Цивилизация и общество - МОДУЛЬ «ОБЩЕСТВО»

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки

Цивилизация и общество - МОДУЛЬ «ОБЩЕСТВО»

Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее.

Геродот


Цепи: ознакомить с особенностями цивилизационного и формационного подходов в изучении общества; развивать навыки аналитического мышления, умения сопоставлять, делать сравнительные выводы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель объявляет тему уроков и сообщает ее основное содержание и цели уроков. Он подчеркивает, что учащимся при изучении нового материала нужно будет вспомнить и проанализировать значительное количество исторических фактов.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Что такое цивилизация.

2. Культура и культурно-исторические типы.

3. Теории цивилизационного развития.

4. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.

5. Менталитет.


II. Проверка домашнего задания

Опрос по заданиям к параграфу.

Возможно тестирование.

Тест 1

1. В каком значении употреблено понятие «общество» в следующих высказываниях?

а) дверь в зал распахнулась, и его взору предстало довольно разношерстное общество.

б) за каждым из трех сословий французского феодального общества были закреплены определенные права и обязанности.

в) в обществе, в отличие от природы, действует закон убыстряющегося развития.

2. Общество в широком смысле - это...

а) естественная среда обитания;

б) способы и формы взаимодействия людей;

в) природа и культура в единстве;

г) весь окружающий мир.

3. В отличие от природы общество...

а) обладает свойствами системы;

б) находится в развитии;

в) выступает в качестве творца культуры;

г) развивается закономерно.

4. Подсистемой общества выступает...

а) природно-географическая среда;

б) экономическая сфера;

в) мировоззрение личности.

5. Определите правильность следующих утверждений.

А. Природа - это основа, на которой возникло и развивается общество.

Б. Общество - это постоянно меняющаяся система.

а) правильный ответ А;

б) правильный ответ Б;

в) оба ответа верные;

г) оба ответа неверные.

6. Рост образовательного уровня населения страны отражает прежде всего проявление... сферы жизни общества.

а) экономической;

б) социальной;

в) политико-правовой;

г) духовно-нравственной.

7. Связь всех сфер жизни общества...

а) вытекает из целостности общества как системы;

б) достигается политической борьбой;

в) обеспечивается идеологической работой;

г) устанавливается законодательным путем.

8. К общественным отношениям относятся связи между...

а) географической средой и разделением труда;

б) различными нациями;

в) человеком и техникой;

г) природой и обществом.

9. Отношения между обществом и природой характеризуются...

а) загрязнением среды обитания человека в результате его деятельности;

б) полной зависимостью общества от природы;

в) господством человека над природой;

г) исключительно благотворным влиянием человека на природу.

10. Распространение протестантизма в Западной Европе сыграло важную роль в утверждении капитализма. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала...

а) экономическая сфера;

б) духовная сфера;

в) социальная сфера;

г) политическая сфера.


Тест 2

1. Обществом в широком смысле слова называют...

а) совокупность форм объединения людей;

б) весь окружающий мир;

в) группы, в которых происходит общение;

г) взаимодействие людей в повседневной жизни.

2. Установите соответствие между сферами жизни общества и общественными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Общественные институты Сферы жизни общества

а) семья; 1) политическая;

б) партийная система; 2) социальная.

в) государство;

г) образование;

д) брак.

3. Определите правильность следующих суждений.

А. Материальные условия жизни общества оказывают влияние на нормы поведения человека.

Б. Культура общества не зависит от социально-экономических условий его жизни.

а) правильный ответ А;

б) правильный ответ Б;

в) верны оба ответа;

г) оба ответа неверны.

4. В отличие от природы общество...

а) является сложной саморазвивающейся системой;

б) развивается от низших форм к высшим;

в) создает духовные ценности;

г) полностью определяет жизнедеятельность человека.

5. В России после революции в октябре 1917 г. была отменена частная собственность. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала...

а) экономическая сфера;

б) духовная сфера;

в) социальная сфера;

г) политическая сфера.

6. Примером общественных отношений можно считать связи между...

