Социальная структура общества - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Социальная структура общества - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Цели и задачи: познакомить с социальным устройством современного общества; характеризовать виды социальных групп.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий социальная мобильность, социальный статус, социальная группа', определять различные социальные общности и группы; выделять критерии классификации социальных групп; раскрывать причины социального неравенства; приводить примеры различных видов социальной мобильности; характеризовать причины социальных конфликтов, определять пути их разрешения; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к изучению социальной структуры общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

— Ответьте на вопросы рубрик «Вспомним» и «Подумаем» на с. 105 учебника.

(Ответы учеников.)

Общество не может быть однородным. Оно всегда состоит из различных групп, в которые люди объединяются для удовлетворения потребности в совместных действиях. Отношения между людьми, возникающие в процессе их общения, совместной практической и духовной деятельности, называются социальными или общественными отношениями.

III. Введение в новый материал

Все мы связаны между собой определенными узами. Так, мать и ребенка связывают кровнородственные отношения. Без таких уз человечество перестанет существовать. По мере взросления у ребенка появляется круг общения. Он играет со сверстниками, посещает вместе с ними школу. Можно сказать, что уже в детстве мы входим в различные социальные группы.

Изучая социальную структуру общества, мы узнаем, как формируются социальные группы, как происходит распределение ролей внутри групп, как возникает социальное неравенство.

Тема урока «Социальная структура общества».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения. Можно выполнить упражнение «Линия времени».)

Упражнение «Линия времени». Преподаватель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля, отмечает периоды, требующие от учащихся особого внимания. Обучающиеся осознают, что нужно знать и уметь для успешного усвоения темы. Это упражнение полезно для школьников, которые легче усваивают учебный материал «от общего к частному».

План урока

1. Что такое социальная структура.

2. Социальная мобильность.

3. Многообразие социальных групп.

4. Социальные конфликты и пути их разрешения.

Проблемный вопрос

— Если люди рождаются равными, то почему в обществе сохраняется социальное неравенство?

IV. Работа по теме урока

1. Что такое социальная структура

— Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «социальная структура»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «социальная структура».)

Записи в тетради

Социальная структура (от лат. socialis — общественный и structura — строение, расположение, порядок) — строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп.

Социальные группы имеют различное положение в обществе. Группы не просто отличаются друг от друга, они образуют иерархическую систему: высшие, средние, низшие классы.

— Может ли такое общество быть благополучным?

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

Социальное неравенство приводит к тому, что огромные слои населения, которые лишены возможности удовлетворять свои экономические потребности, рано или поздно проявят свое неудовольствие. Они могут попытаться забрать те богатства, которые есть у представителей высших классов. Например, подобное противостояние вместе с другими неразрешимыми противоречиями привели в нашей стране к революции 1917 г.

— Работая с п. 1 § 13, выявите основные критерии, лежащие в основе разделения общества на страты (социальные группы).

(Проверка выполнения задания.)

Вывод. К основным критериям разделения общества на страты относятся доход, власть, образование и престиж.

Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Если доходы очень высоки, то они накапливаются и превращаются в богатство.

Уровень образования измеряется числом лет обучения в школе и вузе. Начальная школа — 4 года обучения, неполная средняя — 9 лет, полная средняя — 11 лет, колледж — 4 года, университет — 5 лет, аспирантура — 2—3 года, докторантура — 2—3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.

Власть дает возможность навязывать волю или решения другим людям независимо от их желания. В зависимости от уровня власти она распространяется на разное количество человек. Так, указы президента обязаны быть исполнены всеми жителями страны, а решениям бригадира подчиняются 7—10 человек.

Престиж — уважение к занимаемому человеком социальному положению (его статусу), сложившемуся в общественном мнении.

Научные данные свидетельствуют, что в большинстве развитых стран, в том числе и в России, наибольшим престижем пользуются следующие профессии: юрист, банкир, ученый, летчик, врач.

— Изучив материал рубрики «Ситуация» на с. 106 учебника, ответьте на вопрос к нему.

(Проверка выполнения задания.)

Вопросы для дискуссии

— Почему проблема социального неравенства является одной из важнейших проблем современного общества?

— Неизбежна ли социальная стратификация?

— Может ли быть ликвидировано социальное расслоение общества?

(Проводится мини-дискуссия.)

