Виды и формы бизнеса - ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Виды и формы бизнеса - ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Цели и задачи: познакомить учащихся с видами и формами предпринимательской деятельности; определить, какие качества необходимы для успешного ведения бизнеса.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий предпринимательская деятельность, бизнес, собственность, акционерное общество, акция', понимать сущность и содержание предпринимательской деятельности; характеризовать цели, виды и формы предпринимательской деятельности; роль и значение предпринимательства в жизни человека и развитии общества; давать оценку экономическим явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование ответственности за свои действия; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

1. Количество продукции, произведенной за единицу времени:

а) натуральное хозяйство;

б) товарное хозяйство;

в) производительность труда;

г) качество труда.

2. Из двух утверждений: а) натуральное хозяйство существует только в экономически развитых странах; б) натуральное хозяйство существует в современных странах Латинской Америки, Азии и Африки:

а) верно утверждение а;

б) верно утверждение б;

в) оба утверждения верны;

г) оба утверждения неверны.

3. Блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности:

а) услуга;

б) товар;

в) ремесло;

г) реклама.

4. Из двух утверждений: а) потребителем является тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей; б) потребителем является тот, кто приобретает нужные ему товары в магазинах:

а) верно утверждение а;

б) верно утверждение б;

в) оба утверждения верны;

г) оба утверждения неверны.

5. Высококвалифицированным является труд:

а) технички;

б) грузчика;

в) инженера;

г) дворника.

6. Оборудование, станки, здание завода — это ресурс, который называют:

а) капиталом;

б) трудом;

в) землей;

г) информацией.

7. Рациональный мотив поведения потребителя:

а) желание отличиться;

б) экономия средств;

в) стремление к комфорту;

г) стремление к развлечению.

8. Размер зарплаты работника зависит от:

а) уровня квалификации;

б) степени риска;

в) качества выпускаемой продукции;

г) всех вышеперечисленных факторов.

9. Установите соответствие между видами экономической деятельности и иллюстрирующими их примерами.

Пример

Вид экономической деятельности

1. Человек носит костюм

2. В магазин поступила партия новых костюмов

3. На фабрике пошили партию костюмов

4. Человек покупает костюм в магазине

A. Производство

Б. Распределение

B. Обмен

Г. Потребление

Заполните таблицу, записав выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г





10. Запишите пропущенное слово.

______________ заработная плата работника зависит от количества произведенной им продукции.

11. Установите соответствие между понятием и его определением.

Определение

Понятие

1. Сумма расходов на организацию производства товара

2. Последовательность операций, превращающих сырье в готовый товар

3. Все, что необходимо для производства товара

4. Разница между расходами на производство и выручкой от продажи

A. Ресурсы

Б. Прибыль

B. Затраты

Г. Технология

Заполните таблицу, записав выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г





Ключ к тесту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

в

б

а

а

в

а

б

г

3241

Сдельная

3412

12. Найдите общие и переменные затраты.

Владелец фирмы вел документацию неаккуратно и пропустил часть записей о затратах на производство. Некоторые из них удалось восстановить. Расходы на аренду помещения — 25 тыс. р., зарплата рабочих — 50 тыс. р., расходы на покупку сырья — 75 тыс. р., транспортные расходы — 20 тыс. р. Известно, что постоянные затраты составили 100 тыс. р.

Ответ. Из перечисленных затрат к постоянным относится только аренда помещения. Поэтому, сложив остальные, можно найти переменные затраты фирмы:

50 000 + 75 000 + 20 000 = 145 000 р. — переменные затраты.

145 000 + 100 000 = 245 000 р. — общие затраты.

13. Приведите несколько примеров, подтверждающих мысль известного экономиста Альфреда Маршалла: «Знание — это наш самый мощный двигатель производства».

14. Прокомментируйте утверждение: «В современных промышленных обществах потребление ограничивает производство, а не наоборот».

(Проверка выполнения заданий.)

Тема уроков: «Виды и формы бизнеса».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

План уроков

1. Что такое бизнес.

2. Виды бизнеса.

3. Формы бизнеса.

III. Введение в новый материал

Задание: ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Обсудим вместе» на с. 91 учебника.

(Ответы учеников.)

Совсем недавно, в 1990-х гг., обеспеченные люди, предприниматели ассоциировались у большинства членов общества с полукриминальным бизнесом. Некоторые пожилые люди и сегодня критически относятся к тем, кто успешно развивает свою хозяйственную деятельность. В настоящее время большинство граждан отмечают работоспособность, энергию, самостоятельность бизнесменов.

Чья позиция более справедлива? Кто же прав? Эти вопросы мы обсудим на наших уроках. Возможно, у вас появится свое мнение.