а) природой и обществом;

б) климатическими условиями и сельским хозяйством;

в) людьми внутри классов;

г) человеком и техникой.

7. К элементам общества как системы не относится...

а) университет;

б) нация;

в) плодородная земля;

г) церковь.

8. Отношения между обществом и природой характеризуются...

а) влиянием общества на среду обитания человека;

б) господством человека над природой;

в) полной зависимостью общества от природы;

г) отсутствием связи общественного развития с природой.

9. Общей чертой общества и природы является...

а) действие в роли творца;

б) наличие признаков системы;

в) сознательная и волевая деятельность;

г) возможность существовать независимо друг от друга.

10. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется...

а) определяющей ролью социальной сферы;

б) господством экономической сферы;

в) независимостью сфер общественной жизни;

г) сложными взаимосвязями и взаимовлиянием всех сфер.


Тест 3

1. Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи...

а) цивилизации и религии;

б) общества и природы;

в) способа производства и отношений собственности;

г) экономики и политики.

2. Определите правильность следующих высказываний.

А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему.

Б. Общество в широком смысле - это весь окружающий человека мир.

а) правильный ответ А;

б) правильный ответ Б;

в) оба ответа верные;

г) оба ответа неверные.

3. Расширяясь, частное предприятие получило разрешение занять помещение драматического театра. Одна из политических партий заявила протест, утверждая, что в результате страдают граждане, которым ограничен доступ к культурным ценностям. Настоящий конфликт затрагивает...

а) политическую и социальную сферы жизни общества;

б) экономическую и социальную сферы;

в) политическую и духовную сферы;

г) все сферы жизни общества.

4. К фундаментальным институтам общества относятся...

а) семья;

б) здравоохранение;

в) производство;

г) армия и суд;

е) государство;

ж) образование (культура и наука);

з) религия.

5. Рост численности среднего класса в странах современной Западной Европы является основой устойчивого развития данного региона. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние на общество в данный исторический период оказала...

а) экономическая сфера;

б) духовная сфера;

в) социальная сфера;

г) политическая сфера.

6. К характеристике общества в широком смысле слова относится утверждение, что оно есть...

а) территория, на которой живут люди;

б) все население Земли;

в) группа людей, объединившихся для поддержки друг друга;

г) определенный этап исторического развития.

7. Примером общественных отношений можно считать связи между...

а) природой и обществом;

б) социальными группами;

в) человеком и техникой;

г) географическими условиями и разделением труда.

8. К отношениям между элементами общества как системы не принадлежат связи между...

а) людьми в процессе создания культурных ценностей;

б) энергоресурсами страны и развитием производства;

в) политической сферой и сферой духовной жизни;

г) системой образования и экономическим развитием.

9. Отношения между обществом и природой характеризуются...

а) влиянием общества на среду обитания человека;

б) отсутствием связи общественного развития с природой;

в) господством человека над природой;

г) полной зависимостью общества от природы.

10. К элементам общества как системы не относится...

а) экономическая сфера;

б) искусство;

в) мораль;

г) географическая среда.


Критерии оценивания:

оценка «5» ставится за 9-10 правильных ответов; оценка «4» - за 7-8 правильных ответов; оценка «3» - за 6 правильных ответов; оценка «2» - за 5 и менее правильных ответов.

Ответы:

Тест 1: 1 а) коллектив людей, б) этап исторического развития, в) философское значение, 2 б, 3 в, 4 б, 5 в, 6 г, 7 а, 8 б, 9 а, 10 б.

Тест 2: 1 а, 2 БААББ, 3 а, 4 в, 5 г, 6 в, 7 в, 8 а, 9 б, 10 г.

Тест 3: 1 б, 2 а, 3 г, 4 а в е ж з, 5 в, 6 г, 7 б, 8 б, 9 а, 10 г.


III. Изучение нового материала

На уроке 14 изучаются вопросы 1, 2.

1. Что такое цивилизация

- Что такое история?

- Историю каких народов и государств вы изучали?

(На классной доске по ходу беседы в две колонки записываются этапы всемирной истории: первая колонка - история зарубежных стран, вторая - история Отечества.)

