Для чего нужна дисциплина - РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Для чего нужна дисциплина - РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

Цели и задачи: познакомить учащихся с видами дисциплины; обсудить проблему ответственности и дисциплинированности; сформировать стремление к самовоспитанию и развитию силы воли.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий дисциплина, воля, привычки, самовоспитание и применять их; выявлять факторы, помогающие соблюдать дисциплину; понимать побудительную роль совести, долга в деятельности человека; моделировать последствия нарушения дисциплины; устанавливать причинно-следственные связи; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных информационных ресурсов; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные: формирование ответственности за свои решения; осознание социального и личностного значения дисциплины, ее роли в жизни человека; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте рассказ и ответьте на вопросы.

Древнегреческий оратор Демосфен в юности не обладал хорошим произношением и громким голосом. Из-за слабого дыхания он был вынужден останавливаться на середине предложения, чтобы перевести дух. Кроме того, он немного заикался и не мог правильно выговаривать букву р. Однако неутомимым трудом он усовершенствовал свой ораторский талант. Чтобы придать своему языку подвижность и беглость, он брал в рот камешки и пытался говорить ясно и четко, чтобы укрепить свое дыхание и усилить голос. Декламируя отрывки из поэтических произведений, Демосфен быстро поднимался на крутые пригорки, ходил на берег моря и старался своим голосом заглушить шум прибоя.

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этого рассказа?

— Какое отношение он имеет к теме наших уроков?

(Ответы учеников.)

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

1. На протяжении многих веков единственным занятием, достойным знатного мужчины, считалась военная служба. Приведите несколько примеров, подтверждающих этот факт, и дайте им пояснение.

2. В период наступления немецких войск под Сталинградом осенью 1942 г. в одну из местных комсомольских ячеек поступило заявление ученика средней школы Геннадия Межевалова: «Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту родного города... И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна». Охарактеризуйте поступок подростка.

3. Укажите верные суждения.

а) Гражданин должен встать на воинский учет в год достижения им 18 лет.

б) Гражданин обязан состоять на воинском учете в военкомате по месту жительства.

в) Подготовка граждан к военной службе подразделяется на обязательную и добровольную.

г) Срок военной службы для граждан, имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву, составляет 12 месяцев.

4. Обобщающее понятие для всех остальных понятий перечня:

а) несение боевого дежурства;

б) военная служба;

в) участие в учениях кораблей;

г) выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов;

д) оказание помощи правоохранительным органам.

Тема уроков: «Для чего нужна дисциплина».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

План уроков

1. Дисциплина общеобязательная и специальная.

2. Внешняя и внутренняя дисциплина.

3. Дисциплина, воля и самовоспитание.

III. Введение в новый материал

Человек, общество, семья — все придерживаются определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, принятых государством, другие (их называют нравственными) живут в обычаях, традициях народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность.

Всем ли обязательно соблюдать дисциплину? Что такое внешняя и внутренняя дисциплина? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

IV. Работа по теме уроков

1. Дисциплина общеобязательная и специальная

Задание: попробуйте дать определение понятия «дисциплина», назовите ассоциации, которые оно у вас вызывает.

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформулировать определение понятия «дисциплина».)

Дисциплина — это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам морали или требованиям какой-либо организации.

Зачем нужна дисциплина?

Творческое задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, а затем представит результаты своей работы.

Задание для первой группы: придумайте рассказ-сказку, в которой принцесса Дисциплина убегает из королевства.

Задание для второй группы: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 41 учебника и ответьте на вопросы после него.

Задание для третьей группы: придумайте и инсценируйте ситуации, в которых люди соблюдают дисциплину, несмотря на противодействие окружающих.

(Проверка выполнения задания.)

Мы выяснили, что дисциплина — необходимое условие нормальной жизни общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, они привыкают контролировать свои поступки и чувствовать ту грань, которая отделяет их от правонарушений. Дисциплина всегда направлена на соблюдение определенных правил.

Дисциплина — это направленные на развитие характера внутренние ограничения. Она помогает человеку систематизировать свою жизнь, стать ответственным гражданином, способным отличать плохое от хорошего.

Нередко слова «дисциплина» и «общественный порядок» стоят рядом.

Вопрос к классу

— Что объединяет эти два понятия?

(Ответы учеников.)

