ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Экономика

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Экономика

Рассматриваемая тема тесно связана с уроками «Главные вопросы экономики» (в решении этих вопросов принимает участие предприниматель), «Рыночная экономика» (свободное предпринимательство — существенный признак рыночной экономической системы), «Производство — основа экономики» (производственный бизнес — это распространённый вид предпринимательства). Лучшему усвоению материала будет способствовать обращение к опыту участия школьников в трудовой и хозяйственной деятельности, в рыночном обмене и потреблении.

Задачи урока

1. Раскрыть социально-экономическую роль и функции предпринимательства.

2. Способствовать формированию у учащихся знаний организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, умений объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса, выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве, оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности.

3. Совершенствовать умения рассматривать явления и процессы социальной действительности в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

4. Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: построение жизненных планов во временной перспективе, умение выделять нравственный аспект поведения, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Оборудование урока

Таблица «Организационно-правовые формы предприятий», карточки с заданиями, компьютер, ватман, фломастеры, подборка материалов местных СМИ.

План изучения нового материала

1. Роль предпринимательства в экономике.

2. Цели фирмы и её основные организационно-правовые формы.

3. Малое предпринимательство.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с проверки домашнего задания. Затем учитель проводит вводную беседу по вопросам рубрики «Вспомним». Это позволяет актуализировать знания учащихся, полученные на предыдущих трёх уроках.

1. Изучение первого вопроса расширяет знания учащихся о понятии «предпринимательство».

После самостоятельной работы учащихся с текстом соответствующего раздела параграфа учитель организует беседу по следующим вопросам: каковы отличительные признаки предпринимательской деятельности? Какие функции в обществе выполняет предпринимательство? Кто способен стать предпринимателем?

При обсуждении ответов на второй вопрос полезно обратиться к фактам и примерам из российской практики организации и ведения предпринимательской деятельности. При ответе на третий вопрос предложите учащимся дополнить характеристики, данные в учебном тексте, собственными представлениями о современном бизнесмене, его отличительных качествах.

При рассмотрении роли и функции предпринимательства в российском обществе учитель отмечает, что от предпринимательской активности, энергии, профессионализма и нравственных устоев нового поколения деловых людей России в решающей степени зависят будущее страны и завтрашний день её экономики. Полезно привести примеры успешного предпринимательства в различных областях и сферах российской экономики, статистические данные о результатах экономической деятельности больших и малых частных предприятий страны, региона. Рекомендуется обратиться к материалам, публикуемым в журналах и газетах, различным ежегодным статистическим сборникам, выступлениям руководителей государства с анализом и прогнозами экономического развития.

Важно добиться понимания учащимися того, что успехи предпринимательства напрямую зависят от общих условий в стране, стабильности законодательства, наличия развитой производственной и социальной структур, уровня образования и профессиональной подготовки работников, формирования у населения установки на улучшение условий жизни своим трудом и благодаря собственной энергии. Это обязывает и самих предпринимателей участвовать в создании этих общих условий, а государство оказывать поддержку развитию предпринимательства1.

Учитель может проверить результативность усвоения материала с помощью ряда заданий:

1) Выберите верное суждение о предпринимательстве.

А. Свободное установление цен на товары и ресурсы способствует развитию предпринимательства.

Б. Развитие предпринимательства позволяет удовлетворить личные интересы предпринимателей, но противоречит общественным.

2) Утверждают, что «заниматься бизнесом — то же самое, что ехать на велосипеде: либо вы движетесь, либо падаете». Найдите аргументы, подтверждающие справедливость или несправедливость данного утверждения.

3) Выполните задание 2 рубрики «В классе и дома».

В завершение разговора о предпринимательской деятельности рекомендуется обратиться к социальному опыту учащихся, возникающим у них проблемам экономической несамостоятельности, жизненным планам на будущее. Возможно обсуждение следующих вопросов: как развить в себе качества будущего предпринимателя? Экономическая зависимость от родителей — опора или обуза? На что бы вы потратили заработанные деньги?