- В нескольких предложениях определите, с чем у вас ассоциируется история различных народов. (Первобытное общество - «колыбель человечества», Древняя Греция - гармоническое развитие свободной личности, Средневековье - рыцари, теоцентризм и т. д.)

Несмотря на различия истории разных народов и государств, в истории как науке тоже действуют свои законы и закономерности. И один из важнейших законов - закон неравномерного развития различных обществ. Действием этого закона и объясняется наличие разных концепций развития мировой истории.

Сторонники концепции однолинейности мирового развития считают, что все страны и народы проходят в своей эволюции одни и те же стадии, движутся по одному общему пути. Они допускают возможность сравнивания уровней развития различных стран и оперируют такими понятиями, как «отсталость» или «задержка» одной страны по сравнению с другой.

Сторонники второй концепции - концепции многолинейности исторического развития - полагают, что история человеческого общества есть история самобытных цивилизаций, каждая из которых эволюционирует по своему собственному пути. Ученые сравнивают уровни развития данной цивилизации, не проводя аналогий с другими и оценивая отсталость или задержку развития.

В соответствии с концепцией однолинейного развития можно сказать, что страна под условным номером 3 намного опередила в развитии страну под условным номером 1.

В соответствии с концепцией многолинейности развития такой однозначный вывод невозможен. Например, Западу для формирования рыночного типа экономической системы понадобилось почти два века, Россия проходит этот путь за несколько десятилетий. Можно ли утверждать, что наша страна является «отсталой»?

Существует около 100 различных определений понятия «цивилизация». Прочитайте следующие определения и сравните с определением в учебнике Кравченко на с. 32-33. В чем совпадают все определения?

Цивилизация - общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина.

Цивилизация - а) уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией, б) современная культура, просвещение передовых стран мира, в) устаревшее название третьего периода в развитии древнего общества.

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - а) синоним культуры, б) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация), в) ступень общественного развития, следующая за варварством, г) в некоторых теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

Цивилизация - а) уровень общественного развития материальной и духовной культуры (определяемый уровнем развития производительных сил), достигнутый данной общественно-экономической формацией, б) современная мировая культура.

Итак, цивилизация - это совокупность материальных, духовных и нравственных средств, которыми обладает данное общество в данный исторический период времени, или в данную историческую эпоху.

Цивилизацию характеризуют экономический базис, общественно-производственная технология, культура, духовность, нравственность. Цивилизации присущи определенная философия, общественно-значимые ценности, определенное мировоззрение, специфический образ жизни, менталитет народа данной цивилизации.

- Прочитайте текст на с. 32 (учебник Кравченко) и выпишите основные классификации цивилизаций. (По исторической эпохе: античная, средневековая, современная. По географическому положению: локальная, региональная, глобальная. По религии: исламская, христианская, индуистская. По степени социального и культурного развития: атлантическая, тихоокеанская, восточная, западная, евразийская.)

- Выделите характерные черты древневосточной (Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия, Междуречье), античной, средневековой, современной цивилизаций.

Существует еще одна типология цивилизаций, в основе которой лежит техническая и технологическая оснащенность, степень обобществления труда и свободы личности. Согласно этому выделяют следующие типы цивилизаций:

1. Космогенная (охватывает Древний мир и эпоху Средневековья). Основана на орудийной технике и ручной технологии, значительная зависимость общества от природных условий.

2. Техногенная, или индустриальная. Основана на машинной технике и, соответственно, машинных технологиях.

3. Антропогенная, или информационное общество. Основой производства становится информационная насыщенность технологических процессов, которая требует постоянного уровня культуры и образования, квалификации каждой личности и общества в целом.


2. Культура и культурно-исторические типы

- Что такое культура?

В течение долгого времени ученые отождествляли культуру и цивилизованность. В начале XX в. немецкий философ О. Шпенглер в своем труде «Закат Европы» противопоставил эти понятия. Прочитайте первый абзац на с. 32 учебника Кравченко и запишите вывод О. Шпенглера.

Большинство ученых считает, что в разные эпохи всегда проявлялись основные функции культуры, а изменялись лишь ее формообразования.

