ОБМЕН, ТОРГОВЛЯ, РЕКЛАМА - Человек в экономических отношениях

Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год

ОБМЕН, ТОРГОВЛЯ, РЕКЛАМА - Человек в экономических отношениях

Данная тема продолжает линию изучения основных проявлений экономической жизни общества, рассматривая ещё одно её проявление — обмен.

Предназначение урока — познакомить учащихся с основным элементом структуры экономической деятельности — обменом и его прогрессивной формой — торговлей.

Содержание урока опирается на материалы учебника 5 и 6 классов, а также закладывает серьёзную основу для усвоения в курсе 8 класса материалов параграфов «Рыночная экономика», «Потребление», «Мировое хозяйство и международная торговля».

Задачи урока

1. Сформировать представление об обмене как важной сфере экономической жизни общества.

2. Способствовать пониманию учащимися роли и влияния современных форм обмена и торговли на обеспечение роста экономического благополучия любой страны и её граждан.

3. Научить различать виды обмена и характеризовать торговлю как особый вид экономической деятельности; раскрывать роль рекламы в развитии торговли.

4. Сформировать умение выполнять практические задания с использованием элементов проектной деятельности; определять собственное отношение к влиянию рекламы на поведение потребителей и эффективность торговли; оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя.

5. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: поиск и выделение необходимой информации; оценка процесса и результатов деятельности; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, рабочая тетрадь.

План изучения нового материала

1. Зачем люди обмениваются?

2. Торговля и её формы.

3. Реклама — двигатель торговли.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с проверки домашнего задания. Актуализировать изученное на предыдущих уроках можно с помощью вопросов рубрики «Вспомним». Далее учитель обращает внимание учащихся на рубрику «Обсудим вместе». Предложенные вопросы опираются на личный опыт участия школьников в обмене и позволяют включить в дискуссию максимальное число учащихся.

1. Изучение нового материала учитель начинает с пояснения, что склонность к обмену — одна из черт человеческой природы, отличающая человека от других живых существ. Она играет огромную роль в экономическом механизме. Если все участники обмена действуют по собственной воле, то они согласятся на него лишь при одном условии: если будут считать, что обмен обеспечит им определённый выигрыш, т. е. увеличит их доходы. Таким образом, обмен создаёт богатство в каждой из торговых сделок. Именно это свойство обмена превратило его в основу экономической жизни людей и инструмент обеспечения их благополучия и достатка.

Далее учитель объясняет базовое понятие темы — «цена товара». Здесь необходимо остановиться на цене и её первичной функции — измерительной. С помощью цены измеряется стоимость товара. Благодаря ценам устанавливается количество товара в стоимостном выражении. Например, объём выпускаемой продукции частной обувной фирмой в год 300 тыс. рублей. Это значит, она выпустила, например, 300 пар обуви ценой 1 тыс. рублей каждая.

Следующее важное пояснение — связь стоимости товара и цены. Существует такое толкование стоимости, которое объясняет стоимость товара как воплощённый в нём общественный труд (затраты энергии человека, его интеллекта, мускулов и других ресурсов). Стоимость лежит в основе определения цены, но почти никогда стоимость и цена не равны между собой. На цену оказывает влияние ещё много разных обстоятельств: спрос на товар, как много одинаковых товаров произведено и предложено к продаже, затраты торговых организаций (доставка, обслуживание).

Закрепить представление учащихся о цене товара и путях её формирования поможет обсуждение результатов выполнения опережающего домашнего задания. Учащимся было предложено посетить несколько торговых организаций и узнать цены на какую-либо группу товаров (например, на молочные продукты, хозяйственные товары), а затем заполнить следующую таблицу:

Название товара

Место покупки

Универсам

Рынок

Частная палатка

Цены (р.)

1.




2.




Задание учащимся: сравните полученные данные и сделайте выводы о том, что влияет на цену товара.

Стоит напомнить учащимся, что любой товар имеет цену производителя (стоимость затрат на его производство) и эта цена отличается от цены, предлагаемой торговой организацией, последняя всегда выше. Далее учитель предлагает учащимся подумать, что влияет на её увеличение.

Вариант ответа: цены в разных торговых организациях разные (в универсаме — розничные, на рынке — оптово- розничные, в палатке — договорные). Факторы, влияющие на цену товара: плата за аренду торгового места, за доставку товара, оплата труда персонала, потребность в товаре покупателей и др.

При обсуждении вопроса о видах обмена (натуральный, рыночный) учитель обращает внимание учащихся на их различия. Характеризуя натуральный обмен, его недостатки, полезно пояснить причины существования этого способа обмена и в наши дни. Он возникает, когда денег мало или нет вообще (например, работникам текстильной фабрики зарплату выдали рулонами ткани или рабочие автозавода получили зарплату в виде наборов запчастей к автомашине) либо когда денег в обращении слишком много, они теряют свою ценность и выгоднее совершить прямой обмен. В обоих случаях бартер — вынужденная мера. Рассматривая особенности рыночного обмена, важно подчеркнуть его возможности для обеспечения равноценности и справедливости торговой сделки для основных участников обмена.

