КАК СТАТЬ ЛИЧНОСТЬЮ - Личность и общество

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год

КАК СТАТЬ ЛИЧНОСТЬЮ - Личность и общество

На данном уроке имеющиеся у учащихся представления о личности обогащаются через сопоставление таких характеристик человека, как индивид, индивидуальность, личность, через рассмотрение значимых для личности жизненных ценностей и ориентиров, а также через изучение этапов и факторов становления личности в процессе социализации.

Задачи урока

1. Расширить и углубить представления учащихся об уникальности каждого человека, о единстве в нём биологического и социального, соотношении понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», социальных характеристиках личности, путях и этапах её становления в общественных условиях.

2. Создать условия для формирования основ гражданской идентичности личности, осознания учащимися собственных жизненных целей и перспектив.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: умение анализировать различную социальную информацию, относящуюся к изучаемой тематике, осмысливать влияние различных социальных факторов на становление личностных свойств человека; формулировать собственную позицию по жизненно важным проблемам.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, рабочая тетрадь, карточки с высказываниями В. Франкла.

План изучения нового материала

1. Человек, индивид, личность.

2. Жизненные ценности и ориентиры.

3. Становление личности.

4. Кто помогает стать личностью?

Варианты организации учебной деятельности

Урок начинается с проверки домашнего задания. Затем учитель может провести в классе письменный тест «Кто я?».

Учащимся предлагается выполнить следующие требования: во время теста не переспрашивать, ничему не удивляться и точно выполнить задания.

1. Ответьте на вопрос: кто ты? 2. Ответьте на вопрос: кто ты? (В этом месте ребята, как правило, удивляются, поэтому стоит напомнить об условии выполнения задания.) 3. В течение минуты ответьте на вопрос «Кто я?» столько раз, сколько успеете.

Комбинированный урок

1. Изучение первого пункта плана возможно предварить беседой по вопросам рубрики «Вспомним». Важно, опираясь на ответы ребят, подвести их к выводу о социальной природе личности.

Собрав листочки с ответами учащихся на вопрос теста, учитель может построить своё объяснение с опорой на вероятные результаты: «Отвечая на вопрос, вы скорее всего отметили такие проявления собственного «Я», как принадлежность к той или иной группе (ученик, девушка, житель города...). Наверное, есть среди ваших ответов и такие, которые повторяются (любитель животных, поклонник поэзии или определённого музыкального направления). А есть и такие проявления, которые присущи только вам и никому больше».

Далее учитель может пояснить, в чём различие понятий «индивид» и «индивидуальность». При внешней схожести этих терминов первый может быть отнесён ко всем людям (индивид — один из...), а второй — только к отдельному человеку, поскольку он фиксирует неповторимые и своеобразные черты конкретного субъекта.

Для закрепления изученного можно предложить учащимся выполнить задание (оно может быть представлено на карточках или с помощью экрана):

Верны ли следующие суждения?

А. Понятия «индивид» и «индивидуальность» являются синонимами.

Б. Личностью индивид становится в обществе.

1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны А и Б; 4) неверны оба суждения.

В хорошо подготовленном классе, имеющем опыт проведения дискуссии, возможно обсуждение задания 4 рубрики «В классе и дома».

2. Вопрос о смысле жизни и ценностях, признаваемых личностью в качестве основополагающих, является одним из так называемых вечных. Целесообразно обратиться к дополнительной информации.

Дополнительный материал для учителя

Краткий философский словарь под редакцией А. П. Алексеева определяет смысл жизни как «наиболее ценное в ней, выступающее как высшая цель человеческого бытия, которой должны быть подчинены частные цели... Отношением человека к смыслу жизни определяется личное достоинство, поскольку оно является ценностной характеристикой данного индивидуального существования в целом. Отсутствие смысла жизни закрывает человеку путь к истинному счастью и, как показывает известный психолог В. Франкл, делает нежизнеспособным в экстремальных условиях. Смертность, конечность жизни человека открывает ему её ценность и заставляет искать смысл, выбирать главное в ней. Для русской мысли смысложизненные вопросы являются первостепенными». Краткий философский словарь / Под редакцией А. П. Алексеева. — М., 2000.

Обращает на себя внимание то, что среди учёных выделяется оптимистическое и пессимистическое понимание смысла жизни. Большинство скептиков отрицают осмысленность бытия и возможность исполнения человеком своего предназначения, а оптимисты не только признают такую возможность, но и пытаются определить, в чём именно этот смысл состоит.