Культура выполняет две основные функции:

1. Культура есть форма трансляции социального опыта общества. Меняются времена, меняются люди, но их настоящее всегда опирается на прошлое и формирует основы будущего. В этом смысле говорят не столько о том, что и кто производит материальные и духовные ценности, сколько о том, как это происходит. Культура - это форма трансляции (передачи) социального опыта, не только предметного опыта материального производства, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и образцов поведения, представлений о прекрасном. Общество в целом и объединяющую ее культуру характеризует не только традиция, но и новация (способ обновления культуры).

2. Культура есть способ социализации личности. Культура позволяет переносить образцы социального поведения от поколения к поколению, является регулятивной системой поведения. В ней проявляется менталитет социальной общности, к которой принадлежит индивид.

Например, когда спросят про вес славянку, она оскорбится. Арабская женщина с гордостью назовет несколько килограммов. Дело в том, что по весу драгоценностей определяется отношение к ней мужа, и именно это арабская женщина услышит в вопросе.

В основе современного понимания связи культуры и цивилизации лежит теория культурно-исторических типов, автором которой является известный русский ученый, славянофил по убеждениям Николай Яковлевич Данилевский.

Н. Я. Данилевский выделяет 13 типов, или «самобытных цивилизаций». Одной из таких цивилизаций является русская (славянская) цивилизация. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

- Какие основополагающие элементы составляют культурно-исторический тип?

- Какую концепцию исторического развития поддерживает Н. Я. Данилевский?

Прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях...

Каждый из культурно-исторических типов развивал самостоятельным путем начало, заключавшееся как в особенностях его духовной природы, так и в особенных внешних условиях жизни, в которые они были поставлены, и этим вносил свой вклад в общую сокровищницу.

Историческое развитие в целом определяется рядом законов:

Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризующиеся отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, - для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, - составляет самобытный культурно-исторический тип...

Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы все народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.

Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны элементы этнографические, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

(В результате обсуждения учащиеся должны выделить следующее:

• культурно-исторический тип уподобляет развитие культурно-исторического типа развитию биологического организма;

• главный критерий каждого типа - языковая близость;

• культурно-исторический тип — это сочетание различных признаков, которые самобытны и не передаются другим народам.

Затем учащиеся читают определение на с. 33 учебника. Через 1-2 минуты пересказывают его друг другу.)


IV. Закрепление изученного материала

(Закрепление изученного материала проходит в форме устного эссе по эпиграфу к уроку.)


Домашнее задание

1. Учебник Кравченко: с. 31-34, вопросы 1, 4, 6.

2. Учебник Боголюбова: тема 2.


Ha уроке 15 изучаются вопросы 3-5.

3. Теории цивилизационного развития

- Прочитайте текст учебника на с. 33 и скажите, в чем сущность каждой из двух основных теорий цивилизационного развития? (Теория стадиального развития изучает цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Теория локальных цивилизаций изучает большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.)

Наиболее известны научные концепции У. Ростоу и О. Тоффлера как сторонников теорий стадиального развития.

(На доске или на листах учащимся предлагаются схемы.)

- Внимательно изучите схемы и ответьте на вопрос, что объединяет эти концепции. Закончите схему. Какого принципиального символа нет на схеме?


«Стадии роста» У. Ростоу

Общество «высокого массового потребления»

Индустриальное общество («стадия зрелости»)

«Стадия сдвига»

«Переходное общество»

Традиционное общество


«Три волны» О. Тоффлера

Цивилизация «третьей волны»: информационная.

Цивилизация «второй волны»: индустриальная.

Цивилизация «первой волны»: аграрная.

(В схемах надо показать направление развития — стрелка, направленная вверх; каждая цивилизация - это стадия поступательного развития человечества «по лестнице, ведущей вверх», к единой мировой цивилизации; последняя ступенька развития — это современная цивилизация, которая имеет черты развитого западного общества - рыночная экономика, правовое государство, демократический политический режим.)

- Прочитайте предложенный текст и представьте его в виде схемы.

