ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА

Обществознание - поурочные разработки 8 класс

ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА

Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию экономических задач, стоящих перед государством.

2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.

3. Способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Учебное оборудование: карточки с тестом.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, государственный долг, налог, прямой налог, косвенный налог, облигация), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Человек в мире экономических отношений»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 32 и № 33.

КАРТОЧКА № 32

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

- Можно ли решить проблему ограниченности ресурсов в экономике?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Какие потребности есть у человека?

• Почему ограничены ресурсы, используемые в экономике?

• Охарактеризуй факторы производства.

• В каких факторах производства нуждается наша страна?

• Приведи пример успешного решения проблемы ограниченности ресурсов в экономике.

в) Сделай вывод.


КАРТОЧКА № 33

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

- Как рынок отвечает на главные вопросы экономики?

б) Для этого подумай и поразмысли:

• Чем отличаются экономические системы?

• Что такое рынок?

• Охарактеризуй законы спроса и предложения.

• Как формируется равновесная цена рынка?

• Как конкуренция способствует снижению рыночных цен?

• Почему существует конкуренция среди покупателей?

в) Сделай вывод.__________________


2. Работа с классом (на выбор учителя).

а) Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

б) Вставьте пропущенные слова: экономика — умение вести ...; основа экономики — это рабочая сила человека, ..., средства труда; взаимодействие науки и техники в процессе совершенствования производства принято называть ...; знания о том, как производить, получило название ...; Труд, ...; капитал, предпринимательство, информация — это....

в) Заполни таблицу, поставив знак «+» напротив экономических факторов.


Ресурсы

Труд

Земля

Капитал

Автомобиль




Залежи каменного угля




Электростанция




Машинист электровоза




Горная река





г) Выполнение тестового задания.


Тест № 6

1. Что из перечисленного нельзя охарактеризовать как природные ресурсы?

а) нефть;

б) природный газ;

в) уголь;

г) бензин.

2. Место, где покупатели и продавцы обмениваются товарами и услугами в экономике, называется:

а) базар;

б) ярмарка;

в) рынок;

г) магазин.

3. Какие знания люди назвали «ноу-хау»?

а) знания о производстве предмета;

б) знания о природе;

в) научные знания о мире;

г) информацию о последних событиях.

4. Все, на что направлена трудовая деятельность человека, —

а) предмет труда;

б) средства труда;

в) орудия труда;

г) техника.

5. Какую главную проблему позволяет решать экономика?

а) наличие дешевой рабочей силы;

б) ограниченности ресурсов;

в) социальных последствий НТР;

г) загрязнения окружающей среды.

6. Если большинство населения страны занято в с/х и ведет его «дедовскими способами», то это, скорее всего:

а) традиционная система;

б) рыночная система;

в) плановая система;

г) смешанная система.

7. Если на рынке поднять цены на кондитерские изделия, то последствием этого, скорее всего, будет:

а) снижение предложения кондитерских изделий

б) рост спроса на кондитерские изделия;

в) падение спроса на кондитерские изделия;

г) люди перестанут потреблять кондитерские изделия.

8. Если на рынке вырастут цены на фрукты, то:

а) желающих покупать их станет больше;

б) желающих продавать их станет меньше;

в) желающих продавать их станет больше;

г) ничего не изменится.

9. Что из перечисленного не будет последствием конкуренции:

а) снижение цен на рынке;

б) улучшение качества продаваемых товаров;

в) расширится ассортимент товаров на рынке;

г) государство запретит расширение конкурентной борьбы.

10. Рост конкуренции среди покупателей возникнет, если:

а) произойдет снижение цен;

б) вырастет качество производимых товаров;

в) возникнет дефицит товаров;

г) вырастет производство товаров.

Ключ к тесту:

1-г; 2-в; 3-а; 4-а; 5-б; 6-а; 7-в; 8-в; 9-г; 10-в.


3. Устный развернутый ответ учащегося по карточкам № 32 и № 33, отзывы одноклассников.


III. Изучение новой темы

План:

• Зачем экономике государство.

• Налоговая система.

• Государственный бюджет.

Задача для учащихся. Почему современное государство активно вмешивается в экономику?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 с. 114—116 или учебник 2 с. 90—95 и дополнительным материалом. Задание для учащихся. Почему в XX веке возникла необходимость вмешательства государства в экономику? Как может осуществляться это вмешательство?


Дополнительный материал

Индия - это две страны

В предстоящие 20-30 лет Россия будет участвовать в весьма жестком перераспределении ресурсов на мировом рынке. Конкуренция обостряется. Основной источник перемен - стремительно развивающиеся крупные страны - Китай и Индия. Про первую мы недавно рассказывали.

Сегодня проанализируем особенности развития второй. Индия - одна из самых населенных стран мира - более 1 млрд. человек. В этом смысле она соревнуется с Китаем.

