Религия как одна из форм культуры - СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Религия как одна из форм культуры - СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Цели и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий религия, религиозное сознание, мировые религии, религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный конфликт; характеризовать признаки религиозного сознания; оценивать роль религии в жизни общества; анализировать основные идеи мировых религий; объяснять сущность принципа свободы совести; сравнивать светское и религиозное сознание; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к изучению обществознания; уважение к свободе вероисповедания, взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. Особый вид деятельности человека, система исследований, направленных на получение новых знаний:

1) наука

2) образование

3) культура

4) искусство

2. Исследования, которые используют достижения науки для решения практических задач, называются:

1) прикладными

2) фундаментальными

3) абстрактными

4) естественно-научными

3. Глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, результаты которого не предназначены для непосредственного промышленного использования, называется:

1) абстрактным

2) фундаментальным

3) прикладным

4) логическим

4. К техническим наукам можно отнести:

1) этнологию

2) геологию

3) математику

4) кибернетику

5. Из двух суждений: а) наука — это область человеческой деятельности, вырабатывающая объективное знание о мире; б) наука — это наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение различных явлений.

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Соотнесите имена ученых и научные теории и открытия.

1

А. Эйнштейн

Д

2

К. Линей

В

3

Ч. Дарвин

Г

4

И. Ньютон

Б

5

Клавдий Птолемей

А

A) геоцентрическая модель мира

Б) открытие законов механики

B) классификация растений

Г) эволюционная теория

Д) теория относительности (Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

Как возникла жизнь? Что происходит после смерти? Существуют ли другие миры? Что лежит в основе поступков человека? В чем разница между добром и злом? Религия — один из способов найти ответы на эти вопросы.

Тема урока «Религия как одна из форм культуры».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Особенности религиозной веры.

2. Роль религии в жизни общества.

3. Религиозные организации и объединения.

4. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Проблемные вопросы

— Почему человек верит в возможность вмешательства сверхъестественных сил в свою жизнь?

— Почему активное развитие науки не уменьшает количество верующих в стране?

— Какова роль религии в жизни общества?

IV. Работа по теме урока

Из уроков истории вам известно, что религиозные представления зародились очень давно, около 40 тыс. лет назад. На определенном этапе развития религии появляется социальный институт, объединяющий людей одного вероисповедания, формирующий единые каноны, догматы, нормы поведения (например, церковь в христианстве).

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «религия»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «религия».)

Запись в тетради

Религия (от лат. religio — святыня) — совокупность представлений, основанных на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), а также соответствующее поведение и специфические действия (культ).

— Проанализируйте следующие высказывания и ответьте на вопросы.

1) Религия — это то, что должно быть чисто и святовоздаваемо богам; что имеет смысл, если только они замечают это и если есть роду человеческому от бессмертных богов некое воздаяние (Цицерон).

2) Религия — это познание всех наших обязанностей как божественных заповедей (религия — это не просто взгляд на мир, а жесткие требования, которые регламентируют человеческую жизнь, как именно он должен направлять и распределять свои усилия) (И. Кант).

3) Религия есть опиум народа. Религия есть самосознание человека, который или еще не обрел себя, или уже снова потерял себя (К. Маркс).

Вопросы к классу

— Какое из высказываний, по вашему мнению, более точно определяет сущность религии?

— С какими высказываниями вы согласны, а с какими не согласны? Почему?

(Ответы учеников.)

1. Особенности религиозной веры

Понять, как и почему возникли различные верования, пытались и светские мыслители, многие из которых были неверующими, и представители церкви.

— Послушайте различные мнения о происхождении религии.

Рабочий материал

Одни исследователи считают, что религия сложилась как своеобразный ответ на страдания и лишения людей. Мечтавшие об ином уделе люди находили утешение в вере в помощь сверхъестественных сил. Другие предлагают психологическое объяснение происхождения религии. По их мнению, бессознательное восхищение отцом, поэтизация его облика служат ключом к объяснению тайны Бога. Бог для человечества — это кристаллизация психологических переживаний, связанных с отношением к отцу. Вот почему божества в различных религиях и добрые, и суровые, они и карают, и милуют.