Для закрепления материала учащиеся выполняют задания 4, 5, 6 рубрики «В классе и дома».

2. Изучение второго пункта плана строится в значительной степени с опорой на знания учащихся по истории (история торговли, переход от натурального хозяйства к товарному хозяйству и регулярному обмену).

Учитель обращается к материалам рубрики «Путешествие в прошлое» и обосновывает роль торговли в истории общества. Учащиеся подводятся к выводу о том, что торговля — важный источник экономического благополучия страны и богатства её граждан, а ограничение торговли — тормоз экономического развития.

Закрепить изученное можно с помощью задания 1 рубрики «В классе и дома».

3. Усвоению основных понятий третьего раздела будет способствовать выполнение упражнений или организация работы со словарём.

Упражнение 1

Продолжите пары слов: производитель — потребитель; дорого — ...; оптом — ...; доход — ...; продавец — ...; убыток —....

Ответ: дёшево, в розницу, расход, покупатель, прибыль.

Упражнение 2

Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите выпадающее понятие, относящееся к другому смысловому ряду.

Ассортимент, потребитель, товар, технология, реклама, розничная торговля, цена.

Ответ: технология.

Рубрика «Учимся быть думающими покупателями» поможет учащимся закрепить полученные знания и овладеть элементами рациональной модели поведения в сфере обмена. Можно напомнить, что рациональным (разумным с экономической точки зрения) считается поведение участников экономической деятельности (в данном случае потребителей), стремящихся добиться лучшего результата при наименьших затратах и получить максимальное удовлетворение потребностей. Учитель предлагает семиклассникам проанализировать типичную ситуацию и принять рациональное решение о покупке, даёт необходимые пояснения и рекомендации.

Домашнее задание: 1. Выполнить задания 2 и 7 рубрики «В классе и дома».

2. На улицах средневеконого города можно было увидеть на дверях торговой лавки сапожника сапожок, у булочника — крендель. Как современные производители сообщают окружающим о роде деятельности, производимых товарах и услугах? Пройдись по улицам своего города (посёлка) и, познакомившись с различными формами наружной рекламы, подготовь рассказ об увиденном. Обобщить информацию тебе поможет заполнение нижеприведённой таблицы:

Что

рекламируется

К кому обращена

реклама

Способ размещения

рекламы

Урок-практикум

Этот вариант организации учебной деятельности предполагает самостоятельное знакомство учащихся с текстом учебника и организацию практической работы для закрепления изученного.

Работа в группах связана с выполнением практического задания по теме «Разработка рекламы товара» с элементами проектной деятельности.

Занятие проводится в группах (5—7 человек), каждой предлагается создать рекламную программу конкретного товара. Внимание учащихся необходимо обратить на то, что, как правило, при разработке такой программы важно принять несколько решений.

1. Постановка цели. Обычно цель вытекает из ранее принятых решений, связанных с поиском объекта рекламы и лучшей позиции для реализации товара.

Полезно напомнить учащимся возможные цели рекламы и привести примеры, иллюстрирующие их (например, цель рекламы — информация: «Новый супермаркет «Асаки» предлагает широкий выбор товаров для дома и дачи»; цель рекламы — сформировать предпочтение: «Тефаль» — ты всегда думаешь о нас»; цель рекламы — напоминание: «Вернись к лучшему, начни день с Нескафе»).

2. Затраты на рекламу. Здесь необходимо взвесить все расходы. Затраты на рекламу входят в общие расходы на продажу товара. Завышение затрат может сильно поднять цену на товар, а занижение затрат — сделать рекламу неэффективной.

3. Рекламное обращение. Это форма рекламного оповещения: фраза, рисунок, статья и др. Лучше изготовить несколько образцов и выбрать один исходя из стоимости и воздействия на потребителя.

4. Средства распространения информации. Определите широту охвата и частоту появления рекламных сообщений. Отберите основные виды средств информации (печать, телевидение, Интернет, наглядные средства и т. п.).

Каждая группа по очереди представляет и обосновывает свою рекламную программу. Учитель подводит итоги обсуждения и оценивает работу групп.

Домашнее задание: задания 1—4 в рабочей тетради.

Литература для учителя

Липсиц И. В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: учеб. для 7—8 кл. / И. В. Липсиц. — М., 2011.

Липсиц И. В. Экономика: учеб. для 9 кл. / И. В. Липсиц. — М., 2004. — Ч. 1. — Гл. 3, 5.

Симоненко В.Д. Азбука потребителя: 8—9 кл. Элективный курс / В. Д. Симоненко, Т. А. Степченко. — М., 2008.

www.zonaprav.ru — Российское общество защиты прав потребителей.






Для любых предложений по сайту: [email protected]