Обществознание - поурочные разработки 8 класс
ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА
Цели:
1. Подвести учащихся к пониманию многообразия понятия «культура», пониманию, кто такой культурный человек. Продолжить знакомить учащихся с выдающимися памятниками культуры и искусства.
2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.
3. Воспитывать у учащихся потребность в приобщении к культурным ценностям.
Учебное оборудование: кроссворд, тексты дополнительного материала.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (культура, культура внешняя и внутренняя, ценности культуры, человек культурный), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Человек и человечность»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 8 и № 9.
КАРТОЧКА № 8
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
— Как соотносятся моральные нормы и поступки людей?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• Какое значение имеют понятия мораль и человечность?
• Какие противоречия имели моральные нормы в Древнем мире и в Средние века? Приведи примеры?
• Охарактеризуй поступки людей, обладающих высокими моральными качествами?
• Дай характеристику поступков, которые ты считаешь безнравственными.
• Докажи, что придерживаться высокоморальных норм очень сложно.
в) Сделай вывод.
КАРТОЧКА № 9
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
- Может ли человек совершать хорошие поступки в расчете на вознаграждение?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• Что такое человечность?
• В каких художественных произведениях главные герои поступали вопреки общественным нормам?
• Охарактеризуй такие поступки людей с точки зрения нравственности?
в) Сделай вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя).
а) Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
б) Выполнение заданий 3, 4 из учебника 1 с. 26.
в) Ответь на вопросы:
1. Что отличает человека от животных?
2. Почему поведение человека отличается от поведения животных?
3. Почему отличаются нормы поведения людей разных национальностей?
5. Что значит быть человеком?
6. Что значит человечность?
7. Что такое моральные нормы?
8. Как изменились моральные нормы за последние века?
г) Реши кроссворд:
Вопросы:
1. Самое развитое, универсальное, средство выражения мысли.
2. Преобразование человеком окружающего мира.
3. Высокая степень одаренности в какой-либо деятельности.
4. Общепринятое понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо.
5. Умение целенаправленно и разумно найти полезное для себя и других дело, стремление выполнить его.
6. Божество — прародитель рода, в римской мифологии.
7. Одна из ложных потребностей человека.
Ответы:
1. Речь. 2. Деятельность. 3. Талант. 4. Мораль. 5. Воля. 6. Гений. 7. Курение.
д) Приведи примеры людей, литературных героев, о которых можно сказать, что у них сильный характер, железная воля.
3. Устный развернутый ответ учащегося по карточкам № 8 и № 9, отзывы одноклассников.
III. Изучение новой темы
План:
• Что такое культура?
• Приобщение к культуре.
Задача для учащихся. Выяснить, почему не существует единого толкования понятия «культура»? Как становятся культурными людьми?
1. Рассказ учителя по вопросу «Что такое культура?» (в пределах учебника) или самостоятельная работа учащихся с учебником 1 с. 27 или учебник 2 с. 52—53. Задание для учащихся. Составьте и запишите в тетрадь словосочетания со словом культура, объясните, что такое культура внешняя и культура внутренняя?
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воепроизводства. В этом смысле понятие культуры — в отличие от понятия природы — характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие социальные институты, как право и государство), язык и искусство, технику и технологию и т.д. Различные типы культуры характеризуют определенные исторические эпохи (античная культура), конкретные общества, народности и нации (культура майя), а также специфические сферы деятельности (культура труда, политическая культура, художественная культура).
Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 10. С. 10.
Вариант ответа в тетради:
Культура — материальная, духовная, национальная, классовая, физическая, массовая, элитарная, речи, трудовая, сельскохозяйственная, правовая, политическая и т.д.
Внешняя культура — это созданные человеческими руками вещи.
Внутренняя культура — это совершенствующиеся умения, творческие способности, воображение, творческое мышление и т.д.