IV. Работа по теме уроков

1. Что такое бизнес

Слова «предприниматель», «бизнес» знакомы каждому. Трудно подсчитать, как часто мы их слышим.

Вопросы к классу

— Что же такое предпринимательство и бизнес?

— Каковы их отличительные черты?

— Кто может заниматься бизнесом?

— Какие ассоциации они у вас вызывают?

(Ответы учеников.)

Предпринимательство — это важный признак рыночной экономики. Запишем новые определения.

Предпринимательство — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг лицами, которые зарегистрировались в этом качестве в установленном законом порядке.

Бизнес — это деятельность человека или группы людей, связанная с производством, продажей или покупкой товаров и услуг.

Задание: ответьте на вопрос на с. 92 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Вопросы к классу

— Кто из вас желает стать успешным предпринимателем?

— Все ли из нас способны стать бизнесменами?

— Какие трудности может испытывать предприниматель в своей деятельности?

Проблемное задание. Разделившись на группы, попробуйте составить портрет предпринимателя.

(Проверка выполнения задания.)

Мы выяснили, что человека, занимающегося бизнесом (бизнесмен, предприниматель), отличают знание своего дела, смелость, инициативность, готовность идти на риск ради получения прибыли.

В обществе всегда находятся те, кто, несмотря на трудности, готов вкладывать деньги в новое дело. Существуют разные способы начать свой бизнес.

Задание: работая в парах, с помощью материалов п. 1 § 11 учебника дайте характеристику бизнеса, основанного:

1) купцами;

2) капиталистами.

(Проверка выполнения задания.)

Давайте познакомимся с одним из бизнесменов конца XIX — начала XX в.

Задание: изучите, текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 92, 93 учебника и ответьте на вопросы после него.

(Проверка выполнения задания.)

Представьте, что ваш друг решил организовать собственное дело. Он пришел к вам посоветоваться, как избежать ошибок, и набросал план своих действий.

Проблемное задание. Проверьте план, скорректируйте его и предложите дополнительные шаги по улучшению бизнеса.

План действий будущего предпринимателя

1. Строгая дисциплина на работе.

2. Установить низкие цены на продукцию фирмы.

3. Идти на любой риск ради получения большой прибыли.

4. Составить план работы фирмы.

5. Организовать хороший отдых для сотрудников фирмы.

6. Увольнение сотрудников за любую допущенную ошибку в работе.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: работая с п. 1 § 11 учебника и дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Один предприниматель настолько погряз в долгах, что уже не видел выхода из сложившейся ситуации. Он должен был кредиторам, банки отказывались выдавать новые кредиты, а поставщики каждый день требовали оплаты. Он не знал, что можно сделать, чтобы спасти свое дело от неминуемого банкротства.

Отчаявшийся предприниматель в парке случайно познакомился со стариком и рассказал ему о своих проблемах. Старик слушал, не перебивая, а затем сказал:

— Думаю, я могу вам помочь.

Затем он выписал чек и произнес:

— Возьмите эти деньги. Встретимся здесь ровно через год, и вы сможете отдать мне их обратно.

Предприниматель не успел даже поблагодарить старика — тот быстро растворился в толпе.

В чеке была указана сумма в 500 тыс. долларов и подпись: «Дж. Рокфеллер». Джон Рокфеллер был одним из самых богатых людей мира.

«Я могу покончить со всеми проблемами в одно мгновение!» — подумал предприниматель. Но немного подумав, он решил положить чек в сейф. Одна только мысль о его существовании давала предпринимателю силы для новых действий по спасению своего бизнеса.

Он смог в короткий срок заключить несколько выгодных сделок, продлил сроки оплаты. В течение нескольких месяцев он рассчитался со всеми долгами и снова стал зарабатывать деньги.

Год спустя предприниматель вернулся в парк. Старик появился в назначенное время. Предприниматель готов был отдать ему чек и рассказать о своих успехах, но внезапно к старику подбежала медсестра.

— Я так рада, что наконец поймала его! — воскликнула она. — Надеюсь, он не беспокоил вас. Он часто убегает из дому и рассказывает людям, что он Джон Рокфеллер.

Предприниматель был ошеломлен. В течение всего года он находился в полной уверенности, что в любой момент ему на выручку может прийти полмиллиона долларов.

Внезапно он понял, что не деньги, реальные или воображаемые, перевернули его жизнь. Из трудного положения ему помогла выйти уверенность в своих силах.

Вопросы к классу

— Что может дать человеку занятие бизнесом?

— Можно ли вообще говорить о честном бизнесе?

(Ответы учеников.)

Начав свое дело, человек получает шанс стать материально независимым, самостоятельно управлять своей судьбой, приносить реальную пользу обществу.

Задание: работая в группах, обсудите вопрос об отношении государства к предпринимательству.

— Должно ли государство поддерживать бизнес? Свою позицию аргументируйте.

