ДОЛГ И СОВЕСТЬ - Сфера духовной культуры

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год

ДОЛГ И СОВЕСТЬ - Сфера духовной культуры

Данный урок обогатит представление учащихся о сути морали, поскольку посредством категорий «долг» и «совесть» мораль обретает, по выражению философов, свой наиболее полный смысл, а именно характеризуется как неотъемлемое свойство человеческого поведения.

Задачи урока

1. Способствовать углублению знаний учащихся об основных нравственных категориях — мораль, долг, совесть.

2. Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: выбор ценностных ориентиров; смысловое чтение, восприятие учебного текста; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Оборудование урока

Слайд (плакат) с текстом определения понятия «совесть» из словаря В. И. Даля, учебник.

План изучения нового материала

1. Сущность и две стороны понятия «долг».

2. Совесть — самоконтроль человека.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учитель проводит беседу по вопросам рубрики «Вспомним».

Содержание первого и второго разделов § 8 фактически составляет единое целое: речь идёт о понятии «долг». В учебнике материал представлен двумя разделами только с целью рационального распределения объёмов текста. Вначале характеризуется суть понятия, затем — его аспекты, на которые традиционно указывает этика, — долг общественный и долг моральный(в учебнике они названы двумя взаимосвязанными сторонами долга).

Прежде всего учитель поясняет, что на данном уроке в центре внимания будут два понятия, выражающие суть морали, — долг и совесть. Благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля — совести — человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.

Чтобы развить тему, можно отметить, что в человеке, как давно замечают мыслители, борются две разнонаправленные силы — эгоизм и альтруизм (бескорыстие, человеколюбие). Между этими силами идёт вечная борьба. Полем битвы служит человеческая душа. Уровень душевного развития показывает, насколько человек преодолел в себе эгоистическое начало и приблизился к духовному. Степень продвижения находит своё выражение в наличии у человека совести и нравственности в поведении. Поэтому и говорят, что мораль есть анатомия души.

1. Самостоятельное изучение школьниками разделов «Что такое долг» и «Долг общественный и долг моральный».

Вначале учитель предлагает классу в качестве проблемного задание 1 рубрики «В классе и дома». Это поможет создать определённо направленную мотивацию деятельности. Аргументированный ответ школьники смогут дать только после проработки учебного текста.

Содержание разделов предполагает выделение трёх этапов работы с текстом.

На первом этапе школьники изучают всю вводную часть параграфа до раздела «Что такое долг» и выполняют следующее задание: охарактеризуйте различные взгляды на происхождение морального долга. При проверке его выполнения на доске можно зафиксировать три взгляда: религиозный, биологический («общественный инстинкт»), атеистический.

Второй этап полезно начать с мобилизации личного опыта учащихся с помощью следующих вопросов: что такое долг? Какой смысл вы вкладываете в это слово?

Школьники могут отметить, например, что долг человека состоит в необходимости что-то сделать, причём сделать обязательно. Выслушав ответы, учитель предлагает учащимся разобраться в том, как наука этика характеризует понятие «долг». Школьникам даётся задание проработать материал раздела «Что такое долг» и охарактеризовать сущность этого понятия. Целесообразно посоветовать учащимся придерживаться определённого плана:

1) охарактеризовать основные черты понятия «долг»;

2) объяснить, что означают слова «объективный характер долга»;

3) объяснить, каковы могут быть последствия нарушения долга.

Свои ответы учащиеся иллюстрируют примерами.

Важно, чтобы школьники отметили, что долг определяется как внутренняя черта личности, как чувство необходимости поступать только так, как требуют нормы морали.

Учитель может сообщить, что в философии существует множество других определений понятия «долг», так как оно является чрезвычайно широким, универсальным. Для примера можно привести (записать на доске) короткое определение, которое принадлежит великому немецкому философу Гегелю (1770—1831): «...Совершать правое и заботиться о собственном благе и благе... других». Следует спросить учащихся, как они понимают слова «совершать правое». Выясняется, что речь идёт о правильных, справедливых, честных поступках. Учитель может обратить внимание школьников на то, что философ видит долг человека как в заботе о себе, так и в заботе о других, т. е. фактически не разделяет, а, напротив, объединяет оба направления заботы. Подобная концепция долга полностью соответствует той, с которой учащиеся познакомились в ходе работы с текстом учебника.

