ЧЕЛОВЕК - ЧАСТЬ ПРИРОДЫ - Человек и природа

Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год

ЧЕЛОВЕК - ЧАСТЬ ПРИРОДЫ - Человек и природа

Тема имеет практическую направленность — приучает учащихся видеть реальное состояние окружающей среды, настраивает на конкретные дела. На уроке закладывается линия нравственно-правового подхода к экологическим проблемам.

Задачи урока

1. Способствовать формированию у учащихся личной ответственности за состояние окружающей среды, желания и умения о ней заботиться.

2. Научить учащихся различать неисчерпаемые и исчерпаемые источники ресурсов, находить нужную информацию об их состоянии; подчинять своё поведение экологическим требованиям.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: выбор ценностных ориентиров; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; восприятие публицистических текстов; выведение следствий; установление причинно-следственных связей.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, выставка рисунков школьников на тему «Природа моего края», иллюстрации пейзажей известных мастеров или самодеятельных художников, учебник.

План изучения нового материала

1. «Вторая природа».

2. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая.

3. Загрязнение атмосферы, воды и почвы.

Вариант организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Учитель начинает урок с краткой беседы по вопросам рубрики «Вспомним», делая акцент на экологических последствиях развития производящего хозяйства.

1. Изучение первого пункта плана можно начать со знакомства класса с каким-либо произведением живописи, посвящённым природе. Очень хорошо, если школьники познакомятся с рисунками своих сверстников (их надо заранее подготовить). При обсуждении можно затронуть следующие вопросы: о чём рассказывает художник в своей картине? Какое настроение вызвало у вас созерцание этой картины? Какое отношение к природе хотел передать художник? Случалось ли вам лично видеть подобный пейзаж в жизни?

После обмена впечатлениями целесообразно перейти к работе над рубрикой «Обсудим вместе». Можно поставить классу неожиданный вопрос: какое самое «громкое» на Земле слово они знают? При этом следует пояснить, что имеется в виду не сила звука, а тревожность звучания, озабоченность, чувство опасности. Школьники могут назвать множество разных слов, но важно направить их мысль к разговору об экологии и познакомить с высказыванием знаменитого писателя В. Г. Распутина, приведённым в учебнике.

В ходе беседы по вопросам рубрики следует отметить, что у термина «экология» сегодня два смысла: во-первых, это наука о взаимодействии организмов, в том числе и человека, с окружающей средой; во-вторых, это слово сегодня принято употреблять не только в научном, но и в более широком смысле: когда хотят сказать о состоянии окружающей среды (например, хорошая экология, плохая экология, экологически вредный). Когда говорят об экологическом кризисе, имеют в виду тяжёлое состояние природы, разрушение окружающей среды.

В заключение уместно поставить вопросы: откуда же пришла «беда»? Почему она стала вселенской, всепланетной? Чтобы зафиксировать внимание класса, рекомендуем подчеркнуть, что эти вопросы основные на данном уроке. Поэтому и с ответом торопиться не следует.

Затем учитель предлагает классу подумать, как в ходе истории складывались экологические связи человека с окружающей средой. Отвечать на этот вопрос можно бесконечно, тем более что ответ опирается на знания из курсов об окружающем мире, истории, биологии. Прежде всего важно отметить, что особым экологическим фактором стал человек, поскольку именно он оказывает теперь решающее воздействие на судьбу многих живых существ, да и всей окружающей среды. И это влияние может быть, как положительным, так и отрицательным.

Чтобы развить эту мысль, можно напомнить классу о так называемом производящем хозяйстве и об исключительной способности человека к творчеству, благодаря которой он создавал и всегда будет создавать что-то новое — «вторую природу». В связи с этим необходимо подчеркнуть важное для урока положение об особенностях хозяйственной деятельности человека: активно вторгаясь в жизнь природы, он мало заботился о последствиях своего вторжения.

В более подготовленном классе можно провести беседу. В начале ставятся примерно такие вопросы: какие вы знаете экологические факторы, влияющие на жизнь природы? Как вы думаете, влияет ли человек на природу? Можно ли его тоже назвать экологическим фактором? Как вы думаете, почему учёные называют человека особым экологическим фактором? Тут учителю, возможно, придётся помочь классу с ответом или порекомендовать прочитать в учебнике соответствующий фрагмент.

Следующий этап беседы касается истории развития хозяйственной деятельности человека. Учащиеся отвечают на вопросы: в чём находит своё выражение способность человека к творчеству? Можно ли утверждать, что влияние человека на природу бывает, как положительным, так и отрицательным? Приведите примеры.

В ходе беседы учитель помогает учащимся формулировать ответы или предлагает им предварительно прочитать небольшие фрагменты в учебнике.

2. При изучении второго пункта плана урока учитель обращает внимание класса на эксплуататорско-барское отношение к природе («Человек — царь природы!»), которое сложилось в ходе истории в результате невежества, алчности, равнодушия, а также, как ни странно, под влиянием успехов хозяйственной деятельности и великих научно- технических открытий («Мы — покорители природы!»). Коротко, в рамках учебника, следует сказать о последствиях такого отношения.

