Деньги, их функции - ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Деньги, их функции - ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Цели и задачи: познакомить учащихся с причинами возникновения денег, подвести их к выводу об исторической необходимости этого явления.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий эквивалент, цена, средство обращения, средство платежа, мировые деньги, конвертируемость', характеризовать функции и роль денег в жизни человека; проследить историю возникновения денег; анализировать реальные экономические ситуации, выбирать адекватные способы их решения; систематизировать информацию и представлять ее в схематичном виде; метапредметные — 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Однажды Насреддин услышал поговорку: «Деньги притягиваются к деньгам». Чтобы проверить, так ли это, он отправился на базар. Насреддин дал монету знакомому меняле и стал наблюдать, что же произойдет. Однако чудо не произошло.

— Напрасно ждал я, — сказал Насреддин. — Поговорка оказалась ложью. Моя серебряная монета не притянула к себе ни одной другой монеты за целый день.

— Так уж пословица и неверна? — усмехнулся меняла. — Просто моих монет было больше. Вот они и притянули твою монету.

Вопросы к классу

— О чем эта притча?

— Какие уроки из нее можно извлечь?

(Ответы учеников.)

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

1. Вставьте пропущенные слова.

____________ (Деньги) — мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность. Ценность товара состоит в возможности ____________ (обменять) его на деньги или другой предмет. Это качество товара называют ____________ (меновой стоимостью).

2. Укажите верные суждения.

а) Любой товар обладает стоимостью.

б) В условиях натурального хозяйства абсолютно ничего не продается и не покупается.

в) Общественное разделение труда способствует обмену.

г) Меновая стоимость товара может не совпадать с потребительной.

3. Установите соответствие между понятием и его определением.

Определение

Понятие

1. Отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товаров путем купли-продажи

2. Товарообмен, происходящий без помощи денег

3. Денежное выражение ценности товара

4. Набор разнообразных товаров, услуг

A. Цена

Б. Ассортимент

B. Торговля

Г. Бартер

Заполните таблицу, записав выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

3

4

1

2

4. Укажите, в чем, по мнению автора, состоит роль торговли в развитии общества.

Чтобы могла страна всем нужным ей снабдиться,

Приходится купцам в поте лица трудиться,

Чтоб все, чего в ней нет, ввезти со стороны.

Преследовать же их не должно без вины.

Поскольку, по морям скитаясь беспокойным,

Везут в страну товар, за что любви достойны.

5. Участники телевизионной передачи, посвященной роли рекламы в современной экономике, высказали следующие суждения:

1) реклама — это средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слышали;

2) никакая реклама не поможет продать то, что продать невозможно;

3) можно дурачить всех долгое время при условии, что реклама ведется правильно, а расходы на нее достаточно велики.

Приведите несколько аргументов в подтверждение правоты автора первого суждения. Являются ли второе и третье суждения взаимоисключающими? Почему? Некоторые участники передачи назвали третье суждение аморальным. Предположите, почему они дали именно такую оценку.

Определите, какова цель рекламы для производителя и для потребителя. Нуждаются ли в рекламе товары первой необходимости (например, хлеб, молоко и др.)? Почему?

6. Прочитайте отрывок из книги В.А. Гиляровского «Москва и москвичи» и ответьте на вопросы.

«Здесь... насильно затаскивали покупателя. Около входа всегда галдеж от десятка “зазывал”, обязанностью которых было хватать за полы проходящих по тротуарам и тащить их непременно в магазин, не обращая внимания, нужно или не нужно им готовое платье.

— Да не надо мне платья! - отбивается от двух молодцов в поддевках, ухвативших его за руки, какой-нибудь купец или даже чиновник.

— Помилте, вышздороье ... да вы только поглядите товар.

И каждый не отстает от него, тянет в свою сторону, к своей лавке.

А если удастся затащить в лавку, так несчастного заговорят, замучат примеркой и уговорят купить, если не для себя, то для супруги, для деток или для кучера... Великие мастера были “зазывалы”!»

