Обществознание 6 класс поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год
На пути к жизненному успеху - ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Цели и задачи: познакомить учащихся со слагаемыми жизненного успеха; обсудить факторы, сопутствующие успеху; представить некоторые учения о смысле жизни.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать слагаемые жизненного успеха человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД: предметные: высказывать версии о слагаемых жизненного успеха; применять ключевые понятия об основных социальных объектах, объяснять их с опорой на явления социальной действительности; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе; метапредметные — 1) коммуникативные: оценивать свои учебные достижения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями, прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; 3) познавательные: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; моделировать варианты достойного образа жизни; 4) личностные: формирование ответственного отношения к труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытие нового знания.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Лягушка в грязную попалась колею
И не могла оттуда выбраться никак...
Она все пробовала эдак и вот так...
Но... ничего.
— Ах, помогите, я молю!
И помогали ей друзья и все, кто мог.
Но, видно, волею судьбы она попалась,
Как будто смерть к ней потихоньку подобралась
И этот вечер был ее последний срок.
Но поутру друзья увидели ее
Не в колее, а на веселенькой полянке!
— Как уцелела ты? — спросили у бедняжки...
(Да что за чудо совершилось для нее!)
— По колее шел грузовик и приближался...
А я обязана была себя спасти,
Из колеи дорожной ноги унести.
Так он спасителем невольным оказался!
Вопрос к классу
— Как вы поняли смысл этого стихотворения?
(Ответы учеников.)
Проверим наши знания.
Тестовые задания
1. К социальным потребностям относится:
1) потребность в еде;
2) потребность в красоте;
3) потребность в труде;
4) потребность в тепле.
2. Потребность в отдыхе относится к:
1) духовной потребности;
2) моральной потребности;
3) биологической потребности;
4) социальной потребности.
3. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, приведенной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Понятие |
Определение |
A. Суждение Б. Умозаключение B. Потребность |
1. Новое знание, выведенное из нескольких логически связанных суждений 2. Высказывание, содержащее определенную мысль 3. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, общества в целом; внутренний побудитель активности |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Проблемные задания
1. Американский психолог А. Маслоу придумал пирамиду человеческих потребностей. На самом верху пирамиды он поместил духовные потребности (в красоте, творчестве, гармонии, знании). Как вы думаете, какие потребности можно разместить у основания и в середине пирамиды?
2. Между двумя друзьями разгорелся спор. Один утверждал, что человеческие потребности надо ограничивать, так как человеку сложно остановиться в своих желаниях. Другой говорил, что ограничивать потребности нельзя, так как это приведет к тому, что человек перестанет развиваться.
— Какой точки зрения придерживаетесь вы? Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу позицию.
Тема уроков: «На пути к жизненному успеху».
Попробуем изобразить свой жизненный путь с помощью следующей методики.
1. Нарисуйте на листе бумаги стрелу, идущую вверх. Это ваша жизнь, она не имеет конца и направлена наверх.
2. Отметьте начало этого пути. Это ваша дата рождения. Теперь отметьте на жизненном отрезке ваш возраст.
3. Теперь отметьте желаемый или предполагаемый возраст, в котором вы хотели бы находиться.
4. Галочкой отметьте значимые события прошлого. Фактически получается, что вы разделили свой жизненный путь на прошлое, настоящее и будущее.
Обратите внимание на тему наших уроков и на ваш рисунок. Есть ли связь между ними?
— Нужно л и планировать с вою жизнь?
— Какую цель может сформулировать каждый из вас для себя, изучая тему уроков?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План уроков
1. Слагаемые жизненного успеха.
2. Привычка к труду помогает успеху.
3. Готовимся выбирать профессию.
4. Поддержка близких — залог успеха.
5. Выбор жизненного пути.
Проблемный вопрос уроков
— Почему необходимо планировать свою жизнь, ставить жизненные цели?
III. Введение в новый материал
Обратите внимание на выражение «жизненный путь».
— Как вы понимаете это выражение?
(Ответы учеников.)
Прочтите вопросы в рубрике «Обсудим вместе» на с. 40 учебника. Многие люди задают себе эти вопросы, попробуем и мы сегодня обсудить их.
IV. Работа по теме уроков
1. Слагаемые жизненного успеха
— Прочитайте название п. 1 § 5 учебника и объясните, как вы поняли его смысл.
