СФЕРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ - Сфера духовной культуры

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год

СФЕРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ - Сфера духовной культуры

Изучение темы урока даёт общее представление о структуре сферы духовной культуры, её взаимосвязи с культурой отдельной личности и возможностями культурного развития человека в обществе. Кроме того, содержание материала связано с характеристикой культурной ситуации в современной России.

Задачи урока

1. Познакомить учащихся со структурой духовной сферы общества, путями приобщения человека к культуре и процессами, происходящими в современной культурной жизни России.

2. Способствовать осознанию учащимися относительной целостности духовной сферы общественной жизни, привлекательности духовных ценностей, созидаемых в обществе, их влияния на культуру отдельной личности и всего социума.

3. Совершенствовать умение определять сущностные характеристики духовной культуры; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления, оценки культурных явлений современного общества.

4. Создать условия для освоения учащимися роли хранителей и ценителей культуры своей страны.

5. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: использование различных источников научной и текущей информации для характеристики процессов, типичных для современной культурной жизни страны, своего региона; парная или проектная работа (в зависимости от выбранного учителем варианта проведения урока).

Оборудование урока

Учебник, рабочая тетрадь, выполненные учащимися опережающие задания (выставка фотографий или иллюстраций, пресс-листок).

План изучения нового материала

1. Духовная сфера общества.

2. Культура личности и общества.

3. Развитие культуры в современной России.

Варианты организации учебной деятельности

До изучения данной темы учителю полезно выявить определённые приоритеты учащихся своего класса, связанные с духовными ценностями, отношением к достижениям культуры прошлого и современными культурными предпочтениями. Можно провести анонимное анкетирование, предложив школьникам следующие вопросы и задания:

1. Назовите 7 наиболее значительных достижений культуры прошлого.

2. Составьте свой список из 10 авторов, которые войдут в «Галерею гениев культуры». В этом списке подчеркните те имена, которые, по вашему мнению, в такой список включили бы ваши знакомые взрослые.

3. Какие проблемы, связанные с духовной жизнью, вы обсуждаете:

а) со сверстниками; б) со взрослыми (родителями, учителями).

Альтернативный вариант задания для социологического исследования может быть таким: «Представьте себе, что в экстремальной ситуации можно спасти не более трёх памятников культуры. Каким бы вы отдали предпочтение?»

Кроме того, возможны небольшие сочинения на тему «Если бы мне предстояло охарактеризовать культуру моего народа, я бы обязательно рассказал о...».

Оправдали себя на практике следующие опережающие задания к данному уроку.

Подготовьте «пресс-листок» (небольшую подборку из материалов СМИ) по теме урока. Это задание возможно поручить группе «журналистов». При этом они должны не только найти подходящие по теме материалы в Интернете, публикациях газет и журналов, но и прокомментировать их, составить своего рода дайджест. Творческим заданием для этой группы может быть сбор материала о текущих культурных событиях города, посёлка, села. (Возможно составление своеобразной афиши: куда пойти, что посмотреть, что не пропустить.)

Группа «оформителей» может подготовить выставку фотографий и иллюстраций памятников культуры, которые учащиеся назовут выдающимися в своих анкетах. Вполне уместно будет приурочить к данному уроку выставку рисунков, иных творческих работ самих школьников (возможно, с учителем эстетического цикла). Творчество учащихся станет прекрасным фоном для Обсуждения вопросов культуры.

«Лингвисты» могут составить своеобразный толковый словарь по теме урока.

Комбинированный урок

В начале урока для активизации опорных знаний учитель использует вопросы рубрики «Вспомним».

В качестве предваряющего задания можно предложить ученикам подготовить короткие сообщения об учреждениях культуры, расположенных поблизости от школы (или о наиболее известных учреждениях духовной сферы в России).

1. Первый раздел посвящён специфике и структуре духовной сферы общественной жизни. Учитель обращает внимание учащихся на многозначность понятия «культура», которое в широком смысле охватывает всё, что создаётся человеком в процессе его преобразовательной деятельности. Однако чаще всего, говоря о культуре, принято обращаться к духовным ценностям, удовлетворению духовных потребностей личности.

Специфика духовной сферы в курсе 8 класса характеризуется с учётом трёх основных особенностей:

1) сложный характер (сфера включает ряд подсистем, в которых реализуется творческая природа человека и его деятельности по производству, сохранению и распространению духовных ценностей);

2) реализация функций духовной культуры в творческой профессиональной и самодеятельной активности человека;

3) функционирование социальных институтов и организаций, профессионально занятых духовной деятельностью.