В этом случае под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. Все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Это дисциплина общеобязательная.

Задание: работая с п. 1 и 2 § 5 учебника, заполните схему и ответьте на вопросы.

(Составляется логическая схема.)

Вопросы к классу

— Какую дисциплину называют общеобязательной?

— Почему воинскую, трудовую, школьную дисциплину считают специальной?

— Что такое воинская дисциплина? Чем она отличается от трудовой?

— Почему приказ командира не обсуждается, а сразу выполняется?

(Проверка выполнения задания.)

Задание: изучите плакаты, представленные в рубрике «Картинная галерея» на с. 42, 43, и ответьте на вопросы на с. 44 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

2. Внешняя и внутренняя дисциплина

Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет? Соблюдение правовой общеобязательной дисциплины контролируется государством, специальной дисциплины — организацией, в которой состоит человек. На общественном мнении и совести каждого человека основывается исполнение моральных норм.

Задание: работая с п. 2 § 5 учебника, графически отобразите различия между внешней и внутренней дисциплиной.

(Составляется логическая схема.)

(Проверка выполнения задания.)

В коллективе дисциплину характеризуют следующие компоненты:

• наличие правил;

• наличие санкций, определенные наказания и взыскания;

• доведение информации о правилах и санкциях до всех членов коллектива;

• личное согласие каждого члена коллектива с установленными правилами и санкциями;

• система контроля за выполнением правил и применением санкций (справедливость, неотвратимость и преемственность);

• периодический инструктаж — напоминание о существующих мерах дисциплинарных взысканий.

3. Дисциплина, воля и самовоспитание

В 6 классе мы говорили о самовоспитании. Оно помогает развить определенные качества, сформировать привычки.

Задание: заполните таблицу, используя следующие данные.

Слова для справок: контроль со стороны других людей; совесть; желание выиграть приз; боязнь получить выговор; стремление получить новую работу; чувство вины.

Средства поддержания дисциплины

внешней

внутренней



(Проверка выполнения задания.)

Задание: изучите дополнительный материал и ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Слово «совесть» произошло от старославянского «себя ведать», «себя знать»... Ведь в разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, можно умолчать о чем-то нежелательном, особенно если не было свидетелей, но обмануть собственную совесть невозможно...

Часто приходится слышать: «Легко рассуждать отвлеченно, а в жизни быть до конца честным, принципиальным, высоконравственным гораздо труднее». Но разве легче жить, усыпив, затоптав, заглушив свою совесть? Можно, конечно, находить себе оправдание. Но в жизни так всегда было и будет: обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служить совесть. Проблема состоит в том, чтобы сделать ее высшим судьей всей нашей жизни.

Мучительны угрызения совести — стыд за совершенное, за то, что хотел совершить, за те последствия, которые могли бы быть или были, обида за себя, стыд за униженное достоинство (свое или чужое). Угрызения, муки совести — это осознание своей виновности, осмысление безнравственности совершенных действий.

(По Т. Мишаткиной)

Вопросы к классу

— Что такое совесть?

— Почему люди иногда поступают не по совести? Приведите несколько объяснений.

— Каких литературных героев, исторических деятелей, наших современников можно назвать совестливыми людьми? Объясните почему.

(Ответы учеников.)

Давайте проверим, обладаете ли вы силой воли, с помощью теста.

Рабочий материал

Тест «Твоя сила воли»

Прочитайте приведенные вопросы и постарайтесь ответить на них с максимальной объективностью, используя три варианта ответа: да — 2 балла, время от времени — 1 балл, нет — 0 баллов.

Проставляйте баллы в соответствующих графах, затем суммируйте их и запишите в нижней строке таблицы.

№ п/п

Вопрос

Балл


1

В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, но необходима?



2

Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-нибудь неприятное?



3

Попадая в конфликтную ситуацию (в учебе или в быту), в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию максимально объективно?

4

Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5

Найдете ли вы в себе силы встать утром раньше обычного, как и было запланировано вечером?

6

Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7

Быстро ли вы отвечаете на письма?

8

Если у вас вызывают страх предстоящий полет на самолете или посещение стоматолога, сумеете ли вы преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего решения?

9

Будете ли вы принимать очень неприятное на вкус лекарство, которое вам настойчиво рекомендуют врачи?

10

Сдержите ли вы данное обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот (иными словами, являетесь ли вы человеком слова)?