Типология цивилизаций по Н. Я. Данилевскому В книге «Россия и Европа» Н. Я. Данилевский утверждает, что цивилизация - это наиболее творческий период развития культурноисторического типа. Каждая цивилизация зарождается, расцветает, гибнет. Всего типов цивилизации четыре:

• «первичные» (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл). К ним относятся египетская, китайская, иранская, некоторые другие цивилизации;

• «одноосновные» (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности). Это еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика) цивилизации;

• «двухосновные» (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал). Такова европейская цивилизация (политика и культура);

• «объединительная» (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические) - славянская (пока не как реальность, а как возможность) цивилизация.


Типология цивилизаций по О. Шпенглеру

В 1918 г. издал первую часть книги «Закат Европы». Он четко разграничивает понятия «цивилизация» и «культура». Цивилизацию О. Шпенглер определяет как стадию упадка культуры. Культуры отличаются изолированностью и самостоятельностью. Локальных цивилизаций всего восемь: египетская, вавилонская, китайская, арабовизантийская, греко-римская, западная и культура инков.


Типология цивилизаций по А. Тойнби

Английский историк и философ Арнольд Тойнби в 30-60 гг. XX в. написал многотомный труд «Постижение истории». Он выделяет цивилизации

• «первичные» (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и также легко погибающие);

• «вторичные» (возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования);

• «третичные» (возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций).

К середине XX в., по мнению А.Тойнби, осталось не более 7-8 из почти 30 существовавших в истории цивилизаций (христианская, исламская, буддистская, индуистская и др.). Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если не удастся сформировать единую высшую религию, создать на ее основе «вселенскую церковь» и «вселенское государство» и тем самым перейти к «третичной» цивилизации.

В результате работы учащиеся представляют разные схемы, выбирается наиболее оптимальная. Выводы могут быть следующие:

а) культура и цивилизация трактуются очень широко как совокупность всех проявлений человеческой деятельности, в то же время содержат отличия одной общности людей от другой; б) разный подход к трактовке взаимосвязи понятий.


4. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Сущность цивилизационного подхода выясняется в ходе беседы.

- В чем сущность теории стадиального развития?

- В чем сущность теорий локальных цивилизаций?

- Можно ли совместить эти теории для объяснения исторического процесса? (Можно сформулировать только некоторые общие принципы, в частности:

• обе группы теорий признают своеобразие и уникальность исторического пути разных народов;

• для познания истории важнее изучать не столько общие черты, сколько выявлять неповторимость на фоне этого общего;

• изучая общее и особенное, обязательно учитывать многообразие факторов и их взаимовлияние на исторический процесс.)

(Сущность формационного подхода учитель объясняет сам.)

Формационный подход является основой марксистского понимания истории, его еще называют материалистическим пониманием истории. Как теория она создана К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX в. После Октябрьской революции и вплоть до начала 90-х гг. XX в. была основополагающей в отечественной исторической науке.

Марксизм рассматривает исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация есть совокупность базиса и надстройки, причем базис первичен по отношению к надстройке.

В основе базиса лежит способ производства материальных благ, главной производительной силой является человек. Изменение базиса обязательно изменяет надстройку. Надстройка есть совокупность духовной жизни общества (философия, идеология, наука и т. д.). Хотя в истории известны случаи, когда первоначально изменялась надстройка, а затем базис, например, после октября 1917 г. в России рабочий класс в союзе с беднейшим крестьянством сначала захватили власть, создали новый государственный аппарат и только потом начали социально-экономические преобразования.

Социальные революции неизбежны, ибо их итогом является смена формаций. Основой социальной революции является конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Двигателем общественного развития является классовая борьба. В «Манифесте Коммунистической партии» первая глава «Буржуа и пролетарии» начинается именно с этой идеи: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов... которая заканчивалась сменой общественного строя или общей гибелью борющихся классов».

