Права и обязанности граждан - Человек и закон

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки

Права и обязанности граждан - Человек и закон

Назначение данной темы состоит в формировании на доступном семиклассникам уровне знаний о правах и обязанностях гражданина.

Напомним, что частично вопрос об обязанностях гражданина уже рассматривался в курсе 6 класса. Изучение данной темы в 7 классе имеет пропедевтический характер: более обстоятельный разговор о правах и об обязанностях предстоит в 9 классе.

Урок нацелен на формирование у учащихся понимания того, что права человека, во-первых, принадлежат каждому от рождения; во-вторых, они закрепляются в законах, в которых особое внимание уделяется юридическим гарантиям прав и свобод.

Задачи урока: раскрыть смысл понятия «права человека»; познакомить с основными группами прав человека и гражданина; объяснить, чем ограничены права одного человека; углубить представление об обязанностях гражданина; сформировать понимание единства прав и обязанностей.

Занятие рассчитано на 2 часа.

План изучения нового материала

1. Права человека.

2. Кто и как обеспечивает твои права.

3. Где проходит граница твоих прав.

4. Единство прав и обязанностей.


При подготовке к уроку целесообразно использовать документы: Конституция РФ (Гл. 2); Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Конвенция ООН о правах ребёнка.

На любом этапе урока может возникнуть сложная ситуация, если дети будут приводить примеры нарушения прав человека. Советуем учителю не игнорировать такие вопросы, предоставить детям возможность задуматься о них.

Учитель может дать такой комментарий:

Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только Федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности страны и безопасности государства.

Все это — по букве закона. Но, разумеется, надо иметь в виду, что в жизни всегда возможны какие-то попытки отдельных чиновников, администраторов любых уровней и лиц, считающих себя крупными начальниками, воспрепятствовать нормальному осуществлению твоих прав и свобод. Увы, за свои права, даже самые что ни на есть фундаментальные и конституционные, почти всегда приходится бороться.


Урок по данной теме можно начать с опроса. Школьники отвечают на вопросы рубрики «Вспомни».

Затем класс приступает к изучению пункта 1 плана. Возможно использование задания рубрики «Обсудим вместе» в качестве проблемного. Это позволит определить уровень имеющихся исходных представлений учащихся. Целесообразно в ходе урока поэтапно выполнять задание, расширяя и углубляя представления учащихся, а затем в конце изучения темы вернуться к нему и ответить на все поставленные вопросы, подводя тем самым итог изученному материалу.

Логика подачи материала в параграфе подводит учителя к необходимости активного привлечения внутрикурсовых связей. Так, понятие «права человека» вводится с опорой на уже знакомое учащимся понятие «потребность».

В более подготовленном классе может быть предложено задание: составьте список того, что необходимо, по вашему мнению, всем людям для их благополучия и здоровья, независимо от их места жительства, достатка и т. п.

Учитель записывает на доске предложения учащихся в пять столбиков, условно выделяя гражданские, экономические, политические, социальные, культурные права. Когда список будет закончен, учитель предлагает определить, всё ли из перечисленного может быть отнесено к потребностям человека, корректируя при необходимости ответы учащихся. Затем можно предложить детям определить принцип, по которому записаны названные семиклассниками потребности в тот или иной столбик.

Выполнение этого задания поможет объяснить идею о том, что в основу разных групп прав человека положена общность потребностей людей.

Одновременно ученики приходят к пониманию того, что все права имеют естественный характер, т. е. принадлежат человеку в силу его рождения. В подкрепление этой идеи можно привести из учебника высказывание Дж. Локка и предложить детям задание: можно ли сказать, что идея о естественном характере прав человека была определяющей для всех государств на протяжении всей истории человечества, и в подтверждение своей точки зрения привести примеры.

Дети, как правило, опираясь на знания из курса зарубежной и отечественной истории, дают отрицательный ответ и в качестве примера рассказывают о рабстве и крепостничестве.

Если ученики не могут привести конкретные примеры, то учитель может, например, рассказать о русской помещице Дарье Салтыковой, чьё имя стало нарицательным («Салтычиха»). Если помещице не нравилось, как крепостная девушка мыла пол, она могла начать бить её тем, что попадалось под руку: поленом, скалкой, раскалённым утюгом. Часто она прибегала к особо изощрённым зверствам: привязывала раздетых крепостных на морозе; морила их голодом; обваривала кипятком; беременных женщин била ногами в живот; до смерти замучила двух двенадцати летних девочек. Долгое время крестьяне ничего не могли предпринять против помещицы. Когда было проведено следствие, помещицу обвинили в 38 доказанных убийствах (75 убийств не было доказано). Она была приговорена к смертной казни, которую потом заменили заключением, 33 года она провела в монастырской тюрьме.

Учитель помогает детям понять, как важен даже сам факт признания того, что все люди рождаются свободными, имеющими права. Но этого недостаточно для того, чтобы соблюдение прав человека стало обязательным правилом для всех. Поэтому люди и стали с древних времён задумываться о правах человека.


