ЭКОНОМИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА - Экономика

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год

ЭКОНОМИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА - Экономика

Урок открывает тему «Экономика» курса обществознания в 8 классе. Содержание учебного материала тесно связано с уроками темы 1 и посвящено многообразию потребностей человека. Усвоение материала урока имеет ключевое значение для дальнейшего успешного изучения вопросов, связанных с экономикой, предпринимательской деятельностью и производством.

Задачи урока

1. Расширить представление учащихся об экономике как важной сфере жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.

2. Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.

3. Познакомить учащихся с базовыми экономическими понятиями: потребности, экономические блага, ограниченность ресурсов, альтернативная стоимость.

4. Создать условия для формирования у учащихся способности анализировать реальные социальные ситуации для осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов.

5. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: установление причинно-следственных связей, умение структурировать знания, строить логическую цепь рассуждений, приводить доказательства.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, рабочая тетрадь.

План изучения нового материала

1. Потребности и ресурсы.

2. Свободные и экономические блага.

3. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

В начале урока проводится вводная беседа по вопросам, предложенным в рубрике «Вспомним».

1. Приступая к изучению первого раздела, учитель кратко характеризует понятие «потребности» и предлагает учащимся вместе вспомнить разнообразные потребности человека, связав их с примерами из учебного текста. Далее в целях повышения познавательной активности учащихся полезно поставить проблемный вопрос: каким образом экономика принимает участие в удовлетворении потребностей человека, общества в целом? Для поиска ответа учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом раздела «Потребности и ресурсы».

Результативность усвоения учебного материала учитель может выявить в процессе организации беседы по следующим вопросам: от чего зависит набор и характер потребностей людей? Как изменяются потребности? Есть ли границы потребностей? Что необходимо для удовлетворения разнообразных потребностей? Все ли потребности и всегда ли можно удовлетворить? В чём суть проблемы ограниченности ресурсов?

В завершение беседы можно предложить учащимся обсудить мнение известного французского экономиста Франсуа Кенэ, отражающее выявленные закономерности и подтверждающее вывод, сформулированный в конце раздела. Он писал о том, что «нет недостатка в потребителях, кои не могут потреблять столько, сколько им бы хотелось: те, кто едят только хлеб из гречихи и пьют одну только воду, желали бы есть пшеничный хлеб и пить вино... Те, у кого есть лишь худая одежда, хотели бы иметь доброе платье, а те, у кого нет дров для обогрева, желали бы их купить и т. д.».

Для закрепления изученного рекомендуется организовать выполнение задания 1 рубрики «В классе и дома». Возможно, учащиеся затруднятся объяснить разницу в использовании терминов «бедность» и «ограниченность ресурсов». В этом случае учителю целесообразно дать следующие пояснения: под бедной страной подразумевают ту страну, которая владеет слишком малым количеством ресурсов. Ограниченность ресурсов означает, что их мало не в абсолютном исчислении, а относительно гораздо большего количества потребностей, которые мы удовлетворяем при помощи этих благ. Поэтому принцип ограниченности применим и к бедным, и к богатым странам.

2. В результате изучения второго вопроса плана учащиеся должны усвоить значение понятий «свободные блага» и «экономические блага», их различия и возможности использования для удовлетворения потребностей людей. Учитель организует самостоятельное изучение школьниками соответствующего раздела в учебнике и предлагает выделить существенные признаки вышеназванных понятий.

Учитель обращает внимание на существующее противоречие между необходимостью обеспечения высокого уровня жизни людей и ограниченностью экономических благ. Это позволит подвести учащихся к важному выводу о необходимости общества искать пути и способы рационального использования и распределения ограниченных ресурсов.

В целях усвоения этой ключевой проблемы экономики учитель может предложить обсудить следующую актуальную для всего человечества проблему: добыча полезных ископаемых, как правило, влечёт за собой нанесение ущерба окружающей среде. Люди вынуждены делать выбор между потребностью в большем объёме энергии и желанием сохранить природную среду. Удаётся ли им осуществить компромиссный выбор? Как общество решает эту проблему?

Активизировать участие школьников в обсуждении проблемы помогут следующие вопросы: можно ли сочетать экономический рост и экологическую безопасность? Нужно ли определять пределы роста производства и потребления? Как развитие предпринимательства в России отразилось на состоянии окружающей среды? Экономика и экология дополняют или исключают друг друга? Демонстрирует ли Россия разумное отношение к производству, потреблению и окружающей среде?

Учитель помогает подвести итоги обсуждения, в результате которого учащиеся приходят к значимому выводу: экономика должна удовлетворять потребности людей, но её рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты, отдельных стран, регионов.

Альтернативным вариантом изучения рассматриваемого раздела может быть организация обсуждения результатов опережающего домашнего задания по разработке учащимися проекта «Производство и экология в нашем регионе: поиск компромиссного выбора». Результаты проектной работы могут быть представлены в виде компьютерной презентации или устного сообщения.

3. Перейти к изучению третьего вопроса плана целесообразно, обратив внимание учащихся на следующее положение: «Проблема ограниченности ресурсов в экономике рождает ещё одну сложную проблему, исследуемую экономистами, — проблему экономического выбора». Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом раздела, раскрывающим эту проблему. Затем учитель может организовать беседу по следующим вопросам: как лучше распорядиться ограниченными ресурсами? Почему возникает проблема экономического выбора, что лежит в её основе? Кто и каким образом осуществляет этот выбор? Как сделать выбор рациональным?