На основе вышесказанного марксизм доказывал неизбежность победы коммунистической формации. В первой главе «Манифеста Коммунистической партии» Маркс пророчествует: «Буржуазия менее чем за сто лет своего господства не только создала более мощные и грандиозные производительные силы, чем все предшествующие поколения... Она создала и силу, которая ее уничтожит. Этой силой является современный рабочий класс». Заканчивается «Манифест Коммунистической партии» грозным предупреждением: «Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией. Пролетариям в ней нечего терять, кроме собственных цепей. Приобретут же они весь мир». В середине XIX в. страны развивались более или менее равномерно, и Маркс был уверен, что коммунистические революции произойдут в большинстве стран одновременно. Победивший пролетариат поможет рабочим остальных стран перейти к коммунизму. Вот откуда идея мировой революции после октября 1917 г. и слоган «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем».

Таким образом, в соответствии с формационным подходом исторический процесс есть процесс закономерной смены общественно-экономических формаций; главный фактор развития - экономический; это прогрессивный процесс, ибо каждая последующая формация по всем параметрам выше, чем предыдущая. Все народы проходят через формации, а каждая формация - это определенная стадия общественного развития.

В Древнем Риме создание новых, более совершенных и, следовательно, дорогих орудий труда потребовало появления колоната и «рабов с хижинами»: рабам в классическом понимании слова, т. е. совершенно незаинтересованным в результатах труда работникам, нельзя было доверять новые орудия труда. Качественные изменения в технических усовершенствованиях XV-XVIIвв. обусловили переход от мануфактур к фабрично-заводскому производству.

(Для закрепления материала учитель предлагает учащимся сравнить формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Для этого им нужно выделить их достоинства и недостатки.)

(Формационный подход позволяет выявить общие закономерности в мировом историческом развитии и представить его как единый процесс, следовательно, предложить определенную периодизацию как всемирной истории, так и истории отдельных народов.

Однако многие народы не прошли в своем развитии большинство формаций. Например, народы Севера России должны были от первобытных порядков перейти к коммунистической формации. В конечном счете это привело к тому, что государство в 90 годы XX века было вынуждено разрабатывать специальные проекты и планы для сохранения национальных меньшинств Севера.

Не все процессы можно объяснить действием экономических законов. Например, в первые годы постсоветской России была «массовая утечка мозгов» на Запад. Многие из них там востребованы и достигли не только материального благополучия, но и реализовали себя как ученые. Но вот парадокс: за последние 3—4 года начался обратный процесс, когда эти ученые возвращаются в Россию и на лично заработанные на Западе деньги создают лаборатории, оборудованные по последнему слову техники. Конечно, это пока не массовое явление, но прецедент уже есть.

Наши средние образовательные школы значительно уступают по технической оснащенности западным, а зарплаты лучших учителей (даже учитывая различные доплаты) ни в какое сравнение не идут с зарплатой западных коллег. Но и в сложные 90-е гг. XX века, и сейчас наши учащиеся прочно удерживают первенство на мировых олимпиадах, а Сорос вложил огромные деньги, чтобы понять методику преподавания в российской школе математики, физики, химии, биологии: обязательным пунктом представления документов на получение гранта был пункт об описании методических приемов соискателя гранта.

Наконец, при формационном подходе недооценивается роль человеческого фактора и игнорируется своеобразие истории народа.

Цивилизационный подход требует изучать исторический процесс во всем его многообразии и прежде всего исследовать человека и выявлять уникальность и неповторимость истории конкретного народа. Кроме того, невозможно выявить большинство закономерностей развития и, следовательно, представить всемирную историю как единый процесс.)


5. Менталитет

- Из текста учебника на с. 34 выпишите определение и дайте устно характеристику различным менталитетам.


IV. Закрепление изученного материала

(Работа с основными понятиями (термин - определение).)

- Назовите отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации. (Появление государства со столицей, письменное законодательство, рост городов...)

- Перечислите основные классификации цивилизаций.

- Перечислите основные теории развития цивилизаций.

- Какой из них вы отдаете предпочтение?

- Какому подходу - формационному или цивилизационному - вы отдаете предпочтение?


Домашнее задание

1. Учебник Кравченко: § 4, практикумы 1, 2 на с. 38.

2. Учебник Боголюбова: глава 2.






Для любых предложений по сайту: [email protected]