Нации и межнациональные отношения - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Нации и межнациональные отношения - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Цели и задачи: познакомить с причинами межэтнических конфликтов и путями их решения.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия сущности межнациональных и межэтнических отношений; оценивать значение общего исторического прошлого народов России; характеризовать межнациональные конфликты, выявлять их причины и описывать возможные пути решения этих конфликтов; выявлять неразрывную связь между судьбами народа и отдельных людей, принадлежащих к этому народу; характеризовать межнациональные отношения в современном обществе; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых зятя, личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к истории и традициям народов России; воспитание толерантности, уважительного отношения к различным народам; определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; умение выражать собственное отношение к явлениям современной жизни.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и предполагающее определенные права и обязанности:

1) социальный статус

2) национальный статус

3) личная независимость

4) правовой статус

2. Прирожденный статус:

1) работа

2) образование

3) возраст

4) хобби

3. Признание личных и деловых качеств какого-либо из членов общества:

1) статус

2) авторитет

3) престиж

4) достижение

4. Набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенное положение в обществе:

1) социализация

2) адаптация

3) социальная роль

4) социальный статус

5. Основные социальные роли человека:

1) работник

2) спортсмен

3) семьянин

4) гражданин

5) шахматист-любитель

6. Признаки прирожденного статуса:

1) национальность и профессиональная квалификация

2) социальное происхождение и национальность

3) образование и профессиональная квалификация

4) материальное положение и пол

7. Социальная группа — это:

1) совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодействии и оказывающих друг другу помощь в достижении личных целей

2) определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других

3) коллектив, реальный или воображаемый, оцениваемый высоко или низко, с которым индивид соотносит свое поведение или будущее

8. Соотнесите статус и социальную позицию.

1

Предписанный статус

Б, Г

2

Достигаемый статус

А, В

A) уровень образования

Б) национальность

B) материальное положение

Г) пол

9. Отметьте верные утверждения.

1) Социальная стратификация — это совокупность статусов и ролей.

2) Социальный состав населения — это совокупность больших социальных групп.

3) В социальной стратификации все статусы равны и связаны между собой функционально.

4) Социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда.

5) Институт собственности относится к экономическим институтам.

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

А. С. Пушкин мечтал о времени, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся». Некоторые считают, что люди разных наций не могут ужиться друг с другом. Так ли это? Что определяет отношения между нациями? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема урока: «Нации и межнациональные отношения».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Этнос, нация, национальность.

2. Отношения между нациями.

3. Отношение к истории и традициям народа.

4. Межнациональные отношения в современном обществе.

Проблемные вопросы

— Можно ли представить современный мир без межнациональных конфликтов?

— Как предотвратить межнациональные конфликты?

IV. Работа по теме урока

1. Этнос, нация, национальность

Кроме классов, сословий и других групп социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся этнические общности. Этносы — это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы. Каждый человек относится к какой-либо этнической общности и к какой-либо этнической культуре.

Нация — это исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры. Французский мыслитель Жозеф де Местр утверждал: «Нации, как и индивидуумы, имеют свой характер и свою миссию».

Большинство исследователей сходится на том, что наиболее существенными признаками, по которым можно распознать этническую общность, являются:

1) общий язык;

2) общая территория;

3) географическое положение и природные условия;

4) общее хозяйствование;

5) происхождение от общего предка, т. е. кровное родство;

6) общие верования, духовное родство.

— Проанализируйте эти признаки с помощью дополнительного материала.

Дополнительный материал

1. Общий язык является важнейшим объединяющим началом для членов того или иного этноса, одним из этнических определителей. Как правило, люди, относящиеся к одному народу, говорят на одном языке, но существует и немало самостоятельных, разных народов, говорящих на одном и том же языке, причем для некоторых из них он является родным, а для других — заимствованным. Так, по-английски разговаривают не только сами англичане, но и 180 млн американцев, 11,25 млн канадцев, 5,8 млн шотландцев и другие народы. Испанский язык родной не только для самих испанцев, но и для колумбийцев, мексиканцев, венесуэльцев, чилийцев, перуанцев.

Существует немало народов, отдельные группы которых говорят на различных языках. Например, шотландцы в общей массе говорят по-английски. Но в горах Шотландии сохранилась небольшая группа населения, которая в быту наряду с английским пользуется особым языком кельтской группы (так называемым гэльским). В Великобритании живет и другой народ кельтской языковой группы — валлийцы, который тоже является двуязычным (разговаривает и по-английски, и по-валлийски). Или, например, мордва: половина этого народа использует язык эрзя, немногим более трети говорит на мокшанском, а остальные перешли на русский язык. А на территории Беларуси, помимо разговорных белорусского и русского языков, также существует и ятвяжский.

