Закон на страже природы - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Закон на страже природы - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Цели и задачи: познакомить учащихся с деятельностью экологических объединений, правилами, защищающими природу; воспитать стремление бережно относиться к природе, потребность соблюдать нормы экологического поведения.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий природные условия, охрана природы, заповедник; осмысливать необходимость активной деятельности общества по охране природы; характеризовать мероприятия государства по охране природы; исследовать роль и назначение наказаний за нанесение вреда окружающей среде; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: умение анализировать свои поступки с точки зрения экологической морали; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте отрывок из рассказа американского писателя Р. Брэдбери «Все лето в один день» и ответьте на вопросы.

Колонисты работают на Венере, на которой идут постоянные дожди. На планете они живут со своими семьями, которые вынуждены почти все время проводить в убежищах. Но однажды, в короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появилось солнце, дети колонистов покинули убежище. «Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац... Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное — опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули свои руки к золотому сиянию в невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть... И вдруг... Редкие холодные капли упали на нос, на щеки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».

Вопросы к классу

— О чем этот отрывок?

— Какие уроки из него можно извлечь?

(Ответы учеников.)

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока.

1. Прочитайте текст и используя свои знания и наблюдения, составьте логическую схему, показывающую последствия уничтожения одного конкретного вида растений или животных.

В мире природы, где все взаимосвязано, исчезновение любого вида равнозначно смерти нескольких других. Разрыв единой биологической цепи в конечном итоге неизбежно отразится и на человеке.

Многие виды растений пользуются услугами конкретного опылителя, например бабочки или осы. Стоит уничтожить цветущее растение, часть опылителей покинет эту территорию или погибнет. Оставшиеся растения не смогут дать нужное количество плодов. В результате пострадают травоядные, питающиеся этими плодами, и хищники, охотящиеся на травоядных. Разрыв цепи питания со временем скажется на всех видах растений и животных затронутой экосистемы, в том числе на человеке, у которого есть свое место в этой системе.

2. Опишите случай из вашей жизни или жизни знакомых, друзей, эпиграфом к которому стали бы слова Лиса из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

3. Выражение «Охранять природу — значит охранять жизнь» означает, что:

а) человек абсолютно зависим от природы;

б) человек является биологическим, т. е. природным, организмом;

в) созданная человеком искусственная среда никогда не заменит природу;

г) природа дает пищу, воду, тепло, свет, необходимые для выживания',

д) природа живая, она развивается, а человек легко может ее уничтожить.

4. Как вы можете выполнить правило героя сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в своей повседневной жизни: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету»?

5. Объясните смысл высказываний: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача» (И. Мичурин) и «Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали» (В. Коняхин).

— Какому принципу экологической морали соответствует каждое из высказываний?

— С автором какого высказывания вы согласны? Почему?

(Проверка выполнения заданий.)

Тема урока: «Закон на страже природы»

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)

План урока

1. Природные условия и хозяйство человека.

2. Природа нуждается в охране.

3. Правила, защищающие природу.

4. Что может сделать гражданин для зашиты природы?

III. Введение в новый материал

Задание: ответьте на вопрос, приведенный в рубрике «Обсудим вместе» на с. 140 учебника.

(Ответы учеников.)

Американские и английские ученые провели совместные исследования под названием «Стихийные бедствия: дело рук Бога или человека?» Вывод был таким: главной причиной стихийных бедствий в современном мире является деятельность человека. Землетрясения, наводнения, засуха — все эти губительные события в большинстве случаев являются ее результатом. Именно поэтому в конце XX в. стал применяться термин «рукотворные катастрофы». Неизбежна ли гибель человечества? Или мы можем предотвратить пагубные последствия своей деятельности? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Природные условия и хозяйство человека

Изучая историю, мы не раз наблюдали влияние географического положения и природных условий на хозяйство того или иного региона.

Проблемное задание. Разделитесь на две группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, а затем представит результаты своей работы.

Задание для первой группы: работая с различными информационными источниками, исследуйте влияние географического положения и природных условий на хозяйство Древней Греции и выполните задание нас. 141 учебника.

Задание для второй группы: работая с п. 1 § 17 учебника и дополнительным материалом, исследуйте влияние географического положения и природных условий на хозяйство древних славян и выполните задание на с. 141 учебника.

