Роль государства в экономике - МОДУЛЬ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА»

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки

Роль государства в экономике - МОДУЛЬ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА»

Цели: ознакомить с функциями государства в рыночной экономике, механизмами государственного регулирования экономики; развивать умения вести дискуссию и отстаивать собственное мнение.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель объявляет тему урока, подчеркивая, что в ходе занятия нужно будет обобщить весь ранее изученный материал.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Основные экономические функции государства.

2. Налоги и налогообложение.

3. Государственный бюджет.


II. Проверка домашнего задания

(Можно провести индивидуальный опрос по вопросам к § 14 учебника Кравченко.

Несколько учеников предлагают свой комментарий или эссе по высказываниям (см. прошлый урок).)

- Стоит ли учиться предпринимательству?

- Есть ли разница между бизнесменом и предпринимателем?

- Какие формы бизнеса можно организовать в вашем учебном заведении?


III. Изучение нового материала

1. Основные экономические функции государства

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю развития: уже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. Важную роль в экономическом развитии нескольких континентов сыграли Великие географические открытия, а экспедиции первооткрывателей снаряжались на государственные деньги Испании и Португалии.

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование экономики с различной степенью государственного вмешательства в национальную экономику. Необходимость такого вмешательства признают все экономисты, однако они расходятся в вопросах о границах и направлениях этого вмешательства, о соотношении государственного и рыночного регулирования. Причем по этим проблемам высказываются самые крайние точки зрения: от полной экономической свободы до полного государственного монополизма.

(Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника Кравченко на с. 116. Учитель комментирует схему на с. 117 учебника.)

Для эффективного осуществления своих функций государство использует ряд инструментов (механизмов), важнейшими из которых являются фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая деятельность.

Фискальная политика - деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Это происходит через систему налогообложения и сбор средств, а также через расходование этих средств. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно воздействовать на деловую активность, решать проблемы безработицы и инфляции.

Денежная политика позволяет влиять на цены и объем национального производства, гарантировать национальные проекты и инвестиции и т. п. Денежная политика может быть как средством стабилизации, так и деструктивно влиять на экономическое развитие.

Социальная политика имеет главной целью обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Для этого с помощью разных мер государство перераспределяет доходы, оказывает различную государственную помощь малоимущим, финансирует образование, культуру и т. п.

Внешнеэкономическая деятельность - это торговое и валютное регулирование, таможенные пошлины, квотирование и т. п. Тем самым государство оказывает поддержку отечественному производителю и влияет на торговый баланс «экспорт - импорт».

Все эти механизмы тесно взаимосвязаны. Это означает, что принятие решения по одному из них требует изменения в другом.

Например, принимается национальный проект «Образование». Необходимо прежде всего изыскать финансовое обеспечение этой программы: средства на достойную оплату труда учителей, материальное обеспечение профильного обучения и т. д.

- Почему вмешательство государства в экономику России за последние годы так быстро росло?

Для современной России на переходном этапе к рыночной экономике государственное регулирование крайне важно: после тоталитаризма в экономике нельзя сразу отказаться от государственного регулирования, хотя бы чтобы не разрушить наработанные связи и взаимодействия.


2. Налоги и налогообложение

Без налогов государство существовать не может.

(Учащиеся вспоминают или читают в тексте учебника определение налога.)

Налогообложение - это определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

Существует несколько видов налогов.

Прямые налоги - это платежи в пользу государства в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества.

Косвенные налоги - это платежи в пользу государства, взимаемые только при осуществлении определенных действий, например, при покупке некоторых товаров.

Акциз - это налог, уплачиваемый при приобретении некоторых товаров, который устанавливается как проценты к цене товара.

В современной России используется порядка 40 различных налогов.

Кроме налогов есть сборы, например, пошлины, - это платежи за право оказывать или пользоваться определенными услугами.

Налоги и сборы бывают местными, региональными и федеральными.


3. Государственный бюджет

Государственный бюджет - это план сбора доходов и использования полученных средств на определенный период.

- Прочитайте текст учебника на с. 118-120. Составьте тезисы.


IV. Закрепление изученного материала

(Учитель организует работу с основными понятиями: государственный бюджет, секвестр, дефицит бюджета, профицит бюджета, государственный долг, налогообложение, налоги, пошлина, прямые налоги, косвенные налоги, акциз.)

- Бывают ли хорошие налоги?

- Какие налоги наиболее эффективны: достаточно низкие или высокие? Почему?

- Почему реализация принципа уравнительности в распределении благ замедляет рост благосостояния всех граждан страны?

(Учащиеся выполняют задания практикума, помещенного на с. 121 учебника.)


Домашнее задание

Выучите § 15 (учебник Кравченко), подготовьтесь к итоговому уроку по модулю «Экономическая сфера».






Для любых предложений по сайту: [email protected]