Третий этап заключается в работе с разделом «Долг общественный и долг моральный».

В этике принято выделять два аспекта, или две стороны понятия «долг» — долг общественный и долг моральный. Обе стороны неразрывно взаимосвязаны. Но вместе с тем каждая из них имеет свои характерные особенности.

Далее учащимся предлагается изучить текст раздела, подготовить ответы на вопросы 3, 4 рубрики «Проверим себя», а затем коллективно обсудить ответы.

В хорошо подготовленном классе можно предложить ряд дополнительных вопросов: почему возникла идея выделения двух аспектов, двух сторон единого понятия «долг»?

Почему долг общественный и долг моральный неразрывно взаимосвязаны и вместе с тем различны? В чём состоят их различия? В чём состоит высшее проявление морального долга? Почему утверждают, что нет ничего крепче морального долга?

Весь необходимый для ответа материал учащиеся могут найти в тексте учебника. Обсуждение ответов проводится отдельно по каждому вопросу. Обычно учащиеся правильно отмечают, что выполнение морального долга требует осознанности, добровольности, мужества. Однако при этом упускают самый важный момент — предъявление моральных требований к самому себе. Это, как подчёркнуто в учебнике, является главным в характеристике сути морального долга.

Закрепить изученное можно, вернувшись к заданию 1 рубрики «В классе и дома», которое было предложено в начале урока. В случае затруднения следует отметить, что слова Володи (героя пьесы) могут быть вполне искренними, но они наивны. Такую позицию принято называть искренним заблуждением, так как его заявление об отсутствии долга перед окружающими, конечно же, самообман. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, что такое долг.

2. При изучении второго вопроса также возможны различные варианты организации учебной деятельности. Но в любом случае важно помнить об особенностях самого объекта изучения — так называемой тайне совести.

Рационального объяснения этому феномену этика, по признанию самих философов, дать не может. Предполагается лишь, что совесть «живёт» в душе человека, т. е. где-то между сознанием и глубоко скрытыми душевными ощущениями. А тайну души ещё никто не раскрыл.

Однако у педагога есть выход: обратив внимание учащихся на ситуацию с загадкой совести, он может сослаться на философов, которые предлагают в таких случаях пользоваться примерным определением понятия.

Первый этап. Учащиеся читают фрагмент соответствующего раздела учебника до слов «А теперь давайте вернёмся к теоретическим вопросам...». Достаточно увлекательный рассказ (о судьбе великого педагога Я. Корчака) поможет создать необходимый эмоциональный настрой и подготовит учащихся к восприятию материала о роли совести в жизни личности. Школьники отвечают на следующие вопросы: как вы можете объяснить поступок Я. Корчака? Можно ли его поступок назвать выполнением общественного долга? Объясните вашу позицию. Беседа поможет понять, что поступок Корчака находит своё наиболее убедительное объяснение именно с позиции морального долга.

Прежде чем класс перейдёт к проработке второго фрагмента раздела, учитель знакомит учащихся с определением понятия «совесть» из словаря В. И. Даля (демонстрируется подготовленный заранее слайд) и предлагает следующие вопросы: почему писатель приводит такие многогранные определения? Разъясните смысл каждого определения. Что хотелось бы вам самим добавить к определению понятия «совесть»?

На втором этапе предполагается проработка теоретической части раздела (включая и материал рубрики «Документ»). При этом целесообразно предложить классу вопросы 5, 6 рубрики «Проверим себя».

Закрепить изученное помогут задания 3—5 рубрики «В классе и дома».

Домашнее задание: § 8 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома»; работа с рубрикой «Говорят мудрые» и определение своей позиции.

Список литературы, для учителя приводится в рекомендациях к уроку 9.






Для любых предложений по сайту: [email protected]