(Ответы учеников.)
Задание: прочитайте высказывания, обсудите в группе и найдите ответ на вопрос: «Из чего складывается жизненный успех человека?»
Рабочий материал
«Чтобы чего-то добиться, нужно овладеть умением, но добьешься ли успеха — зависти от судьбы». (Мэн-цзы)
«Человек обдумывает путь свой, а Бог направляет стопы его». (Библия)
«Крылья — этого мало. Требуется еще и летная погода». (И. Шевелев)
«Слабые люди выжидают благоприятных случаев, сильные их создают». (А. Афиногенов)
«Недалекие люди верят в удачу, сильные — в причины и следствие». (Р. Эмерсон)
«Успех — дело чисто случайное. Это вам скажет любой неудачник» (Э. Уилсон)
«Тернии рождают лавры» (А. Давидович)
(Проверка выполнения задания.)
Задание: прочитайте на с. 41 учебника абзац 1 основного текста, текст рубрики «Путешествие в прошлое» и дополнительный материал, ответьте на вопросы, приведенные в рубрике.
Дополнительный материал
Диоген зимой и летом ходил в одном плаще на голое тело, который служил ему подстилкой и одеялом, спал под открытым небом и жил подаянием. Увидев, как мальчик пьет из горсти воду, он выбросил чашку, промолвив: «Мальчик превзошел меня простотой жизни». Вслед за чашкой полетела миска — Диоген встретил раба, который ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
Чтобы приучить себя к отказам, он просил подаяние у статуй.
Он смеялся над теми, кто приобретал предметы роскоши: «Как это так! Разве правильно, что за мраморную статую платят три тысячи монет, а за жизненно необходимую меру ячменя — две?»
Будучи в Коринфе, Диоген надел лавровый венок победителя. От него потребовали снять венок, так как он никого не победил. «Напротив, — возразил Диоген, — я не чета тем рабам, что борются, метают диск и соревнуются в беге. Мои противники посерьезней: бедность, изгнание, забвение, гнев, печаль, страсть и страх, и самое непобедимое, коварное чудовище — наслаждение».
Сограждане написали на памятнике философа:
Пусть состарится медь под властью времени — все же Переживет века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.
(Проверка выполнения задания.)
В Древней Греции философы разделились на два больших лагеря: гедонистов — тех, кто считал смыслом жизни и высшим благом веселье и удовольствия, и аскетов (стоиков), которые проповедовали силу духа, твердость и мужество в преодолении жизненных испытаний.
Творческое задание. Разделившись на две группы и познакомившись с дополнительным материалом, дайте характеристику взглядов и идеалов жизненного пути гедонистов (первая группа) и стоиков (аскетов) (вторая группа).
Дополнительный материал для первой группы
В Древней Греции было очень распространено философское учение о гедонизме — стремлении к комфорту, удовольствию и наслаждению. Гедонист — человек, жизнь которого посвящена получению удовольствия и радости от любых вещей. Высшей целью и главным мотивом человеческого существования в кругах приверженцев этого образа жизни провозглашалось извлечение удовольствий из каждого мгновения жизни.
Между работой и гулянием гедонист обязательно выберет второе. Он придерживается принципа «живем один раз», поэтому не ограничивает себя в потребностях, идет на поводу у своих желаний и прихотей. Главное в жизни гедониста — это наслаждение, которое может быть не только физическое, но и духовное. В те времена удовольствия не были настолько материализованы, как сегодня, их источниками традиционно считались изысканные яства, вино, музыка и зрелища.
Гедонисты потребляют жадно, ярко, не скупясь. Их стиль жизни основан на идеологии «извлечь наслаждение из каждого мгновения».
Дополнительный материал для второй группы
Стоики живут по принципам разумной достаточности, покупая лишь то, что необходимо для поддержания жизни. Суть и смысл их потребления состоят только в необходимом для жизнедеятельности насыщении. Аскеты избегают удовольствий, поскольку они противоречат их жизненной позиции.
Философия аскетизма заключается в самоотвержении, ограничении благ, которые способны избаловать характер. Пища стоиков проста, их одежда скромна и неброска. Строгость к себе исключает любые неразумные излишества, любой пафос.