2. Социальная мобильность

Вся наша жизнь это движение вперед, к цели. Попытаемся ответить на очень важные вопросы. Что помогает человеку занять более высокую социальную позицию в обществе? Найти свое призвание, стать успешным?

Каждый человек может быть отнесен к той или иной социальной группе, он занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места? Если да, то как это происходит? Всегда ли общество дает возможность человеку перейти из одной социальной группы в другую?

Изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре, называют социальной мобильностью. Можно сказать, что социальная мобильность — это любой переход индивида, группы или социального объекта (ценности, созданной или модифицированной) от одной социальной позиции к другой, в результате чего социальное положение индивида или группы меняется.

Различают несколько типов социальной мобильности. Вертикальная мобильность — совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида из одного социального слоя в другой. Горизонтальная мобильность — переход индивида от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне.

Одним из примеров вертикальной социальной мобильности может служить жизнь знаменитой французской певицы Эдит Пиаф.

Рабочий материал

Слайд 1. Родилась Эдит Джованна Гассьон — таково настоящее имя Эдит Пиаф — в семье артистки и акробата. Мать отдала маленькую девочку, мешавшую ее карьере, на воспитание своим родителям.

Слайд 2. Когда отец Эдит вернулся с фронта (шла Первая мировая война), он узнал, что его дочь живет в ужасных условиях. Бабушка имела пристрастие к алкоголю и совсем не занималась ребенком. Луи Гассьон отвез малышку к своей матери в Нормандию. Выяснилось, что трехлетняя девочка совершенно слепа по причине развившейся после рождения катаракты. Лечение оказалось бесполезным. Прозрела малышка только после того, как ее отвезли к святой Терезе в город Лезье.

Слайд 3. Училась Эдит в школе совсем недолго. Вскоре отец забрал ее в Париж. Вместе они начали выступать на улицах. Под пение дочери отец выполнял акробатические номера.

Слайд 4. В 14 лет Эдит решила жить самостоятельной жизнью. Сама снимала комнату и зарабатывала на жизнь уличным пением. Однажды ее выступление увидел владелец кабаре «Жернис» Луи Лепле и предложил юной девушке петь в его заведении. Он назвал ее Пиаф (в переводе с парижского арго псевдоним переводится как «воробышек»).

Слайд 5. Вскоре Эдит Пиаф создала свой репертуар... и стала знаменитой. На сцену певица всегда поднималась в черном платье, на фоне которого изящные кисти ее рук, которыми она взмахивала при пении, порхали как бабочки. Публика восхищалась ею, к Пиаф пришли деньги и слава.

Слайд 6. Эдит сумела из самых низших слоев общества переместиться наверх. Но это отнюдь не сказка про Золушку. Певице пришлось проявить силу воли, твердость характера. Она много трудилась, чтобы добиться успеха.

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. Различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъем и социальное падение. Восходящее и нисходящее течение профессиональной, экономической и политической мобильности существует в двух основных формах: индивидуальной и групповой.

— Приведите примеры социального подъема и социального падения индивидов и групп.

(Проверка выполнения задания.)

— Изучив материал рубрики «Ситуация» на с. 107 учебника, ответьте на вопрос.

Вопрос к классу

— Всегда ли смена рода деятельности и смена места жительства ведут к подъему по социальной лестнице?

(Ответы учеников.)

Пути, по которым проходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами.

— Работая с п. 2 § 13 учебника и материалом рубрики «Мнения» на с. 109, выявите механизмы социальной мобильности и ответьте на вопросы.

Вопросы для дискуссии

— Какие каналы социальной мобильности наиболее короткие?

— Какой «маршрут» вам представляется наиболее эффективным?

— Какой «маршрут» вам представляется труднодостижимым?

— Всегда ли впечатление о высоком социальном статусе человека истинно? Почему?

(Проводится мини-дискуссия. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

3. Многообразие социальных групп

Если мы говорим об обществе, мы обычно не выделяем деятельность отдельного индивида, а рассматриваем взаимодействия различных социальных групп.

Запись в тетради

Социальная группа — любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и др.).

Индивид может состоять в нескольких социальных группах.

— Какие функции выполняют социальные группы?

— Какова их роль в жизни человека и общества?

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует их на доске. Составляется перечень.)

Функции социальной группы:

1) социализация — приобщение индивида к социальным ценностям, нормам, правилам;

2) личностный рост — формирование особенностей личности (способность к абстрактному мышлению, речь, язык) в итоге групповой деятельности;

3) защита — ощущение принадлежности к данной социальной общности, поддержки с ее стороны.

