Обобщение и систематизация знаний по теме Социальная сфера. Практикум - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Обобщение и систематизация знаний по теме Социальная сфера. Практикум - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания по теме «Социальная сфера».

Планируемые результаты: предметные: применять и объяснять основные понятия изученной темы; обобщать и систематизировать полученные знания; оценивать роль социальных норм в жизни человека и общества; анализировать явления социальной действительности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; систематизировать информацию, выбирать верные критерии для ее сравнения, сопоставления; соотносить свои поступки с социальными нормами; выявлять актуальные социальные проблемы и устанавливать пути их решения; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью; формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний поданной теме; 2) регулятивные: соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; давать определения понятий; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; предъявлять результаты своей деятельности в письменной и устной форме; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к изучению обществознания, важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности; определение своей жизненной позиции (смысл, цели, интересы и т. д.); умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Мы изучили тему «Социальная сфера». На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим материал в ходе практической деятельности.

Вопросы к классу

— Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Предлагаю вам выполнить различные задания.

III. Работа по теме урока

Тестовый контроль

1. Социальная позиция человека в обществе или группе, наделяющая его определенными правами и обязанностями:

1) социальная роль

2) социальная структура

3) социальная страта

4) социальный статус

2. Наиболее масштабный конфликт в рамках отдельного общества:

1) ссора между членами одной группы

2) социальная революция

3) политические выборы

4) критика правительства

3. Из двух суждений: а) первичная группа играет наиболее важную роль в социализации личности; б) примером первичной группы является семья:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Из двух суждений: а) социальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека; б) социальная мобильность в странах традиционного общества выше, чем в индустриальном обществе:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Из двух суждений: а) одна и та же группа может быть формальной и неформальной; б) многообразие социальных групп свидетельствует об упадке общества:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Примеры горизонтальной социальной мобильности:

1) переход рабочего с одного завода на другой без смены профессии

2) повышение военнослужащего в звании

3) назначение директора школы министром образования

4) переезд семьи в другой город

5) переход директора магазина на должность продавца

6) перевод врача скорой помощи в другую бригаду

7. Перемещение в обществе, изменение социального статуса:

1) социальная адаптация

2) социальная стратификация

3) социализация

4) социальная мобильность

8. Этническая группа:

1) пенсионеры

2) предприниматели

3) малые народы

4) интеллигенция

9. Демографическая группа:

1) дети и старики

2) малые народы

3) интеллигенция

4) программисты

10. Русский народ составляет общность:

1) демографическую

2) профессиональную

3) этническую

4) политическую

11. Под социальным неравенством понимается:

1) изменение в статусе человека

2) освоение индивидом разных социальных ролей

3) выделение в обществе разных социальных групп

4) наличие условий, при которых люди получают разную долю общественного богатства

12. К социальным группам, выделяемым по общности политических взглядов, относятся:

1) классы

2) партии

3) нации

4) кооперативы

13. К социальным группам, выделяемым на основании наследуемых прав и обязанностей, относятся:

1) сословия

2) классы

3) страты

4) нации

14. По принципу профессиональной общности объединяются группы:

1) врачи, шахтеры, фермеры

2) дети, подростки, молодежь

3) мужчины и женщины

4) трудоспособные и нетрудоспособные

15. Предписанный социальный статус:

1) социальное происхождение

2) образование

3) квалификация

4) уровень дохода

16. Достигаемый социальный статус:

1) социальное происхождение

2) принадлежность к полу

3) принадлежность к династии

4) уровень дохода

17. Характерная социальная роль старшеклассника:

1) избиратель

2) программист

3) предприниматель

4) интернет-пользователь

18. Общая социальная роль подростка и взрослого:

1) избиратель

2) программист

3) предприниматель

4) интернет-пользователь

19. Молодой человек, поднявшийся по карьерной лестнице от программиста до директора крупной компьютерной фирмы, иллюстрирует пример:

1) горизонтальной социальной мобильности

2) восходящей социальной мобильности

3) регрессивной социальной мобильности

4) нисходящей социальной мобильности

20. Назначение бывшего министра на должность директора предприятия иллюстрирует пример:

1) горизонтальной социальной мобильности

2) восходящей социальной мобильности

3) регрессивной социальной мобильности

4) нисходящей социальной мобильности

21. Девиантное поведение:

1) повышение квалификации

2) отклонение от общепринятых норм

3) переход на новое место работы

4) переезд на новое место жительства

22. Пример позитивного отклоняющегося поведения:

1) создание гениальных произведений искусства

2) занятия физкультурой

3) учеба в школе

4) посещение футбольного матча

23. Пример негативного отклоняющегося поведения:

1) открытие нового направления в науке

2) коллекционирование дверных ручек

3) злоупотребление алкоголем

4) пренебрежение к своему внешнему виду

24. Из двух суждений: а) социальное неравенство проявляется в делении общества на различные группы; б) социальное неравенство проявляется в различном доступе людей к социальным благам:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

25. Из двух суждений: а) мужчины и женщины представляют собой этнические группы; б) русские и украинцы представляют собой демографические группы:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

26. Из двух суждений: а) под социальной мобильностью понимается только успешный карьерный рост; б) под социальной мобильностью понимается изменения положения человека в обществе:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

27. Из двух суждений: а) происхождение человека является его предписанным статусом; б) профессиональная квалификация и уровень дохода относятся к элементам достигаемого статуса:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Практикум

— Разделившись на три группы, выполните задания рубрики

«Практикум» на с. 141, 142 учебника.

Первая группа — задания 1, 3.

Вторая группа — задания 4, 5.

Третья группа — задания 2, 6.

(Проверка выполнения заданий. Обсуждение результатов работы на уроке.)

Домашнее задание

Повторить § 13—16 учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]