— Можно ли назвать деятельность «зазывал» рекламой? Почему?

— Можно ли сравнить приемы, применяемые современными специалистами по рекламе, с описанными? Аргументируйте свое мнение.

— Стоит что-либо изменить в деятельности подобных коммерсантов? Ответ поясните.

(Проверка выполнения заданий.)

Тема уроков: «Деньги, их функции».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

План уроков

1. Как деньги стали деньгами.

2. Функции денег.

3. Как изменялись деньги.

III. Введение в новый материал

Задание: ответьте на вопрос, приведенный в рубрике «Обсудим вместе» на с. 105 учебника.

(Ответы учеников.)

В опере Шарля Гуно «Фауст» посланец ада Мефистофель поет: «Люди гибнут за металл! Сатана там правит бал!» И все понимают, что речь идет не о проблемах травматизма в металлургии, а о драгоценных металлах, из которых веками чеканили монеты.

Откуда такой драматизм при обсуждении денег? Почему эта тема постоянно возникает в разговорах большинства людей? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

IV. Работа по теме уроков

1. Как деньги стали деньгами

Деньги — это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. В живой природе аналогов не найти. Законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам — ученым, экономистам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление об этих законах необходимо иметь каждому.

Вопросы к классу

— Почему появились деньги?

— Как люди договаривались о том, какой товар будет выступать в качестве денег?

(Ответы учеников.)

Предлагаю сыграть в игру «Почему и как появились деньги».

Проблемное задание. Представьте, что вы жители страны, в которой пока не изобрели деньги. Как вы будете получать то, что нужно? (Обменивать одни товары на другие.)

У половины жителей нет линейки, ручки, карандаша. Согласитесь, вещи нужные, ведь вы учитесь. Но есть другие предметы (например, бисер, тетрадь, конфета). Один из этих товаров вам надо обменять или на линейку, или на карандаш, или на ручку.

(Ученики обмениваются указанными предметами.)

Вопросы к классу

— На что вы выменяли ручку, линейку или карандаш?

— Почему менялись на бисер? Что вы с ним будете делать?

— Легко ли будет в следующий раз обменять бисер на необходимый вам товар?

— Почему менялись на конфету? Что можно сделать с конфетой?

— Легко ли будет в следующий раз обменять конфету на необходимый вам товар?

— В следующий раз, когда вам надо будет меняться, какому товару вы отдадите предпочтение?

(Ответы учеников.)

Товар, который охотнее всего использовался в нашем обмене, стал заменителем, т. е. эквивалентом, денег.

Общая причина возникновения денег — общественное разделение труда. Товарное производство возможно без денег, но деньги не могут существовать без товарного производства.

Частные причины возникновения денег:

1) деньги необходимы для измерения затрат на создание продукта — общественное признание труда возможно только через обмен;

2) уровень производительных сил предопределяет распределение материальных благ;

3) наиболее действенный метод — материальное стимулирование.

По мере расширения обмена, особенно с возникновением общественного разделения труда, между производителями продуктов в меновых операциях возникали существенные трудности. Бартер становился громоздким и неудобным. Некоторые товары приобретали особый статус, начинали играть роль общего эквивалента.

Задание: работая в парах, составьте схему «Причины возникновения денег», используя перечень:

1) переход от натурального хозяйства к товарному;

2) разделение труда и возникновение специализации;

3) трудности определения стоимости различных товаров при обмене излишками;

4) выделение особого товара, служащего всеобщим эквивалентом при обмене

(Проверка выполнения задания.)

2. Функции денег

Вы ежедневно совершаете различные денежные операции — покупаете тот или иной товар, берете взаймы или одалживаете.

Но не задумываетесь о том, какую функцию выполняют деньги в каждом конкретном случае.

Проблемное задание. Разделитесь на две группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, а затем представит результаты своей работы.

Задание для первой группы: работая с п. 2 § 13 учебника, различными информационными источниками, заполните таблицу «Функции денег».

