Моральный выбор - это ответственность - СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Моральный выбор - это ответственность - СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Цели и задачи: познакомить с проблемой морального выбора; определить соотношение свободы и ответственности в практическом поведении личности.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий моральный выбор, свобода, ответственность; характеризовать ответственное поведение; анализировать ситуации морального выбора; в результате работы с текстовым материалом прийти к выводу, что свобода — это не вседозволенность, а ответственность за свои поступки; развивать навыки самооценки; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к моральным проблемам общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание ответственного отношения к своим словам и поступкам.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. Способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности, реализовать самоконтроль и производить опенку совершаемых ею поступков:

1) мировоззрение

2) совесть

3) долг

4) мораль

2. Из двух суждений: а) моральный долг подразумевает ответственность человека перед обществом и собой; б) наличие морального долга свидетельствует о развитии личности:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Следование нравственным ценностям, осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике:

1) долг

2) совесть

3) мораль

4) мировоззрение

4. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе:

1) долг

2) совесть

3) честь

4) мировоззрение

5. Внешний контролер исполнения человеком своего долга:

1) совесть

2) общественное мнение

3) правосознание

4) мораль

6. Объективные обязанности, которые человеку необходимо выполнять:

1) общественный долг

2) ответственность

3) правовая культура

4) механизм правового регулирования

7. Понимание морального долга как врожденного закона для человека близко к философским взглядам:

1) Демокрита

2) Карла Маркса

3) Иммануила Канта

4) Адама Смита

8. Из двух суждений: а) совесть — это потребность человека нести ответственность за свои действия; б) совесть, как правило, осознается через чувство внутреннего дискомфорта или нарушение собственных нравственных правил:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Вставьте пропущенное слово.

Совесть — это глубокое осознание своего __________________ (долга) и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

Многие философы утверждают, что человек постоянно находится в разногласии с самим собой. В нем — как бы два независимых существа (две природы); внутреннее и внешнее, из которых внутреннее недовольно тем, что делает внешнее, а внешнее не делает того, что хочет внутреннее. Эта особенность по-разному проявляется в людях, но она присутствует в каждом человеке.

Почему в одних ситуациях человек может быть добрым, великодушным, милосердным, а в других — способен на неблаговидные поступки? Одни руководствуются в жизни идеалами, стремятся поступать по совести, отвергая расчетливость и цинизм. Другие же, достигая свою цель, «идут по головам».

Почему мы поступаем так или иначе? Чем руководствуемся в своем выборе? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема урока «Моральный выбор — это ответственность».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Моральный выбор.

2. Свобода — это ответственность.

3. Моральные знания и практическое поведение личности.

4. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Проблемные вопросы

— Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение?

— Способен ли человек творить себя?

IV. Работа по теме урока

Наш сегодняшний урок особенный, ведь он играет большую роль не только в изучении темы, но и в жизни каждого из нас. Вместе мы попробуем решить непростой для каждого человека вопрос: как жить? Тема урока тесно связана с ранее изученным материалом, нам предстоит вновь обратиться к таким понятиям, как «добро» и «зло», «нравственные нормы и принципы», «моральные идеалы», «аморальные поступки».

— Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 71 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

1. Моральный выбор

Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли писал: «Можно сказать о людях, что они в целом неблагодарны, непостоянны, лицемерны, трусливы, желают избегать опасностей и жаждут наживы, до тех пор, пока ты приносишь им пользу, выгоду, они целиком твои... Дружба приобретается через куплю-продажу, приобретается без гарантий и через мгновение ока она уже не готова служить тебе». Такие люди в глубине души понимают, что их поступки не вполне соответствуют моральным нормам, но отсутствие внутренних принципов, жестких ограничений не дает им возможности удержаться от подобных поступков. Они считают себя свободными в принятии решений и этим обосновывают свою безнравственность.

Объясняя свои поступки, мы иногда говорим: «Так получилось». Каждый из нас свободен в выборе своего поведения, и эталона здесь быть не может.

Мы часто сталкиваемся в жизни с проблемой выбора. Например, утром вы думаете, что съесть на завтрак, потом — как одеться в школу, а после окончания занятия задаетесь вопросом: делать ли уроки сейчас или отложить их на потом? С этими незначительными проблемами большинство справляется довольно легко. Затем вам придется задуматься о том, куда пойти учиться, где начать работать, как определить свой жизненный путь. Эти вопросы намного сложнее.

Однако самые сложные вопросы мы решаем тогда, когда перед нами стоит проблема морального выбора. Вспомните повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Это очень серьезное произведение, заставляющее поразмышлять, какой бывает проблема морального выбора в жизни человека. Андрий предал свою семью и своих товарищей-казаков, перешел на сторону врага из-за любви к польской панночке.

Противоположный путь — путь самопожертвования избрал Данко — герой произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Ценой своей жизни он спас людей.

— Могли ли герои этих произведений поступить иначе?

— Почему человек в одном случае выбирает путь предательства, а в другом — поступает честно, морально?

(Ответы учеников.)

Трудно не согласиться со словами известного поэта.

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку —

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты,

меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже — как умею.

Ник кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

(Ю. Д. Левитанский)

2. Свобода — это ответственность

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Рабочий материал

Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто смотрела из клетки в окно, за которым весело летали птицы. Птичка задумывалась о том, как им живется на воле. Ее сердце начинало учащенно биться, она садилась на перекладину и почти ощущала трепет возможного полета. Иногда другая птица присаживалась на карниз у окна и рассматривала птичку, сидевшую в клетке. Путешественница склоняла голову набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке! Немыслимо! И в эти моменты маленькая пленница чувствовала себя совсем несчастной.