2. Многие этнографы считают, что этнос — это группа людей, живущая на одной территории. Конечно, для возникновения общности, говорящей на одном языке, ее члены должны были длительное время находиться между собой в определенных связях, которые могли возникнуть единственно в том случае, если группа людей, давшая начало народу, жила на определенной территории. Но с того давнего времени ситуация изменилась, и территория формирования этноса вовсе не обязательно является территорией его обитания в данный момент. Можно вспомнить и племена, кочевавшие между Уралом и Дунаем, а впоследствии добравшиеся на остров Крит, тех самых ахейцев, которые и дали начало удивительному народу и удивительной культуре, которую мы называем древнегреческой. Если при расселении какого-либо народа происходит географический разрыв между отдельными его группами, что часто случается при переселении морским путем, то от основного «материнского» народа отделяются новые самостоятельные этносы. Именно так случилось с англичанами, французами, испанцами, португальцами при их расселении в колониальный период на захваченных землях Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании.

Нередко этнические территории сокращались из-за войн, эпидемий, тяжелых условий труда и быта. Однако главную роль в этом играли процессы ассимиляции.

Иногда какой-либо народ, сложившись на определенной территории, в дальнейшем частично (а то и полностью) покидал ее, расселяясь по различным странам. Пожалуй, наиболее яркий и печальный пример такого народа-изгнанника — евреи. В результате войн с Египтом, Ассирией, Вавилоном и Персией, а затем и восстаний против римских властей евреи были полностью вытеснены со своей родины. Не менее ярким примером потери первоначальной этнической территории могут служить цыгане — потомки выходцев из Северной Индии, которые начали выселяться оттуда в западном направлении в конце I тыс. н. э. и в XIV в. достигли Европы.

3. Климат, характер почвы, рельефа существенно повлияли на род занятий ранних обществ, их культуру. Например, разделение жителей Египта на сословия — земледельцев и воинов — ученые объясняют периодическими разливами Нила: все мужчины не могли одновременно оставить поселение, уйдя на войну. Система плотин нуждалась в постоянном внимании, иначе страна могла погибнуть.

Н. А. Бердяев утверждал, что небольшая компактная территория Германии «породила в немце желание все упорядочить, расставить по местам в отличие от русского, в ком необозримые просторы Родины воспитали отсутствие чувства меры и неумение справиться с собственной судьбой».

В каждой культуре есть свои общепринятые стереотипы, и любая культура пытается воссоздать среду сообразно своему стереотипу. Некоторые элементы ландшафта становятся национальным символом народа (береза в России, сакура у японцев). Природа играла огромную роль на ранних стадиях существования этнических общностей. В настоящее время жизнь людей даже в наименее развитых экономически странах гораздо более зависит от уровня техники, от созданных человеком материальных и духовных богатств и ценностей, чем от природы. Можно сказать, что история человечества и есть процесс все меньшей зависимости от первичной природной среды и все большей зависимости от среды, созданной на протяжении веков самими людьми.

4. Этнос при его формировании складывается из племен, находившихся в реальном экономическом общении. Так, торговали и совместно охотились племенные союзы кривичей, дреговичей и радимичей. Австралийские племена устраивали совместные облавы на кенгуру, обменивались определенными видами сырья, посещали друг друга для проведения праздников и обрядов инициации (посвящения). Впоследствии многие из таких племен объединились в этносы. Но в наши дни самые разные народы по типу экономики и уровню жизни различаются независимо от этнической и национальной принадлежности. Сейчас не существует, пожалуй, ни одного народа и ни одной локальной группы, которые были бы экономически и хозяйственно изолированы от соседей.

5. Этническая общность не предполагает обязательного родства по крови, т. е. генетического. Скорее образ крови в этом контексте означает близость поведенческих характеристик членов этноса, общность языка, культурное родство и этническое самосознание.

6. Надо чувствовать принадлежность к своему народу и его исторической судьбе. Только тогда ты сохранишь в себе его традиции и ценности. Например, русские старообрядцы, оказавшись за рубежом, свято хранят особенности своего быта и культуры. Этническое сознание — это духовное отождествление человека со своим народом.

Духовное отождествление сильнее территориального или языкового. Если человек пренебрежительно или высокомерно относится к своему народу, знайте, духовно он не с ним. В духовном смысле он уже потерял свою родину, хотя территориально проживает в России и говорит на родном языке.

Вопрос к тексту

— Какие из этих факторов вам представляются наиболее важными? Свой выбор объясните.

(Ответы учеников.).

Вывод. Этническая группа — это общность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают ее от других групп (язык, религия, черты психологического склада, материальной и духовной культуры, представления об общности происхождения и исторической судьбы).