Самое раннее упоминание о правах и о защите прав человека мы находим в Ветхом Завете. Это десять заповедей, которые должен соблюдать человек.

Подобные типы моральных наставлений существовали и в других религиях, других цивилизациях. Отдельные права, появившись у одной цивилизации, вскоре завоёвывали уважение и получали законный статус у других народов. Некоторые, наоборот, либо не признавались, а порой осуждались, либо предавались забвению. Например, суды присяжных, участие в голосовании широко применялись в отдельных цивилизациях, тогда как смертная казнь, принудительный труд многими обществами отвергались. Каннибализм был до недавнего времени принят в некоторых регионах мира. В отдельных странах до сих пор сохраняется рабство, тяжёлая, низкооплачиваемая работа существует везде. В соответствии с международными декларациями это нарушение прав человека.

Важным способом защиты прав человека остаётся кодификация (формулирование) и публикация законов (или Свода законов). Первый Свод законов (законы Хаммурапи) появился в Вавилоне около 4000 лет назад.


Далее учитель перечисляет исторические вехи — основные документы по правам человека — и предлагает детям вспомнить, какие права и обязанности были у граждан Древних Афин.

В Афинах в 594 г. до н. э. архонтом, наделённым широкими полномочиями отменять или сохранять существующий порядок, был избран Солон, осуществивший ряд реформ.

Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия (реформа долгового рабства). Она освободила массу должников и запретила личную кабалу, продажу несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счёт и возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что был введён запрет давать взаймы под залог «тела».

Большое значение имело создание суда присяжных — гелиэи.

Наибольшего расцвета афинская демократия достигла при Перикле (V в. до н. э.). Именно ему принадлежит первая характеристика демократии как государственного строя, при котором осуществляется равноправие:

«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан. По отношению к частным лицам наши законы предоставляют равноправие для всех...»1.

Полноправными афинскими гражданами считались лишь те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин. По достижении 18 лет они зачислялись в списки членов дома. Гражданское полноправие включало совокупность определённых прав и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства (участие в Народном собрании, Совете, выборных органах), право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, право на защиту и покровительство афинских законов. Обязанности афинских граждан заключались в том, что каждый должен был беречь своё имущество, трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов2.


Далее, опираясь на материал рубрики «Путешествие в прошлое», учитель может подвести учеников к пониманию того, что вопрос о правах человека не может рассматриваться как внутреннее дело каждого государства и тем самым обосновывается как необходимость принятия международных документов.

Изучение второго пункта плана учитель может начать с обращения к учащимся, в котором скажет, что в 9 классе они более подробно познакомятся с содержанием Всеобщей декларации прав человека. В нынешнем учебном году им предстоит уяснить, почему закрепление прав в национальном законодательстве является необходимым.

Для того чтобы дети смогли лучше понять это, желательно выяснить, как они понимают само слово «закреплены», предложить детям назвать синонимы этого слова, затем, корректируя их ответы, объяснить его юридическое понимание.

Учитель предлагает детям поэтапно проследить путь законодательного закрепления прав человека:


Всеобщая декларация прав человека

Международные пакты о правах человека

Основной закон (Конституция)

Национальное законодательство


Далее возможно введение понятия «права человека». В зависимости от уровня подготовки класса учитель либо предлагает детям самостоятельно сформулировать понятие, либо сам формулирует его определение. Но в любом случае важно обратить внимание детей на то, что права человека принадлежат каждому от рождения, т. е. имеют естественный характер; закрепляются в законе, тем самым очерчивая границы дозволенного поведения.

Для закрепления изученного материала можно предложить выполнить задание 1 рубрики «В классе и дома».

В качестве домашнего задания можно предложить ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» и выполнить задания 2, 3 «В классе и дома».

Второй урок по данной теме может быть организован следующим образом. Вначале целесообразно проверить выполнение домашнего задания. В частности, по заданию 2 можно предложить обсудить следующие вопросы: изменились ли ваши представления о наиболее важных правах человека? Есть ли какие-нибудь права, которыми вы хотели бы дополнить окончательный список? Назвал ли кто-нибудь какое- либо право, не упоминавшееся ни в одном из списков?

Желательно выяснить, с какими трудностями столкнулись дети при выполнении заданий и чем они были вызваны.

Третий пункт плана изучается на основе фрагмента текста учебного пособия «Где проходит граница твоих прав».

В более подготовленном классе можно предложить вариант игры «Турпоход» (эта игра широко используется в зарубежной школе при изучении вопроса о правах человека). Предлагаемый вариант разработан на основе адаптации текста игры3.