Главная идея аскетов — «терпи и претерпевай» без возможности выбора для себя чего-то иного в следующий момент. Они следуют жестким запретам: «так — неправильно», «так — нельзя», «делай так - все так делают». Стоик — это человек, мужественно переносящий все превратности судьбы, невозмутимо и непоколебимо исполняющий свой долг, свободный от страстей, волнений, привязанностей.
(Проверка выполнения задания.)
2. Привычка к труду помогает успеху
Взгляните внимательно на слайд презентации.
— Какую чашу — путь к жизненному успеху — вы выберете?
Почему?
(Ответы учеников.)
Поэт Руми написал следующие строчки:
Жизни для того на свете нет,
Кто ищет пищу в суете сует,
Кто лишь для плоти ищет пропитанья,
Пренебрегая пищею познания.
Не очень сходны меж собою тот,
Кто суть познал, и тот, кто познает.
Порвите ж цепь, свободу обретая,
Хоть, может, эта цепь и золотая.
Вопросы к классу
— В чем хочет убедить поэт своих читателей?
— Материальное богатство, деньги освобождают или закабаляют?
— Могут ли, по вашему мнению, только они обеспечить счастье, успех и полноту жизни человека?
(Ответы учеников.)
К. Д. Ушинский утверждал: «Если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью... или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения».
Вопросы к классу
— Как вы понимаете слова К. Д. Ушинского?
— Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?
(Ответы учеников.)
Проблемное задание. Разделившись на две творческие группы, ответьте на вопрос: что способствует, а что мешает жизненному успеху?
Первая группа определяет факторы, способствующие жизненному успеху.
Вторая группа определяет факторы, препятствующие жизненному успеху.
(Группы представляют свою работу графически.)
Презентация работы первой группы
Презентация работы второй группы
Успех, благополучие в жизни во многом зависят от готовности и привычки к труду. Это хорошо понимали наши предки, потому и сложили следующие пословицы.
• Любишь кататься — люби и саночки возить.
• Уменье и труд все перетрут.
• Дело мастера боится.
• За много дел не берись, а в одном отличись.
• К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
• Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
• Всякая птица своим клювом сыта.
• Не боги горшки обжигают.
• Под лежачий камень и вода не течет.
• Без работы день годом кажется.
• Торопливый дважды одно дело делает.
• Думай ввечеру, что делать поутру.
• Без терпенья нет уменья.
• Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
• С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
• Велик телом, да мал делом.
• С охотой можно и в камень гвоздь забить.
• Какие труды, такие и плоды.
• Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
• Маленькое дело лучше большого безделья.
• Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
• Малый топор может срубить большое дерево.
• Не начавши — думай, а начавши — делай.
• Куй железо, пока горячо.
• Готовь сани летом, а телегу — зимой.
Вопросы к классу
— Что объединяет все эти пословицы?
— Чему они нас учат?
(Ответы учеников.)
3. Готовимся выбирать профессию
Сегодня в мире существует более 40 тыс. профессий. В будущем важно выбрать вариант, подходящий именно вам.
В. А. Сухомлинский в книге «100 советов учителю» написал о том, как уходила из школы учительница, которой было всего 45 лет. «Милые друзья, — сказала она, — я ухожу потому, что работа в школе не была моим делом. Я не находила в этой работе удовлетворения. Она не давала мне никакой радости. Это беда, это трагедия моей жизни. У меня надорвано здоровье тем, что труд не давал мне радости. Советую вам — проверьте сами себя, если труд не дает вам радости — уйдите из школы. Иначе годы труда станут для вас адом».
Вопросы к классу
— Почему учительница оставила свою работу?
— Какие советы она дала?
— Чему вас научил этот пример?
(Ответы учеников.)
Чтобы не повторить этих ошибок, надо искать свое любимое дело.
— Возможно ли это сделать в вашем возрасте?
С помощью теста «Как выбрать профессию?» попробуем узнать ваши склонности.
Существует пять вариантов деятельности (типов профессий).
1. Тип П «человек — природа» — ведущий предмет труда — растения, животные или микроорганизмы.
2. Тип Т «человек — техника» — главный предмет труда, технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.
3. Тип 3 «человек — знак» характеризуется такими ведущими предметами труда, как условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
4. Тип X «человек — художественный образ» связан с условиями построения художественного образа.
5. Тип Ч — «человек — человек». Для этого типа главным предметом труда являются люди группы, коллективы, общность людей.
Рабочий материал
Тест «Как выбрать профессию?»