— Работая с п. 3 § 13 учебника, выделите и охарактеризуйте виды социальных групп.

(В ходе выполнения задания заполняется таблица.)

Виды социальных групп

Критерий

классификации

Наименование

Характеристика

Пример

Численность

Малые

Устанавливаются непосредственные личные контакты. Группы людей от 5—7 до 20—30 человек

Семья, ученики одного класса, члены спортивной секции


Большие

Преобладают опосредованные связи. Многочисленная совокупность людей, объединенных общими интересами и занимающих одинаковое положение в структуре общества

Народность, класс, страта

Характер взаимодействия

Первичные

Непосредственный, межличностный характер взаимодействия. Предполагается взаимная поддержка. Отношения регулируются групповым мнением, сложившимися оценками

Семья, коллеги, дружеская компания, соседи


Вторичные

Отсутствие непосредственных эмоциональных отношений

Политическая партия, профессиональное объединение, профсоюз


Формальные

Иерархический характер отношений

Коллектив предприятия


Неформальные

Непосредственное межличностное взаимодействие

Сотрудники компании, имеющие совместные увлечения (рыболовы, филателисты и т. д.)

(Проверка выполнения задания.)

4. Социальные конфликты пути их разрешения

— Расставьте слова по степени нарастания конфликтности. Свой выбор объясните.

Рабочий материал

Разногласие, диспут, разлад, раздор, спор, ссора, столкновение, дискуссия, схватка, скандал, перепалка, война, распри, размолвка.

(Проверка выполнения задания.)

— Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «социальный конфликт»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «социальный конфликт».)

Запись в тетради

Социальный конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов.

Субъектами социального конфликта являются индивиды, малые и большие группы, социальные объединения, между которыми возникло противоречие. Конфликт возникает в результате столкновения разнообразных объективных и субъективных идей и позиций.

Между субъектами конфликта различают агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые) противоречия.

Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта способствуют его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический конфликт. И наоборот, путем взаимных компромиссов можно превратить антагонистический конфликт сначала в агонистический, а потом и разрешить конфликт.

По форме развития конфликты делят на скрытые (латентные) и открытые. Пример скрытого конфликта: подросток распускает нелицеприятные слухи об однокласснике, который, по его мнению, стремиться подорвать его авторитет в компании.

Стадии конфликта:

1) возникновение конфликтной ситуации — осознание потенциальными субъектами конфликта возникших противоречий;

2) эскалация (нарастание) конфликта;

3) спад;

4) исход конфликта — конфликт разрешен полностью или частично;

5) постконфликтный синдром — напряженность в отношениях ранее конфликтовавших сторон, несовпадение оценок и мнений относительно завершившегося конфликта.

Постконфликтный синдром при обострении отношений может стать началом нового конфликта.

По характеру результата конфликты можно сгруппировать на те, которые завершились в виде успеха, компромисса, выхода из конфликта и поражения.

Представьте, что мы с вами оказались на заседании дискуссионного клуба. Одни участники дискуссии утверждают, что социальные конфликты благотворны для человечества, а другие придерживаются противоположного мнения.

— Разделитесь на две группы. Работая с п. 4 § 13 учебника и интернет-ресурсами, подберите аргументы в защиту той или иной позиции.

(Проверка выполнения задания, составление схемы.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Ответьте на вопросы 1—5 рубрики «Проверим себя» на с. 113 учебника.

2. Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:

1) изменение профессии: рабочий стал инженером (↑)

2) переезд из одного города в другой без изменения профессии (—>)

3) повышение квалификации в рамках одной профессии: инженер стал ведущим инженером (↑)

4) повышение уровня образования: техник, получив высшее образование, стал начальником цеха (↑)

5) понижение в должности (↓)

(Проверка выполнения заданий.)

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя знаки:

V — новая и интересная информация;

! — я думал (думала) иначе;

? — эта информация меня удивила;

X — мне было скучно.

Домашнее задание

1. Прочитать § 13 учебника.

2. На примере членов своей семьи или знакомых показать, как изменилось их социальное положение. С какими обстоятельствами (получением образования, переездом из деревни в город, ростом или сокращением доходов) были связаны эти изменения?






Для любых предложений по сайту: [email protected]