Индия сильно прибавила в темпах экономического роста с 90-х годов. И теперь она серьезный конкурент для России даже в такой исконно нашей отрасли, как создание soft’oB. Сейчас индусы вытесняют русских из Силиконовой долины - они более дешевы как работники и не менее умелы.

В XIX веке британцы объединили разрозненную на княжества Индию в единую административную систему. Построили одну из самых густых в Азии сеть ж/д, внедрили британскую систему правосудия. Получив независимость, Индия не затронула институты, созданные англичанами. Таковы были стартовые позиции. Надо сказать, что частный бизнес в стране, даже в период «оглядок» на устройство СССР, всегда развивался достаточно свободно.

Но в 1991 году в Индии возникло обострение отношений бизнеса и власти. Нечто похожее происходило и в России между 1997 и 2000 годами, и в Южной Корее на 20-30 лет раньше. В Корее бизнесменов расстреляли, а чем кончилась «семибоярщина» в России, думаю, все помнят. В Индии же открыли экономику и пустили в страну транснациональные компании. Местные фирмы должны были драться за право существования. В результате они окрепли настолько, что через 10 лет стали выходить на мировой рынок.

Можно ли сказать, что Индия станет экономическим гигантом в XXI веке и обгонит Россию? Думаю, это неизбежно, если мы не изменимся: у них дешевая и качественная рабочая сила.

Впрочем, и у них есть минусы. При всем подъеме страна находится в фазе индустриализации, которую Россия прошла еще в 20—30-е годы. Две трети населения живут в деревнях, занимаются сельским хозяйством, причем дедовскими способами. Фактически речь идет о двух странах. Одна - высокоразвитая, другая - не выходит за рамки общины. Прибавьте к этому кастовую систему с жесткими границами, которые заданы обычаями. Это явление до сих пор не преодолено и будет создавать серьезное препятствие на пути развития Индии, хотя сегодня страна демонстрирует инновационные способности и в этом смысле не похожа на Китай.

Ясин Евгении.


2. Беседа по проделанной работе.

Вариант ответа:

• Еще в период XVI века в Европе возникла экономическая теория меркантилизм. Меркантилисты считали, что государство должно помочь достижению в экономике превышения экспорта над импортом.

• А. Смит определил задачи государства в экономике как:

— национальная оборона;

— правосудие;

— общественные работы, невыгодные для предпринимательства;

— образование;

— сбор налогов на нужды государства

• В современном мире перед государством встают и такие задачи, как борьба с загрязнением окружающей среды, безработица, экономические кризисы.

• В конце XIX века в странах Западной Европы и США свободная конкуренция привела к образованию монополий и к крайностям между бедностью и богатством.

• Основные задачи современных государств в экономике:

— перераспределение доходов;

— перераспределение природных ресурсов;

— производство общественных товаров и услуг, предоставляемых бесплатно всем гражданам.

• В каждом из государств подход к частному сектору экономики индивидуален, хотя имеет и общие черты.

— «В Корее бизнесменов расстреляли».

— В России бизнес практически управлял государством в своих собственных интересах и привел страну к жесточайшему экономическому кризису.

— «В Индии же открыли экономику и пустили в страну транснациональные компании. Местные фирмы должны были драться за право существования. В результате они окрепли настолько, что через 10 лет стали выходить на мировой рынок».

Вывод:

Во всех ведущих странах мира сохраняются основные принципы свободной рыночной экономики. Тем не менее, без вмешательства государства, составления перспективного государственного планирования, сегодня не существует ни одно высокоразвитое государство.


3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 с. 116—117. или с текстом учебника 2 с. 93—95. Задание для учащихся. Какие виды налогов существуют в нашей стране? Куда идут налоги?

Налоги — определенная сумма денег, которую каждый производитель товара, получатель дохода, владелец имущества обязан уплатить государству.



За счет налоговых поступлений государство содержит армию, государственный аппарат, использует эти средства на образование, здравоохранение, науку и культуру, охрану окружающей среды.

Вопросы для дополнительного обсуждения: 1. Кому государство должно предоставлять налоговые льготы? 2. Как определить размер налоговых сборов?


4. Рассказ учителя о государственном бюджете (в объеме учебника). Задание для учащихся. Выписать составные части государственного бюджета.

Государственный бюджет — сводный план государственных доходов и расходов.

Бюджеты составляют центральное правительство и органы местной власти.

Статьи доходов — источники поступления в бюджет: налоги, дополнительные доходы (приватизация, деятельность госпредприятий и т.д.).

Статьи расходов — оборона страны, выплата государственного долга, содержание органов правопорядка, госуправления, судебной системы. Финансирование социальной сферы и национальных проектов.

Дефицит бюджета — превышение суммы расходов над суммой доходов.