Если вы согласны с утверждением, приведенным в таблице, то поставьте 1 (2) балла, если нет, то 0 баллов. Подсчитайте количество баллов, набранных вами в каждой колонке.
№ п/п |
Тип специальности (по признаку предмета труда) |
П |
Т |
3 |
X |
Ч |
1 |
Легко (без внутренней скованности) вступаю в общение с новыми людьми |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить (или чинить, шить, вязать) |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты (говорят, что это мне удается) |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
4 |
Охотно и постоянно ухаживаю за растениями (или животными) |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
6 |
Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
7 |
Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными (растениями) |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
Делаю мало ошибок в письменных работах |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
9 |
Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное от учебы время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
10 |
Взрослые считают, что у меня есть способности к определенному виду искусства |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
11 |
Охотно читаю о растительном (или животном) мире |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
12 |
Активно участвую в художественной самодеятельности |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
13 |
Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин, приборов |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
14 |
Подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами, мне нравится это |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
15 |
Легко улавливаю разногласия между сверстниками или младшими |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
16 |
Взрослые считают, что у меня есть способности к работе с техникой |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
17 |
Результаты моего творчества одобряют и незнакомые мне люди |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
18 |
Старшие считают, что у меня есть способности к работе с биологическими объектами (растения или животные) |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
19 |
Мне удается подробно и ясно для других излагать мысль в письменной форме |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
20 |
Почти никогда ни с кем не ссорюсь |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
21 |
Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
22 |
Без особого труда усваиваю иностранные слова |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
23 |
Я часто помогаю незнакомым людям |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
24 |
Подолгу, не уставая, могу заниматься любимым занятием (музыка, рисование и т. п.) |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
25 |
Стараюсь повлиять на ход развития растений (живых организмов), улучшить, изменить их |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
26 |
Люблю разбираться в устройстве механизмов машин, приборов |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
27 |
Мне обычно удается убедить сверстников или младших в целесообразности того или иного плана действий |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
28 |
Охотно наблюдаю за животными или растениями |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
29 |
Люблю читать литературу, которую многие считают скучной (научно-популярную, публицистику, литературную критику) |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
30 |
Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства и воспроизводить их действия (делать как они) |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Результаты |
Ключ к тесту. Пройдя все 30 утверждений, подсчитайте сумму очков в каждом из столбцов. Самое большое число будет в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий.
Задание: познакомьтесь с советами психолога, выполните задание и ответьте на вопросы. В соответствии с принципом выбора профессии «Хочу — Могу — Надо» запишите, чем бы вы хотели заниматься. Составьте список ваших возможностей, склонностей, умений и навыков, приобретенных к настоящему времени. Определите, какие профессии необходимы в современном обществе. Какие качества и умения вам нужно в себе развивать, чтобы достичь успеха в выбранном занятии?
Как выбрать профессию
1. Подросткам следует посещать разного рода кружки, но если вам, например, не понравились танцы, не следует заставлять себя туда ходить, ведь это может выработать неприязнь к ним на всю жизнь. Пробуя различного рода занятия, вы сможете найти то, что вызывает у вас наибольший интерес.
2. Попробуйте рассмотреть преимущества тех или иных профессий, но начиная не с материальной выгоды, а ориентируясь на ваши склонности: как справляетесь с теми или иными занятиями, усидчивы или нет, как общаетесь с людьми и т. д. Можно выбрать самые востребованные профессии и определить, есть ли у вас к ним интерес.
3. Любая профессия, даже самая нехитрая, требует от человека определенных навыков. Так, для корректора важна концентрация внимания, художник должен обладать образным мышлением. Важно учитывать эти факторы. Лучше выбрать профессию, в которой вы сможете максимально раскрыть свои способности, реализоваться и добиться наибольшего успеха.
4. Проходите психологические гесты на профориентацию. Они составляются сразу несколькими специалистами: психологами, педагогами, специалистами по кадрам. По результатам тестов предлагается сразу нескольких вариантов профессий, что поможет в будущем сделать выбор в правильном направлении.
5. Следует познакомиться с профессиями родителей. Нередко родителям хочется, чтобы ребенок продолжал их профессию. Но захочет ли подросток этого? Хороший способ разобраться — посмотреть, как работает папа или мама, как проходит их рабочий день, видеть все прелести и недостатки профессии.