Ученые под основными типами этнических общностей, как правило, понимают племя, народность. Нация — это все граждане определенной страны, независимо от их этнических различий.

2. Отношения между нациями

Российские ученые определяют межэтнический конфликт как любую форму гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны или одна из сторон действуют по признаку этнических различий.

— Работая с п. 2 § 15 учебника и используя знания, полученные на уроках истории, приведите примеры трагических отношений между нациями.

(Проверка выполнения задания.)

Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени. Причины, ведущие к ним, многообразны. Их сочетание в каждом конкретном случае особое. Вместе с тем для возникновения этнического конфликта необходимо, как правило, наличие трех факторов:

1) заниженный или завышенный уровень национального самосознания;

2) наличие в обществе «критической» массы социальных проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия;

3) наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.

Вопросы для дискуссии

— В чем, на ваш взгляд, основные причины межнациональных разногласий?

— Можно ли представить современный мир без межнациональных конфликтов?

(Проводится мини-дискуссия. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

3. Отношение к истории и традициям народа

Представьте себе такую фантастическую картину. По бескрайним просторам Вселенной мчится космический корабль с экипажем на борту. Все члены экипажа — отверженные. По решению сообщества объединенных миров они не имеют права ступать ни на одну из планет. Их участь — стать вечными изгнанниками. На борту корабля собрались носители самого страшного вируса — вируса расизма, национализма, шовинизма. Это картина из рассказа американского писателя-фантаста. По его мнению, в далеком будущем носителей страшного вируса останется так мало, что их можно будет поместить на борту одного космического корабля и выслать за пределы Вселенной. Перед нами картина далекого будущего, но пока носителей этого вируса на Земле немало. Есть они и у нас, в России.

Представьте, что мы с вами оказались на заседании дискуссионного клуба. Одни участники дискуссии утверждают, что национальная гордость людей включает в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость, а другие придерживаются противоположного мнения. Они полагают, что «Все свое — хорошо, все чужое (свойственное другой нации) — плохо».

— Разделитесь на две группы. Работая с п. 3 § 15 учебника и интернет-ресурсами, охарактеризуйте эти позиции и представьте примеры и последствия данных подходов.

(Проверка выполнения задания.)

У каждого народа есть свои, подчас уникальные, традиции и обычаи. Познакомимся с некоторыми из них.

Рабочий материал

Слайд 1. Индеец будет удивлен, увидев, что жена европейца обращается к мужу по имени в присутствии его матери и без ее разрешения.

Слайд 2. Японцы, рассказывая о печальном событии, улыбаются, чтобы не огорчить слушателя.

Слайд 3. Арабы больше доверяют эмоциональным высказываниям, а японцы повышение голоса считают плохим тоном.

Слайд 4. Для североамериканца удобное расстояние между собеседниками 75 см, а для латиноамериканца почти в 2 раза меньше.

— Какие общие выводы можно сделать из этих фактов?

(Ответы учеников.)

Гитлер надеялся, что после первых же неудач Красной Армии Советский Союз начнет распадаться из-за обострения национальных противоречий. Однако перед лицом общей опасности произошло сплочение народа.

Подвиги в годы Великой Отечественной войны совершали люди разных национальностей (украинец Михаил Паникаха, русский Александр Матросов, татарин Амет-Хан Султан, белорус Марат Казей). Среди защитников Брестской крепости были представители 30 национальностей. А легендарный «дом Павлова» в Сталинграде обороняли представители 11 национальностей.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутые в любой многонациональной стране, — великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

Бетти Э. Риэрдон, автор книги «Толерантность — дорога к миру», предлагает читателям советы, как надо и как не надо относиться к различным национальным группам. По его мнению, следует:

1) уважать национальную группу;

2) рассматривать национальную группу в историческом аспекте;

3) уважать культурные традиции национальной группы, искать связи с культурными традициями своей национальной группы;

4) осознавать, что каждый человек является личностью и не обязательно соответствует принятым обобщениям.

Не следует:

1) рассматривать национальную группу изолированно, так как каждая группа живет и действует в определенном социальном и политическом контексте;

2) представлять национальную группу как источник проблем в обществе (чаще всего эти проблемы связаны с восприятием доминирующей группы);

3) представлять национальную группу как примитивную, нецивилизованную;

4) гордиться своим якобы культурным превосходством;

5) обращаться к стереотипам и создавать новые стереотипы;

6) относиться к национальной группе покровительственно;

7) бояться сказать, что вы чего-то не знаете.

4. Межнациональные отношения в современном обществе

В 1991 г. распался СССР. Этому событию предшествовал ряд массовых волнений и конфликтов в бывших союзных республиках.