Понять проблему ограниченности ресурсов и необходимость выбора в экономике поможет организация работы учащихся с фрагментом источника, предложенным в рубрике параграфа «Документ». Учитель анализирует и корректирует приводимые учащимися примеры принятия решений на основе экономического выбора.

Одно из самых сложных для усвоения восьмиклассниками экономических понятий изучаемой главы — это «альтернативная стоимость», или «цена выбора». Именно это понятие требует дополнительного внимания и пояснений учителя.

После знакомства учащихся с определением понятия и предложенными в тексте учебника примерами учителю важно обратить внимание на ряд существенных моментов, способствующих выявлению и усвоению основных признаков понятия «альтернативная стоимость».

• Альтернативная стоимость не связана с затратами на производство продукта или его ценой. Альтернативная стоимость — это упущенная выгода, т. е. то, чем пришлось пожертвовать ради производства данного продукта.

• Мы можем осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов, при этом отказываясь от какого-то одного. Какого же именно? В качестве альтернативной стоимости мы должны рассматривать потерю самого лучшего или следующего по значимости из вариантов в силу того, что ограниченные ресурсы используются лишь по одному назначению.

• Альтернативная стоимость может быть выражена и в денежной форме, если упущенная выгода определяется потерянным денежным доходом.

Последнее положение учитель может проиллюстрировать не только предложенной в учебном тексте рубрикой «Ситуация», но и следующим примером: предположим, твой знакомый решил потратить имеющуюся у него тысячу рублей, вместо того чтобы положить её в банк под процент (сумма денег, уплачиваемая банком владельцу денег за их использование в течение определённого времени). В этом случае альтернативная стоимость его решения будет равна неполученной сумме выплат банка.

В завершение урока рекомендуется организовать работу учащихся с заданием 4 рубрики «В классе и дома» и обсудить результаты его выполнения.

При рассмотрении проблемы ограниченности ресурсов в экономике важно подчеркнуть, что каждая страна по-своему пытается добиться эффективности их использования, исходя из целей, идеологии, обеспеченности ресурсами. Россия — страна, наиболее щедро наделённая природными ресурсами. Но можно добывать тонны угля, однако при транспортировке нести потери более чем 20 %, или добывать много нефти и экспортировать её в сыром виде, а не перерабатывать в продукты. Простое выкачивание природных ресурсов, относящихся к национальному достоянию, не способствует экономическому росту, а превращает страну в сырьевой придаток мировой экономики. Учитель спрашивает учащихся: какие меры может принять государство для эффективного использования ограниченных природных ресурсов? Предположительно последуют такие ответы: усиление государственного контроля за использованием природных ресурсов, внедрение достижений науки и техники в процесс добычи, переработки и транспортировки природных ресурсов и др.

Обсуждение проблемы взаимодействия экономики и экологии необходимо связать с российской практикой решения задач по защите окружающей среды, используя примеры разработки государственной стратегии и законодательной деятельности в этой сфере («Концепция устойчивого развития России», национальная программа «Повестка дня для России на XXI век»; подписание Киотского протокола, период осуществления — 1 января 2008 г. — 31 декабря 2012 г. и др.).

Из-за ограниченности ресурсов каждой стране приходится решать ещё одну проблему — проблему выбора: что и сколько производить, какие ресурсы переключить из одной сферы применения в другую, какой вариант использования принесёт больше выгоды по сравнению с затратами? При рассмотрении этой проблемы на уроке учитель может назвать и кратко охарактеризовать основные ориентиры социально-экономического развития России в начале XXI в.: экономический ориентир (обеспечение роста реального сектора экономики или отечественного производства), социальный ориентир (создание приемлемых условий для жизни и развития личности), национальная безопасность. Предложите учащимся обсудить вопросы: какому ориентиру государство отдаёт предпочтение? Как отражаются эти направления экономического развития в экономической политике государства? Учитель может обратиться к выступлению В. В. Путина на расширенном заседании Госсовета «О стратегии развития России до 2020 года», где вышеназванные ориентиры нашли своё отражение. Обратите внимание учащихся на следующие выводы: «Занимаясь... конкретными направлениями социально-экономической политики, мы должны сконцентрировать усилия на решении трёх ключевых проблем. Первое: создание равных возможностей для людей. Второе: формирование мотивации к инновационному поведению. Третье: радикальное повышение эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда».

Домашнее задание: Вариант 1. Выполнить задание 2 рубрики «В классе и дома» и дополнить графы таблицы собственными примерами. Вариант 2. Подготовить эссе на тему «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Вариант 3. Задания 5, 6, 7 в рабочей тетради.

Литература для учителя

Киреев А.П. Экономика: учеб, для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / А. П. Киреев. — М., 2007. — Гл. 1. — § 1.

Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов / И. В. Липсиц. — М., 2007. — Гл. 1. — §3.

Любимов Л. Л. Основы экономических знаний: учеб. для 10—11 кл. школ и кл. с углубл. изуч. экономики / Л. Л. Любимов, Н. А. Раннева. — М., 2004. — Тема 1. — §1-3.

Практикум по основам экономической теории: учеб. пособие / под ред. С. И. Иванова. — М., 2004. — Гл. 1. — §1,2.

Юдаева К. Стратегия-2050: справится ли Россия с вызовами глобализации? / К. Юдаева, Е. Ясин // Вопросы экономики. — 2008. — № 12.

Абалкин Л. О новой концепции долгосрочной стратегии / Л. Абалкин // Вопросы экономики. — 2008. — № 3.

www.economy.gov.ru — Министерство экономического развития РФ: экономическая ситуация в России, аналитические материалы и обзоры.






Для любых предложений по сайту: [email protected]