2. Для установления связи с предыдущим разделом учитель подчёркивает, что основной организационной формой предпринимательства является фирма. Определяя понятие «фирма», учитель обращает внимание на коммерческий характер деятельности этой хозяйственной организации, т. е. её направленность на получение прибыли.

Следующий шаг в изучении раздела — вопрос о необходимости регистрации предпринимательской деятельности (официального учреждения). Учитель, опираясь на предложенные в учебном тексте ситуации из практики, помогает учащимся найти различия в регистрации индивидуальной трудовой деятельности и регистрации фирмы как самостоятельного хозяйственного субъекта.

При рассмотрении целей деятельности фирмы учителю важно подчеркнуть не только узкие (внутрифирменные) цели — получение большей прибыли, рост самой фирмы и т. п., но и более широкие социальные цели. Например, в Японии многие всемирно известные фирмы придерживаются более широких целей деятельности, отражающих стремление к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах, за счёт более полного использования производственных ресурсов и в целях повышения благосостояния всего общества. Обращается также внимание на то, что успешно решить двойную задачу — заработать прибыль владельцу и создать нужные обществу блага — удаётся далеко не каждой фирме. Фирма процветает, если её продукция (или услуги) пользуется спросом и приносит собственнику доход. Однако случается так, что фирмы разоряются, производство останавливается. По статистике каждые пять лет исчезают две компании из пяти.

Далее необходимо обсудить вопрос о том, в какой форме возможна организация фирмы. Учитель знакомит учащихся с тремя основными формами предпринимательства: индивидуальным частным предприятием, товариществом и акционерным обществом. При характеристике каждой из форм учитель старается выделить не только их особенности, но и главное преимущество того или иного варианта ведения бизнеса.

Положение учебного текста о том, что ведущее место в мировой практике принадлежит крупным предприятиям, объединениям, обеспечивающим экономике стабильность и устойчивость, желательно проиллюстрировать примерами из российской экономической действительности (например, можно назвать энергетическую компанию Газпром, автомобилестроительную компанию АвтоВАЗ, Уральский приборостроительный завод — ведущий производитель авиационной и медицинской техники и др.). Их работники по-настоящему заинтересованы в результатах своего дела. Полезно обратиться и к имеющимся у восьмиклассников знаниям из повседневной жизни о деятельности известных фирм в российской экономике (например, «Ростелеком» — телекоммуникационная компания, «Техносила» — сеть магазинов бытовой техники и электроники, «KFC» — сеть организаций быстрого питания и пр.). Здесь возможно использование материалов опережающего домашнего задания, предполагающего подбор информации из СМИ и других источников о деятельности различных фирм.

Закрепить изученный материал раздела учителю поможет организация выполнения следующего задания и обсуждение его результатов: сравните условия функционирования в рыночной экономике предприятий различных организационно-правовых форм и заполните соответствующие графы таблицы в своей тетради.

Организационно-правовые формы предприятий

Преимущества

Недостатки

Индивидуальное предприятие



Товарищество



Акционерное общество



3. Изучение материала третьего раздела можно организовать путём самостоятельной работы школьников с текстом параграфа, обсуждения проблемных вопросов и выполнения различных практических и познавательных заданий.

Учитель помогает учащимся обозначить существенные характеристики малого предпринимательства через совместный поиск ответов на вопросы: какие предприятия можно отнести к малым? Где создаются малые предприятия? В чём преимущества малого бизнеса? Что препятствует развитию малых предприятий в России? Государство — помощник или помеха малому бизнесу?

При обсуждении третьего и четвёртого вопросов учителю полезно не только обратить внимание учащихся на сформулированные в тексте учебника преимущества малых фирм (быстрота их реакции на изменения рыночного спроса, не требуют значительных денежных вложений, хозяйственная самостоятельность). Важно подчеркнуть и раскрыть для учащихся значимость этого типа хозяйственных структур для улучшения социально-экономической ситуации в России. В нашей стране они играют существенную роль в решении таких проблем, как развитие конкуренции, создание новых рабочих мест и обеспечение эффективной занятости населения, рациональное использование научно-технического потенциала, создание конкурентоспособной продукции. Поэтому государство способствует активизации предпринимательской деятельности малых фирм и занимается проблемами их развития.