Дополнительный материал для второй группы

Восточная часть Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями — Белым, Балтийским, Черным и Каспийским — и тремя горными хребтами — Карпатами, Кавказом и Уралом. Кроме того, многочисленные реки с их притоками в древние времена служили главным средством сообщения людей.

Тысячелетие назад вся северная часть Восточно-Европейской равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дремучими лесами с многочисленными озерами и болотами. Природные условия оказывали разностороннее влияние на образ жизни проживающих там народов. В лесной полосе, где после расселения в основном и проживали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была связана с лесом: в нем скрывались ог врагов, его использовали как строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари и т. п.

Основные промыслы: охота и бортничество — сбор меда диких пчел. Мясом животных, добытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одежду, а мед использовали для изготовления сладостей и напитков.

Реки снабжали людей рыбой для еды и обмена. По берегам селились славянские племена: строились поселения - сначала небольшие деревушки, а затем большие села и города. Речные пути со временем приобрели международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.

(Проверка выполнения задания.)

2. Природа нуждается в охране

В России немало мест с названиями Овраги и Овражки (например, Сивцев Вражек в Москве), Сухой дол, Суходолье, Сухойлог, Сухой брод, Сухая или Мертвая балка. Множество деревень называют то Пустошками, то Беспольями или Запольями. Сохранились также отдельные места с красноречивыми названиями Гари и Пожарища, Пали и Пальники, а также Пеньки и Пенечки.

Эти названия свидетельствуют о появлении оврагов, пустых и негодных земель, исчезновении воды, о лесных вырубках и пожарищах. Они говорят о том, как бесцеремонно люди относились к природе, к земле и растительному покрову.

Знаменитый натуралист Александр Гумбольдт сказал: «Человеку предшествуют леса, — его сопровождают пустыни». Людям, говорил Ф. Энгельс, «не снилось, что этим они положили начало запустению стран, лишив их... центров скопления и сохранения влаги».

Задание: работая в парах, подберите синонимы к слову «охранять» и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Как уменьшить отрицательное воздействие на окружающую среду?

— Возможно ли это?

— Как сохранить экологический порядок?

(Ответы учеников.)

Задание: работая с материалом п. 2 § 17 учебника и различными информационными источниками, графически отобразите содержание понятия «охрана природы».

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует ответы на доске. Затем составляется логическая схема, которую ученики заносят в тетради.)

Задание: изучите рисунки нас. 142 учебника и выполните задание после них.

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, на котором обсуждается вопрос: почему необходимо предупреждать людей об опасных изменениях окружающей среды? Выскажите свое мнение.

(Проводится мини-дискуссия.)

3. Правила, защищающие природу

Задание: работая с п. 3 § 17 учебника:

1) назовите правила защиты природы;

2) приведите примеры, демонстрирующие выполнение данных правил.

(Проверка выполнения задания.)

Вопрос к классу

— Как вы думаете, санкции за нарушение этих правил слишком суровые или слишком мягкие? Свою позицию объясните.

— Что предписывает закон в случае, если предприятие, организация или отдельные люди причинили вред окружающей среде?

(Ответы учеников.)

Совершим виртуальное путешествие по природным национальным заповедникам и национальным Паркам России, просмотрев несколько слайдов.

Рабочий материал

Российские заповедники и национальные парки

Слайд 1. Государственный природный заповедник «Столбы» расположен рядом с Красноярском. Он занимает площадь 47,2 тыс. га. Его естественными границами являются правые притоки Енисея, омывающие заповедник с трех сторон. На территории «Столбов» насчитывается около 100 скал, каждой из которых народ дал меткие названия, такие, как «Львиные ворота», «Близнецы», «Дед», «Перья», «Рукавицы» и др.

Скалы подразделяются на две категории — открытые для туристов, а также «Дикие столбы» — расположенные в отдаленных уголках заповедника, доступ к которым ограничен.

В XIX в. красноярские любители природы начали посещать эти края не только для охоты, но и для занятий скалолазаньем. Вопрос об организации заповедника возник в 1919 г.

Слайд 2. В 12 км от г. Серпухова раскинулся Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник. Он расположен на террасах долины реки Оки, покрытых сосновыми и смешанными лесами. На его уникальной территории можно встретить как характерные для северных районов болота с росянкой и клюквой, так и участки с более южной, степной растительностью.

