СОБСТВЕННОСТЬ - Экономика

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год

СОБСТВЕННОСТЬ - Экономика

На уроке рассматривается та часть экономической жизни общества, которая связана с отношениями собственности. Необходимость регулирования этих отношений породила систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между людьми. Усвоение материала особенно значимо для изучения тем о рыночной экономике и предпринимательской деятельности.

Задачи урока

1. Раскрыть экономический и правовой смысл понятия «собственность».

2. Способствовать формированию относительно целостного представления об экономической сфере общественной жизни, регуляторах деятельности людей в этой сфере.

3. Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умение адекватно передавать содержание текста; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Оборудование урока

Учебник, рабочая тетрадь, схема «Формы собственности».

План изучения нового материала

1. Имущественные отношения.

2. Собственность.

3. Формы собственности.

4. Защита права собственности.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

В начале урока проводится беседа по вопросам рубрики «Вспомним».

1. Первый раздел может быть рассмотрен в процессе беседы по следующим вопросам: чьим имуществом является мебель в кабинетах школы? приборы в кабинете физики? телевизоры, компьютеры и иная техника? Кто пользуется этим имуществом? Какие отношения возникают между вами и владельцем школьного имущества?

Чьим имуществом являются письменные принадлежности? Какие отношения по поводу этих принадлежностей складываются между владельцем ручки, тетради и т. д. и другими учениками класса? Если вы утверждаете: «Это моя ручка», может ли другой ученик сказать об этой ручке то же самое?

Какие отношения по поводу имущества складываются на транспорте между владельцем транспортного средства и пассажирами?

Какие отношения складываются между должником и человеком, который дал ему деньги взаймы?

Вы покупаете книгу. Какие отношения возникают между вами и продавцом?

Каждый ли человек владеет каким-либо имуществом?

Учитель корректирует ответы школьников и в завершение обсуждения привлекает внимание учащихся к выводу, предложенному в конце раздела. При этом необходимо отметить многообразие существующих в обществе имущественных отношений.

2. Изучение второго вопроса учитель начинает с определения понятия «собственность»: «Собственность — это принадлежность экономических благ (как материальных, так и интеллектуальных) определённым лицам (отдельным людям, организациям, предприятиям, государству). Собственник обладает правом владения, пользования и распоряжения этими экономическими благами». Термины, выделенные курсивом, следует объяснить учащимся и проверить их понимание.

Следует учитывать, что в различных экономических изданиях используются иные определения понятия «собственность»:

«Собственность — принадлежность средств и продуктов производства определённым лицам — индивидам или коллективам — в определённых исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности».

«Собственность — система исторически изменяющихся объективных отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления, характеризующих присвоение средств производства и предметов потребления. Таким образом, собственность — это присвоение, обретение чего-то в свою власть, в свою принадлежность».

«Собственность — принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определённым лицам; юридическое право на такую принадлежность, на владение, использование и распоряжение объектом собственности. Как экономическая категория собственность — это отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела и передела собственности».

Познакомив школьников на основе содержания раздела с различными взглядами на собственность, учитель предлагает учащимся выделить ключевое слово в экономическом определении собственности, представленном в тексте учебника. Можно предположить, что школьники дадут верный ответ: это слово — «принадлежность». Целесообразно подчеркнуть, что отношения собственности составляют основу любой экономической системы. Отношения собственности — это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Если определённые ресурсы принадлежат только конкретному лицу, то они не являются собственностью других лиц.

Вопрос о праве собственности учащиеся могут изучить самостоятельно по тексту учебника, начав с документа — ст. 35 Конституции РФ. При этом следует пояснить, что, во-первых, в этой статье речь идёт только о частной собственности, которая является преобладающей в рыночной экономике; во-вторых, основным актом гражданского законодательства, регулирующим отношения собственности, является Гражданский кодекс.

Для организации самостоятельного изучения учебного текста целесообразно заранее записать на доске вопросы, которые должны уяснить для себя учащиеся: что такое собственность? Что означает владение имуществом? пользование имуществом? распоряжение имуществом? (Учащимся предлагается также ответить на вопросы, поставленные в учебнике сразу после определения понятия «распоряжение».) Кто может быть субъектом собственности? Чем понятие «физические лица» отличается от понятия «юридические лица»?