Типичные ошибки при выборе профессии
1. Отношение к выбору профессии как к неизменному решению. Это не совсем правильно, сейчас люди меняют свою профессию или квалификацию не единожды в течение жизни.
2. Бытующее мнение о престижности профессии. Популярные профессии имеют свойство устаревать через какое-то время и могут даже стать невостребованными по разным причинам. В том числе из-за переизбытка специалистов на рынке.
3. Увлечение только внешней (или какой-то одной) стороной профессии. Важно получить полное представление о профессии. Так, если нравится, как выглядит работа архитектора со стороны, то изнутри эта профессия может оказаться не слишком привлекательной.
4. Перенос отношения к человеку, представляющему определенную профессию, на саму профессию. Например, увидев, как относятся окружающие к другу семьи, который работает фотографом, ребенок может захотеть быть таким же, но он не совсем осознает, что этот фотограф имеет такую популярность благодаря личным качествам, а не своей профессиональности, даже если он хорош как специалист.
5. Неумение и нежелание разбираться в своих личных качествах. Развивайте свои способности, то, что у вас лучше всего получается.
6. Незнание своих физических способностей и недостатков мешает при выборе профессии. Чтобы разобраться в себе, нужно развиваться и быть занятым каким-то делом, где можно проверить свои способности.
(Проверка выполнения задания.)
Вопросы к классу
— Какое образование получили ваши родители? По какой специальности?
— Кем они работают в настоящее время?
— Приходилось ли им переучиваться? Можно ли назвать профессию родителей творческой и увлекательной? Что в ней можно назвать творчеством, а что нет?
— Каких успехов они достигли в своей профессии?
— Кто, на ваш взгляд, помогает вам достичь успеха на данном этапе вашего развития?
(Ответы учеников.)
Проблемное задание. Прочтите п. 3 § 5 «Готовимся выбирать профессию» на с. 42—43 учебника и, разделившись на пять групп, выполните следующие задания.
Первая группа составит фишбоун (прием фишбоун — «рыбный скелет», пример такой схемы приведен на рисунке) «Как выбрать профессию».
Вторая группа приведет аргументы,-подтверждающие высказывание О. Бальзака: «Человек, не последовавший своему призванию, несчастлив... он страдает, а страдание порождает озлобленность».
Третья группа, исследуя фрагмент из записных книжек А. П. Чехова на с. 43 учебника, даст развернутый ответ на вопросы.
— Стоит ли поменяться ученому и переплетчику местами?
— Почему?
Четвертая группа составит памятку «Что должен знать человек для того, чтобы не ошибиться в выборе своего жизненного пути».
Пятая группа изучит притчу и ответит на вопросы.
Дополнительный материал для пятой группы
Двигатель, который работать не любил
Каждый день из гаража на городские улицы выезжал постоянно ломающийся самосвал. При ремонте в гараже ему установили ленивый двигатель, которому всякая работа не нравилась. Двигателю работа самосвала — перевозить тяжелые грузы с одного места на другое — казалась глупым занятием, и поэтому он стал неисправным прикидываться.
За день самосвалу нужно перевезти много грузов, кирпичей, песка, раствора, щебня, а двигатель все думает о том, как бы ему от работы увильнуть да в теплый гараж вернуться. Чуть загрузят люди самосвал, как двигатель сразу охать начинает, дым черный выдыхает, хрипит, порыкивает и ворчит на людей.
— Не жалеют меня, не любят, не дают отдыхать столько, сколько мне хочется. И почему меня в самосвал вставили, почему работа такая тяжелая досталась? Вот вставили бы меня в трактор, который пашет поля один раз в год...
Стал двигатель мечтать о том, как он в тракторе работает, на природу красивую любуется, поле весной за несколько дней вспашет, а потом до конца осени среди травы на лугу отдыхает, чистым воздухом дышит и пение птиц слушает.
Надоел людям ленивый двигатель, вытащили его из самосвала, а на самосвал новый двигатель установили. Долго лежал ленивый двигатель без дела в темном гараже, пока его не продали каким-то людям. Новые хозяева повезли его в далекую деревню, где установили в трактор, давно стоявший без мотора. Уже на следующий день он работал в деревне на отремонтированном тракторе, на свежем воздухе, среди красивых полей и рек.