Некоторые исследователи вопросов веры полагают, что религия, особенно единобожие, объективное следствие того, что человеку необходимо познать целостность мироздания, единую систему законов природы и общества. Существует мнение, что религия способствует творческой, познавательной деятельности. Некоторые представители науки и искусства замечали, что вера дает импульс к творчеству.

Многие мыслители отрицали истинность религиозной картины мира, искали светские нравственные опоры в обосновании жизнеутверждающего мироощущения. Б. Рассел в работе «Почему я не христианин» писал: «...действительная причина того, что люди принимают религию, на мой взгляд, не имеет ничего общего с доводами рассудка. Люди принимают религию из эмоциональных побуждений. Часто нас уверяли, что нападать на религию весьма пагубно, ибо религия делает людей добродетельными».

Вопрос к классу

— Какая точка зрения, на ваш взгляд, наиболее объективно объясняет появление религиозных верований? Свой ответ аргументируйте.

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

— Изучив материал рубрики «Документ» на с. 95,96 учебника, выполните задание к нему.

(Проверка выполнения задания.)

В любой религии существуют определенные обряды. Они являются зримым воплощением религиозных представлений. Это совокупность специфических действий и ритуалов, обусловленных верой и регламентированных вероучением. Нередко обряды имеют воспитательное значение. Они приучают человека подчиняться общему порядку. Вершиной обрядовых действий является молитва — непосредственное словесное обращение человека к Богу.

2. Роль религии в жизни общества

Как любой социальный феномен религия выполняет в обществе определенные задачи:

1) регулирует поведение людей в обществе — религиозные нормы диктуют, как себя вести, вводят ограничения;

2) воспитывает человека — побуждает к развитию таких положительных качеств, как милосердие, доброта, умеренность;

3) отвечает на вечные человеческие вопросы о мироустройстве и предназначении человека;

4) снимает психологическое напряжение — верующие люди после совершения религиозных обрядов чувствуют облегчение, приток сил;

5) объединяет людей в рамках религиозной общины, избавляя их от одиночества;

6) объединяет общество для решения различных задач.

Из курса истории России вы знаете, какой важный вклад внесла Русская православная церковь в объединение Руси после политической раздробленности. Она вдохновляла русский народ на борьбу против ордынского владычества. К сожалению, история знает немало примеров и национальной вражды, порожденной религиозной верой.

— Изучите и прокомментируйте схему.

(Комментарии учащихся.)

— Работая с дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Десять заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай и описаны в Ветхом Завете (в пятой книге Моисея под названием «Второзаконие»). Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и человека, следующие шесть — человека с человеком.

Список заповедей в современной трактовке, с исходными цитатами.

1. Верь в единственного Бога. «Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов перед лицом Моим». Изначально это было направлено против язычества (многобожия), но со временем стало напоминанием еще больше чтить единого Бога.

2. Не создавай себе кумиров. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой...». Было направлено против идолопоклонничества, теперь же «кумир» трактуется расширенно — это все, что отвлекает от веры в Бога.

3. Не произноси имени Бога понапрасну. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...».

4. Помни о выходном дне. «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его... шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». В некоторых странах, в том числе и в России, это воскресенье.

5. Почитай своих родителей. «Почитай отца твоего и матерь твою».

6. Не убивай. «Не убий».

7. Мужчина и женщина должны жить в браке. «Не прелюбодействуй».

8. Не кради. «Не укради».

9. Не лги и не клевещи. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Изначально это касалось судебных клятв, позднее стало толковаться расширенно.

10. Не завидуй. «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его [ни всякого скота его], ни всего, что есть у ближнего твоего».

Вопросы к тексту

— Актуальны ли сегодня эти заповеди?

— Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

(Ответы учеников.)

3. Религиозные организации и объединения

Правовое положение религиозных организаций в России регулируется Федеральным законом № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». На начало 2010 г. в России было зарегистрировано около 23 500 религиозных организаций, объединенных в 70 различных конфессий.

Предлагаю совершить небольшое виртуальное путешествие.