Каждую из этих особенностей учитель иллюстрирует конкретными примерами, близкими и понятными школьникам.

Можно предложить учащимся самостоятельно составить структурную схему, отражающую связи между элементами духовной сферы. Обсуждение выполненного задания позволит закрепить представления о духовной сфере, а также подвести учащихся к пониманию того, что связи между элементами носят разнообразный характер и в схеме могут быть представлены вариативно.

Разговор о культурных ценностях, которые скрепляют различные элементы духовной сферы, можно начать, обратившись к отрывку из Декларации прав культуры, представленному в рубрике «Документ». Обсуждение источника возможно на основе вопросов к нему в тексте учебника.

Специального внимания на уроке заслуживает раскрытие особенностей духовных ценностей по сравнению с ценностями материальными. Учитель может выбрать один из вариантов: сам сообщить учащимся, что особенности духовных ценностей состоят в их долговечности, безграничности проявлений, отражении в них индивидуальности создателей многих из этих ценностей, или предложить учащимся сделать самостоятельный вывод об особенностях духовных ценностей после решения познавательной задачи, в основе которой — сказка Дж. Родари.

Как-то раз одному человеку взбрело в голову украсть знаменитый римский Колизей. Ему захотелось, чтобы Колизей принадлежал только ему. «Почему, — недоумевал он, — я должен делить его со всеми? Пусть он будет только моим!» Он взял большую сумку и отправился к Колизею.

Много дней складывал он камни в погребе и на чердаке. Когда однажды он почувствовал, что жить ему осталось недолго, он в последний раз пришёл к Колизею и, с трудом карабкаясь по скамьям амфитеатра, забрался на самый верх. Заходящее солнце окрашивало старинные руины золотым, алым и фиолетовым цветом. Но старик ничего не видел, потому что слёзы застилали ему глаза. Он надеялся, что побудет здесь, наверху, один, но на террасе появилась толпа туристов. На разных языках выражали они свой восторг. И вдруг среди множества голосов старый вор различил звонкий детский голосок какого-то мальчика: «Мой! Мой Колизей!..»

Сформулируйте мораль этой истории. Придумайте её продолжение.

При обсуждении задания учителю важно вывести ребят на разговор о том, что подлинные духовные ценности являются общим достоянием. Стремление владеть этими ценностями в одиночку не делает человека ни более культурным, ни более духовным. Ценности культуры принадлежат всем и каждому.

Понимание духовной сферы не только как совокупности достижений культуры, но и как особой инфраструктуры может быть раскрыто на основе коротких сообщений, подготовленных учащимися, об учреждениях, которые занимаются созданием и сохранением духовных ценностей (образовательные учреждения, библиотеки, музеи, филармонии, клубы, храмы и др.), особенно о тех, которые доступны для учеников данной школы. При подготовке и обсуждении сообщений важно обратить внимание ребят на профессии, которые связаны с деятельностью в духовной сфере. С одной стороны, это позволит расширить представления о возможном выборе дальнейшего профессионального пути, а с другой — акцентирует внимание на том, что в этой сфере занято немало людей, чья деятельность способствует её функционированию.

При недостатке учебного времени эту часть работы (знакомство с учреждениями духовной сферы и профессиями, связанными с ней) можно организовать как подготовку наглядного материала к уроку (презентация, стенд, плакат, постер и пр.) или как выполнение проекта («Они хранят и несут культуру людям...»).

2. Второй раздел позволяет перейти к разговору о путях приобщения человека к духовным ценностям. Содержание материала включает два основных аспекта: 1) культура личности внутренняя и внешняя; 2) как приобщиться к духовным ценностям.

Первый аспект может быть рассмотрен на основе фрагмента учебного текста. Текст зачитывается вслух, и учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания: приведите примеры проявлений внешней культуры. В чём проявляется культура внутренняя? Как связаны между собой внешняя и внутренняя культура?

Закрепление этого материала возможно с помощью задания 1 рубрики «В классе и дома».

Второй аспект возможно раскрыть через сопоставление двух путей приобщения к культурным ценностям — так называемого «царского» пути (по существу потребительского) и трудного пути самообразования, постоянной работы над собой (иными словами, пути творца своего духовного «Я»). Материал излагается учителем или даётся на основе комментированного чтения раздела в учебнике.

3. Третий вопрос в связи с особой актуальностью может быть изучен на отдельном уроке (при наличии времени). Если такой возможности нет, важно сфокусировать внимание восьмиклассников на основных проблемах современной культурной ситуации в России и регионе.