Но оказалось, что работа на тракторе тоже была нелегкой. С утра до вечера надо поле пахать, потом бороновать, потом сеять, потом поливать, и так без конца. Ездить при этом приходится не по гладкому асфальту, а трястись по неровной земле с кочками и камнями. А когда дождь пойдет, то совсем плохо становится, то и дело в грязи застреваешь и пыхтишь - пока не выберешься.
— Нет, работать в поле, это не по мне, — стал горевать обленившийся двигатель. - Слишком уж грязная и тяжелая работа мне досталась, ничего в ней хорошего нет. Все ездишь по разным полям, надрываешься, а пользы никакой. Мне бы в автобусе поработать, — мечтал он по вечерам после работы. — Мчишься по гладкому шоссе, новые города и страны разглядываешь, слушаешь разговоры пассажиров.
Но мечты мечтами, а двигателю, как и прежде, приходилось работать в поле. Однажды по дороге на работу двигатель стал делать вид, что испортился — сильно заревел, а потом, не рассчитав своих сил, вместе с трактором скатился в глубокий овраг. Не удалось людям трактор починить. Вытащили они из него оставшийся целым двигатель и через некоторое время вставили его в автобус. Двигатель обрадовался - исполнилась его новая мечта.
Но и работа на автобусе быстро надоела и разонравилась ленивому двигателю. Ездить надо было далеко и подолгу без остановок. Да при этом не просто едешь, а мчишься без передышки по шоссе на большой скорости, чтобы не опоздать и приехать в другой город вовремя.
— Нет, такая работа не для меня, ничего хорошего и полезного в ней нет, уж слишком долго и далеко ездить приходится, - жаловался двигатель. Он стал назло людям часто посреди дороги глохнуть, чтобы, опаздывая, пассажиры волновались и нервничали.
В конце концов поняли люди, что пора ленивый двигатель на свалку выбросить. Не любит он трудиться, в каждой работе одно только плохое и трудное видит, а полезного и хорошего не замечает.
Теперь этот двигатель лежит за городом на свалке и ржавеет то под дождем, то под снегом в куче всякого вонючего мусора. Ведь люди все бесполезное и испорченное мусором называют и на свалку выкидывают. Жаль, что двигатель не захотел труд полюбить и с пользой людям служить. Как много нужного и полезного успел бы он еще сделать!
Вопросы для пятой группы
— Почему не нравилась и быстро надоедала ленивому двигателю работа самосвала, трактора, автобуса? (В каждой работе он прежде всего усматривал что-то неприятное, плохое и трудное.)
— Что нужно для того, чтобы вам понравился человек? (Увидеть в нем что-то хорошее и приятное.)
— Что нужно для того, чтобы вам понравилась работа? (Увидеть в ней что-то полезное и нужное для себя и других.)
— Что мог найти полезное и нужное двигатель в работе самосвала? (Помогает людям строить дома, дороги, красивые города.)
— Что мог найти полезное и нужное двигатель в работе трактора? (Кормит людей, помогает им урожай собрать.)
— Что мог найти полезное и нужное двигатель в работе автобуса? (Помогает людям быстро добираться в гости, в школу, на работу, по делам.)
(Проверка выполнения задания.)
Задание: познакомьтесь с текстом рубрики «Жил на свете человек» на с. 44 учебника, выполните задание к ней. Назовите факторы, которые определили успех А.С. Норова.
(Проверка выполнения задания.)
4. Поддержка близких — залог успеха
Задание: прочитайте п. 4 § 5 учебника и ответьте на вопросы на с. 45.
— Как вы думаете, почему для жизненного успеха важны понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей?
— Как вы поняли смысл слов Лиса из сказки «Маленький принц»?
(Ответы учеников.)
5. Выбор жизненного пути
Проблемное задание. Прочитайте п. 5 § 5 на с. 45 учебника и сравните выбор жизненного пути героя романа Дж. Сэлинджера и героя романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Остапа Бендера, который посвятил жизнь реализации мечты о миллионах, чтобы уехать в сказочный город Рио-де-Жанейро, «где полтора миллиона жителей ходят в белых штанах». Ответьте на вопросы, приведенные в абзаце 1 на с. 47 учебника.
— Чей жизненный путь предпочтительнее для вас? Почему?
(Проверка выполнения задания.)