Задание для второй группы: работая с п. 2 § 13 учебника, различными информационными источниками, составьте схему «Функции денег».

Презентация работы первой группы

Функции денег

Функция

Характеристика

Средство обращения

Деньги выступают в роли посредника при обмене. Это свойство быстро и без издержек обмениваться на любой товар и услугу (ликвидность) определяет ценность денег и делает функцию денег как средства обращения наиболее важной.

За деньги (Д) можно купить товар (Т): Д — Т — или его продать: Т — Д. Приобретенный товар можно перепродать за большую цену, т. е. с прибылью: Д — Т — Д. Имея в избытке одну вещь, ее можно продать для того, чтобы купить другую: Т — Д — Т.

Самым распространенным средством обращения в современном обществе являются кредитные деньги.

В США, например, большая часть обменных операций происходит при помощи вкладов до востребования. Покупатели дают поручения своим банкам передать право собственности на определенную часть своих вкладов продавцам. Наличные деньги здесь не фигурируют. Кредитные карточки позволяют населению, не используя наличные деньги, оплачивать большинство покупок

Мера стоимости

Деньги играют роль счетной единицы — общепринятого измерителя, позволяющего сравнить различные величины (например, услуги инженера с услугами банкира). Благодаря деньгам определяется сравнительная стоимость всех товаров и услуг. Они ускоряют оборот товаров в несколько раз, высвобождают время покупателей и продавцов, вносят множество дополнительных удобств

Средство накопления (сбережения)

Деньги позволяют использовать стоимость того, что продано сегодня, для покупки чего-либо завтра. Так, торговец может отложить деньги от продажи на закупку новой партии товара. Сбережения — один из наиболее важных способов использования доходов. С их помощью люди могут позволить себе приобретать крупные вещи или пережидать неблагоприятные периоды (например, потеря работы, болезнь и т. п.).

Коммерческие и сберегательные банки принимают деньги у населения именно с целью их накопления. Они начисляют проценты на вклад

Средство платежа

Деньги используются для погашения различных обязательств (выплата заработной платы, оплата штрафов и т. п.), обслуживания платежей вне сферы товарооборота (налоги, социальные выплаты)

Мировые деньги

Деньги используются в системе международных экономических отношений (например, оплата поставок товаров и услуг между различными странами, кредиты государствам и т. п.). В мире существуют различные системы денежного обращения

Презентация работы второй группы

Один экономист дал оригинальное определение денег. Он назвал их единственной вещью, от которой мы получаем пользу, освобождаясь от нее (отдавая другим людям).

Вопросы к классу

— Какая функция денег, на ваш взгляд, является наиболее важной?

— Можно ли ставить вопрос подобным образом? Почему? (Ответы учеников.)

3. Как изменялись деньги

Задание: работая с п. 3 § 13 учебника, рубрикой «Путешествие в прошлое» (с. 109) и дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Из истории денег

В роли первых денег у народов, занимавшихся животноводством, выступал скот. В Китае и Японии всеобщим эквивалентом был рис, в Юго-Восточной Азии — саго (крупа из крахмала), в Африке — куски соли, табак, раковины каури, в Южной Америке — шары из каучука, в Китае — спрессованные бруски чайных листьев, в Тибете — грецкие орехи.

В качестве денег туземцы Африки и Америки использовали ткань и стеклянные бусы, ввезенные белыми колонизаторами. У народов Сибири и Северной Америки, а также у древних славян деньгами служила пушнина (шкуры соболя, песца, норки и т. п.).

Китайцы утверждают, что начали чеканить монеты за 3000 лет до н. э., однако первые известные археологические находки относятся к VII в. до н. э. Эти монеты были в форме бруска, а изготовлялись они в малоазиатском царстве Лидия (сейчас территория Турции) из сплава серебра и золота. Отчеканенный на монете рисунок играл роль печати, или клейма, которым правитель гарантировал точность ее массы.

На греческих монетах изображалось местное божество или посвященное ему животное. Александр Македонский первым стал чеканить круглые монеты со своим изображением. У римлян долгое время имела хождение крупная медная монета четырехугольной формы.