Чтобы покрыть дефицит, государство или сокращает расходы, или берет деньги в долг у иностранных кредиторов, внешний долг, у своего населения, внутренний долг. Одним из источников одалживания является выпуск облигаций — ценных бумаг, гарантирующих возврат долга и выплату определенной суммы денег владельцу облигации.

Профицит бюджета — превышение суммы доходов над суммой расходов.


5. Самостоятельная работа учащихся с текстом дополнительного материала. Задание для учащихся. Проанализируйте интервью с А. Кудриным. Какие изменения должны произойти с бюджетом России в ближайшие три года?


Дополнительный материал

Алексей Кудрин:

Нефтедолларов будет меньше, а инвест долларов больше

Минфин ударными темпами верстает бюджет страны сразу на три года. Некоторыми своими прогнозами по ближайшему трехгодичному экономическому будущему России с нами поделился министр финансов Алексей Кудрин.

- Работа над бюджетом проводится в сжатые сроки, и основные параметры будут готовы на этой неделе. Важнейшим днем работы было 16 марта, когда прошло заседание подкомиссии по инвестиционным расходам, которой руководит Греф. Тогда же было совещание у Дмитрия Медведева по окончательному согласованию параметров национальных проектов на ближайшие три года. Все это в окончательном виде обязательно учтем в бюджете.

- Но какие-то подсчеты по нефтяным доходам уже есть?

- Сейчас обсуждается величина того объема доходов, который пойдет на расходы с фиксируемых процентов ВВП. Мы называем это еще и нефтегазовым трансфертом. В последние годы этот трансферт, если пересчитать по новой методологии, превышает 5% ВВП. И в 2008 году тоже может быть очень высоким. В бюджетном послании президент дал 3 года переходного периода, чтобы перейти к другому постоянному трансферту. Тот уровень, который я буду предлагать правительству именно с учетом сокращения доли нефтегазовых секторов, будет составлять 4% ВВП. Последние прогнозы МЭРТ: доля нефтегазового сектора уменьшится с 20% в 2007 году до 14% в 2010-м. То есть идет сокращение этого сектора, и так называемых нефтедолларов в расходной части бюджета будет меньше.

- Рейтинговое агентство Японии впервые присвоило нам высокий уровень по долгосрочным долговым обязательствам. Это как-то скажется на инвестициях и на бюджете?

- В Россию в ближайшие годы смелее пойдет крупный японский капитал. Японский рейтинг однозначно выше, чем присвоенные России другими международными агентствами, и мы его стабильно наращиваем. В принципе можно ожидать притока инвестиций в страну, что увеличит золотовалютные резервы и усилит платежный баланс России. Итог в любом случае будет позитивный, и в бюджете будут не нефтедоллары, а инвестдоллары.

— Вы ожидаете большего притока капиталов, чем в прошлом году?

— Нет, в прошлом году у нас был быстрый разовый скачок, связанный с конвертируемостью. Второй раз можем это повторить через 2-3 года. По нашим прогнозам, в ближайшие годы можем рассчитывать на 30-40 миллиардов долларов в год.

Барова Екатерина. Нефтедолларов будет меньше, а инвестдолларов больше.

Вариант ответа:

— В бюджете России постепенно будет уменьшаться доля нефтегазового сектора, «с 20% в 2007 году до 14% в 2010-м».

— Доходную часть бюджета вместо поступлений от продажи нефти и газа должны пополнить инвестиции из-за рубежа.

— В бюджете будут согласованы размеры национальных проектов на ближайшие три года.


IV. Закрепление изученного на уроке

1. Нужно ли государству регулировать рынок?

2. Почему конкуренция привела к созданию монополий?

3. Почему нужно платить налоги?

4. Какие налоги называются прямыми, а какие косвенными?

5. Может ли бюджет страны быть дефицитным?


V. Подведение итогов урока

1. Какие экономические задачи стоят перед государством?

2. Почему современное государство активно вмешивается в экономику?

3. Что такое государственный бюджет?


Домашнее задание

1. Прочитать § 20 учебника 1 или § 13—15 учебника 2.

2. Подготовить устные развернутые ответы на вопросы:

— Как государство управляет современной экономикой?

— Что такое государственный бюджет?

3. Выполнить задание 5 на с. 119—120 учебника 1 или задание 6—8 на с. 97 учебника 2.

4. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об особенностях налоговой политики в государствах Скандинавии.


Дополнительный материал для учителя

Чего не додумал Маркс

Когда К. Маркс без энтузиазма отзывался о революционных перспективах России, он не учитывал убойную силу революционного сознания нашей интеллигенции. Она гиперэмоциональна, лучше всех разбирается в самых модных теориях, первой берет их на вооружение и свято верит в очередное самое прогрессивное учение. Правда, когда мода проходит, вы не найдете более ожесточенных гонителей вчерашних убеждений.