Рабочий материал

Слайд 1. Первые антисоветские митинги прошли в декабре 1986 г. в Казахстане. Поводом послужило снятие с поста первого секретаря компартии Казахстана, национального лидера.

Слайд 2. В 1987 г. в Нагорном Карабахе (Азербайджанская ССР) начались массовые волнения армян, составлявших большую часть населения этой автономной области. Они требовали передать Карабах в состав Армянской ССР. Конфликт вылился в расправу над армянским населением в городе Сумгаите. Чтобы прекратить межнациональные столкновения, в город были введены правительственные войска и объявлен комендантский час.

Слайд 3. В 1990 г. сессия Верховного Совета Грузии приняла новую Конституции республики, в которой грузинский язык не был признан государственным языком. В Тбилиси прошел многотысячный митинг с требованием сохранения записи о государственном статусе грузинского языка. Чрезвычайная сессия Верховного Совета республики приняла решение оставить статью о языке «без изменений». В тексте опубликованной Конституции слова о русском языке были вычеркнуты, а грузинский объявлялся единственным государственным языком.

Слайд 4. 13 января 1991 г. — ввод внутренних войск в Вильнюс и захват вильнюсского телецентра с целью восстановления действия Конституции СССР на территории Литвы. Операция вызвала широкое общественное возмущение и фактически окончилась провалом.

Слайд 5. События в Алма-Ате, Сумгаите, Абхазии, Фергане обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети.

— Послушайте басню, созданную еще в XIII в. выдающимся персидским и таджикским поэтом Руми.

Рассказ о винограде

Вот как непонимание порой

Способно дружбу подменить враждой,

Как может злобу породить в сердцах

Одно и то ж на разных языках.

Шли вместе турок, перс, араб и грек.

И вот какой-то добрый человек

Приятелям монету подарил

И тем раздор меж ними заварил.

Вот перс тогда другим сказал:

«Пойдем На рынок и ангур приобретем!»

«Врешь, плут, — в сердцах прервал его араб, —

Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!»

А турок перебил их: «Что за шум,

Друзья мои? Не лучше ли узюм?»

«Что вы за люди! — грек воскликнул им. —

Стафиль давайте купим и съедим!»

И так они в решении сошлись,

Но, не поняв друг друга, подрались.

Не знали, называя виноград,

Что об одном и том же говорят.

Невежество в них злобу разожгло,

Ущерб зубам и ребрам нанесло.

О, если б стоязычный с ними был,

Он их одним бы словом помирил.

«На ваши деньги, — он сказал бы им, —

Куплю, что нужно всем вам четверым,

Монету вашу я учетверю

И снова мир меж вами водворю!

Учетверю, хоть и не разделю,

Желаемое полностью куплю!

Слова несведущих несут войну,

Мои ж — единство, мир и тишину».

— Работая с п. 4 § 15 учебника и дополнительным материалом, заполните таблицу.

Дополнительный материал

Отрывок из Концепции государственной национальной политики Российской Федерации

Российская Федерация — одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры...

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:

• равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

• запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

• сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

• равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

• гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

• право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

• содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

• своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

• запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

• зашита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Причины межнациональных конфликтов и пути их решения

Причина

Решение

1. Ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей


2. Ущемление прав этноса при распределении дефицитных социальных благ (власть, деньги, привилегии, территория)


3. Негативная реакция на проводимое и оправдываемое властями ущемление прав одного из этносов


4. Бытовые предрассудки и стереотипы


5. Ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе


(Проверка выполнения задания.)

— Изучив материал рубрики «Мнение» на с. 128 учебника, ответьте на вопрос к нему.

(Ответы учеников.)

Люди старшего поколения хорошо помнят эпизод из кинофильма «Цирк», где чернокожего малыша, рожденного белой американской женщиной-циркачкой, бережно передают с рук на руки зрители: украинец, грузин, еврей... А директор цирка приговаривает: «Рожайте ребятишек белых, черных, желтых, хоть серых в яблочко, хоть розовых в полоску!» Так воспитывалась национальная терпимость в годы советской власти. Сейчас другое время. Но Россия, как и прежде, осталась многонациональной державой. И в этом ее уникальность и богатство. По мнению Д.С. Лихачева, «осознанная любовь к своему народу несоединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи людей... Ненависть к другим народам рано или поздно переходит и на часть своего народа — хотя бы на тех, кто не признает национализма».

V. Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 129, 130 учебника.

2. Выполните задания 1—5 рубрики «В классе и дома» на с. 130 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 15 учебника.

2. Сформулировать правила, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных наций.






Для любых предложений по сайту: [email protected]