(Проверка выполнения задания.)

2. Виды бизнеса

Задание: работая с п. 2 § 11 учебника и различными информационными источниками, заполните таблицу.

(Во время выполнения задания составляется таблица.)

Вид бизнеса

Характеристика

Производственный

Изготовление различных экономических продуктов, необходимых потребителям.

Чтобы организовать эффективное производство, предпринимателю надо много знать и уметь. Ему, как правило, требуется затратить немало усилий для достижения успеха.

Этот вид бизнеса важен для экономики и общества в целом

Торговый

Основа торгового предпринимательства — купля-продажа товаров.

Прибыль образуется как разница между выручкой и затратами. К затратам относятся оплата труда продавцов, доставка и хранение товара, содержание торгового помещения и др. Торговец действует по правилу: купил подешевле — продал подороже

Финансовый

Организация и развитие денежного обращения. Заключается в купле-продаже финансовых активов (денежные средства и ценные бумаги).

Предоставление денег в долг за определенное вознаграждение как вид деятельности имеет глубокие исторические корни (например, ростовщики в Древней Греции)

Страховой

Отрасль предпринимательства, производящая и реализующая услуги страхования на страховом рынке (личное и имущественное страхование).

Взаимодействие двух групп — всех, кто желает предусмотреть защиту от рисков и компенсацию ущерба из-за неудач, вызванных этими рисками, и тех субъектов финансового предпринимательского бизнеса, кто оказывается в состоянии удовлетворить платежеспособный спрос на страховые услуги. Представители — страховые компании, распоряжающиеся специализированными страховыми фондами

Посреднический

Посредник получает коммерческую прибыль, оказывая услуги по распространению готовой продукции (например, продвижение товара от производителя к покупателю), предлагая покупателям товары по цене выше той, что заявляет производитель. Разница цен производителя и продавца — это прибыль посредника.

Посредническая деятельность предусматривает и содействие при заключении контрактов между поставляющей и потребляющей сторонами

(Проверка выполнения задания.)

Задание: определите, к какому виду бизнеса относятся перечисленные виды деятельности:

1) перевозка грузов;

2) предоставление банковского кредита;

3) закупка партии компьютеров;

4) выпуск газет и журналов;

5) продажа овощей, выращенных на дачном участке;

6) страхование автотранспортного средства;

7) гарантийный ремонт стиральной машины.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: ответьте на вопрос на с. 94 учебника. (Проверка выполнения задания.)

3. Формы бизнеса

Познакомьтесь со следующей схемой.

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, а затем представит результаты своей работы.

Задание для первой группы: работая с п. 3 § 11 учебника, проанализируйте (выделите сильные и слабые стороны) деятельность индивидуального предприятия.

Задание для второй группы: работая с п. 3 § 11 учебника, проанализируйте (выделите сильные и слабые стороны) деятельность товарищества.

Задание для третьей группы: работая с п. 3 § 11 учебника, проанализируйте (выделите сильные и слабые стороны) деятельность акционерного общества.

(Составляется таблица, которую ученики заносят в тетради.)

Форма бизнеса

Преимущества

Слабые стороны

Индивидуальное предприятие — предприятие, которым владеет и управляет один человек

Простота создания и управления (самая распространенная форма)

Предприниматель несет личную ответственность за успех или неудачу предприятия и ограничен в возможностях привлечения денежных средств. В одиночку тяжело решать некоторые проблемы (один в поле не воин)

Товарищество — добровольное объединение двух и более человек для организации своего дела и совместной работы

Участники объединяют свои деньги, способности. Коллективная ответственность за результат деятельности

Для крупных проектов не всегда достаточно денежных средств. Возможны разногласия между партнерами


Акционерное общество — предприятие, собственником которого являются держатели акций

Имеет большие возможности для увеличения денежных средств и расширения сферы деятельности

Самое дорогое и сложное по организации предприятие


(Проверка выполнения задания.)

Ознакомьтесь с текстом рубрики «Учимся создавать свой бизнес» на с. 97 учебника.

Вопросы к классу

— С какого возраста гражданин Российской Федерации может открывать собственное дело?

— Какие виды бизнеса в настоящее время представляются вам наиболее перспективными?

(Ответы учеников.)

V. Рефлексия

Игра «Огонек общения». Учащиеся по очереди проговаривают, что было самым интересным на уроке. Затем по кругу передают символическое сердечко и говорят:

— Сегодня меня порадовало...

— Сегодня меня огорчило...

VI. Подведение итогов уроков

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания. Выполните задания 2—4, 6 рубрики «В классе и дома» на с. 96, 97 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 11 учебника.

2. Выполнить задание 1 или 5 рубрики «В классе и дома» на с. 96, 97 учебника на выбор.






Для любых предложений по сайту: [email protected]