При обсуждении последних двух вопросов учитель может предложить учащимся подумать над следующими фактами: по данным Всемирного банка в России доля фирм, считающих изменения норм и правил в этой сфере непредсказуемыми, в последние годы составляет 75%. Значительное число руководителей фирм считают необходимым усилить правовую защиту предпринимательства, совершенствовать формы диалога власти и бизнеса.

Для закрепления полученных знаний по теме параграфа целесообразно организовать выполнение учащимися учебно-познавательных и практических заданий (могут быть представлены на карточках):

1) Ваши друзья решили заработать деньги для организации похода в период летних каникул. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр для малышей (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен компетентный совет.

Что бы вы могли посоветовать друзьям? Какие факторы необходимо учесть для обеспечения успешности начатого дела? Что является главным в первоначальном плане действий?

2) Знакомая старшеклассница даёт частные уроки английского языка детям дошкольного возраста. Ежемесячная выручка составляет 5 тыс. р., а затраты — 1 тыс. 300 р. Рассчитайте прибыль участника предпринимательской деятельности. Предложите возможные пути и способы увеличения прибыли.

3) Перечислите экономические права свободного предпринимателя.

Можно предположить, что учащиеся перечислят, например, следующие: определять организационно-правовую форму деятельности; решать, что, как и для кого производить; распоряжаться полученной прибылью; использовать труд наёмных работников.

4) Выполните задание 4 рубрики «В классе и дома».

Альтернативный вариант изучения этого раздела параграфа — организация проектной работы в группах по теме «Малый бизнес в нашем регионе» с использованием материалов местных СМИ и интернет-источников. Материал может быть подобран заранее. На уроке проводится обсуждение результатов работы групп. Они могут быть представлены в виде презентации, плаката, схемы, информационного бюллетеня, рекламного листка, рекомендаций по открытию своего дела и др.

Домашнее задание: Вариант 1. Задание 1 рубрики «В классе и дома». Вариант 2. Подготовьте ответ на вопрос: какой из предложенных вариантов получения дохода вы бы предпочли в будущем?

1) Иметь сравнительно небольшой, но твёрдый заработок и уверенность в завтрашнем дне.

2) Много работать и хорошо получать, пусть даже без гарантий на будущее.

3) Иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск.

4) Не знаю.

Аргументируйте свой выбор.

Вариант 3. Составьте перечень преимуществ и недостатков работы: а) на собственной фирме; б) на государственном предприятии; в) на частном предприятии.

В устном представлении (желательно в виде компьютерной презентации) полезно учесть мнение родителей, учителей, знакомых, работающих в учреждениях (на предприятиях) различных организационно-правовых форм; определить отношение к этому вопросу одноклассников.

Оценку можно провести по следующим аспектам: а) оплата труда; б) отпуск; в) оплата больничного листа; г) пенсия; д) независимость; е) режим работы; ж) гарантия работы и т. д.

Литература для учителя

Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов / И. В. Липсиц. — М., 2007. — Гл. 4—6, 8.

Экономика: учеб, для 10—11 кл. / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. — М., 2007. — Гл. 4.

Экономика фирмы: учеб. / под ред. Н. П. Иващенко. — М., 2007.

Экономическая теория: учеб. для студентов вузов / под ред. В. Д. Камаева. — М., 2007. — Гл. 11.


1 Источником дополнительной информации могут служить выступления руководителей государства, публикации в СМИ, материалы учебников по экономике (например: Экономика: Учеб. для 10—11 кл. / Под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. — М., 2007. — Гл. 4. — Разд. 4.2).






Для любых предложений по сайту: [email protected]