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 с. 27—30 и дополнительным материалом. Задание для учащихся. Выяснить пути приобщения к культуре. Кто влияет на формирование наших представлений о культурных ценностях? Запиши в тетради характеристику качеств культурного человека
Дополнительный материал
Мода
Что такое мода? Своего рода микростиль культуры, быстро меняющаяся социально и психологически обусловленная норма для некоторых внешних форм культуры.
В первую очередь мода касается внешнего вида людей, составляющих какую-либо общность (возрастную, профессиональную, социальную), их поведения, пристрастий и увлечений. Она относится к тому уровню эстетического, который обозначается термином «красивость». Мода на расклешенные или узкие брюки, мини- или макси-юбки, украшения (серьги не только в ушах, но и на других частях тела, татуировки и т.п.), специфические прически (стриженная наголо голова, «ирокез»), танцы на музыку определенного стиля, дизайн дома или квартиры и т.д.
Мода - широкий социально-психологический феномен, поэтому ее изменение зависит не только от эстетических причин. Так, представители обеспеченных слоев общества могут не обладать вкусом, но тем не менее формируют моду в целом, поскольку их фантазии пытаются воплотить высокопрофессиональные специалисты. К тому же в сфере моды есть явления, которые возникают стихийно. Сегодня какой-то социальной или возрастной группе нравится данный стиль одежды, а завтра - другой. Эта смена вкуса в групповых настроениях происходит под влиянием трудноуловимых социальных или психологических факторов. Однако иногда моду меняют сознательно ее «законодатели»: влиятельные политики, известные артисты, знаменитые модельеры, салоны одежды, торговые фирмы. В любом случае в моде обязательно присутствует элемент деспотизма. Установившись сначала в достаточно небольшой группе избранных, она принуждает всех не желающих превратиться в изгоя в определенном кругу, следовать новой моде вне зависимости от того, нравится она данному человеку, соответствует его личному вкусу и внутреннему миру или нет.
Добиться некоторой гармонии между требованиями моды и собственным вкусом нелегко. Это под силу лишь человеку с развитым эстетическим вкусом. Могут помочь и специалисты: стилисты, имиджмейкеры, дизайнеры.
Бычков В. Мода. Энциклопедия для детей. Т. 18. С. 351.
3. Беседа по прочитанному тексту.
— Что такое «царский» путь получения знаний?
— Как выглядит путь присвоения культурных ценностей? Чем он привлекает людей?
— Почему путь приобщения к ценностям культуры одновременно и сложный, и радостный?
— Какую роль в приобщении к культуре играет воспитание человека?
— Кто формирует наше представление о вкусе и моде?
— Всегда ли нужно следовать моде?
— Какие профессии человека в области культуры ты знаешь? Расскажи о них?
— Какими качествами обладает человек культурный?
Качества культурного человека.
1. Способен за художественными образами увидеть жизнь во всей ее полноте и сложности
2. Стремление человека овладевать вершинами художественной культуры.
3. Стремление быть широко образованным.
4. Готовность и способность к сопереживанию и уважению.
5. Скромность и тактичность.
6. Глубокая человечность.
4. Обсуждение (на выбор учителя) последних событий в мире культуры и науки.
В учебнике 2 упор сделан на усвоение человеком культурных норм и освоение социальных ролей (социализацию). Возможен вариант работы с текстом учебника 2, § 7. Задание для учащихся. Какую роль играет воспитание в приобщении к культурным нормам?
Вариант ответа:
— В понятие воспитание входят усвоение человеком культурных норм, бытовых правил, ценностей и идеалов.
— Воспитание бывает целенаправленным и стихийным.
— Большую роль в воспитании играет семья.
— В процессе воспитания имеется две стороны. Воспитание взрослыми детей и воспитание взрослых детьми.
— В результате воспитания происходит приобщение к культурным нормам.
IV. Закрепление изученного на уроке
1. Ответь на вопросы 1—4 и выполни задание 1 на с. 30 учебника 1.