Учитель предлагает вниманию детей следующую ситуацию:

Представьте, что вы собираетесь со своими друзьями в поход. Вам рассказали о чудесном месте — лесной поляне недалеко от озера. В течение нескольких недель вы готовились к походу, и вот наконец пришёл долгожданный день. Проделав довольно-таки длинный путь, вы пришли на поляну. Вы принесли всё, что вам необходимо для отдыха, включая одну большую палатку для ночлега. Рядом есть колодец с питьевой водой, и у вас есть разрешение на рубку деревьев и разведение костра. Вы разбиваете лагерь, плаваете и готовитесь прекрасно провести целую неделю! Однако к концу первого же дня уже возникли кое-какие разногласия по поводу организации жизни в лагере. Вы все понимаете, что будет лучше, если вы все договоритесь. Вы проводите собрание.

1. Учитель просит учеников назвать четыре или пять проблем, которые могут возникнуть в такой ситуации, и подумать о возможных способах их решения.

2. Выслушав учеников, учитель предлагает ученикам рассмотреть следующие вопросы: как они приняли свои решения? Все ли были согласны с принятым решением? Была ли возможность у каждого высказать свое мнение?

3. Далее учитель сообщает классу следующую информацию: «После собрания всё идет хорошо и в лагере заметны улучшения. Однако через пару дней возникают новые проблемы, которые надо решать вместе, чтобы они больше не возникали» — и раздаёт каждой группе набор карточек с ситуациями (см. ниже). Ученики берут их по одной. Они должны постараться найти решение, что делать в каждой ситуации. По возможности они должны прийти к общему решению.

По мере того как группы заканчивают игру, им предлагают подумать над нижеприведёнными вопросами. Затем учитель спрашивает детей, какие они приняли решения по всем ситуациям. Нет необходимости просить каждую группу комментировать каждое решение — это займёт слишком много времени.


Карточки с ситуациями для игры «Турпоход»

Ситуация 1. Кто-то должен спать в палатке около двери, которая плохо закрывается. К утру вещи этого человека обычно намокают. Он (или она) жалуется, что их вещи будут испорчены. Что вы предпримете?

Ситуация 2. На собрании вы договорились о правилах поведения в лагере. Но один из вас не соблюдает их. Как вы можете добиться соблюдения правил? Ситуация 3. Доставать воду из колодца очень скучная работа. Каждый предпочёл бы пойти поплавать. Но один из вас растянул сухожилие в руке и не может больше носить воду. Это означает, что нагрузка на всех остальных увеличивается. Что вы предпримете?

Ситуация 4. У одного из вас есть магнитофон, и он (или она) рано утром включает его на полную громкость. Это всех раздражает. Что вы предпримете?

Ситуация 5. Кто-то повредил чужую дорогостоящую гитару и отказывается оплатить её ремонт. Что вы предпримете?


Вопросы для подведения итогов игры

1. Что бы произошло, если бы вы не смогли договориться о правилах или если бы никто их не соблюдал?

2. Что делает правило хорошим/плохим?

3. А законы? Должны ли вы всегда соблюдать законы, даже если они плохи?

4. Возможно, вы решили применить санкции в отношении людей, нарушивших правила поведения в лагере. Какова цель санкций? Какого рода санкции наиболее эффективны? Учитель подводит учащихся к пониманию важности взаимоуважения прав человека.

При объяснении последнего пункта плана, для того чтобы раскрыть взаимосвязь прав и обязанностей, учитель может использовать примеры, приведённые в учебнике.

Далее можно поработать с рубрикой «Учимся пользоваться своими правами». По сути дела, здесь дети узнают о границах своей дееспособности. Г лавное условие — соблюдение корректности при изучении этого материала. Так, например, если для кого-то из детей рассматриваемые вопросы актуальны (развод родителей, замужество матери, усыновление отчимом и т. п.), можно предложить детям самостоятельно прочитать текст рубрики и, если им что-то непонятно, задать свои вопросы учителю.

Закрепление материала возможно с использованием вопросов 4 и 5 рубрики «Проверь себя».

Подводя итоги по теме, целесообразно вернуться к заданию рубрики «Обсудим вместе».

Более подготовленному классу можно задать вопрос: как вы думаете, что представляло бы из себя общество, в котором все граждане понимали бы важность соблюдения прав человека? Возможно ли это?

Ученики при помощи учителя формулируют вывод: чем больше людей поймут значимость прав человека, тем больше вероятность того, что эти права станут не просто идеалом, а реальностью для большинства. В таком случае сократится число нарушений прав человека, руководители государства будут лучше относиться к своим гражданам, а граждане в свою очередь будут справедливо относиться друг к другу.

Трудно представить, что все люди придут к общему пониманию прав человека, но прогресс в этом вопросе очевиден: многие страны подписали различные декларации и соглашения по правам человека.

Домашнее задание может включать выполнение заданий 4 и 7 рубрики «В классе и дома».


1 Королькова Е., Семина Л., Суворова Н. Право на жизнь, свободу, собственность // Права человека — твои и мои. — М.: Логос, 1999. — Кн. 3. — С. 181.

2 Всеобщая история государства и права / Под ред. К. И. Батыра. — М., 1996. — С. 57.

3 См.: Первые шаги: начальный курс обучения правам человека: Учеб. пособие. — Лондон, 1997. — С. 101—104.






Для любых предложений по сайту: [email protected]