ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ - Регулирование поведения людей в обществе

Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ - Регулирование поведения людей в обществе

(резервный час)

Задачи урока

1. Обобщить и закрепить основные положения темы.

2. Способствовать развитию правового сознания, законопослушного поведения, соблюдению дисциплины, убеждённости в необходимости исполнения гражданского долга, содействовать военно-патриотическому воспитанию.

3. Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: умение структурировать знания; осознанно строить речевое высказывание в устной форме; осознавать и самостоятельно оценивать качество и уровень усвоения изученного материала; развивать умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, выставка проектных работ, выполненных учащимися в процессе изучения темы.

План урока

1. Повторение и обобщение материала темы.

2. Подведение итогов работы в классе.

Варианты организации учебной деятельности

В основу структуры урока целесообразно положить ведущие идеи главы: социальные нормы регулируют поведение людей; каждый человек обладает правами, но обязан соблюдать права других людей; законы обязаны соблюдать все; защита Отечества — долг и обязанность гражданина; дисциплина — необходимое условие нормального существования человека и общества; противозаконное поведение причиняет вред людям и обществу; закон наказывает нарушителей, в том числе и несовершеннолетних; правоохранительные органы по долгу службы охраняют общественный порядок, обеспечивают действие законов, защищают права и интересы граждан.

Урок-собеседование

Урок-собеседование требует от учащихся предварительной подготовки, поэтому целесообразно заранее (за неделю до занятия) предложить учащимся вопросы к собеседованию.

Вопросы для собеседования:

1. Каково главное назначение социальной нормы?

2. Почему в обществе действует множество социальных норм? Какие социальные нормы носят общеобязательный характер?

3. Для чего каждому человеку нужны права?

4. В каких документах закреплены основные права человека?

5. Как государство обязано относиться к правам человека?

6. Как человек обязан относиться к правам другого человека?

7. Каковы главные обязанности гражданина РФ?

8. Чем юридические законы отличаются от других норм?

9. Почему закон — это самый надёжный способ утверждения справедливости в обществе?

10. Как юристы объясняют смысл свободы?

11. Почему свобода не может быть безграничной?

12. Почему в нашей Конституции защита Отечества названа и долгом, и обязанностью гражданина? Чем объясняется необходимость армии в наши дни?

13. Почему воспитание характера является необходимым условием подготовки к военной службе?

14. Какова взаимосвязь между дисциплиной и законом?

15. В чём состоит преимущество внутренней дисциплины перед внешней?

16. Почему противоправное поведение запрещено законом?

17. Почему все нарушения разделяют на разные группы?

18. Почему наказания всегда необходимо соизмерять с нарушениями?

19. Какую цель ставит государство, наказывая несовершеннолетних нарушителей?

20. Используя схему «Правоохранительные органы РФ», объясните основную задачу каждого из этих органов. В чём их общая цель?

21. С какой целью в составе Полиции общественной безопасности создано подразделение по делам несовершеннолетних?

Во время урока учитель может использовать интерактивную доску или мультимедийную установку для последовательной демонстрации классу вопросов. Для ответа на каждый вопрос вызывается один ученик. Остальным учащимся можно предложить уточнить или дополнить прозвучавший ответ. Оценивание работы учащихся на данном уроке: за каждый верный полный ответ ученик получает 2 балла, за дополнение или уточнение — по 1 баллу. Учёт получаемых баллов может вестись публично (с помощью экрана или на доске). Учитель заранее заготавливает оценочный лист:

Фамилия учащегося

Баллы за ответ

Баллы за дополнение

Итог





Итоговая оценка может выставляться на основе рейтинга (1—2 учащихся, получившие максимальный итоговый балл, оцениваются отличной отметкой, далее в порядке убывания оценки могут выставляться учителем самостоятельно или на основе согласования полученной шкалы с классом).

Можно при подведении итога работы на уроке договориться с учащимися, за какое количество баллов может быть выставлена оценка «4» или «3». При любом варианте последнее слово остаётся за учителем.

Урок-дискуссия

При выборе данного варианта учитель должен принимать во внимание имеющийся у семиклассников опыт участия в дискуссии. Если такой опыт есть, достаточно объявить проблемную тему (можно представить её с помощью мультимедийной установки) и напомнить учащимся основные правила дискуссии.

Если такая форма работы не стала привычной и хорошо знакомой учащимся данного класса, необходимо предварительно познакомить учеников с памяткой «Как вести дискуссию».

На уроке выступления за и против высказанной точки зрения проводятся последовательно. Учитель выступает в роли модератора, он предоставляет слово выступающим, следит за регламентом выступлений, делает предварительные выводы по ходу дискуссии, на доске или с помощью компьютера фиксирует промежуточные выводы и демонстрирует их классу.

Дискуссия может быть проведена по следующим проблемным темам:

1. Свобода и справедливость. Среди учеников 7 класса возник спор. Один ученик утверждал, что справедливость требует ограничения свободы. Другой ученик считал, что ограничение свободы само по себе нельзя считать справедливым. Приведите ваши аргументы в этом споре.

2. Ужесточать ли наказания? В обществе существует мнение, что для эффективной борьбы с противоправным поведением нужно ужесточить наказания за нарушение законов. Противники этой меры полагают, что жестокость наказания не поможет сделать общество более сознательным. А как думаете вы? Свою позицию аргументируйте.

3. Нужно ли служить в армии? Какое мнение разделяете вы?

А) Настоящий мужчина обязательно должен пройти военную службу, потому что служба приучает к ответственности, дисциплине и порядку, воспитывает смелость и отвагу.

Б) Настоящий мужчина не обязательно должен служить в армии, тем более что служба в армии связана с ограничениями и строгими предписаниями.

В конце урока учитель подводит итоги дискуссии, фиксирует, кто из её участников был более убедительным, чьё мнение было аргументированно и выражено наиболее полно и содержательно.






Для любых предложений по сайту: [email protected]