11

Без колебаний ли вы отправитесь в путешествие в незнакомый город?

12

Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?

13

Относитесь ли вы неодобрительно к людям, не выполняющим своих обещаний?

14

Отвлечет ли вас очень интересная телепередача от выполнения срочной работы?

15

Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова другого человека?

Итого

Ключ к тесту

1 — 12 баллов — слабая сила воли. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может повредить вам и стать причиной неприятностей. Лень, а порой и эгоизм мешают вам достичь желаемого. Постарайтесь взглянуть на себя с учетом этой оценки и изменить кое-что в своем характере. Если удастся, от этого вы только выиграете.

13—21 балл — сила воли у вас средняя. В некоторых ситуациях вы действуете как настоящий хозяин своей жизни, в других же предпочитаете плыть по течению. Не всегда у вас есть силы преодолевать препятствия, встречающиеся на пути. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

22—30 баллов — с силой воли у вас все в порядке. Вас не страшат трудности, вы действуете как человек смелый, мужественный, решительный (иногда даже слишком).

Некоторые мыслители сравнивают процесс самовоспитания с укрощением диких зверей.

Вопросы к классу

— Согласны ли вы с таким сравнением?

— Каких «зверей» в самом себе приходится укрощать? (Лень, неверие в свои силы, необязательность, болтливость, хвастовство, недисциплинированность, неорганизованность и т. п.)

— Какое качество необходимо, чтобы укрощать самого себя? (Сила воли.)

(Ответы учеников.)

Как же воспитать у себя волевые качества? Все признают, что это очень трудный процесс. Ведь по сути своей это насилие над собой, принуждение делать то, что делать не хочется, либо, наоборот, отказ от того, что очень хочется.

У каждого укротителя есть свои приемы, которые помогают приручить диких зверей, сделать их покорными. Такие приемы существуют и для воспитания силы воли.

По мнению психологов, лучше всего развивать силу воли, занимаясь спортом.

Вопрос к классу

— Как вы думаете, почему? (Систематические тренировки побуждают человека постоянно преодолевать себя.)

Чемпионы признаются, что на тренировках они выкладывались до изнеможения. Преодолеть усталость, лень, порой физическую боль им помогают сила воли, вера в себя, сила духа.

Кроме спорта, можно воспитать силу воли путем выработки положительных привычек.

Вопросы к классу

— Какие привычки помогают воспитать силу воли? (Делать утреннюю зарядку, не позволять себе нежиться по утрам в постели, следить за своей речью и т.п.)

— Можно ли воспитывать силу воли в борьбе с вредными привычками? Какие это привычки? (Сквернословие, курение, игромания, телемания и т.п.)

— Зачем необходимо тренировать силу воли? (От постоянных тренировок сила воли будет становиться сильнее и крепче.)

(Ответы учеников.)

Психологи заметили, что в каждом из нас живет «человек привычки» и «человек воли». Первый все делает автоматически, не задумываясь, подчиняясь желанию, а второй совершает поступки сознательно, обдуманно. По мере взросления у большинства людей «человек воли» подчиняет себе «человека привычки», но это происходит в нелегкой борьбе с самим собой. Вспомните высказывание мудреца: «Все победы в жизни начинаются с победы над собой».

Задание: запишите по три вещи, которые вашему «человеку привычки»:

1) хотелось бы делать чаще (играть в компьютерные игры, смотреть телевизионные передачи, ездить за границу и т. п.);

2) хотелось бы делать реже или же вовсе не делать (уроки, дежурство по классу, уборка в своей комнате, зарядка и т.п).

Вопрос к классу

— Почему вы не делаете слишком часто первое и делаете достаточно много второго? (Примерный ответ. Если делать только то, что хочется, то ты будешь плыть по течению и превратишься в конце концов в безвольного человека. Желания требуют свободных денег, свободного времени, а у нас этого немного, поэтому приходится себя ограничивать. Неприятные вещи приходится делать из чувства долга, родители заставляют, или сам понимаю, что надо (воспитываются терпение, усидчивость, настойчивость, сила воли). Нужно укротить свои желания, иначе превратишься в размазню.)

Борьба с самим собой бывает очень напряженной. Не все выходят из нее победителями. Но тот, кто сумеет преодолеть себя, станет счастливым человеком и сумеет осуществить все свои планы.