Это один из самых маленьких заповедников России. Однако на площади около 5 тыс. га обитает около тысячи видов высших растений, 56 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Главной достопримечательностью заповедника является зубр — дикий лесной бык, самое крупное копытное животное Европы, современник мамонта, который совсем недавно был на грани исчезновения.

На территории Приокско-Террасного заповедника постоянно ведутся наблюдения, предупреждающие появление загрязняющих веществ в воздухе.

Слайд 3. Катунский заповедник расположен в самой высокогорной части Алтая — на Катунском хребте. Площадь заповедника 151 тыс. га. К его территории прилегает гора Белуха (4506 м) — самая высокая точка Сибири, объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Он был образован в 1991 г. Ближайшие поселки расположены в 100 км. Заповедник славится своими высокогорными озерами. На его территории расположено свыше 130 водоемов, в которых обитают редкие виды рыб и водорослей. Вы больше нигде не встретите снежного барса, марала, черного грифа, соболя, сапсана и многих других животных, стоящих на грани исчезновения.

Слайд 4. Кавказский государственный природный биосферный заповедник крупнейший в Европе, на его площади в 280 тыс. га сохраняются уникальные экосистемы гор и предгорий. Больше половины заповедника покрыто нетронутым лесом, в нем произрастает более 3 тыс. видов растений, в числе которых такие реликтовые деревья, как тис и самшит. Особой гордостью заповедника являются пихтовые леса. В нем представлены альпийские луга и ледниковые ландшафты.

Животный мир чрезвычайно разнообразен. Здесь сохраняются популяции кубанского тура и кавказского благородного оленя, медведей, рысей и зубров.

Слайд 5. Ильменский заповедник находится в восточных предгорьях Южного Урала на Ильменском хребте в Челябинской области, к северо-востоку от города Миасса. Он расположен на границе гор и степей. Площадь заповедника 303,8 км2.

С 1 декабря 1935 г. охране в заповеднике подлежат минералы, растительный и животный мир. Соответственно в заповеднике нельзя охотиться на птицу и зверя, ловить рыбу в озерах, собирать в лесах грибы и ягоды, рубить деревья, разводить костры и, главное, - добывать минералы. Запрещается любая хозяйственная деятельность. Но можно полюбоваться величием и щедрой красотой неповторимой уральской природы, подивиться ее богатствам. Говорят на Урале так: «Кто в Ильменах не бывал, тот Урала не видал».

Слайд 6. Государственный Ростовский заповедник на юго-востоке Ростовской области занимает часть территорий Орловского и Ремонтненского районов и прилегающих берегов красивейшего озера Маныч-Гудило. Он занимает более чем 9,5 га донской степи.

Широкая степь производит неизгладимое впечатление во все времена года. Весной она радует глаз коврами первых цветов. Летом — шелковыми нитями ковыля и птичьими базарами островов озера. Осенью не хочется прощаться с журавлями-красавками, которые собираются в стаи, покидая на зиму родные места. А зимой на фоне степных снегов красивой поступью несутся дикие лошади-мустанги.

Особую ценность представляют дикие тюльпаны, завораживающие своей красотой во время цветения, и дикий ковыль, занесенный в Красную книгу. Не меньше нуждаются в защите и дикие животные, обитающие в степях заповедника.

Слайд 7. История создания национальных парков в России насчитывает около 30 лет. Главной идеей создания парковых зон было не только сохранение природы и исторических памятников, но и развитие экологического туризма, воспитание уважения к природе. За столь короткое время было основано 35 парков в различных уголках страны с различными природными условиями. Первым национальным парком России считается Лосиный Остров, который был создан в 1983 г. близ Москвы. А самые известные национальные парки России — Шушенский бор и Сочинский парк.

Слайд 8. Национальные парки России условно можно поделить на два типа: парки, в которых сохранились дикая нетронутая первозданная природа, уникальный рельеф, редкие виды животных и растений, и парки, территории которых когда-то использовались человеком, но они сохранили много достопримечательностей и природных памятников. Например, национальный парк «Земля леопарда» был создан с целью сохранить в природных условиях популяцию дальневосточного леопарда.

Слайд 9. Национальный парк Удэгейская легенда располагается в кедрово-широколиственных лесах. Луговая растительность представлена небольшими вейниково-разнотравными и сырыми вейниковыми лугами, а также лугами суходольного типа: злаковыми, разнотравными, разнотравно-злаковыми. Их большая часть сосредоточена вокруг населенных пунктов, поэтому используется в качестве сенокосов и пастбищ.