В связи с указанной проблемой можно обсудить с учащимися следующие вопросы: почему именно человеку свойственно стремление искать смысл жизни? Возникал ли у вас вопрос о смысле жизни? Вспомните, при каких жизненных обстоятельствах это происходило. Если захотите, расскажите об этом.

Возможно обсуждение с учащимися следующих тезисов, которые были сформулированы психологом-гуманистом В. Франклом (эти высказывания могут быть заблаговременно заготовлены на карточках или продемонстрированы с помощью проектора):

1. Стремление к смыслу — ценность, необходимая для выживания человека. Именно он даёт ответ на вопрос «Зачем жить?».

2. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл всегда может быть найден.

3. Смысл нельзя дать, его нужно найти (можно помочь человеку, но нельзя смыслом жизни наградить).

4. Поиск смысла — нормальное свойство человеческой природы, отличающее людей от животных.

Подводя итог обсуждению, учитель может обратить внимание учеников на то, что обретение смысла — всегда положительное эмоциональное переживание, тогда как бессмысленная жизнь характеризуется такими состояниями, как скука, депрессия, тоска, раздражение, личностное одиночество, неприятие, отрицание реальности и отказ от неё.

Среди важнейших жизненных ценностей и ориентиров выделяется поиск счастья.

Несмотря на сложность формулирования сущности этого понятия, можно предложить ученикам рассмотреть три различных подхода к определению счастья.

Первый состоит в том, что счастье отождествляется с высшим благом или благами. К таким благам могут относиться и здоровье, и внешняя привлекательность, и материальная обеспеченность, и личные достижения, и многое другое. Обратим внимание, что счастье имеет объективную и субъективную стороны. Человек может быть здоров и богат, но чувствовать себя несчастным. А иной человек в такой ситуации испытывает полное ощущение счастья. Здесь всё дело в отношении к обладанию благами. Стоит вспомнить старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке». Чего у неё только не было, а ей всё было мало.

Второй подход связывает счастье с удачей, фортуной, стечением обстоятельств или везением. В этом случае речь чаще всего идёт о том пути, который ведёт к счастью. При этом часто счастье ассоциируется с максимально лёгким и коротким путём. Не случайно римскую богиню счастья Фортуну считали ещё и богиней удачи, счастливого случая. Культ этой богини сложился при царе Сервии Туллии, превратившемся из сына раба в царя благодаря любви Фортуны. Часто Фортуну изображали с завязанными глазами или на шаре (колесе), намекая на изменчивость счастья, слепой случай.

Третий вариант понимания счастья — мощные, глубоко впечатляющие позитивные переживания, накладывающие отпечаток на всю последующую жизнь человека. Известный психолог и философ XX в. А. Маслоу называл эти моменты «пиковыми переживаниями». Они, как правило, длятся недолго, но воспоминания о них остаются у человека на всю жизнь, освещая её даже в самые горькие и трудные минуты.

При изучении такого аспекта определения жизненной перспективы, как выбор профессии, учителю полезно иметь в виду, что учащиеся нередко путают понятия «профессия», «специальность» и «должность».

Профессия — это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков). Специальность — необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека. Отсюда следует, что профессия — это группа родственных специальностей (профессия — учитель, специальность — история, физика, рисование). Должность — это служебная обязанность (служебное место) в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой профессией или специальностью. Так, должность директора школы может занимать профессиональный учитель любой специальности. На одном предприятии человек определённой профессии может занимать одну должность, а при переходе на другое предприятие — другую, в зависимости от обстоятельств.

В дополнение к изложенному в тексте параграфа материалу о профессиональном выборе можно предложить учащимся выполнить следующие задания.

1) Попробуйте составить для себя список того, чего вы ждёте от будущей профессии. (После составления такого списка обсудите его в классе. Какие мотивы выбора преобладают?) Скорее всего среди предпочтительных мотивов на первом месте будут следующие: найти интересное дело, приносить пользу, иметь приличный заработок, уважение коллег, возможность раскрыть свои таланты и дарования.

2) Из списка вычеркните то, от чего можно отказаться, и оставьте то, без чего обойтись невозможно; полученные результаты прокомментируйте.

Текст параграфа о стратегиях выбора профессии можно конкретизировать вопросом: какая стратегия профессионального выбора характерна для каждого йз следующих случаев?

A. Надпись на камне на распутье: «Направо пойдёшь — в сапожники попадёшь, налево пойдёшь — пироги печь начнёшь, прямо пойдёшь — в музыканты попадёшь».

Б. «Сначала окончу медицинское училище, потом поработаю по специальности, а уже затем буду поступать в медицинский институт, чтобы стать хорошим врачом».

