ОБРАЗОВАНИЕ - Сфера духовной культуры

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год

ОБРАЗОВАНИЕ - Сфера духовной культуры

С данной темы начинается целостное и систематическое изучение проблем образования (более подробное их рассмотрение предполагается в курсе 9—11 классов).

Содержание урока тесно связано с каждодневной деятельностью учащихся, накопленным ими личным опытом. Изучение темы мотивирует школьников на определение личных планов дальнейшего образования.

Задачи урока

1. Способствовать пониманию учащимися сущности образования, его возрастающей значимости для человека в условиях становления информационного общества.

2. Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: личностное и профессиональное самоопределение; целеполагание; постановка учебной задачи; учёт позиций других людей.

Оборудование урока

Учебник, рабочая тетрадь, фрагмент документа «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации».

План изучения нового материала

1. Приоритетность образования.

2. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества.

3. Основные элементы системы образования в Российской Федерации.

Варианты организации учебной деятельности

Урок начинается с проверки домашнего задания.

Переходя к изучению новой темы, учитель отмечает, что на данном уроке изучаются факты, понятия, связанные с каждодневной деятельностью ученика.

Комбинированный урок

1. Первый вопрос плана урока изучается путём самостоятельной работы учащихся с текстом учебника — введением и разделом «Приоритетность образования» (включая высказывания В. И. Вернадского и Н. Г. Чернышевского). Далее учитель организует работу по следующим вопросам и заданиям:

1. Что такое образование? Как вы понимаете положения: «приобретение знаний о мире», «приобщение к культуре, к ценностям человечества, мировой цивилизации»?

2. Удовлетворяет ли вас данное в учебнике определение образования? Дайте своё определение этого понятия.

3. Какого человека можно считать образованным? В чём состоит взаимосвязь знания, умения мыслить и благородства чувств? Какими качествами должен обладать современный образованный человек — гражданин РФ?

4. Почему область образования провозглашена приоритетной? Приведите примеры, в том числе опираясь на опыт вашей школы, развития системы образования.

Подводя итоги беседы и приступая к изучению дальнейшего материала урока, учитель подчёркивает: цели образования тесно связаны с целями данного общества.

2. Учитывая относительную сложность для восьмиклассников этой части занятия, учитель сам излагает содержание соответствующего раздела учебника (мини-лекция).

Одна из особенностей этого изложения — тесная связь с освещением современных и перспективных задач развития России. Это требует от учителя использования при самоподготовке новейших публикаций из периодической печати (государственных документов).

Дополнительный материал для учителя

В России цели и задачи совершенствования образования неразрывно связаны с реализацией политических установок на повышение конкурентоспособности страны, на развитие интеллектуальных и профессиональных способностей каждого гражданина РФ. Развитие человека является абсолютным национальны/и приоритетом России, повышение качества образования, его модернизация — важное направление государственной политики Российской Федерации.

Ниже приводятся советы, касающиеся содержания и последовательности изучения этой части урока.

а) Становление информационного общества — важнейшая тенденция современного мирового общественного развития. Учитель напоминает краткую характеристику этого типа общества, говорит о целях его формирования в нашей стране, опираясь на текст § 3 учебника и приведённые в рекомендациях к 4 уроку фрагменты из утверждённого Президентом РФ документа «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» (с. 32).

б) Изложению вопроса о роли образования в информационном обществе должно предшествовать разъяснение понятий «конкуренция», «конкурентоспособность». Без этого учащиеся не смогут правильно ориентироваться в тексте учебника о цепочке из трёх звеньев конкурентоспособности — страны, образования, человека. Разъясняя сущность этой цепочки, учитель вместе с тем закладывает основу для освоения учащимися в дальнейшем фундаментального положения о социальной и личностной значимости образования.

Опираясь на текст учебника, педагог характеризует сущность понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность». В информационном обществе ускоряется научно-технический, культурный прогресс, усиливается конкуренция между государствами на мировой арене, между научными и образовательными учреждениями, производственными фирмами. В общественном развитии возрастает роль человека, его знаний, способностей, опыта, более распространённой становится конкуренция между работниками, заинтересованными в успешности трудовой деятельности, в материальной обеспеченности (конкуренция на рынке труда).

в) Достижения страны в экономике, культуре, политике имеют в своей основе деятельность человека. Учитель может напомнить: Конституция РФ провозглашает человека высшей ценностью. Этот конституционный принцип получает дальнейшее развитие в государственных документах РФ.

г) Воспитание конкурентоспособного человека требует и повышения конкурентоспособности образования. Учитель обращает внимание учащихся на приведённое в учебнике положение о том, что без повышения конкурентоспособности образования нашей стране грозит отрыв качества образования от современных требований.

Продолжая рассматривать названные в первой части урока положения о приоритетности образования, учитель говорит об обновлении (модернизации) образования в РФ.

В заключение этой части занятия можно привести высказывание В. И. Вернадского: «Учащийся народ — основа широкого и мирного развития человечества; основная задача народного просвещения — увеличение духовной силы общества, формирование национального и гражданского самосознания; общество тем сильнее, чем оно сознательнее...»

3. Материал третьего пункта плана урока во многом известен учащимся, так как они уже знакомы с основными элементами образовательной системы. Поэтому разделы «Основные элементы системы образования в Российской Федерации» и «Непрерывность образования» можно рекомендовать учащимся прочитать при выполнении домашнего задания. Урок может быть завершён самостоятельным изучением материалов рубрики «Документ» и беседой по вопросу: почему непрерывное образование является ключевой задачей общества?

Домашнее задание: § 10 учебника; задания рубрики «В классе и дома»; задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя).

Литература для учителя

Конституция Российской Федерации. — Разд. первый. — Гл. 1. — Ст. 43.

Закон РФ «Об образовании».

Бим-Бад Б. М. Образование: педагогическая энциклопедия / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский. — М., 1999. — Т. 2. — С. 62—63.

Нейматов Я. М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы / Я. М. Нейматов. — М., 2002. — Разд. 1.






Для любых предложений по сайту: [email protected]