Целесообразно поручить учащимся выделить в тексте параграфа краткие определения терминов: право собственности, владение, пользование, распоряжение имуществом, физическое лицо, юридическое лицо.

3. Возможный вариант изучения третьего вопроса — работа учащихся с соответствующим разделом и схемой «Формы собственности».

Требует проверки понимание терминов «субъекты собственности» и «объекты собственности». В первом случае мы получаем ответ на вопрос «Кому принадлежит собственность?», во втором — на вопрос «Что принадлежит собственнику? ».

Основные субъекты собственности названы в учебнике: это физические лица, юридические лица (в том числе религиозные и общественные организации), государство (т. е. РФ и её субъекты), органы местного самоуправления. На уроке целесообразно привлечь внимание учащихся к фиксирующей субъекты собственности ст. 212 Гражданского кодекса РФ, которая представлена в рабочей тетради. При этом можно предложить школьникам сделать схему, отражающую содержание этой статьи.

Что касается объектов собственности, то их бесчисленное множество, однако важно обратить внимание учащихся на указанные в учебнике объекты собственности, которые не могут принадлежать гражданам (различные виды оружия и т. п.), а также на объекты собственности, принадлежащие исключительно РФ (ресурсы континентального шельфа, государственная казна и т. п.).

Затем учитель переходит к рассмотрению форм собственности, закреплённых Конституцией РФ. Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что правовые нормы, изученные в данной теме (статьи Конституции РФ и Гражданского кодекса) были приняты лишь после начала 90-х гг. XX в. До конца 80-х гг. в стране существовали лишь государственная и кооперативная формы собственности. Частная собственность не считалась законной. Произошедшие в 90-х гг. изменения и принятые законы способствовали становлению в стране рыночной экономики.

Поскольку процессы приватизации продолжаются, целесообразно, используя Интернет, привести новейшие данные о формах собственности в российской экономике.

4. Основания для приобретения права собственности перечислены в учебнике. Учитель предлагает учащимся привести, опираясь на собственный опыт, примеры, иллюстрирующие каждую из шести названных в тексте позиций. Законные основания возникновения права собственности противопоставляются незаконным, уголовно наказуемым (кража, грабёж, мошенничество и т. п.). Освещая эту часть раздела, учитель опирается на статьи главы 21 «Преступления против собственности» Уголовного кодекса РФ.

Желательно раскрыть и моральный аспект хищений чужой собственности. Учащимся предлагается самим рассказать об отношении к фактам покушения на чужое имущество. Это отношение можно показать на примере русских пословиц: «Воровство — последнее ремесло», «Вор ворует, а мир горюет», «Вора помиловать — добро погубить», «За своё постою, а чужого не возьму», «На чужой каравай рот не разевай». Христианская мораль запрещает воровство, посягательство на чужую собственность. Таким образом, правовые нормы, устанавливающие уголовную ответственность за преступления против собственности, опираются на тысячелетний опыт человечества, на устоявшиеся моральные правила.

Желательно в конце урока организовать работу учащихся с заданием 3 рубрики «В классе и дома» и обсуждение результатов его выполнения.

Домашнее задание: § 19 учебника; задания рубрики «В классе и дома»; задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя). Учащимся, желающим получить дополнительные знания по этой теме, можно порекомендовать пособие для чтения: Липсиц И. В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учеб, для 7—8 классов. — М., 2004. — Гл. 29, 30, 31.

Литература для учителя

Обществознание: учеб. / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — Гл. 6.

Кашанина Т. В. Право и экономика: учеб. пособие для 10—11 кл. / Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. — М., 2000. — Кн. 2. — Гл. 3.

Каверин Б. И. Обществознание: учеб. пособие / Б. И. Каверин, П. И. Чижик. — М., 2007. — Гл. 4 — § 4.10.

Экономика: учеб, для вузов / под ред. Е. Н. Лебедевой. — М., 2003. — Гл. 3.






Для любых предложений по сайту: [email protected]