Дополнительный материал для учителя

Проиллюстрировать сказанное можно фрагментом статьи под названием «Царская охота», которая была опубликована в старой русской газете «Новое время» летом 1897 г. (текст может быть представлен классу с помощью мультимедийной установки):

«...ранним утром 28 августа 1897 г. безмолвие Беловежской Пущи было нарушено многоголосым шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охотничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбуждённые, нарядно одетые всадники. Шла царская охота. Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 кабанов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное число лесной дичи».

В комментарии можно отметить, что за одну охоту было уничтожено почти двести крупных животных. Причём охота шла в заповеднике, где даже костры нельзя разжигать. Истребляли животных люди отнюдь не голодные. Зачем? Как мы теперь знаем, скоро в этом заповеднике редчайшие на земле животные — зубры — исчезнут вообще.

Далее учитель обращает внимание на предупреждение современной науки, которое содержится в великом экологическом правиле. Суть его в необходимости сбалансированного отношения к природным богатствам: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать без ущерба для себя. Отсюда вытекает важнейшее требование к человеку: глубже изучать законы природы, её возможности и ограничения.

Учёные подчёркивают, что природные богатства необходимо подразделять на исчерпаемые и неисчерпаемые. Рекомендуем составить на доске или вывести с компьютера на экран таблицу «Природные ресурсы» (см. учебник):

Исчерпаемые

Неисчерпаемые

Богатства недр

Космические ресурсы

Почва

Климатические ресурсы

Растительный и животный мир

Водные ресурсы

В ходе работы над таблицей рекомендуем поставить классу вопрос: почему люди в своей хозяйственной деятельности должны учитывать классификацию, предложенную учёными?

Выслушав ответы, можно познакомить учащихся с кратким рассказом о жизни великого русского учёного В. И. Вернадского. Важно обратйть внимание на его научные труды.

3. Третий пункт плана урока охватывает две близкие по смыслу подтемы — «Загрязнение атмосферы» и «Загрязнение воды и почвы». На данном этапе работы у школьников складывается более полное представление об отрицательном воздействии людей на всю биосферу, которое и привело к всеохватывающему экологическому кризису.

Поскольку материал достаточно обширен, советуем сосредоточиться на основном. Вначале учитель знакомит учащихся с двумя причинами загрязнения окружающей среды. После краткого рассмотрения примеров естественного загрязнения важно сосредоточить внимание класса на результатах деятельности человека.

Целесообразно провести беседу по следующим вопросам: какие загрязнения создаёт деятельность человека? Какие из них наиболее опасны? Что такое смог? Подводя итог, следует выделить как наиболее опасные именно промышленные загрязнения.

Важно помочь классу чётко указать на опасности, которые создаёт загрязнение: во-первых, на огромную потребность в топливе всех видов, а значит, необходимость снова и снова брать у природы исчерпаемые богатства; во-вторых, на сжигание атмосферного кислорода и, в-третьих, на задымление. Делается важный вывод: одним из отрицательных последствий активной хозяйственной деятельности человека является загрязнение атмосферы.

Аналогичным образом прорабатывается материал о загрязнении воды и почвы. Если педагог изберёт вариант беседы, можно предложить классу ответить на вопрос 2 рубрики «Проверим себя», а также поставить дополнительные вопросы: в чём опасность загрязнения воды и почвы? Что такое кислотные дожди? В поисках ответа учитель рекомендует школьникам прочитать те или иные фрагменты учебника. В ходе беседы устанавливается, что наряду с промышленными отходами не меньшую опасность для почвы и воды создают бытовые отходы.

В заключение целесообразно поставить классу вопрос 5 рубрики «Проверим себя». В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу: так называемые неисчерпаемые богатства Земли тоже оказались под угрозой.

Дополнительный материал для учителя

Знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал в 1947 г., пройдя 8 тыс. км в Атлантике на плоту «Кон-Тики», не видел никаких следов человеческой деятельности. А через 22 года, в 1969 г., пересекая Тихий океан на парусной лодке «Ра», был поражён, как быстро, буквально за два десятилетия, человек загрязнил необъятные океанские просторы: пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. У берегов Африки, посреди океана, в районе Вест-Индских островов, до самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута.

Завершая урок, желательно напомнить учащимся высказывание писателя В. Г. Распутина и спросить, почему же так тревожно звучат его слова. Откуда пришла беда, о которой он говорит? Почему писатель называет её вселенской?

Домашнее задание: § 15 учебника; задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя).

Литература для учителя

Могут быть использованы материалы сайтов:

www.ecolife.ru/index.shtml — Экологический центр «Экосистема».

www.priroda.ru — национальный портал «Природа России».

При подготовке к уроку можно отобрать нужные фрагменты Федерального закона «Об охране окружающей среды».






Для любых предложений по сайту: [email protected]