за манящими и неизведанными далями.

Долго шли братья по лесным тропам, ночевали под пушистыми елками, воду пили из чистых родников, ели по дороге лесные ягоды и жарили на костре грибы. Все было хорошо, пока не зашли они в темный лес. Там им повстречался страшный Леший. На его голове росли зеленые листья, руки и ноги были толстыми скрюченными ветками, а вместо тела был старый трухлявый пень.

— Что вы делаете в моих владениях? — сердито зашумел Леший. — Знаете ли вы, что все, кто без спроса заходит в мой лес, больше из него никогда не выходят?

Братья вспомнили слова отца о доброжелательности и дружелюбии, извинились, достали свою книгу и предложили Лешему послушать интересные и увлекательные сказки. Леший жил одиноко в своем лесу, ни разу ни одной книги не видел и не знал, что такое сказка.

— Поймать этих двух людей я всегда успею, лучше я сначала послушаю, что это за сказки такие, — подумал Леший. — Давайте читайте, — крикнул он братьям, — пока я еще не успел рассердиться.

Братья стали по очереди читать книгу, а Леший так увлекся сказками, что даже не заметил, как кончилась книга. Злости его как не бывало. Улыбнулся он братьям и разрешил им, своим новым знакомым, отныне в любое время ходить по его лесу.

Отправились они дальше, на пути оказалось огромное болото, через которое можно было пройти по одной-единственной извилистой тропинке. Осторожно ступая, братья пошли по ней: справа и слева булькала и колыхалась болотная трясина, готовая в любой момент засосать оступившегося. Вдруг братья увидели мерзкую болотную Кикимору. Она была вся покрыта пиявками, на голове у нее сидели лягушки, вместо носа торчала коряга, и пахла она просто отвратительно.

— Почему без спроса ходите по моему болоту? — зашипела Кикимора. — Сейчас столкну вас в болото, и засосет вас моя трясина.

Опять вспомнили братья мудрые слова отца о том, что многие препятствия можно одолеть лишь доброжелательностью и дружелюбием, улыбнулись Кикиморе, достали гармошку и предложили ей музыку послушать. Один из братьев на гармошке заиграл, а другой стал песни да частушки веселые петь. Развеселилась Кикимора болотная, плясать стала и забыла про то, что хотела столкнуть братьев в трясину.

— Не знала я, что люди такие веселые и дружелюбные бывают, что такие песни красивые петь могут, — сказала Кикимора. — Теперь вы всегда желанные гости на моем болоте, ходите по тропинке сколько угодно.

Попрощались братья с Кикиморой и дальше пошли.

Долго шли они по лугам и долинам, пока перед ними не оказалось огромное озеро, у которого не было видно берегов. Решили братья сделать из бревен плот с веслами, чтобы переплыть на нем на другой берег. Целый день работали без отдыха, а вечером отправились в плавание. Полночи они плыли по озеру, а луна освещала им путь. Вдруг раздался громкий всплеск и из воды вынурнул страшный зеленый Водяной. На голове у него росли водоросли, весь он был покрыт зеленой тиной, а вместо ног у него был огромный рыбий хвост.

— Как посмели вы разбудить меня шумом своих весел? — грозно заговорил Водяной. — Да знаете, что я с вами сделаю! Вот сейчас переверну плот и утоплю вас в моем озере.

И опять вспомнили братья мудрые слова отца о том, что доброжелательность и дружелюбие настоящие чудеса творят, извинились за шум ночной и предложили Водяному сыграть в интересную игру.

— Утопить я их всегда успею, — подумал Водяной. — Да вот только поиграть тогда мне не с кем будет.

Игра понравилась Водяному, он даже не заметил, как наступило утро.

— Отныне плавайте по моему озеру, когда вам захочется, — сказал он братьям. — Теперь я вас буду считать своими добрыми друзьями.

Попрощались братья с Водяным и вскоре добрались до другого берега. Рассеялся утренний туман, и перед их глазами предстали величественные снежные горы. Где-то за ними была страна счастья, и братья продолжили путь.

Вопросы для третьей группы

— Чем можно победить злость?

— Если бы вместо демонстрации доброжелательности и дружелюбия братья стали драться и защищаться от Лешего, Кикиморы и Водяного, смогли бы они добраться до страны радости и счастья?

— Можно ли победить злость силой, палкой и кулаком? (Злость затаится и вернется.)

— Правильно поступили братья, что отправились в дальний путь за поиском радости и счастья или им лучше было бы сидеть дома?

(Проверка выполнения задания.)

V. Рефлексия

Наш урок подходит к концу.

— Зачем нам был нужен этот урок?

— За что вы можете себя похвалить?

— За что вы можете похвалить одноклассников?

— За что вы можете похвалить учителя?

— Что вы получили от этих уроков?

— Что чувствовали?

— Что вас удивило?

Продолжите фразы.

• Я хочу сказать...

• Мне больше всего удалось...

• Для меня было открытием то, что...

• Мои достижения на уроках...

(Ответы учеников.)

VI. Подведение итогов уроков

В заключение хочу рассказать следующую историю.

Жил-был прораб. Всю жизнь он строил дома, но стал стар и решил уйти на пенсию.

— Я увольняюсь, — сказал он работодателю. — Ухожу на пенсию. Буду со старушкой внуков нянчить.

— Слушай, а давай так — построй последний свой дом и проводим тебя на пенсию. С хорошей премией! - ответил хозяин.

Прораб согласился. Согласно проекту ему надо было построить дом для маленькой семьи. Прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то не доделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы, так как их можно было быстрее доставить... Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры. По завершении стройки он вызвал хозяина. Тот осмотрел дом и сказал:

— Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю работу.

Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он стоял красный от стыда за собственную небрежность, а все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали, что он краснеет от застенчивости. Он сознавал, что все ошибки и недочеты стали теперь его проблемами, и теперь он должен был жить в том единственном доме, который построил плохо...

Мы все строим наши жизни. Иногда не прилагаем особых усилий, считая, что результаты этой конкретной стройки не так уж важны.

К чему излишние усилия?

Но затем мы осознаем, что живем в доме, который сами построили. Сегодня мы строим «дом», в который вселимся завтра.

Домашнее задание

Написать, что понравилось, показалось важным в теме «Нравственные основы жизни».






Для любых предложений по сайту: [email protected]