В чем состоит цель нашей жизни? К чему мы призваны? Что мы должны искать? На эти вопросы попытался ответить в статье «Вопросы жизни» русский ученый, врач, педагог, общественный деятель XIX в. Н.И. Пирогов. Вот какие различные взгляды на жизнь он представил. «Взгляд первый, очень простой. Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо... Взгляд другой — высокий. Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное... Поумнев, вы будете действовать как нельзя лучше... Взгляд — практический. Трудясь, исполняйте свои служебные обязанности, собирая копейку на черный день... Предоставьте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений... Взгляд также практический в своем роде. Хотите быть счастливым, думайте о себе, что вам угодно и как вам угодно, но только строго соблюдайте все приличия и умейте с людьми уживаться... Взгляд очень веселый. Работайте для моциона и наслаждайтесь, покуда живете... Пользуйтесь настоящим и живите себе припеваючи...»
Вопросы к классу
— Каких взглядов вы бы стали придерживаться?
— Какие из этих взглядов совершенно вам не подходят?
(Ответы учеников.)
Задание: внимательно изучите и прокомментируйте предложенную схему.
(Проверка выполнения задания.)
Задание: ответьте на вопросы в конце рубрики «Картинная галерея» на с. 46 учебника.
(Проверка выполнения задания.)
V. Рефлексия
Составьте синквейн со словами на выбор «счастье» или «жизненный успех».
Упражнение «Машина времени». Это упражнение помогает разработать свой личный образ будущего, в котором осуществляется ваша мечта.
Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. Представьте, что вы видите прекрасный сон — себя через 15 лет. Вы очень довольны своей жизнью. Как вы выглядите, где живете, что делаете, кто вас окружает? Подумайте, что вам потребовалось сделать для того, чтобы достичь такого результата. Запомните все, что вы увидели и что узнали о самом себе в этом сне. Теперь вернись обратно, в нашу группу, откройте глаза.
VI. Подведение итогов уроков
Проверим себя и выполним несколько заданий.
1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 47 учебника.
2. Выполните задания 1, 3, 4, 5 рубрики «В классе и дома» на с. 47 учебника.
3. Английский писатель Бернард Шоу говорил: «Там, где нет воли, нет и пути». Можно ли с ним согласиться? Приведите примеры из жизни известных вам людей, литературных героев, когда успеху, достижению поставленной цели в жизни помогало единство интереса, целеустремленности и воли.
4. Приведите примеры из жизни, сказок, подтверждающие, что успех и благополучие человека во многом зависят от готовности и привычки к труду.
(Проверка выполнения заданий.)
Каждый человек сам определяет свой жизненный путь. Этот выбор во многом зависит от убеждений и взглядов на жизнь, профессию, труд. А какой путь ведет к настоящему счастью, мы попробуем определить в ходе игры.
Дидактическая игра «Три судьбы» (см.: Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. 8—11 классы. М.: ВАКО, 2005). Представьте, что дело происходит в школе будущего. К вам на диспут о смысле жизни приглашены три человека, каждому из которых около 70 лет. Выберите трех главных участников игры (по желанию).
Наши гости отличаются по своим жизненным ориентирам.
Первый — труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье.
Второй — выдающийся лентяй, считающий, что работать должны только дураки.
Третий — удивительная бездарность, убежденная, что высшее счастье — заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым он явно не соответствует (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные).
Мы не знаем, кто из наших гостей кем является.
Участникам раздаются роли в закрытых конвертах, и они выходят в коридор, где за 3—4 мин продумывают основные этапы «своей» жизни. Остальные придумывают по 2—3 вопроса, касающихся профессиональной деятельности, личной жизни и досуга гостей. (Обращение к гостям на «Вы» и по имени-отчеству.)
Главные игроки приглашаются в класс, усаживаются на почетные места и по очереди кратко рассказывают об основных этапах прожитой жизни. После их рассказов начинается пресс-конференция, т. е. остальные учащиеся задают краткие вопросы, выступая в роли корреспондентов.
Вопросы к классу
— Кто из гостей показался более счастливым и почему?
— У кого какие роли получились?
— Чем отличаются друг от друга труженик, лентяй и бездарность?
(Ответы учеников.)
Учитель подводит итоги работы на уроках, используя ответы учеников на задания.
Домашнее задание
1. Прочитать § 5 учебника.
2. Выполнить в рабочей тетради одно из трех заданий на выбор к § 5 учебника (задание 1, 6 или 8).