Кратко эти проблемы можно сформулировать следующим образом: «Свобода творчества и ответственность творца»; «Вклад народов России в культуру страны»; «Культура и рынок: ценно или выгодно?».

Материал учебника (в том числе задания 3 и 4 рубрики «В классе и дома») позволяет организовать обсуждение этих проблем, основываясь на конкретных фактах, и отразить разные точки зрения, существующие в современном обществе (рубрика «Мнения»).

Домашнее задание: § 6 учебника; задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя).

Урок-дискуссия

Будучи сложным комплексом, современная культура вбирает в себя как классические достижения прошлого, так и самые авангардные творения. Тема для дискуссии: «О вкусах не спорят».

Для учителя будет полезным знание культурных предпочтений и вкусов учащихся данного класса, которые выявит предшествующий уроку опрос. Можно собрать дополнительную информацию о том, сколько учащихся занимается музыкой, живописью, танцами, театром и другими видами искусства. Школьники могут рассказать о своих предпочтениях —любимых композиторах, художниках, актёрах, почему именно эти деятели культуры любимы, какие их произведения могут быть признаны достижениями культуры человечества. Какова творческая судьба художника в разные времена?

Также можно избрать вариант парной работы, при которой обсуждение проблемы проводится в более узком кругу и позволяет каждому ученику класса высказать свою позицию, соотнести её с мнением собеседника, прийти к согласованному выводу или, напротив, яснее осознать своеобразие личной позиции.

Своеобразие методики проведения парной работы состоит в том, что каждая пара выполняет одно и то же задание (например, сформулировать собственную позицию в споре на тему «Легко ли быть культурным человеком?»). При этом каждая пара вправе дать свои ответы, свои примеры, аргументы, поставить дополнительные вопросы.

При подведении итогов урока важно дать слово каждой паре. В том случае, если мнение пары согласованное, может выступить один из участников (по усмотрению самой пары). Если же мнения партнёров разошлись — сначала выступает один, а затем второй. Учитель может вести счёт количеству «за» и «против». Оценивать на уроке можно ответ каждой пары, а вот оценки ставить только за наиболее удачные выступления.

Домашнее задание: § 6 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома».

Ученическая конференция

Подготовленные дома заранее сообщения и проекты могут быть представлены на занятии в классе (урок может быть проведён в школьной библиотеке или по согласованию с близлежащими учреждениями культуры в конференц-зале библиотеки, досугового центра или краеведческого музея).

Возможные темы сообщений:

1. Культ культуры.

2. Культурные традиции и новаторство.

3. Культура моего народа.

4. Культура молодых.

Возможные проектные задания:

1. Оформите в классе «Афишу культурной жизни», поместив на ней все значимые для вас культурные мероприятия, события, достижения.

2. Проведите в классе интеллектуальную викторину «Конкурс знатоков» с использованием своих знаний по истории культуры, традиций, лучших достижений в этой сфере. Выявите лучшего знатока культуры и придумайте, чем его можно отметить. Вопросы к викторине разработайте в группах по интересам (любители музыки, любители кино и театра, любители живописи и скульптуры и пр.).

Проектные задания могут быть и межпредметными, объединяя, например, сюжеты из биологии и обществознания, обществознания и истории, обществознания и литературы, обществознания и мировой художественной культуры. В этом случае возможна договорённость с учителем смежного предмета о совместном консультировании и совместной презентации результатов проектной работы.

Примеры межпредметных проектов:

1. Рукописная книга «Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых». (Книга может быть выполнена с применением ИК-технологий и оформлена иллюстрациями.)

2. Вариант оформления комнаты отдыха для учащихся, основанного на принципах пользы и красоты. (Пример — «Класс, в котором приятно учиться».) Посчитайте, во что может обойтись реализация вашего проекта, скорректируйте его с учётом реальных возможностей школы.

Домашнее задание: § 6 учебника; задания 1—3 рубрики «В классе и дома» (задания 4—5 по желанию учащихся).

Литература для учителя

Белик А. А. Культура и личность; психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: учеб. пособие / А. А. Белик. — М., 2001.

Кармин А. С. Философия: учеб. для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. — М., 2001.

Кононенко Б. И. Культурология в терминах, понятиях, именах: справочное учеб. пособие / Б. И. Кононенко. — М., 1999.

Лихачёв Д. С. Раздумья / Д. С. Лихачёв. — М., 1991.

Философия. Человек и жизнь: учеб, пособие для вузов / под ред. Н. С. Кожеуровой. — М., 2002.

http://orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.

http://www.russianculture.ru — Культура России.






Для любых предложений по сайту: [email protected]