Однажды владелец птички оставил дверцу клетки открытой. Птичка почувствовала волнение, когда заметила, что окно открыто. Она пыталась решить, что сделать. И она все еще думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверь клетки. Птичка, какими бы ни были ее мотивы, предпочла безопасность свободе.

Вопросы к тексту

— Что такое свобода?

— Как связана свобода с моральным выбором?

— Что влияет на выбор?

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить осознанный выбор?

(Ответы учеников.)

— Познакомьтесь еще с одной притчей на с. 73 учебника. Какие выводы вы можете сделать после прочтения этой притчи?

(Ответы учеников.)

Вывод. Человек должен осмысливать свои поступки и предвидеть их последствия.

Запись в тетради

Ответственность — способность действовать сознательно, субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

— Работая с п. 2 § 9 учебника, проследите взаимосвязь понятий «свобода» и «ответственность». Приведите примеры.

(Проверка выполнения задания.)

Все наши действия подвержены воздействию окружающего мира. Перед тем как совершить тот или иной шаг, мы обязательно задумаемся, не противоречит ли он нормам социальных отношений, совести, морали и т. д.

Вот в каком сложном положении находится человек. Слова Иисуса Христа, произнесенные им в Нагорной проповеди и изложенные в Евангелии от Матфея, остаются актуальными: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

3. Моральные знания и практическое поведение личности

Предположим, человек знает, как надо правильно поступить в том или ином случае.

— Обязательно ли он будет поступать строго в соответствии с установленными правилами?

— Почему?

(Ответы учеников.)

Народная мудрость гласит: «Суди о человеке не по словам, а по его поступкам». Предположим, человек, твердо уверенный в истинности таких моральных норм, как «человек человеку друг», «сам пропадай, но товарища выручай», попадает в кораблекрушение. На корабле только одна спасательная шлюпка и воспользоваться ей может только половина пассажиров корабля. Что победит в этой ситуации? Чувство самосохранения или моральные знания о том, что спасать надо в первую очередь тех, кто сам о себе позаботиться не может?

— Работая с п. 3 § 9 учебника, разработайте мини-проект «Кто и что может обеспечить выполнение моральных норм».

(Презентация проекта.)

4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Способен ли человек критически анализировать собственные помыслы и поступки? Попробуем разобраться в этом вопросе на конкретных примерах.

— Работая с п. 4 § 9 учебника, ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Как надо оценивать человека — по словам или по его поступкам? Почему?

— Как вы поняли смысл высказывания Ж.-П. Сартра?

— Что для вас сложнее — суд собственной совести или порицание окружающих?

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

Попробуем провести анализ различных ситуаций.

Алгоритм анализа

1. Определить проблему выбора.

2. Определить варианты решения проблемы (свобода выбора и моральная ответственность).

3. Выбрать и представить единственно возможный для вас вариант.

4. Обосновать свое решение.

(Задание может выполняться индивидуально и в группах.)

Ситуация 1. В выходной день вы с друзьями собираетесь на концерт любимой группы. Вы долго ждали этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне вы узнаете, что у родителей изменился график работы, и некому остаться с больной бабушкой. Как вы поступите?

Ситуация 2. Вы гуляете вечером с друзьями. Их мнением вы очень дорожите. Один из друзей предложил с целью позабавиться разукрасить краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как вы поступите?

Ситуация 3. На уроке во время объяснения учителя один из одноклассников, чтобы сорвать урок, взорвал петарду. Учитель попросил виновного признаться в содеянном проступке. Вы знаете, кто это сделал. Как вы поступите?

Ситуация 4. Команда вашего класса выступает на туристическом слете. Во время соревнований один из участников команды повредил ногу и не сможет продолжить дальнейшее участие в турнире. Физорг класса выбрал вас в качестве замены. Но вы знаете, что впереди препятствие «Бревно над пропастью», а вы очень боитесь высоты. Как вы поступите?

(Проверка выполнения заданий. Обсуждение итогов работы.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Какое из приведенных высказываний вам представляется наиболее справедливым? Почему?

1) Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все- таки выбираю (Ж-П. Сартр).

2) Настоящая ответственность бывает только личной, человек краснеет один (Ф. Искандер).

3) Нравственность — это разум сердца (Гегель).

4) Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни (П. Бауст).

5) Человек, не бывший в сложных жизненных переделках, еще не знает силы своего «Я» (И. С. Кон).

2. Выполните задание 2 рубрики «В классе и дома» на с. 77, 78 учебника.

3. Работая в паре, проанализируйте пословицы и поговорки. Выберите одну из двух предложенных. Один учащийся должен объяснить, с какими моральными принципами согласуется эта пословица или поговорка и почему именно она была выбрана. Второй ученик поясняет, почему другая пословица или поговорка не была выбрана и с какими моральными принципами она вступает в противоречие.

1) Не делай добра — не получишь зла. Доброе дело бумерангом вернется.

2) Копейка рубль бережет. Деньги надо тратить, а не копить.

3) Делу — время, потехе — час. Работа не волк, в лес не убежит.

4) Спасибо в карман не положишь. Доброму делу добрая память.

Подведем итоги нашей работы. Продолжите фразы.

• Моральный выбор для меня — это...

• На этом уроке я узнал (а), что...

• Для меня было открытием, что...

Домашнее задание

1. Прочитать § 9 учебника.

2. Выполнить задания 3—5 рубрики «В классе и дома» на с. 78 учебника (на выбор).






Для любых предложений по сайту: [email protected]