Слайд 10. Богатством и видовым разнообразием характеризуется орнитофауна национального парка Тункинский. Всего на охраняемых землях обитают 237 видов птиц. Типичными представителями темнохвойных лесов являются таежные виды: сибирская горихвостка, поползень, корольковая пеночка, зеленая пеночка, кедровка, пятнистый конек, пестрый дятел, московка, рябчик.

Вопросы к классу

— Какое впечатление произвели на вас представленные картины?

— Какую роль в охране природы выполняют заповедники и национальные парки?

(Ответы учеников.)

Задание: изучите рисунки на с. 146 учебника и выполните задание после них.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 147 учебника и ответьте на вопросы после него.

(Проверка выполнения задания.)

4. Что может сделать гражданин для защиты природы?

Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 148 учебника и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Что объединяет приведенные факты?

— Какие экологические объединения существуют в наши дни?

(Ответы учеников.)

— Послушайте отрывок из стихотворения Юлии Друниной «Когда земля защиты попросила».

И вышел на трибуну как-то боком

С немодною бородкой человек,

Поправил микрофон, потом заокал —

Как спринтер, прямо с места взял разбег.

Его вполуха слушали вначале.

Но с первых слов понятно стало мне,

Что людям нес он не свои печали —

Его душа болела о стране...

Опять стада бульдозеров покорных

Рванутся в деревеньки на таран...

Морей нам, что ли, мало рукотворных,

Что превратились в лягушачий стан?

Зачем, кому такое было надо?

Иль Родина иным не дорога?..

Укором всем — затопленные грады,

В болота превращенные луга.

Нет зарослей веселых, камышовых:

Они, поильцы рек, осушены.

Теперь там свалки, целлофана шорох —

Пейзаж луны, захламленной луны...

Природа! Ты отплатишь нам жестоко,

Не постоишь ни за какой ценой...

Ушел с трибуны человек, что окал,

Как весь мой Север окает родной...

Мы все болеем родиной — Россией,

С нее влюбленных не спускаем глаз.

Когда Земля защиты попросила,

Забыли, что уволены в запас,

Фронтовики — святой эпохи дети,

Им, все познавшим, с теми по пути,

Кто хочет от грядущего столетья

Лавину равнодушья отвести.

Вопросы к классу

— Кого имеет в виду автор стихотворения, говоря, что «Родина иным не дорога»?

— О какой «лавине равнодушья» идет речь?

— Как оценивает автор позицию своего героя?

— Почему автор сравнивает его действия с опытом фронтовиков — участников Великой Отечественной войны?

(Ответы учеников.)

Проблемное задание. Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, на котором обсуждается вопрос: что может сделать гражданин для защиты природы? Выскажите свое мнение.

(Проводится мини-дискуссия.)

Вопрос к классу

— Почему охрана окружающей среды — это задача первостепенной важности не только для нашей страны, но и для всех стран мира?

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует ответы на доске. Затем составляется логическая схема, которую ученики заносят в тетради.)

Вспомним три главных правила экологической морали. Старайтесь принести пользу в деле охраны и защиты природы:

1) проявляйте интерес к информации о состоянии окружающей среды в районе, где вы живете;

2) посмотрите внимательно, не нуждаются ли растения, живущие в вашем доме, на школьном дворе, на улице, в поливе или уходе;

3) помогите бездомным животным, они ведь тоже имеют право на жизнь;

4) сообщите старшим, если заметите какую-либо экологическую опасность, позвоните в Службу спасения;

5) помогите общественным организациям в очистке территории, помощи животным в зимнее время и т. д.;

6) примите участие в создании экологических троп в парках вашего города.

V. Рефлексия

Игра «Почта». Ученикам предлагается написать мини-письмо с отзывом о работе на уроке и пожеланиями одноклассникам. «Почтальон» (дежурный ученик) доставляет письма по адресам.

VI. Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

1. Выполните задания 1—5 рубрики «Проверим себя» на с. 149 учебника.

2. Выполните задание 3 рубрики «В классе и дома» на с. 149 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 17 учебника.

2. Выполнить задания 2 или 4 рубрики «В классе и дома» на с. 149 учебника на выбор.






Для любых предложений по сайту: [email protected]