Как заставить себя делать то, что меньше всего хочется делать? Для этого можно использовать приемы самовоспитания воли — самоприказ, самоодобрение и самовнушение. Самоприказ — это короткое отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Оно помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и делать то, что не очень хочется. Самоодобрение применяют для стимулирования волевых усилий, воодушевляя себя, подбадривая, внушая веру в успех, в свои силы, прогоняя мысли о возможной неудаче. Самовнушение помогает обрести уверенность в себе.

Творческое задание. Разделитесь на три группы и выполните индивидуальные задания. Каждому на минуту придется стать актером и выразительно прочитать фразы из карточки-подсказки.

Задание для первой группы: давать себе приказы из карточки- подсказки в ответ на предлагаемые задания. Приказ должен быть уверенным, твердым, резким, не терпящим возражений.

1. Выйти из компьютерной игры.

2. Сесть за уроки.

3. Помыть посуду.

4. Сделать зарядку.

5. Почистить обувь.

6. Оторваться от телевизора.

7. Прекратить телефонный разговор.

8. Не сойти с дистанции.

9. Не пререкаться с учителем.

Карточка-подсказка. «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать!», «Я должен это сделать!», «Вперед и только вперед!» и т. д.

Задание для второй группы: назвать свои личные достижения, добавляя фразу самоодобрения из карточки-подсказки.

Карточка-подсказка. «Ура!», «Я сделал это!», «Мне это удалось!», «Я это сумел!», «Я победил!», «Я не сдался!» и т. п.

Например: «Я уже два месяца не опаздываю на занятия», «Я стал читать каждый день», «Я каждый день делаю зарядку».

Задание для третьей группы: произносить фразы из карточки- подсказки в ответ на предлагаемые задания.

1. Дойди до финиша.

2. Прочитай внимательно условие задачи.

3. Выполни домашнее задание.

4. Убери в комнате.

5. Не начинай курить.

6. Не отвлекайся на уроках.

7. Почисть картошку.

8. Вынеси мусор.

9. Не включай телевизор, пока не сделаешь уроки.

Карточка-подсказка. «Я хочу это сделать», «Я могу это сделать», «Я слушаю внимательно», «Я не отвлекаюсь», «Меня это очень интересует», «Я это делаю с удовольствием», «Мне это нравится» и т. п.

(Ученики выполняют задание.)

Для воспитания силы воли нужно преодолеть всего пять ступеней:

1) постановка цели — определите, какие волевые качества вам необходимо в себе развить;

2) начинайте бороться с недостатками, проявляя свои положительные качества;

3) убеждайте себя и приказывайте себе поступать правильно;

4) контролируйте свои действия — каждый вечер, анализируя прошедший день, отмечайте, что вам удалось, и намечайте план завтрашнего дня, отмечайте, что помешало довести дело до конца;

5) подбадривайте себя, поощряя прогулками, отдыхом, маленькими сюрпризами самому себе.

Вспомните, как Демосфен упорно добивался своей цели — стать прекрасным оратором. Самовоспитанием и самообразованием в юности занимался великий русский полководец А. В. Суворов. Но умение повелевать собой необходимо не только ораторам и полководцам, но и обычным школьникам. Для этого необязательно брать реальные крепости и завоевывать другие государства. Самый обычный процесс учебы уже содержит большие возможности для развития и воспитания воли. Чем раньше начинается сознательный процесс воспитания воли, тем больших успехов он принесет.

V. Рефлексия

Упражнение «Круг воли». Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует вашей силе воли. На следующем рисунке отметьте секторы, которые соответствуют представленным у вас волевым качествам.

1. Решительность

2. Настойчивость

3. Смелость

4. Самостоятельность

5. Целенаправленность

6. Инициативность

7. Выдержка

8. Дисциплинированность

VI. Подведение итогов уроков

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

1. Выполните задания 4, 5 рубрики «Проверим себя» на с. 46 учебника.

2. Выполните задания рубрики «В классе и дома» на с. 47 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 5 учебника.

2. Выполнить одно из трех заданий на выбор:

• найти с помощью различных информационных источников и выписать пословицы и поговорки о дисциплине;

• подготовить эссе на тему «Качества, которыми должен обладать дисциплинированный человек»;

• подготовить сообщение о человеке, который обладает большой внутренней дисциплиной.






Для любых предложений по сайту: [email protected]