Рабочий материал

Слайд 1. У большинства церквей есть своя структура и иерархия. Иерархия (от греч. hieros — священный и arche — власть) — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Так, иерархия Православной церкви именуется «трехчинной», потому что она состоит из трех основных ступеней: диаконата, священства и архирейства.

Слайд 2. Священнослужители разделяются на диаконов, пресвитеров и епископов. Лица, находящиеся на двух первых священных степенях, могут принадлежать как к монашествующему (черному), так и к белому духовенству.

Слайд 3. Секта (от лат. secta, sequi — следовать за кем-то, повиноваться, secare — отсекать (часть от целого)) — группа, следующая за лидером, произвольно формирующим особое религиозное направление и отсекающим людей от изначальной религиозной целостности как организационной, так и мировоззренческой.

Слайд 4. В христианском истолковании понятие «секта» тесно связано с лжеучением (ложным учением). Длительное время слова «ересь» и «секта» рассматривались в христианском богословии как синонимы. Незначительному разграничению эти термины подверглись в Новое время, когда слово «секта» стало обозначать группу или организацию, а «ересь» — ее учение.

Слайд 5. Для всех сект свойственен: 1) молодой исторический возраст; 2) преувеличенное представление о личности лидера, с которого только и начинается история секты; 3) доктринальный конфликт с христианством как следствие отрицания христианского вероучения.

Слайд 6. Выделяются так называемые тоталитарные секты — особый тип организаций, для которых характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации. Их деятельность представляет опасность для жизни и здоровья граждан. Например, члены секты Аум Синрике совершили газовую атаку в токийском метро с помощью отравляющего газа зарин.

4. Свобода совести, свобода вероисповедания

В Российской Федерации проживают представители многих распространенных в мире религий. По данным социологического исследования, проведенного в 2012 г., население России распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:

1) православные верующие (прихожане Русской православной, грузинской, армянской и других церквей) — 42,4%;

2) мусульмане — 6,5%;

3) христиане, не принадлежащие к определенной конфессии, — 4,1%;

4) последователи неоязычества — 1,1%;

5) буддисты — 0,4%;

6) старообрядцы — 0,2%;

7) протестанты — 0,2%;

8) атеисты — 12,9%.

А 25% участников опроса определили себя как «духовных, но не религиозных» людей.

Одна из свобод, закрепленная в статье 28 Конституции Российской Федерации, гласит, что каждому в России гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Статья 14 Конвенции ООН о правах ребенка утверждает, что «государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей».

Свобода совести состоит и в том, что можно быть и атеистом.

Запись в тетради

Атеизм (от греч. atheos — отрицание бога) — система взглядов и убеждений, отрицающая существование бога (божеств) и отвергающая всякую религию.

Как же реализуются принципы свободы совести и свобода вероисповедания в Российской Федерации?

— Изучите и прокомментируйте схему.

(Комментарии учащихся.)

Представьте, что мы с вами стали свидетелями спора между посетителями одного из форумов, которые обсуждали проблему вовлечения детей в религию. Одни участники дискуссии утверждают, что ребенок должен по мере взросления самостоятельно определиться в вопросе выбора религии, а другие считают, что родители должны помочь ребенку, а во многих случаях и сделать выбор за него, руководствуясь собственными религиозными взглядами.

— Разделитесь на две группы. Работая с п. 4 § 12 учебника и интернет-ресурсами, подберите аргументы в защиту той или иной позиции.

(Проводится мини-дискуссия. Подведение итогов работы по данному вопросу)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Ответьте на вопросы 1—3, 5 рубрики «Проверим себя» на с. 101 учебника.

2. Выполните задания 2—4 рубрики «В классе и дома» на с. 101 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Наш урок подходит к концу.

— Что вы получили от этого урока?

— Что чувствовали?

— Что вас удивило?

— За что вы можете себя похвалить?

— За что вы можете похвалить одноклассников?

Продолжите фразы.

• Я хочу сказать...

• Мне больше всего удалось...

• Для меня было открытием, что...

Домашнее задание

1. Прочитать § 12 учебника.

2. Выполнить задание 1 рубрики «В классе и дома» на с. 101 учебника.

3. Написать эссе на тему: «Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе» (Т. Харди).






Для любых предложений по сайту: [email protected]