2. Что такое культура?
3. Какие виды культуры ты знаешь?
4. Что такое культурные ценности?
5. Где происходит приобщение человека к культурным ценностям?
6. Какую роль в культурном развитии человека играет телевидение?
V. Подведение итогов урока
1. Кого можно считать культурным человеком?
2. Почему понятие культура имеет множество толкований?
3. Как уровень культуры человека зависит от его образования и воспитания?
Домашнее задание
1. Прочитать § 5 учебника 1 или § 7 учебника 2.
2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:
— Какими путями происходит приобщение человека к культуре?
— Что значит быть культурным человеком?
3. Выполнить устно задания учебника 1 на с. 30—31 или задание 2 учебника 2 на с. 58.
Дополнительный материал для учителя
Леонардо да Винчи родился в 1452 году неподалеку от Флоренции, а умер в 1519-м. Прошедшие века не изменили его репутации как самого яркого гения человечества. Если бы это был список выдающихся личностей. Леонардо определенно стоял бы среди первых пятидесяти имен. Однако его талант и репутация превышают реальное влияние этого человека на историю.
В своих блокнотах Леонардо оставил наброски многих современных изобретений, таких, как аэроплан и подводная лодка. В то время как эти блокноты свидетельствуют о яркости в оригинальности ума Леонардо, фактически они не имели влияния на развитие науки. Прежде всего, он не строил модели своих изобретений. Во-вторых, хотя идеи Леонардо были очень разумными, не похоже, чтобы его изобретения могли бы работать в реальности. Одно дело - думать об идее подводной лодки или аэроплана, и совсем другое, гораздо более трудное разработать точный, детализированный, практически применимый аппарат и сконструировать работающую модель. Великие изобретатели - не те, у кого есть гениальные идеи, а те как, например, Эдисон, Джеймс Уатт или братья Райт, - кто имел способности механика и обладал достаточным терпением, чтобы разработать детали, преодолеть трудности, чтобы сконструировать что-нибудь работающее. Леонардо этого не делал.
Более того, даже если бы его рисунки включали все детали изобретений, это мало что изменило бы, поскольку они находились в блокнотах и не публиковались в течение многих веков после смерти автора. К тому времени, когда их издали (текст в них, кстати, был написан с помощью зеркала), идеи изобретений уже были предложены другими. То есть мы заключаем, что как изобретатель и ученый Леонардо имел небольшое значение.
Его нахождение в нашем списке, следовательно, зависит в основном от художественных способностей. Леонардо был величайшим художником, хотя не более выдающимся, чем Рембрандт, Рафаэль, Ван Гог или Эль Греко. Учитывая его влияние на последующее развитие живописи, можно сказать, что он значил меньше, чем Пикассо или Микеланджело.
Леонардо имел прискорбную привычку начинать амбициозные проекты и никогда не заканчивать их. В результате число его законченных картин гораздо меньше, чем у вышеперечисленных художников. Часто хватаясь за новый проект, не закончив предыдущего, Леонардо растрачивал по мелочам значительную долю своих выдающихся талантов. Хотя оценка человека, написавшего “Мону Лизу”, как легкомысленного, может показаться странной, это, кажется, мнение всех, кто тщательно изучал его деятельность.
Возможно, Леонардо да Винчи был самым талантливым человеком на Земле, но значимых достижений у него всего несколько. Отличный архитектор, он, похоже, не создал ни одного здания, которое было бы построено. Ни одна из его скульптур не сохранилась до наших дней. Все, что осталось от его удивительных талантов, это большое число рисунков, несколько чудесных картин (сохранилось около двадцати) и ряд блокнотов, заставивших читателей восхищаться его гениальностью, но мало повлиявших на науку или изобретения. Самый талантливый человек на Земле, Леонардо не принадлежал к ста самым влиятельным людям.
Харт Майкл X. 100 великих людей. С. 533—535.