B. Портной — сын портного, внук портного, вероятно, и отец портного.

При изучении данной темы можно привлечь сведения об особенностях рынка труда в отдельных регионах, обратить внимание ребят на те профессии, которые являются дефицитными в регионе в связи с особенностями социально- экономического развития. Обязательно стоит подчеркнуть, что современный этап развития экономики ориентирован на перспективы инновационного развития, что потребует большого числа ^профессионалов в сфере высокотехнологичных производств.

3. Изучение третьего вопроса предполагает углубление представлений учащихся о мировоззрении как одной из сущностных черт личности, а также раскрытие этапов становления личности.

Вопрос о сущности мировоззрения весьма сложен и может быть конкретизирован с помощью примеров. Целесообразно обратиться к рубрике «Документ» и обсудить ответы учащихся на вопросы, предложенные в учебнике.

Альтернативный вариант изучения вопроса о мировоззрении — работа с фрагментом учебного текста. Учащимся предлагается самостоятельно прочитать текст соответствующего раздела и привести примеры, иллюстрирующие каждую фазу социализации. При затруднениях учащимся можно предложить определить, какую фазу иллюстрирует каждый из следующих примеров (стоит пояснить, что данные примеры весьма условны, но в каждой сказке есть доля истины).

Адаптация. Утка-мать наставляет утят перед представлением их на птичьем дворе:

«Ну-ну, шевелите лапками! — сказала она утятам. — Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех. Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у неё на лапке красный лоскуток. Как красиво! Это высшее отличие, какого только может удостоиться утка. Это значит, что её не хотят потерять, — по этому лоскутку её сразу узнают и люди и животные. Ну, живо! Да держите лапки вместе! Благовоспитанный утёнок должен выворачивать лапки наружу, как отец и мать. Вот так! Смотрите! Теперь наклоните головки и скажите: «Кряк!»

Утята так и сделали.

Индивидуализация. Пережив тяжёлую зиму в одиночестве, гадкий утёнок вновь весной увидел прекрасных лебедей. «Утёнок узнал этих прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть. «Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»

Интеграция. «И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел своё собственное отражение. Но теперь он был уже не гадким тёмно-серым утёнком, а белым лебедем.

Теперь утёнок был даже рад, что перенёс столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить своё счастье и всё то великолепие, которое окружало его. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его своими клювами.

В это время в сад прибежали маленькие дети. Они стали бросать лебедям хлебные крошки и* зёрна, а самый младший из них закричал:

— Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!»

4. Для раскрытия роли агентов социализации учитель использует задание 3 рубрики «В классе и дома». Можно предложить обсудить варианты эскиза схемы, а после её выполнения дома рассмотреть результаты при проверке домашнего задания на следующем уроке. Помощь в выполнении данного задания может оказать серия рисунков «Агенты социализации» в учебнике.

Домашнее задание: § 5 учебника; задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя).

Урок практикум

Если планирование уроков в данном классе позволяет выделить два часа на изучение данного материала, то возможно первый урок посвятить работе с учебным текстом и составлению сложного плана по данной теме.

На втором уроке учащимся предлагается после самостоятельного прочтения текста параграфа ответить (индивидуально или в группах) на вопросы 1—5 рубрики «Проверим себя» и выполнить задания 1, 3 рубрики «В классе и дома». Дополнительно учитель может использовать задания 3.1—3.2 пособия «Промежуточная аттестация по обществознанию»1.

Кроме того, учащиеся могут в группах подготовить компьютерную презентацию «Профессии, которые мы выбираем» или «Профессия моей мечты» (см. задание 5 рубрики «В классе и дома»).

Домашнее задание: § 5 учебника; задания 2, 5 рубрики «В классе и дома». В качестве дополнительного задания для учащихся, проявляющих интерес к данной тематике, можно рекомендовать подготовить небольшую письменную работу по высказыванию В. Гаврилова, приведённому в рубрике «Говорят мудрые».

Литература для учителя

Золоту хина-Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы: учеб. для вузов / Е. В. Золотухина-Аболина. — Ростов н/Д, 2000. — С. 86, 382—394.

Философия. Человек и жизнь: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. С. Кожеуровой. — М., 2002.

Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задачи для подростков и педагогов / Г. А. Цукерман. — М., 1995.

Горбунов М. В. 1000 профессий традиционных, новых, редких: краткий энциклопедический словарь / М. В. Горбунов, Е. В. Кирилюк, А. П. Орешкина. — Ростов н/Д, 2010.


1 Промежуточная аттестация по обществознанию. 6—9 классы: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. — М., 2010. — С. 79.






Для любых предложений по сайту: [email protected]