Отсюда - динамика смены экономических моделей в России. Маятник общественного развития, проскакивая оптимум; забирается в зону абсурда, а затем несется в состояние противоположного, но тоже абсурда. Пора выйти из-под власти маятника и научиться различать полутона как в политике, так и в экономике. В правление В. Путина наметился поворот к нормальности, был начат поиск баланса сил и интересов.


Чикагская чичиковщина

После семи десятков лет планирования от авианосцев до презервативов в 1991-м отказались от планирования вообще. Светлая вера в волшебную силу рыночной анархии, к счастью, продлилась не семьдесят, всего лишь семь лет. После нахлынувших волн гиперинфляции, черного нала, долларизации и падения производства доверие к чикагской чичиковщине было подорвано и началось обратное движение маятника.

В США планирующая экономика возникла на основе «нового курса» Рузвельта, военных программ Второй мировой войны и особенно в результате атомного Манхэттенского проекта. Тогда же были внедрены матрицы затрат-выпуска, системный анализ, бюджетное планирование и многие другие атрибуты развитого социализма, включая системы социального страхования и всеобщего образования. Именно национальное планирование, в первую очередь военных программ, а затем энергетических, строительных и социальных, причем осуществляемое на более высоком профессиональном уровне, чем в СССР, позволило Штатам победить в экономической гонке и в гонке вооружений.


Ждут не нас, а ресурсы

В России многие до сих пор не понимают - зачем планировать? Хотя бы затем, чтобы за тебя не планировали другие.

Внешнеторговая деятельность приобрела в России самодовлеющую роль. Внутренние источники ликвидности практически утеряны. Мы полностью в своей инвестиционной и кредитно-финансовой политике зависим от поступления или непоступления иностранной валюты.

Прилепиться к мировому рынку - это неприемлемый ответ. Это передача права планировать свое будущее кому-то другому. Нам необходимо сформулировать экономическую стратегию, которая отвечает на наши собственные национальные вопросы, а не просто гарантирует энергетическую безопасность наших покупателей.

Чтобы реализовывать национальную стратегию, нужен оперативный простор и адекватные ресурсы. 300 или даже 400 миллиардов иностранных денежных единиц в иностранных банках - это еще не ресурсы. Это пока только стартовый капитал.

Главные ресурсы России - это ее собственные население и территория. Стержнем всей экономической стратегии должна быть работа с человеческим, социальным ресурсом. Каким будет население через 15-25 лет? Сможет ли оно производить? Что оно будет потреблять? Каков будет социальный состав? Маркс был прав насчет кризиса капитализма, но он не предусмотрел кризис пролетариата. Чем богаче общество, тем меньше в нем желающих быть пролетариями. Но если человек не хочет быть пролетарием, нужно помочь ему перейти в другую социальную группу. То, что в России сильна мания зарабатывания и получения дензнаков, еще не гарантирует ей светлого будущего. Когда страну охватит мания приобретения знаний и повышения своего социального уровня, вот тогда можно будет спать спокойно - будущее обеспечено.

Второй суперблок национальной экономической стратегии - это территориальное размещение производительных сил. Не может заселение народом своей земли зависеть только от каких-то, пусть самых больших, промышленных проектов.

Советский период показал, что мы не можем осваивать всю страну одновременно. Необходимо принять решение, что мы осваиваем прежде всего. И это должны быть не только и не столько экспортные проекты, сколько проекты строительства нации - создание саморазвивающихся форпостов нашей цивилизации, конкурентоспособных с Москвой и Питером, на всем протяжении нашей бескрайней Родины.

И, наконец, третий суперблок - система внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов. Только сформулировав свои национальные цели и приоритеты, мы сможем соотнести их с чужими.

В 90-х мы погнались за иллюзией вечного благоденствия в обнимку с Западом и отвернулись от тех, кому мы действительно нужны. Но в гламурном радужном мире ждут не нас, а наши ресурсы и деньги. Нужно повернуться к тем, перед кем стоят похожие проблемы, а таких - большинство населения земного шара. Россия не может быть лидером западного мира хотя бы потому, что западный мир этого не хочет. Но Россия может выйти на лидирующие роли в мире незападном. И для этого необязательно становиться антизападными.

Сдвиг в сторону общенационального и социального планирования, наметившийся в результате появления национальных проектов, не должен останавливаться. Внимание общества и акценты в определении национальной экономической политики должны быть перенесены на проблемы жизни, места жительства и жизнедеятельности людей. Научившись управлять монополиями, государство должно научиться управлять ростом компаний-немонополистов, жизненным и социальным уровнем людей.

Лавровский Игорь. Чего не додумал Маркс.






Для любых предложений по сайту: [email protected]