С VI в. до н. э. основным платежным средством в Малой Азии становятся золотые монеты. В Древней Греции чеканили монеты из серебра, в Византии (IV в. до н. э.), Китае и Японии (VII—X вв.) - из железа, на островах Суматре и Яве (XV-XVI вв.) - из олова.

Первые бумажные деньги появились в Китае примерно в I в. до н. э. В Европе при нехватке монет использовались кожаные деньги, но лишь в качестве временной меры.

В Европе первой ввела в обращение бумажные деньги (банкноты) Швеция. Банкноты — это деньги, которые объявлены правительством как обязательное к приему средство обращения и законное средство оплаты долгов.

В России бумажные деньги появились при Екатерине II. Ассигнации в 25, 50, 75 и 100 р. свободно обменивались на медные, золотые, серебряные монеты. В 1828—1845 гг. чеканились и платиновые монеты (3, 6 и 12 р.), в конце XIX в. в обращении находилась золотая монета необычного номинала — 37 р. 50 коп.

Вопросы к классу

— Когда и как появились деньги?

— Какой путь они прошли?

(Ответы учеников.)

В отличие от примитивных предметов, которые служили посредниками при обмене в древности, металлические деньги обладали такими важными свойствами, как:

• однородность (деньги одного и того же достоинства имели равную стоимость);

• портативность (удобны для хранения и переноски);

• долговечность (металлы не стареют);

• делимость;

• стабильность (стоимость денег одинакова в разные времена).

Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 108 учебника и ответьте на вопросы после него.

Вопросы к классу

— Как С. Ю. Витте характеризовал его сподвижник?

— Какие реформы проводил Витте?

(Ответы учеников.)

V. Рефлексия

Составьте синквейн со словом «деньги».

VI. Подведение итогов уроков

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

1. Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба: «Деньги — это благо или зло?» Выскажите свое мнение по данному вопросу.

(Проводится мини-дискуссия.)

2. Выполните задания 1—3 рубрики «В классе и дома» нас. 111, 112 учебника.

3. Незнайка написал рассказ на тему «Деньги вчера, сегодня, завтра». Как всегда, он многое напутал. Помогите Незнайке исправить рассказ.

Деньги существуют с незапамятных времен. С тех пор как на Земле появились люди, они торговали, покупали вещи в кредит, копили для этого сокровища. Особенно часто они зарывали клады, чтобы деньги не потерялись или чтобы их не украли чужие люди. Клады — это древние вклады.

У разных народов в качестве денег использовались одни и те же предметы. Народы, которые занимались скотоводством, в качестве денег использовали шкуры животных. Шкуры никому не нужны, поэтому их легко меняли на что-то необходимое.

Металлические деньги появились у тех народов, которые жили поблизости от залежей золота и серебра. В старину золото находили в больших слитках, эти слитки разрубали на маленькие кусочки — так появились рубли. Рубли стали менять на наконечники копий — так появились копейки.

Чтобы денег становилось больше, их стали рисовать на бумаге. Бумажные деньги можно складывать, а металлические деньги не согнешь. На бумажных деньгах можно что-нибудь запирать для памяти, а на монете не напишешь. В будущем деньги станут компьютерными или виртуальными. Например, захотелось Пончику пирожков с повидлом, он включает компьютер, выходит в Интернет и передает по электронной почте в магазин свою чековую книжку. В магазине из этой книжки переписывают номера денег и зачеркивают эти номера как в карточке лото. А потом отсылают чековую книжку назад Пончику. Знайке деньги не нужны, потому что у него есть кредитная карточка. Когда деньги на ней заканчиваются, он идет в магазин и покупает новую карточку.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 13 учебника.

2. Выполнить задания 4 или 5 рубрики «В классе и дома» на с. 112 учебника.

3. Подготовить сообщение на тему «Возможно ли существование общества без денег на современном уровне развития?»






Для любых предложений по сайту: [email protected]